|
педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей;
психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей;
коррекционная работа важна на промежуточном и заключительном этапах профессионального самоопределения. Она помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих способностей и возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
принцип сознательности;
принцип соответствия;
принцип активности;
принцип развития.
Принцип сознательностив стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствиявыбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в целом. Нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества.
Принцип активностив выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы об интересующей профессии, участие в работе специальных курсов.
Принцип развитияотражает идею выбора такой профессии, которая дала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности, потребности в отдыхе.
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Классные часы.
Родительские собрания.
Дискуссия.
Курс «Профессиональное самоопределение».
Элективные курсы по предметам.
Профильное обучение.
Диагностика.
Встречи с представителями профессий.
Экскурсии на предприятия.
Профессиональные пробы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Месяц
|
Направления деятельности
|
ответственные
|
Сентябрь
|
комплексная диагностика (Е.А.Климова (ДДО), Л.Н. Лучко и др.) с целью изучения индивидуальных психологических особенностей и профессиональных склонностей учащихся (8-11 классы);
составление психологической характеристики на учащегося 8-11 класса по диагностике характера «Личность и профессия» (Г.Айзенка).
планирование работы с классными руководителями;
разработка классных часов;
включение в программы воспитательной работы класса раздел о профессиональной подготовке учащихся в 8-11 классах, знакомство с миром профессий;
начало проведения элективных курсов в 9 кл;
|
Классные руководители, 8-11 классов, педагог-психолог
Классные руководители, 8-11 классов, психолог
Заместитель директора по УВР
Классные руководители
8-11 классов
Учителя-предметники
|
Сентябрь-декабрь
|
Курс - «Твой профессиональный выбор» - 8 класс
|
Педагог профессионального обучения
|
Октябрь
|
ознакомление педагогического коллектива с задачами предпрофильной подготовки, нормативно – правовыми документами, передовыми педагогическими технологиями, способствующими реализации задач предпрофильной подготовки учащихся;
проведение классных часов по изучению профессиограмм и учебных заведений (8-11 классы);
проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации;
оформление информационных стендов, листовок, буклетов для учащихся и родителей;
профильное обучение в 10-11 классах;
|
Заместитель директора по УВР
Классные руководители
8-11 классов
Педагог-организатор
|
Ноябрь
|
организация тестирования учащихся 9, 11 классов;
осуществление индивидуальных и групповых консультаций;
беседа на тему «Мир профессий»;
|
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог,
педагог профессионального обучения
педагог-библиотекарь
|
Декабрь
|
общешкольное родительское собрание на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию?» (9-11 классов);
индивидуальные консультации родителям;
общешкольное мероприятие «Защита профессий».
|
Заместитель директора по УВР, психолог,
педагог профессионального обучения
Педагог организатор
|
Январь
|
-
расширение знаний учащихся о профессиях;
проведение экскурсий на предприятия города;
организация встреч с руководителями и специалистами предприятий.
|
Классные руководители 8-11 классов
Педагог организатор
|
Февраль
|
родительское собрание в классе на тему «Профессиональное самоопределение ребёнка» (8-11 классы);
проведение диагностики по проблемам, с которыми сталкиваются родители учащихся при профессиональном определении ребенка;
выявление интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов»
|
Классные руководители 8-11 классов. педагог профессионального обучения
|
Март
|
посещение учебных заведений в дни открытых дверей;
проведение диагностики по изучению готовности учащихся к профессиональному определению (8-11 классы);
|
Заместитель директора по УВР,
классные руководители 8-11 классов
|
Апрель
|
Стендовый проект «Мир профессий».
