|
Тест по выявлению мотивов выбора профессии
Цель: определить приоритеты мотивов при выборе профессии.
Отметьте в листе ответов под знаком «+» те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.
Перечень мотивов:
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чём заключается особенность специалиста в избираемой профессии.
Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой трудовой деятельности.
Убеждение. Что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
Влияние родителей, друзей и знакомых.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
Желание оказать помощь другим лицам.
Привлекает индивидуальная работа.
Мечта заниматься творческой работой, желание открыть новое и неизведанное.
Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим интересам.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Привлекает предпринимательская деятельность.
Необходимость материально помогать семье.
Желание приобрести опыт работы в хозрасчётном объединении.
Интерес к деловым контактам с людьми.
Привлекают условия работы по профессии.
Желание работать в престижном месте.
Стремление к руководящей работе.
Влияние средств массовой информации.
Желание приносить пользу людям.
Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.
А
|
|
Б
|
|
В
|
|
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
№
|
ответ
|
6
|
|
3
|
|
1
|
|
7
|
|
4
|
|
2
|
|
8
|
|
12
|
|
5
|
|
9
|
|
14
|
|
10
|
|
13
|
|
18
|
|
11
|
|
19
|
|
21
|
|
15
|
|
20
|
|
23
|
|
16
|
|
22
|
|
24
|
|
17
|
|
Сумма баллов:
А =
Б =
В =
Подсчитайте сумму знаков «+» в колонках А. Б, В.
Расшифровка:
В столбце А – мотивы престижа профессии, желание реализовать личные устремления, положение в обществе.
В столбце Б – материальное благополучие, желание заработать большие деньги, н, подкреплённое практическими возможностями.
В столбце В – желание творческой работы, приносящей пользу людям, чувство лишней ответственности.
Практическая работа №16. Тест
«Уровень самооценки»
Цель: определение уровня самооценки учащихся.
Варианты ответов:
очень часто – 4 балла,
часто – 3 балла, иногда – 2 балла,
редко – 1 балл,
никогда – 0 баллов.
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
Я беспокоюсь о своем будущем.
Многие меня ненавидят.
Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
Я боюсь выглядеть глупцом.
Внешний вид других куда лучше, чем мой.
Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
Я часто допускаю ошибки.
Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
Я слишком скромен.
Моя жизнь бесполезна.
Многие неправильного мнения обо мне.
Мне не с кем поделиться своими мыслями.
Люди ждут от меня очень многого.
Люди не особенно интересуются моими достижения.
Я слегка смущаюсь.
Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
Я не чувствую себя в безопасности.
Я часто волнуюсь, и понапрасну.
Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
Я чувствую себя скованным.
Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
Как жаль, что я не так общителен.
В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.
Обработка результатов: Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается неотягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться - с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
Тест
Коммуникабельны ли Вы?
Цель: выявить уровень коммуникабельности у учащихся.
Инструкция: Вам предлагается 16 вопросов, на которые следует ответить одним из трех вариантов: «да» , «нет», «иногда».
Да – 2 балла.
Иногда – 1 балл.
Нет – 0 баллов.
Вопросы
1. Вам предстоит деловая встреча. Ее ожидание выбивает вас из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании или тому подобном мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражает ли вас, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой либо вопрос)?
7. Верите ли вы, что существует проблема “отцов и детей” и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В кафе или в столовой вам дали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу, и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, в кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в “хвост” и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких “чужих” мнений на этот счет вы не принимаете. Это так?
14. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступить в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в той или иной учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнения, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Обработка результатов
30 – 32 балла: вы недостаточно коммуникабельны и страдаете от этого. Близким людям тоже нелегко с вами. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее.
25 – 29 баллов: вы неразговорчивы, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новое дело и необходимость новых контактов если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но в Вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только захотеть.
19 – 24 баллов: вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14 – 18 баллов: нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9 – 13 баллов: вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает– так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.
4 – 8 баллов: вы, должно быть, рубаха-парень. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее: вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Да, надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Методика ДДО (Е.А. Климов)
Цель: определение профессиональных предпочтений личности по типам профессий.
Форма проведения: в индивидуальном или групповом варианте с бланком методики.
Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Отметьте в бланке один из вариантов – «а» или «б» знаком «+».
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными
|
16. Обслуживать машины, приборы. Следить, регулировать
|
2а. Помогать больным людям
|
26. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
|
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
|
36. Следить за состоянием, развитием растений
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу)
|
46. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
|
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
|
56. Обсуждать художественные книги
|
6а. Выращивать молодняк – животных какой-либо породы
|
66. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
|
7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты
|
76. Управлять каким-либо грузовым, подъемным транспортным средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
|
86. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов
|
9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище
|
96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
|
10а. Лечить животных
|
106. Выполнять вычисления, расчеты
|
11а. Выводить новые сорта растений
|
116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)
|
12а. Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать
|
126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
|
136. Наблюдать, изучать жизнь микробов
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты
|
146. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
|
15а. Составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах
|
156. Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые
|
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
|
166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
|
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
|
176. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
|
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические походы и т.д.
|
186. Играть на сцене, принимать участие в концертах
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
|
196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
|
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
|
206. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
|
Лист ответов
Фамилия, имя, отчество__________________________________________________________
Школа __________________ Класс_____________ _Дата_________________
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1а
|
1б
|
2а
|
2б
|
За
|
3б
|
4а
|
4б
|
5а
|
5б
|
6а
|
|
6б
|
|
7а
|
|
7б
|
8а
|
|
8б
|
|
9а
|
|
9б
|
|
10а
|
|
|
10б
|
|
11а
|
11б
|
12а
|
12б
|
13а
|
13б
|
14а
|
14б
|
15а
|
15б
|
16а
|
|
16б
|
|
17а
|
|
17б
|
18а
|
|
18б
|
|
19а
|
|
19б
|
|
20а
|
|
|
20б
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
В каждом из пяти вертикальных столбцов бланка подсчитывается сумма плюсов.
Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом:
в первом столбце – человек – природа ;
во втором столбце – человек – техника;
в третьем столбце – человек – человек;
в четвертом столбце – человек – знаковая система;
в пятом – человек – художественный образ.
Максимальные суммы плюсов в том или ином столбце указывают на склонность к соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Дополнительный материал к опроснику Е.А. Климова
Преобладающие средства восприятия, памяти, мышления
|
Виды занятий, представленные
в опроснике
|
Логические
|
2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 13б, 14а, 15а, 1ба. 19б
|
Образные
|
1а, 2а, 3б, 4а, 4б, 6а, 7а, 8б, 15б, 16б, 17а, 17б, 18а, 18б
|
Смешанные
|
1б, За, 5б, 6б, 8а, 9а, 10а, 11а, 11б, 12а, 13а, 14б, 19а, 20а, 20б
|
|
|
|