Главная страница

Паспорт программы 4


Скачать 1.57 Mb.
Название Паспорт программы 4
страница 3/10
Дата 24.02.2016
Размер 1.57 Mb.
Тип Паспорт программы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Номер

главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Основы жизненного и профессионального самоопределения

5

знать:

- цели и задачи курса;

- содержание и специфику занятий;

- структуру, порядок выполнения и защиты творческого проекта;

понимать:

- компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание.

2

Мир труда и профессий

3

знать:

- происхождение труда, разделение труда, мануфактура, крупная машинная индустрия, постиндустриальное общество;

- основные характеристики профессии;

– сферы и отрасли современного производства;

– виды массовых профессий сферы производства и обслуживания;

– содержание труда отдельных профессий.

понимать:

- современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное;

- сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».

уметь:

– сопоставлять свои способности
и возможности с требованиями профессии;

– находить информацию о профессиях и учреждениях профессионального образования

3

Человек и профессия

6

знать: сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

4

Слагаемые успеха в профессиональном
самоопределении


5

знать:

- источники информации о профессиях;

- сущность, назначение и структуру профессиограммы;

- психограмму как составную часть профессиограммы;

понимать:

- роль профессиограмм и психограмм в подготовке к профессиональному самоопределению;

– роль предпринимательства в системе рыночной экономики;

юридические основы предпринимательства;

– основные формы предпринимательской деятельности;

– этические и моральные принципы предпринимательства.

Уметь: анализировать наличие ресурсов и условий для выбора формы предпринимательской деятельности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

  • формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

  • формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

  • принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;

  • создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основное общее образование, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь»

Требования к уровню подготовки выпускников

Обучающиеся должны знать:

  • социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;

  • ситуацию выбора профессии;

  • возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;

  • правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях;

  • отрасли экономики;

  • способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;

  • сущность и этапы выполнения профессиональных проб;

  • требования к выполнению и оформлению творческого проекта.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;

  • составлять формулу профессии;

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы;

  • выполнять профессиональные пробы;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;

  • выполнять и защищать творческий

  • заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Технология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы./ В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин и др., под редакцией В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Графф-2012.

  2. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – Брянск: Издательство Брянского госуниверситета.

  3. Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко.


Дополнительная литература


  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

  3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.

  4. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.

  5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.

  6. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

  7. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

  8. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.

  9. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2 – Ижевск:. 2011. - 142 с.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Практическая работа №1. Тест

«Готовность школьников

к профессиональному самоопределению»

Цель: выявление начального уровня профессионального самоопределения.

1.Какие способности, по-вашему мнению, у Вас сформированы в наибольшей степени? (подчеркните один вариант): технические, математические, химико-биологические, организаторские, педагогические, литературно-худо­жественные, спортивные, предпринимательские. Какие еще? (допишите) _______________________________________________

2.Избрали ли Вы путь продолжения своего образования после окончания школы?

2.1. – да, определенно.

2.2. – да, неопределенно.

2.3. – нет, об этом еще не думал (а).

3.Выбрали ли Вы для себя будущую профессию?

3.1. – да, определенно.

3.2. – да, неопределенно, нравится несколько профессий.

3.3. – нет, об этом еще не думал (а).

4.Соответствует ли, по Вашему мнению, будущая профессия Вашим способностям и возможностям?

4.1. – да, полностью.

4.2. – да, но не полностью.

4.3. – нет.

4.4. – не знаю, не могу ответить.

5.Согласны ли родители с Вашим выбором?

5.1. – да.

5.2. – нет.

5.3. – не знаю, с ними об этом еще не говорил.

В данном случае уровень готовности учащихся к профессиональному самоопределению можно определить следующим образом:


Уровни

Показатели

Достаточный

Определенно избран путь дальнейшего продолжения образования (2.1), определенно выбрана будущая профессия (3.1),

сформировано представление о полном соответствии этой профессии своим способностям и возможностям (4.1),

согласованность профессионального намерения с родителями (5.1)

Низкий

Ответы 2.2; 3.2; 4.2; 5.2

Недостаточный

Другие варианты ответов
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10