Профессиональные пробы (9 классы)
|
Заместитель директора по УВР
Классные руководители 8-9 классов
|
Май
|
Подведение итогов, мониторинг деятельности;
|
Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учителя-предметники
|
В течение года
|
формирование у школьников «группы риска» адекватной самооценки;
оказание педагогической поддержки детям «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
проведение консультаций по социальным вопросам, оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
|
Социальный педагог
|
В течение года
|
проведение психолого-педагогического консультирования учащихся с учётом возрастных особенностей; осуществление мониторинга готовности к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
оказание помощи классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.
|
Педагог - психолог
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости подростков старшего и среднего звена, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора призвана программа профессионального самоопределения.
Также с изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в России необходимо новое понимание содержания проблемы выбора профессии. Во многом специфика проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией на рынке труда, необходимостью освоения нового социального опыта. Появившиеся новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества.
Участие в программе профессионального самоопределения и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы всех участников реализации программы. Создание данной программы обусловлено также и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики не достаточно.
Работа по профессиональному самоопределению ведётся параллельно в три этапа:
1. Работа с учащимися
Формы и методы работы с учащимися:
Исследования, направленные на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся и соответствие его внутренним интересам с применением методик:
профориентационные анкеты;
методика «Карта интересов».
Индивидуальная и групповая диагностики профессионального самоопределения
с использованием тестов-опросников:
ДДО Е.А. Климова;
ПДО;
опросники профессиональных интересов;
тесты специальных способностей;
методики на изучение индивидуальных особенностей (темперамент, характер, способности и личностные качества):
Диагностические и профориентационные игры:
Оценка профессиональной пригодности. Коррекция выбора профессии.
Результаты работы с учащимися:
практическая оценка учащимися своих склонностей и способностей, соотнесение их с выбранной профессией;
обоснование своего выбора;
осознание ответственности за принятое решение.
2. Работа с родителями учащихся
Задачи:
расширение кругозора родителей о положении дел на кадровом рынке автономного округа, города и его развитии;
ознакомление родителей с нормативно-правовой базой получения среднего профессионального образования;
активизация роли родителей в профориентации детей на разных ступенях образования.
Формы и методы работы с родителями:
Результаты работы с родителями:
привлечение внимания родителей к психологическим особенностям профессионального становления;
информирование о современных концепциях профессионального выбора;
активизация их усилий на помощь своим детям.
3. Работа с педагогами
Задачи:
систематизация знаний о факторах, влияющих на профессиональное самоопределение учащихся;
оказание помощи в разработке форм работы с учащимися разных возрастных групп;
стимулирование эффективного взаимодействия звеньев «Учащийся» – «Родитель» - «Школа».
Формы и методы работы с педагогами:
регулярное информирование о результатах проведённых исследований (количественный и качественный анализ) в форме выступлений на педагогических консилиумах, индивидуальных встречах;
тематические семинары;
просветительская работа, направленная на устранение дефицита знаний о современном рынке труда;
подготовка и предоставление информационного материала по индивидуальным запросам.
Результаты работы с педагогами:
обеспечение компетентности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизмами реализации Программы профессионального самоопределения обучающихся являются:
создание актуальных обновляющихся банков средств, соответствующих специфике направления работы педагогов, реализующих тот или иной вид профессиональной помощи (диагностику, профессиональную информацию, психологическую поддержку, помощь в конкретном выборе и др.);
обеспечение целевой концентрации и высокой технологической организации ресурсов: регулярное обновление информационных баз, актуальных для проведения работы с учётом территориальных особенностей;
повышение квалификации педагогов (в том числе посредством участия в дистанционных сетевых методических объединениях, проектах и профессиональных сообществах);
учёт особенностей реализации средств профессиональной ориентации подростков, имеющих ослабленное здоровье, инвалидов, сирот, детей мигрантов и др.;
привлечение родителей (законных представителей) обучающихся к оказанию помощи;
использование широкого потенциала социального партнёрства с организациями при реализации программы профессионального самоопределения в образовательном учреждении; обеспечение участия сообществ работодателей и общественности в профессиональной поддержке обучающихся на ступени основного общего образования.
