Главная страница

Паспорт программы 4


Скачать 1.57 Mb.
Название Паспорт программы 4
страница 7/10
Дата 24.02.2016
Размер 1.57 Mb.
Тип Паспорт программы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

«Найди профессии».

Подчеркните слова, обозначающие профессии.
Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.
Почему «дворник» и «курьер» — не профессии?

Директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.

Учитель начальных классов и учитель физкультуры — это разные специальности одной профессии — учитель.

Терапевт и хирург — специальности профессии врача.

Практическая работа№7

Определите формулу профессий

Заполните таблицу

Профессия

Формула профессии

Учитель




Программист




Тракторист




Зоотехник




Врач




Пианист





Практическая работа №8.

«Классификация профессий»

Классиф-ный признак

Вид и характер труда

Предмет труда
(типы профессий)

Т

человек-техника

П

человек-природа

Ч

человек-человек

З

человек – знаковая система

Х

человек – худож. образ

Цель труда
(классы профессий)

Г
гностическая(распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить)

Пр.
преобразующая
(преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить)

И
изыскательная
(изобрести, придумать, найти новый способ решения)

Орудия труда

Р

ручные

непосредственное выполнение функций

М

механизированные управление станками, устройствами

А

автомпатизированные управление станками, устройствами

Ф

функциональные

выполняют функцию

Условия труда

М

условия с повышенным уровнем моральной ответственности

Н

необычные условия труда

Б

условия бытового типа

О

работа на открытом воздухе




  1. Составьте список специалистов, которые

участвуют в создании:

а) художественного кинофильма,

б) батона хлеба,

в) газеты,

г) ученической тетради,

д) школьной формы,

е) магнитофона.

обеспечивают:

ж) возможность поездки в любой населенный пункт,

з) возможность телефонного разговора,

и) безопасность Государственной границы,

к) возможность получения среднего образования.

2. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:

токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

3. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

4. Распределите все нижеперечисленные профессии и специаль­ности по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда:

медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

5. Распределите нижеприведенные профессии, специальности по признаку отрасли народного хозяйства:

сборщик микросхем, агроном, токарь-универсал, инспектор милиции, резчик по камню, кондитер, садовод, медсестра, следователь, тракторист-машинист широкого профиля, сталевар, швея-мотористка, продавец книг, маляр, экономист.

6. Выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщица, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

7. Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудования, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

8. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

9. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

10. Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

11. Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.

12. С помощью таблицы классификационных признаков составьте формулу одной из следующих профессий:

токарь, оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.

13. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:

а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м;

б) Т Пр Р б; д) Т И Ф б;

в) З Г А б; е) Х ИР М н.

14. Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:

а) садовник; е) учитель труда;

б) милиционер; ж) кровельщик;

в) продавец книг; з) инженер;

г) фрезеровщик; и) ткачиха;

д) мелиоратор; к) животновод.

15. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий:

а) медсестра — токарь;

б) официант — водитель такси;

в) учитель математики - спортивный тренер;

г) бухгалтер — слесарь;

д) полевод — агроном;

е) инженер-конструктор - композитор.

16. Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:

а) животновод, садовник;

б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в) медсестра, токарь, бухгалтер;

г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;

д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;

е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

17. Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые:

а) почти или совершенно исчезли;

б) появились только в XX веке;

в) появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым программным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

18. Из перечисленных ниже названий профессий или специальностей выберите те, которые необходимы:

а) в сельском хозяйстве;

б) в химической промышленности;

в) в строительстве;

г) в машиностроении.

Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, монтажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.

19. Руководствуясь таблицей, определите те виды деятельности, которые, по вашему мнению, больше всего могли бы вам подойти.

20. Руководствуясь таблицей, составьте формулу своей профессии
Практическая работа №12.

Методика «Определение склонностей»

Цель: выявление у учащихся склонностей к определённому виду деятельности.

