|
Паспорт программы 4
Реализация программы профессионального самоопределения обучающихся МАОУ СОШ №1 города Когалыма «Твой профессиональный выбор» на 2014-2015 учебный год
|
АНОТАЦИЯ
Проблема личностного и профессионального самоопределения встаёт перед человеком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей неприкрытой сложности.
Причинами этих затруднений является то, что многие старшеклассники имеют весьма приблизительное представление о современном рынке труда, существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интересных специальностей. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей нелегко.
Данная программа ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда и его особенности.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы ________________________________________________________ 4
Введение ____________________________________________________________ 7
Пояснительная записка ________________________________________________ 8
Кадровое обеспечение _________________________________________________ 10
Ожидаемые результаты _________ ______________________________________ 10
Организация деятельности по программе ________________________________ 11
Основные принципы реализации программы______________________________ 11
Способы реализации программы ________________________________________ 11
Содержание деятельности по реализации программы ______________________ 12
Методическое обоснование _____________________________________________ 14
Механизм реализации программы _______________________________________ 15
Критерии оценки результатов реализации программы ______________________ 16
Мониторинг реализации программы за три года ___________________________ 19
Общие выводы _______________________________________________________ 26
Литература ________________________________________________________________ 27
Приложение
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования.
Рабочая программа курса профессионального самоопределения «Мой профессиональный выбор».
Диагностический инструментарий (тесты, методики и др.).
Формируемые УУД в ходе реализации программы Профессиональное самоопределение.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Программа профессионального самоопределения обучающихся МАОУ СОШ № 1 города Когалыма «Твой профессиональный выбор»
|
Цель
программы
|
Создание условий для становления профессионального самоопределения учащихся и обогащения их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
|
Задачи
программы
|
Оказать помощь подростку в жизненном самоопределении, личностном и профессиональном становлении.
Повысить уровень психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждая потребности в самосовершенствовании.
Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
Привлечь к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
|
Нормативно-правовое
обеспечение программы
|
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2016 г. от 07 февраля 2011 г. №163-р
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (основной документ, регламентирующий ведение профильного обучения).
Учебный план образовательного учреждения, предусматривающий профильное и предпрофильное обучение.
Окружная программа профессиональной ориентации в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2016 годы
Муниципальная программа профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций города Когалыма на 2014-2016 годы
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма.
Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 03.09.2013г № 442.
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма.
|
Разработчик программы
|
педагог профессионального обучения Велижанская Валентина Викторовна, 1 квалификационная категория;
педагог-психолог Орлова Наталья Тимофеевна, высшая квалификационная категория.
|
Основные
исполнители программы
|
заместитель директора по УВР – управляет процессом выполнения программы, координирует действия классных руководителей, анализирует и обобщает результаты реализации программы, организует работу с родителями по профессиональному просвещению;
методическое объединение классных руководителей – разрабатывает методические рекомендации для реализации программы, внедрение и использование новых педагогических технологий и активных форм работы, направленных на реализацию задач программы;
классные руководители – подготовка и проведение мероприятий по профессиональному самоопределению.
|
Сроки выполнения и этапы реализации программы
|
Сроки реализации: 1 год (сентябрь 2014 – май 2015года).
Первый этап – подготовительный – сентябрь – декабрь 2014г.
организационная деятельность;
подготовка практических материалов для реализации мероприятий программы;
Второй этап – практический – январь 2014 – март 2015 г.
реализация основных направлений Программы,
коррекция содержания деятельности и определение механизмов реализации.
Третий этап – аналитический - апрель - май 2015 г.
подведение итогов и анализ результатов
|
Финансовое обеспечение
|
Финансирование Программы осуществляется за счет средств образовательного учреждения.
|
Ожидаемые результаты
|
-
знания о профессиях, о своих профессиональных качествах, о путях профессионального самоопределения;
наличие адекватной самооценки;
способность к реализации своих целей;
-
творческое отношение к деятельности;
осознанность выбора будущей профессии выпускниками школы;
повышение качества знаний в сфере профессиональной деятельности учащихся 8 - 11 классов;
обученность учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
ориентация на самоопределение;
мониторинг эффективности работы по данной программе.
|
Система
организации
управления и
контроля
|
контроль за реализацией Программы осуществляет директор образовательного учреждения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает:
контроль за выполнением программы;
мониторинг результатов обучения.
|
ВВЕДЕНИЕ
Сущность профессионального самоопределения – это нахождение личностных смыслов в выбираемой деятельности (или уже выполняемой), а так же нахождение смыслов в самом процессе самоопределения.