Непосредственными социальными партнёрами педагогического коллектива школы являются:
предприятия и организации города Когалыма;
отделы и службы занятости – Центр занятости населения города Когалым;
центры психологической поддержки молодёжи – Центр психологической поддержки «Жемчужина»;
Управление образования, Управление культуры и спорта Администрации города Когалым;
учреждения дополнительного образования: «Дом детского творчества», «Школа искусств», спортивные учреждения, военно-патриотический клуб «Возрождение» и др.;
управления и учреждения социальной защиты – Центр социальной помощи семье и детям;
Важнейшим элементом механизма реализации программы является курс «Профессиональное самоопределение», который знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения о выборе, как конкретного профиля, так и в целом пути дальнейшего образования.
При разработке курса учтены три аспекта:
1) специально организованное практическое знакомство с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению;
2) информационная поддержка выбора профиля дальнейшего образования;
3) применение наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием.
В реализации Программы большое значение имеют профессиональные пробыучащихся, т.е. непосредственное участие обучающихся в деятельности по той или иной профессии. Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода индикатором правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, школьник не сможет определить, нравится ли ему работа и сможет ли он выполнять все её требования, пока реально не попробует себя в ней.
КИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению зависят от тех содержательных линий подготовки к профессиональному самоопределению, которые реализуются на разных этапах обучения подростка в основной школе, а также от индивидуальных характеристик его готовности к проектированию маршрута по окончании обучения в основной школе.
Первый критерийпредусматривает осмысление подростком предстоящей ситуации выбора по завершении основной школы. Эти предпосылки создаются в ходе упорядочивания двух основных информационных потоков:
первый — информация о себе;
второй — информация о мире профессиональной деятельности.
Критериями готовности обучающихся к такому осмыслению являются:
мотивационный (положительное отношение к ситуации выбора пути продолжения образования, наличие мотивов выбора, адекватное отношение к себе как субъекту выбора);
практический (актуализация собственных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе пути продолжения образования);
информационный (наличие сферы значимых интересов, представлений об индивидуальных особенностях; умение работать с источниками значимой информации).
Второй критерийпредполагает определение учащимися факторов, влияющих на предстоящий выбор, выделение из них наиболее существенных вариантов выбора и сравнение этих вариантов между собой.
Третий критерийпредусматривает конкретизацию внутренних и внешних ресурсов, их организацию и поиск путей использования этих ресурсов для выбора.
Основными требованиями к критериям, используемым при реализации можно отнести:
удобство при их использовании;
возможность соотносить оценку готовности к выбору профиля обучения с оценкой готовности к профессиональному самоопределению;
согласованность критериев готовности к выбору профиля обучения с критериями готовности к другим видам социально востребованной и культурно оправданной деятельности;
понятность критериев для педагогов, психологов, родителей, подростков;
прогностичность критериев и показателей.
Кроме этого, при оценке готовности учащегося к профессиональному самоопределению учитывается использование следующих критериев и показателей:
данные наблюдений эмоционального благополучия, оптимистичности ожиданий преодоления рубежа основной школы;
оптимистичность ожиданий, связанных с преодолением ограничителей свободы выбора при преодолении рубежа основной школы;
общая информированность о возможностях внутренних и привлечения внешних ресурсов;
наличие мотивации к взаимодействию с помощниками в совершении образовательного и профессионального выбора и т. п.
Наиболее значимыми результатами профессиональной подготовки обучающихся на ступени основного общего образования должны стать как расширение общего поля ключевых компетентностей, так и формирование отдельных компетентностей, значимых для профессионального самоопределения подростка, которые конкретизируются через готовность:
прогнозировать и планировать свои профессионально значимые действия;
действовать в социуме и рабочей группе;
вступать в коммуникацию с представителями профессионально-производственного окружения;
презентовать себя на рынке труда и образовательных услуг;
анализировать и интерпретировать содержание общего среднего образования в контексте образовательно-профессиональных маршрутов (представителей профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута).
В последующем доказательством эффективности работы по реализации Программы можно будет считать педагогический результат: где и как сегодня учится или работает вчерашний обучающийся.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
О какой профессии ты бы хотел узнать?
