Главная страница

Паспорт программы 4


Скачать 1.57 Mb.
Название Паспорт программы 4
страница 4/10
Дата 24.02.2016
Размер 1.57 Mb.
Тип Паспорт программы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Практическая работа №2. Тест

«Готов ли ты к выбору профессии?»


Цель: определить уровень готовности к выбору профессии.

 Прочитай нижеперечисленные утверждения и вырази свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет».

1. Вы уже твердо выбрали профессию.

2.    Основной мотив выбора — материальные интересы.

3.    В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.

4.    Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться ваши друзья.

5.    Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.

6.    Если вы не сможете поступить в избранное вами учебное заведение, то у вас есть запасные варианты.

7.    Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8.    Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9.    Не важно, кем работать, важно, как работать.

10.   Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессии, вам недостает.

12.   Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13.   Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14.   Как вы думаете, учителя одобрили бы ваш выбор?

15.   Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии.

18.   Главное в выборе профессии — возможность поступить в учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20.   Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

21.   Вы уверены, что родственники помогут вам поступить в вуз.

22.  Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой
профессии.

23.    Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться вновь.

24.    Для правильного выбора профессии достаточно вашего слова «хочу».

Обработка и интерпретация результатов

1 балл за каждый ответ «да» на вопросы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23.

1 балл за каждый ответ «нет» на вопросы: 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21,24. 

Подсчитайте сумму и определите уровень своей готовности к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов — неготовность;

7-12 баллов — низкая готовность;

13-18 баллов — средняя готовность;

    1. алла — высокая готовность.


Практическая работа №3. Методика

«Готовность к выбору профессии»

Методика представляет собой опросник из 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет). предназначена для учащихся 9 – 11-х классов.  Наибольшее количество плюсов определяет уровень готовности.

Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Опросник состоит из пяти шкал:

  • автономность - 20 вопросов;

  • информированность - 17 вопросов;

  • ориентация во времени , планирование – 20 вопросов;

  • принятие решения – 20 вопросов;

  • эмоциональное отношение – 22 вопроса.

Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.

Краткая характеристика шкал

Автономность

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Самостоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Умение прогнозировать профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в. течение длительного времени. Собственная активность в получении информации и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономности необходим определенный набор новообразований:

• человек должен ощутить свою независимость от родителей (в делах, мыслях, поступках);

• от внешней детерминации своего поведения он должен перейти на самостоятельную детерминацию;

• он должен осознавать свой идеальный образ Я - концепции и стремиться к его достижению.

Информированность

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или группах профессий.

Понятие «информированность о мире профессий» включает следующее:

• осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

• знание понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты;

• знание отдельных профессий;

• знания или практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных профессий; того, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм;

• положительное отношение к любому виду труда;

• определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

• умение различать связи между профессиями, отраженные в классификации;

• умение выделять основные требования профессии к человеку;

• стремление к самооценке в контексте профессионального самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или группах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социально-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Принятие решения

Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются следующие:

• любознательность, любопытство – желание и умение собирать и накапливать информацию;

• предвидение, предусмотрительность – способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтернативы;

• здравый смысл, проницательность – способность соотнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее;

• решительность – способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

• делегирование полномочий – умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

• планирование – умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;

• оценка риска – способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск – способность оценить риск и взять ответственность на себя;

• контроль – способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался.

Планирование («ориентация во времени»)

Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: «Кем я буду?», «Где я буду учиться?», «Первая работа, дальнейшие перспективы», пути и средства достижения ближайших жизненных целей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профессионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т.д.). Анализ или прогноз конкретных событий позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии

Включает отношение к разным профессиям, профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую говорит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о скрываемом страхе принятия решения.

Инструкция:

Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в Листе ответов поставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность.
Лист ответов



Вопрос/утверждение

К

1.

Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования

 

2.

Я не принимаю серьезных решений мгновенно

 

3.

Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способности

 

4.

Я знаю, в каких условиях я буду работать

 

5.

Я анализирую свое прошлое

 

6.

Я тяжело переношу неудачи в жизни

 

7.

Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе

 

8.

Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт

 

9.

Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем

 

10.

Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий

 

11.

Все мои действия подчинены определенным целям

 

12.

У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше

 

13.

По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не оградит от разочарований

 

14.

Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической)

 

15.

У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни

 

16.

Я ничего не делаю без причины

 

17.

Меня вполне устраивает моя пассивность

 

18.

Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем

 

19.

Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу

 

20.

Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно

 

21.

Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно

 

22.

Первая же крупная неудача может выбить меня из седла

 

23.

Я не задумываюсь о своем будущем

 

24.

Я не выберу работу, требующую большой отдачи

 

25.

Я знаю самого себя

 

26.

Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких

 

27.

Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать

 

28.

Мне не нравится быть самостоятельным

 

29.

Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить

 

30.

Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения

 

31.

Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач

 

32.

Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен

 

33.

Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством

 

34.

Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя

 

35.

Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия

 

36.

Я считаю, что интуиция основана на знании

 

37.

Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает

 

38.

У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее

 

39.

В моей жизни мало успехов

 

40.

Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы

 

41.

Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни

 

42.

Я признаю только обдуманный риск

 

43.

Многие мои планы срываются из-за моей неуверенности в себе

 

44.

Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим

 

45.

Я с детства привык доводить начатое до конца

 

46.

Я боюсь делать важные шаги в своей жизни

 

47.

Я знаю, что мне интересно

 

48.

Было время, когда я строил образ “идеальной профессии” без конкретного названия

 

49.

Когда я иду на компромисс, у меня портится настроение

 

50.

Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно

 

51.

Я знаю, чего я добьюсь в жизни

 

52.

Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве

 

53.

Я мало задумываюсь о своей жизни

 

54.

Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения

 

55.

В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль

 

56.

Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия

 

57.

У меня нет определенных требований к будущему

 

58.

При принятии решений я полагаюсь на интуицию

 

59.

Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и, активности

 

60.

Я знаю, что у меня есть такие черты характера, которые совершенно необходимы для моей профессии

 

61.

Я – соломинка, влекомая течением жизни

 

62.

Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение

 

63.

При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлекательна

 

64.

Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего

 

65.

Если что-то помешает мне получить выбранную профессию, я легко поменяю ее на другую

 

66.

Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий

 

67.

Я считаю, что люди, которые многого достигли в жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе

 

68.

Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий

 

69.

Я с трудом уживаюсь с другими людьми

 

70.

Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей

 

71.

Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии

 

72.

Я знаю, что для меня в жизни важно

 

73.

Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях

 

74.

Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед

 

75.

Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию

 

76.

Лучший способ познакомиться с профессией – поговорить с ее представителем

 

77.

Мне не нравится, когда много думают о будущем

 

78.

В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду

 

79.

Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других

 

80.

Заранее известных способов изучения мира профессий не существует

 

81.

Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть

 

82.

Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед

 

83.

Я считаю, что в обществе все равны по своему положению

 

84.

Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные

 

85.

Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания

 

86.

Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала

 

87.

В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения

 

88.

Все, что со мной происходит, – дело случая

 

89.

Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии

 

90.

В важных решениях я не иду на компромиссы

 

91.

Я не доверяю рекламе профессий

 

92.

Я не понимаю причин многих моих поступков

 

93.

Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья

 

94.

Я не понимаю самого себя

 

95.

Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает

 

96.

Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало

 

97.

Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор

 

98.

Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей

 

99.

Я представляю, каким я буду через 10 лет

 

Ключ
Автономность

Номер

8

14

19

24

30

34

45

50

53

57

61

65

71

75

78

83

86

92

94

96

 Знак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информированность

Номер

1

4

7

13

21

27

35

37

40

48

66

68

73

76

80

84

91

Знак




















































Принятие решения

Номер

2

3

11

16

20

25

31

36

42

47

51

56

58

63

67

72

79

87

90

93

Знак





























































Планирование

Номер

5

9

12

15

18

23

29

38

44

52

60

64

70

74

82

85

88

97

98

99

Знак


























































+

Эмоциональное отношение

Номер

6

10

17

22

26

28

32

33

39

41

43

46

49

54

55

59

62

69

77

81

89

95

Знак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Практическая работа №4.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10