|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Номер
главы
|
Название изучаемой главы
|
Рекомендуемое количество часов
|
Характеристика основных видов деятельности
|
1
|
Основы жизненного и профессионального самоопределения
|
5
|
знать:
- цели и задачи курса;
- содержание и специфику занятий;
- структуру, порядок выполнения и защиты творческого проекта;
понимать:
- компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание.
|
2
|
Мир труда и профессий
|
3
|
знать:
- происхождение труда, разделение труда, мануфактура, крупная машинная индустрия, постиндустриальное общество;
- основные характеристики профессии;
– сферы и отрасли современного производства;
– виды массовых профессий сферы производства и обслуживания;
– содержание труда отдельных профессий.
понимать:
- современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное;
- сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».
уметь:
– сопоставлять свои способности
и возможности с требованиями профессии;
– находить информацию о профессиях и учреждениях профессионального образования
|
3
|
Человек и профессия
|
6
|
знать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.
|
4
|
Слагаемые успеха в профессиональном
самоопределении
|
5
|
знать:
- источники информации о профессиях;
- сущность, назначение и структуру профессиограммы;
- психограмму как составную часть профессиограммы;
понимать:
- роль профессиограмм и психограмм в подготовке к профессиональному самоопределению;
– роль предпринимательства в системе рыночной экономики;
– юридические основы предпринимательства;
– основные формы предпринимательской деятельности;
– этические и моральные принципы предпринимательства.
Уметь: анализировать наличие ресурсов и условий для выбора формы предпринимательской деятельности
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основное общее образование, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь»
Требования к уровню подготовки выпускников
Обучающиеся должны знать:
социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;
ситуацию выбора профессии;
возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;
-
правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях;
отрасли экономики;
способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;
сущность и этапы выполнения профессиональных проб;
требования к выполнению и оформлению творческого проекта.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
Обучающиеся должны уметь:
-
анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;
составлять формулу профессии;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы;
выполнять профессиональные пробы;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;
выполнять и защищать творческий
заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы./ В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин и др., под редакцией В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Графф-2012.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета.
Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко.
Дополнительная литература
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.
Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск:. 2011. - 142 с.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практическая работа №1. Тест
«Готовность школьников
к профессиональному самоопределению»
Цель: выявление начального уровня профессионального самоопределения.
1.Какие способности, по-вашему мнению, у Вас сформированы в наибольшей степени? (подчеркните один вариант): технические, математические, химико-биологические, организаторские, педагогические, литературно-художественные, спортивные, предпринимательские. Какие еще? (допишите) _______________________________________________
2.Избрали ли Вы путь продолжения своего образования после окончания школы?
2.1. – да, определенно.
2.2. – да, неопределенно.
2.3. – нет, об этом еще не думал (а).
3.Выбрали ли Вы для себя будущую профессию?
3.1. – да, определенно.
3.2. – да, неопределенно, нравится несколько профессий.
3.3. – нет, об этом еще не думал (а).
4.Соответствует ли, по Вашему мнению, будущая профессия Вашим способностям и возможностям?
4.1. – да, полностью.
4.2. – да, но не полностью.
4.3. – нет.
4.4. – не знаю, не могу ответить.
5.Согласны ли родители с Вашим выбором?
5.1. – да.
5.2. – нет.
5.3. – не знаю, с ними об этом еще не говорил.
В данном случае уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению можно определить следующим образом:
Уровни
|
Показатели
|
Достаточный
|
Определенно избран путь дальнейшего продолжения образования (2.1), определенно выбрана будущая профессия (3.1),
сформировано представление о полном соответствии этой профессии своим способностям и возможностям (4.1),
согласованность профессионального намерения с родителями (5.1)
|
Низкий
|
Ответы 2.2; 3.2; 4.2; 5.2
|
Недостаточный
|
Другие варианты ответов
|
|
|
|