(анкетирование 8 классы)
Первоначальная подготовка к выбору профессии при реализации программы начинается в 8-х классах. Анкета «О какой профессии ты хотел бы узнать?» позволила определить уровень знаний учащихся о мире профессий, в общем, и приоритеты каждого. С каждым годом перечень профессий меняется, появляется интерес не только к редким и новым профессиям, но и к востребованным в современном обществе. Повышается интерес к рабочим профессиям.
Анкетирование (11 классы)
«Кем ты хочешь стать?»
Анкетирование «Кем ты хочешь стать?»
9 классы
Анкета «Кем ты хочешь стать?» проводилась для учащихся выпускных классов с целью выявления интересов учащихся к профессиям. По результатам анкетирования можно сказать, что до 20% учащихся 11 классов не определились в профессии (выбор между двумя профессиями одного типа) – ещё делают свой выбор, а 80% точно знают свою будущую профессию.
Уровень подготовленности учащихся к выбору профессии
(на начало года)
Уровень подготовленности учащихся к выбору профессии
(на конец года)
Диагностика определения уровня подготовленности учащихся 8-11 классов к выбору профессии показала, что 8 классы до 30% готовы к выбору профессии, 9 классы – до 40%, 10 классы – до 50%, а уже в 11 классах до 80% учащихся определились в выборе. Данная диагностика доказывает, что к выбору профессии лучше готовы выпускники 11 классов, так как уровень профессионального самоопределения у них выше и готовность к жизни в современном обществе осознанная.
Определение мотивов выбора профессии
(на начало года)
Определение мотивов выбора профессии
(на конец года)
В диагностике определения мотивов выбора профессии принимали участие учащиеся 8-11 классов. Результаты показали, что в начале года, что в конце наибольшим приоритетом пользуются мотивы - заработная плата, карьера. На втором месте стабильность, а уж потом только общение и самореализация.
Выбор профиля обучения в 10-11 классах
среди учащихся 9 классов для дальнейшего обучения в школе
В настоящее время в образовательном учреждении два профильных направления:
медицинский и социально-правовой. В 2015-2016 учебном году планируется ввести физико-математический профиль. По диаграмме видно, что профили пользуются успехом. По результатам предварительного анкетирования 2014-2015 учебного года видно, что все три направления профильного обучения актуальны и только 17,5 процентов учащихся определяются в выборе.
По окончании школы многие учащиеся продолжают своё обучение в профессиональных учебных заведениях (ссуз, вуз и др.) по выбранному профилю.
Эффективность реализации программы Профессиональное самоопределение
(% выпускников 11 классов поступивших в высшие учебные заведения)
?
Эффективность программы профессионального самоопределения подтверждается данными мониторинга (в процентном соотношении) поступивших в вузы. На диаграмме видно, что выпускники подтверждают свой выбор дальнейшего обучения. В 2014-2015 году показан предварительный результат, который можно будет подтвердить или опровергнуть по итогам зачисления будущих абитуриентов в высшие учебные заведения.
Мнение родителей об эффективности программы Профессиональное самоопределение
Мнение родителей практически однозначно: данная программа необходима.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
В течение года мы проводили различные мероприятия, диагностики, выясняли интересы, желания, склонности, каковы индивидуальные возможности каждого. Проводились классные часы, родительские собрания на тему профессионального самоопределения, организовывались экскурсии на предприятия, встречи со специалистами разных профессий, проводились различные внеклассные мероприятия. Учащиеся активно участвовали в конкурсах плакатов и рисунков о профессиях и др.
С помощью учителей, классных руководителей, родителей мы собираем сведения о том, куда же все - таки поступили наши выпускники и оправдались ли наши достижения в реализации программы Профессиональное самоопределение.
Большинство учащихся реализовали свои намерения в поступлении в выбранные высшие учебные заведения, и что особенно радует, их интересы совпадают с их профессиональным выбором.
