|
Методика
исследования утомляемости и работоспособности
Цель: исследование утомляемости, работоспособности, волевых усилий; ее можно использовать для изучения внимания и психического темпа.
Инструкция: перед вами лежит таблица. Сложите пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними запишите результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок. Сложение производите в каждой строчке до тех пор, пока не последует команда «Стоп!». Затем переходите к следующей строчке.
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
8
|
6
|
6
|
2
|
4
|
4
|
7
|
3
|
4
|
8
|
9
|
6
|
7
|
2
|
9
|
2
|
5
|
9
|
7
|
8
|
4
|
3
|
2
|
4
|
7
|
6
|
5
|
3
|
4
|
4
|
7
|
9
|
7
|
3
|
8
|
5
|
9
|
12
|
11
|
12
|
12
|
9
|
8
|
6
|
11
|
10
|
12
|
6
|
8
|
12
|
16
|
15
|
14
|
5
|
17
|
3
|
8
|
5
|
9
|
3
|
6
|
8
|
4
|
2
|
6
|
7
|
9
|
3
|
7
|
4
|
7
|
4
|
3
|
9
|
7
|
9
|
5
|
4
|
7
|
5
|
2
|
4
|
8
|
9
|
8
|
4
|
8
|
4
|
7
|
2
|
9
|
3
|
6
|
8
|
9
|
12
|
13
|
9
|
16
|
8
|
8
|
12
|
12
|
11
|
14
|
11
|
17
|
7
|
14
|
6
|
16
|
7
|
9
|
17
|
16
|
9
|
5
|
4
|
5
|
2
|
9
|
6
|
7
|
3
|
7
|
6
|
3
|
2
|
9
|
6
|
5
|
9
|
4
|
7
|
4
|
2
|
9
|
8
|
7
|
2
|
9
|
4
|
8
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4
|
8
|
7
|
2
|
5
|
9
|
2
|
2
|
11
|
14
|
12
|
12
|
4
|
18
|
10
|
15
|
7
|
11
|
11
|
7
|
6
|
17
|
13
|
7
|
14
|
13
|
9
|
6
|
9
|
2
|
3
|
6
|
3
|
5
|
4
|
7
|
8
|
9
|
3
|
9
|
4
|
8
|
9
|
2
|
4
|
2
|
7
|
5
|
7
|
4
|
7
|
5
|
4
|
4
|
8
|
6
|
9
|
7
|
9
|
2
|
3
|
4
|
9
|
7
|
6
|
4
|
8
|
3
|
16
|
6
|
10
|
11
|
7
|
9
|
12
|
13
|
17
|
16
|
12
|
11
|
7
|
12
|
18
|
9
|
10
|
6
|
15
|
8
|
8
|
6
|
3
|
7
|
6
|
6
|
9
|
2
|
9
|
4
|
8
|
2
|
6
|
9
|
4
|
4
|
7
|
6
|
9
|
3
|
9
|
8
|
9
|
3
|
4
|
8
|
4
|
5
|
6
|
7
|
5
|
4
|
3
|
4
|
8
|
9
|
4
|
7
|
7
|
9
|
17
|
14
|
12
|
10
|
10
|
14
|
13
|
7
|
15
|
11
|
13
|
6
|
9
|
13
|
12
|
13
|
11
|
13
|
16
|
12
|
5
|
2
|
3
|
9
|
3
|
4
|
5
|
3
|
2
|
8
|
2
|
9
|
8
|
9
|
4
|
2
|
8
|
7
|
8
|
5
|
3
|
4
|
9
|
2
|
4
|
7
|
8
|
5
|
2
|
9
|
6
|
4
|
4
|
7
|
6
|
7
|
5
|
6
|
9
|
8
|
8
|
16
|
12
|
11
|
7
|
11
|
13
|
8
|
4
|
17
|
8
|
13
|
12
|
16
|
10
|
9
|
13
|
13
|
17
|
13
|
4
|
9
|
6
|
3
|
4
|
9
|
9
|
4
|
8
|
6
|
5
|
7
|
4
|
9
|
3
|
2
|
4
|
7
|
4
|
9
|
8
|
4
|
7
|
8
|
9
|
4
|
3
|
9
|
3
|
7
|
6
|
5
|
2
|
4
|
4
|
3
|
4
|
8
|
7
|
3
|
12
|
13
|
13
|
11
|
13
|
13
|
12
|
13
|
11
|
13
|
11
|
12
|
6
|
13
|
7
|
5
|
8
|
15
|
11
|
12
|
3
|
4
|
6
|
5
|
7
|
8
|
4
|
3
|
5
|
5
|
4
|
2
|
9
|
6
|
2
|
4
|
2
|
9
|
2
|
7
|
5
|
8
|
5
|
7
|
4
|
9
|
7
|
2
|
6
|
9
|
3
|
4
|
7
|
4
|
2
|
9
|
8
|
4
|
3
|
7
|
8
|
12
|
11
|
12
|
11
|
17
|
11
|
5
|
11
|
14
|
7
|
6
|
16
|
10
|
4
|
13
|
10
|
13
|
5
|
14
|
В таблице, которая раздается учащимся, закрашенные строки пустые, в них надо записать суммы от сложения. Сейчас в таблице в этих строках суммы уже написаны.
Последовательность проведения эксперимента:
1.
|
Преподаватель дает сигнал «Стоп!» через каждые 12с.
|
2.
|
Учащиеся следуют командам преподавателя.
|
Обработка и анализ результатов
С помощью коэффициента работоспособности можно определить утомляемость учащегося. Она практически не наступает, если этот коэффициент равен 1.
(Kp = S2/S1, где S2 — это сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк; S1 — сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк.)
Методика «Мое здоровье».
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.
1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.
3. Когда меня что-то расстроило, или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.
5. Я часто мерзну.
6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.
7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.
9. У меня часто бывают головные боли.
10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.
11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.
12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».
15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.
Обработка и интерпретация результатов
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, проконсультируйтесь с врачом.
Итоговый тест
|
|
|