При этом смысл конкретной деятельности всегда должен определяться в контексте всей жизни, иначе не будет самоопределения, как целостности. Профессиональное самоопределение – это не только выбор профессии, но часто и выбор всей жизни.
Пряжников Н.С.
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональными навыками необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются умения, а также положительная профессиональная мотивация, то есть интерес к работе.
К сожалению, многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о будущих профессиях, затрудняясь мотивировать свой выбор, и не располагают возможностью прогноза соответствия собственных индивидуальных особенностей требованиям выбранной профессиональной деятельности. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием родителей, под действием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств.
Ученые-социологи посчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Позже это влечет за собой разочарования, и даже психические расстройства. Неудачное решение проблемы юношеского самоопределения в мире профессий (и социальной действительности в целом) ведет к личностным деформациям, ограничению возможностей самореализации, доминированию чувств неудовлетворенности и смятения, отчужденности от общества и окружающих людей.
В связи с этим мы направляем образовательную деятельность в школе на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации. Все это и определяет необходимость введения системы профессионального самоопределения и профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии. Откликаясь на потребности и склонности наших учащихся, мы корректируем направленность их интересов, ориентируем молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении работы по профессиональному самоопределению важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Количество профессий в наши дни измеряется шестизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследований, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профессиональное самоопределение зачастую носит стихийный характер. Изучив мотивы выбора профессии школьниками, пришли к выводу, что значительную роль в этом играют советы окружающих. Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Лишь небольшая часть подростков выбирает профессию, ориентируясь на содержание деятельности, и это правильно. Выбирая будущую профессию, надо суметь соотнести возможности, способности и интересы учащихся, с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
В случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремленного деятеля общественного производства, но и личность, испытывающую удовлетворение и получающую широкие возможности для самореализации. Большинство подростков затрудняются с выбором будущей профессии из-за недостаточных знаний своих индивидуально-психологических особенностей, содержания выбираемой профессии. Поэтому задача подготовки подростка к жизни в обществе - это оказание ему помощи в принятии верного решения относительно своего будущего и ориентация его в мире профессий и в социуме в целом. Подготовка подростков к социально-профессиональному самоопределению реализуется через классные часы, элективные курсы по предметам, профильное обучение.
Эффективность подготовки учащихся к профессиональному самоопределению достигается с помощью целенаправленной совместной деятельности классных руководителей, администрации школы, учителей-предметников в рамках программы «Профессиональное самоопределение учащихся». Программа рассчитана на детей с 8 по 11 классы, сроки реализации – 4 года.
Реализация программы «Профессиональное самоопределение учащихся» начинается с комплексной диагностики (Е.А.Климова (ДДО), и др.) с целью изучения его индивидуальных психологических особенностей и профессиональных склонностей. Для составления психологической характеристики проводится диагностика характера «Личность и профессия» (Г.Айзенка). По результатам диагностики классным руководителям и учителям-предметникам даются рекомендации для построения индивидуального профиля взаимодействия, профессиональному отбору. Кроме этого изучаются профессиональные склонности и способности подростков по параметру интеллектуальных возможностей, учитываются данные медицинского обследования учащихся, которые должны соответствовать требованиям той или иной профессии. Для определения готовности учащихся к осознанному профессиональному выбору и устойчивой мотивации используется опросник профессиональной готовности учащихся к выбору профессии.
Владея данными диагностических исследований, классные руководители планируют свою деятельность в соответствии с программой. Углубление в профессию происходит на элективных курсах по предметам в 9 классе. В 10-11 классах вводится профильное обучение.