Всё сказанное позволяет сделать вывод об актуальности программы профессионального самоопределения.
Выбор профессии подростком происходит под влиянием многих факторов, в том числе психологических, социальных и экономических. На этот выбор влияют особенности личности, интересы, склонности, способности подростка, состояние здоровья, а также, что особенно важно, и уровень информированности учащегося о современном рынке образования и труда.
Ведущие роли в профессиональном определении старшеклассников принадлежит семье, школе, ближайшему социальному окружению.
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профессиональной ориентации.
Данная программа ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить предоставление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности информационную готовность молодёжи к профессиональному выбору.
Содержательная часть мероприятий ориентирована на подростков 14 – 17 лет (8-11 классы) без требований к начальному уровню знаний и умений.
Программа реализуется в течение всего учебного года.
Процесс реализации проходит отдельными для каждой параллели блоками, в рамках учебного процесса или в качестве внеклассной работы.
Каждое мероприятие представлено или в практической или в теоретической форме.
Теоретическая частьвключает изучение личности, мира труда и профессий.
Практическая частьпредставлена в виде тестирования, практических занятий с использованием методик, деловых и ролевых игр, профессиональных проб, экскурсий.
Результаты проведённых диагностик могут учитываться:
при формировании профильных классов в образовательном учреждении;
при выборе будущей профессии учащимися.
Таким образом, выполнены все намеченные задачи программы профессионального самоопределения и достигнута основная цель.
Итак, исходя из полученных данных, можно сделать основной вывод, что разработанная программа является эффективным средством профессионального самоопределения обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арустамова Н.Г. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников. Филиал МПГУ, Ульяновск // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012» // http://www.rae.ru/forum2012/288/2022
Батырева М.В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. … канд. социол. наук / Батырева Мария Владимировна. – Тюмень, 2003. – 21 с.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд. СПбГУ, 1991. – С. 6-22.
В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М. : Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности обучения. Федеральный институт развития образования. – М.: Изда-тельство «Перо», 2014. – 38 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд “Мир”, 2005.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
Климов Е.А. «Как выбирать профессию»; Просвещение, 1990
Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию», М.: Просвещение, 1991
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: “Первое сентября”, 2004
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. –2003г
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: “Генезис”, 2006
Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б., Ретивых М.В., Волохова Е.Д.
«Профессиональное самоопределение школьников»: Учебное пособие
Брянск: Изд-во БГПИ, 2005
Чистякова С.Н., Климов Е.А. «Основы производства. Выбор профессии», М.: «Просвещение», 1988
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
М.А. Бендюков, И.Л. Соломин « Твой компас на рынке труда». - Санкт-петербург, 2000.
Бобровская Л.Н., Сапрыкина Е.А. Человек и профессия (с электронным приложением). – Москва, 2007, 2008.
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов. – М., 2006.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы). / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 11 классов. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 2005.
Приложение
Рабочая программа курса основного общего
образования по профессиональному самоопределению обучающихся
«Твой профессиональный выбор»
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Когалыма
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по профессиональному самоопределению (далее – Рабочая программа) является составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма на 2014-2015 и реализует основную её цель:
Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.
Цель Рабочей программы:создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса основного общего образования в полном объеме.
Задачи:
Обеспечить получение всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами профессионального самоопределения
Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39).
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплин (модулей), утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 03.09.2013г № 442.
Структура Рабочей программы:
Рабочая программа содержит следующие разделы:
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Планируемые результаты обучения и освоения курса «Профессиональное самоопределение» основного общего образования.
Содержание учебного материала
Тематическое планирование
Описание учебно-методического обеспечения Рабочей программы.
Приложения.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.
Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:
Формирование знаний: лекция
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг.
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.
Проверка знаний: практическая работа, зачет.
Типы уроков:
урок изучения нового
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок – лекция
урок – зачет
урок – практикум
Методы обучения:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.);
наглядный (опорные схемы, слайды и др.);
практический (практические работы);
исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя;
дидактическая игра;
методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль ( практические работы, тестирование).