Обработка и интерпретация результатов

По каждому столбцу листа ответов подсчитывается сумма баллов. Полученные значения вносятся в нижнюю строку. Показатели, относящиеся к соответствующим столбцам листа ответов, характеризуют:

А - склонность к работе с людьми

Б - склонность к умственным видам работ

В - склонность к работе на производстве

Г - склонность к эстетике и искусству

Д - склонность к подвижным видам деятельности

Е - склонность к планово-экономическим видам работ или степени материальной заинтересованности

Уровень выраженности показателей определяется по таблице


Пол

Показа­тели

Уровень выраженности качества

Высокий

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

Низкий

Мужской

А

18

16-17

15

13-14

12

Б

18

17

14-16

13

12

В

24

22-23

20-21

18-19

17

Г

17

14-16

12-13

10-22

9

Д

21

19-20

17-18

14-16

13

Е

15

13-14

11-12

9-10

8






















Женский

А

19

18

16-17

15

14

Б

18

15-17

13-14

12

11

В

18

15-17

13-14

11-12

10

Г

22

20-21

18-19

16-17

15

Д

21

19-20

17-18

15-16

14

Е

16

14-15

12-13

10-11

9


Инструкция к методике «Определение склонностей». Укажите, какому из двух ответов на вопросы, Вы отдаете предпочтение. Внесите его в соответствующую клетку листа ответов. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них.

Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом:

  1. Если Вы согласны с положением «а» внесите цифру «3», а в клетку «б» - «О».

  2. Если Вы согласны с положением «б», но не согласны с положением «а», то в клетку «б» внесите цифру «3», а в клетку «а» - «О».

  3. Если Вы отдаете незначительное предпочтение положению «а», а не «б», то в клетку «а» внесите цифру «2», а в клетку «б» - «1».

  4. Если Вы отдаете незначительное предпочтение положению «б», а не «а», то в клетку «а» внесите цифру «1», а в клетку «б» - «2».

Постарайтесь на все вопросы ответить добросовестно, придерживаясь вышеизложенной инструкции.

Опросник к методике «Определение склонностей»

1. Некоторые люди считают, что важнее:

а) много знать, чем

б) создавать материальные блага. Правы ли они?

2. Что Вас больше всего привлекает при чтении книг?

а) прекрасный литературный стиль или

б) яркое изображение смелости и храбрости героев.

3. Какое награждение Вас больше бы обрадовало?

а) за научное изобретение или

б) за общественную деятельность на общее благо.

4. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали?

а) директора универмага или

б) главного инженера завода.

5. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности?

а) то, что они несут людям искусство и красоту или

б) то, что они выполняют общественно полезную работу.

6. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение?

а) физика, или

б) физическая культура.

7. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание?

а) на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.) или

б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива.

8. Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах?

а) цвет, совершенство формы или

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

9. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся?

а) мужество, смелость, выносливость или

б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти.

10. Представьте, что Вы профессор университета. Какому бы предмету Вы отдали предпочтение в свободное от работы время?

а) занятиям по литературе или

б) опытам по физике, химии.

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого бы Вы охотнее поехали?

а) как известный спортсмен на международные соревнования или

б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность?

а) статья о машине нового типа или

б) статья о новой научной теории.

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание?

а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

14. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись?

а) чем-либо практическим (ручным трудом) или

б) общественной работой (на добровольных началах).

15. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели?

а) выставку новых продовольственных товаров или

б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии).

16. Если бы в школе было только два кружка, какой бы Вы выбрали?

а) технический или

б) музыкальный.

17. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большое внимание?

а) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего или

б) на спорт, так как это нужно для укрепления их здоровья.

18. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали?

а) научно-популярные или

б) литературно-художественные.

19. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала?

а) работа с машинами или

б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер).

20. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее?

а) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом.

21. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь?

а) Поповым, Циолковским или

б) Менделеевым, Павловым.

22. Что важнее для человека?

а) создавать себе благополучный, удобный быт или

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

23. Для благополучия общества необходимы?

а) правосудие или

б) техника.

24. Какую из двух книг Вы с большим удовольствием читали бы?

а) о достижениях спортсменов в нашей республике или

б) о развитии промышленности в нашей республике.

25. Что обществу принесет больше пользы?

а) забота о благосостоянии граждан или

б) изучение поведения людей.

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.) Считаете ли Вы необходимым?

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту.

27. Какие бы лекции Вы с большим удовольствием слушали?

а) о выдающихся ученых или

б) выдающихся художниками.

28. Какого характера научную работу Вы бы выбрали?

а) работу в библиотеке с книгами или

б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

29. Что бы Вас больше заинтересовало в печати?

а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи или

б) сообщение о состоявшейся художественной выставке.

30. Вам предоставляется выбор профессии. Которой из них Вы бы отдали предпочтение?

а) физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники.
Практическая работа №13.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10