Внеурочная деятельность осуществляется через школьные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательскую деятельность, классные и школьные мероприятия. Дополнительному образованию в ходе профессиональной подготовки подростков отводится особая роль. Дополнительное образование расширяет возможности учебно-воспитательного процесса активными формами работы, вовлекает подростка в активный, доступный мир его самореализации. С целью организации внеурочной, спортивной, культурной деятельности при школе работает пресс-центр, цирковая студия, спортивные секции по волейболу, баскетболу и др. Большая роль здесь отводится классным руководителям, которые в рамках программы проводят работу по вовлечению подростков в кружки, секции.
В системе работы школы по профессиональному самоопределению важное место занимает работа школьной библиотеки. Это информационный центр, куда поступает вся литература о профессиях. Педагог-библиотекарь оказывает консультативную помощь педагогам, учащимся по вопросу выбора тематической литературы, делает подборку материала о профессиях, рекомендует литературу для проведения классных часов и праздников, организует тематические беседы, встречи, проводит игры на развитие специальных знаний о профессиях.
В программе подготовки подростков к профессиональному самоопределению уделяется место работе с родителями, которые должны уметь выявить склонности и способности своего ребёнка и помочь ему найти своё место в жизни. Классные руководители учат родителей этому через родительские собрания «Выбор профессии», «Профессиональное будущее моего ребёнка», индивидуальную работу по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся. Родители участвуют в подготовке и проведении мероприятий, соревнований, участвуют в классных часах «Профессия моих родителей».
Актуальность данной программы определяется тем, что в ней представлен комплексный психолого-педагогический подход к решению вопросов профессионального самоопределения обучающихся через организацию единого развивающего образовательного пространства.
Вид программы: модифицированная.
Направленность: психолого-педагогическая.
Возрастная категория учащихся: 8-11 класс. Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы: создание условий для становления профессионального самоопределения учащихся и обогащения их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
Задачи:
Оказать помощь подростку в жизненном самоопределении, личностном и профессиональном становлении.
Повысить уровень психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждая потребности в самосовершенствовании.
Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
Привлечь к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
На каждом возрастном этапе решаются свои задачи в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учащихся.
Задачи для учащихся 8-9 классов:
Формирование осознания учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ осознания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Задачи для учащихся 10-11 классов:
Формирование представлений о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
директор школы – общее руководство, контроль за выполнением программы, способствует материальному обеспечению;
-
заместитель директора по УВР – организует и координирует профильное обучение и элективные курсы по предметам учащихся;
заместитель директора по ВР – управляет процессом выполнения программы, координирует действия классных руководителей, организует работу с родителями по профессиональному просвещению;
методическое объединение классных руководителей – разрабатывает методические рекомендации для реализации программы, внедрение и использование новых педагогических технологий и активных форм работы, направленных на реализацию задач программы;
классные руководители – организуют и проводят учебные и внеклассные занятия, направленные на реализацию задач программы; содействуют профессиональному самоопределению учащихся, подводят их к осознанному выбору профессии;
учителя-предметники – разрабатывают и проводят элективные курсы для учащихся;
социальный педагог - способствует формированию у школьников «группы риска» адекватной самооценки;
педагог – психолог - проводит психолого-педагогическое консультировании с учётом возрастных особенностей;
медицинский работник - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
знания о профессиях, о своих профессиональных качествах, о путях профессионального самоопределения;
наличие адекватной самооценки;
способность к реализации своих целей;
творческое отношение к деятельности;
осознанность выбора будущей профессии выпускниками школы;
повышение качества знаний учащихся 8 - 11 классов;
обученность учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;
ориентация на самоопределение;
мониторинг эффективности работы по данной программе.
Для мониторинга эффективности работы по данной программе планируются следующее исследования:
ценностные ориентации учащихся;
уровень сформированности профессиональных планов учащихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ
просветительская работа на всех этапах реализации программы проводится учителями-предметниками, классными руководителями, педагогом-психологом. Главная цель заключается в том, чтобы расширить знания учащихся и их родителей о профессиях, показать актуальность обсуждаемой темы и наметить пути решения возникающих проблем;
|
|
|