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно - иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности.
Для достижения целей учитель сам выбирает учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Срок реализации Рабочей программы: один год
Регламент прав и обязанностей участников образовательного процесса
Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса
является необходимым условием реализации целей образования.
Учащиеся имеют право:на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими средствами обучения; на различные виды внеучебной деятельности; на дополнительные занятия, психолого-педагогическую помощь.
Учащиеся обязанывыполнять Правила для учащихся; соблюдать Устав школы.
Родители имеют право:на информирование о существующих учебных программах и их содержании; на информирование о результатах выполнения учебной программы; на участие в определении индивидуальной образовательной программы для своего ребенка; на консультативную помощь; на апелляцию в случае несогласия с оценкой образовательных достижений ребенка.
Родители обязанысоздать условия, необходимые для успешной образовательной деятельности детей.
Учитель имеет право:на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных технологий; на применение санкций при невыполнении учащимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.
Учитель обязан:создать условия, гарантирующие возможность успешной образовательной деятельности всем учащимся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«Профессиональное самоопределение» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса
Цели курса:
создание условий для формирования психологической готовности личности к выбору профессии, т.е. условий для динамики и взаимосвязи составляющих компонентов;
осознание учащимися цели своей жизни, понимание значения выбора профессии в жизни человека.
Задачи курса:
ознакомить с основами профессионального самоопределения;
повысить профессиональную грамотность;
формировать потребности в профессиональном самосовершенствовании;
развивать умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии;
формировать у обучающихся положительное отношение к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта на уровне основного общего образования и выбранным школой программно-методическим обеспечением на год, на ступени основного общего образования в рамках регионального компонента вариативной части примерного учебного плана в образовательной организации предусмотрено изучение учебного курса «Профессиональное самоопределение» ( за счет часов школьного компонента) На изучение курса отводится 0,5 ч в неделю в 9 классах ( по полугодиям) .
При этом 50% учебного времени отводится на теоретические и 50% – на практические занятия.
Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта. Итоговая отметка по курсу «Профессиональное самоопределение» выставляется на основании порядка выставления четвертных (полугодовых), годовых, итоговых отметок обучающимся 5-9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» по предмету. Примерная программа рассчитана на 19 учебных часов.
Контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает:
контроль за выполнением программ
мониторинг результатов обучения за год;
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда;
противостоять при этом внешним манипулятивным воздействиям; ставить и корректировать адекватные ближние и дальние цели на пути своего образовательного и профессионального продвижения;
проектировать свой образовательный и профессиональный (карьерный) маршрут;
владеть способами деятельности по реализации указанных целей;
при возникновении необходимости запрашивать помощь специалистов.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе изучения курса в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт. К концу изучения курса учащиеся должны:
• обобщить знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
• сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
• развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
• воспитывать уважение к рабочему человеку.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения» - 5 часов
1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека – 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Профессиограмма профессии». Литература по курсу. Составление словаря к уроку.
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа №1. Тест. Готовность школьников к профессиональному самоопределению.
2-3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Значение, ситуация и правила выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии – 2 часа.
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа №2. Тест. Готов ли ты к выбору профессии.
Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа №3. Методика. Готовность к выбору профессии.Проведение диспута «Кем быть?».
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. незнание правил выбора профессии. Незнание себя.
Практическая работа.Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:
Незнание мира
профессий
|
Незнание себя
|
Незнание правил
выбора профессии
|
1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий
|
1. Необъективная оценка своих возможностей
|
1. Отождествление учебного предмета с профессией
|
2. Предубеждения в отношении престижности профессии
|
2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии
|
2. Перенос отношения к человеку на профессию
|
|
|
3. Выбор профессии «за компанию»
|
|
|
4. Неумение определить пути приобретения профессии
|
4-5. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура
Практическая работа по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» – 2 час.
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Профессиограмма профессии». Основные разделы проекта: обоснование выбора профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература. Запись в тетрадь основных понятий.
Практическая работа №4. Анкета жизненного и профессионального самоопределения.
Практическая работа №5. Тест. Выявление интересов учащихся.
Раздел 2. Мир труда и профессий - 3 часа.
6. Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира труда – 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии. Запись в тетрадь основных опорных понятий.
Практическая работа №6.Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства. Записать основные понятия.
Практическая работа №7.Заполнить таблицу:
Позиции
|
Содержание
|
Моя будущая профессия
|
|
Сфера экономики
|
|
Отрасль экономики
|
|
Сектор экономики
|
|
7. Классификация профессий. Формула профессии. Профессиональная деятельность и карьера человека – 1 час.
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. Запись в тетрадь основных понятий.
Практическая работа №8.Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры. Запись в тетрадь опорных понятий.
Практическая работа №9.Заполнить таблицу
Позиции
|
Содержание
|
Моя будущая профессия
|
|
Цель деятельности
|
|
Задачи деятельности
|
|
Предмет труда
|
|
Средства труда
|
|
Результаты труда
|
|
Требуемый уровень образования
|
|
Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)
|
|
Возможная заработная плата
|
|
8. Рынок труда и его требования к профессионалу. Практическая работа по разделу «Мир труда и профессий» – 1 час.
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Тюменской области. Записать в тетрадь опорные понятия.
Практическая работа №10.Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
Раздел 3. Человек и профессия - 6 часов.
9. Профессионально важные качества личности. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Запись в тетрадь опорных понятий
Практическая работа №11.Заполнить таблицу:
Профессиональные качества, необходимые для овладения
выбранной мною профессией
|
общие
|
особенные
|
специфические
|
|
|
|
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные. Запись в тетрадь опорных понятий.
Практическая работа №12. Определение склонностейшкольников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) Практическая работа №13. Выявление мотивов выбора будущей профессии.
10. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении . Особенности психических процессов и выбор профессии – 1 час.
Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей. Запись в тетрадь опорных понятий.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека. Запись в тетрадь опорных понятий.
Практическая работа №14. Определение ценностей школьников с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».
11. Темперамент и выбор профессии. Характер и выбор профессии. Роль способностей в профессиональной деятельности – 1 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности. Запись в тетрадь опорных понятий.
Практическая работа №15. «Методика исследования утомляемости и работоспособности».
12. Тип личности и выбор профессии. Здоровье и выбор профессии – 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Моё здоровье».
13. Профессиональная пригодность и самооценка – 1 час.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ – Я», как система представлений о себе. Структура «Образа – Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» – глазами других людей. «Я – концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я – концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.
Практическая работа №16. Выявление уровня самооценки.
14. Практическая работа по разделу «Человек и профессия» - 1 час.
.Запись в тетрадь опорных понятий.
Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении - 5 часов.
15. Анализ профессиональной деятельности. Профессиональные пробы и творческие проекты – 1 час.
Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Ознакомление с профессиограммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.
Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб.
Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов. Запись в тетрадь опорных понятий. Дидактическая игра «Человек-профессия».
16. Профильное обучение предпрофильная подготовка. Пути получения профессионального образования – 1 час.
Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика. Запись в тетрадь опорных понятий.
Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования. уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. ознакомление с профессиональными учебными заведениями Тюменской области.
17. Профессиональная консультация. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.
Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.
Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.
Практическая работа №17. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».
18. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. Практическая работа по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении». – 1 час.
Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профессиональному самоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение Карты готовности к профессиональному самоопределению.
19. Творческий проект «Профессиограмма профессии». Разработка и оформление. Защита творческого проекта.
Цель и задачи творческих проектов. Компоненты проекта. Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект. Ознакомление с примерами творческих проектов, выполненных учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Порядок проведения защиты творческих проектов. Оценивание защиты, подведение итогов.
Практическая работа №18. Представление и защита проектов.
|
|
|