|
Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ воспитателя МДБОУ «Светлячок»
Мазурик Марии Ивановны
ТЕМА: Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством»
2014-2015 год
План самообразования на 2014-2015 учебные годы
Тема: «Нравственно – эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством»
№ п/п
|
Вопросы темы
|
Формы представления результатов работы
|
срок
|
литература
|
|
«Что такое нравственно – эстетическое воспитание»
|
Консультация для родителей
|
Май
|
Мудрость воспитания: книга для родителей/сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов
|
|
«Опыт использования возможностей занятий изобразительным искусством в решении задач нравственно – эстетического воспитания».
|
Доклад для воспитателей
|
Апрель
|
Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание
|
|
«Посмотрим в окошко»
|
Педагогическая диагностика, конспект занятия с детьми (рисование)
|
Февраль
|
Лыкова
|
|
«Изобразительное творчество и игра»
|
Доклад для воспитателей
|
Июнь
|
Комарова Т.С. Детское художественное творчество.
|
|
«Большой – маленький»
|
Конспект игры – занятия с детьми
|
Март
|
Комарова Т.С. Детское художественное творчество.
|
|
«Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством»
|
Консультация для воспитателей
Папка передвижка
|
Апрель
|
|
|
«Жар – птица»
|
Конспект занятия упражнения для детей
|
Сентябрь
|
О.А. Соломенникова Радость творчества
|
|
«Золотая хохлома»
|
Беседа с детьми о хохломской росписи, Конспект занятия с детьми, рисование элементов хохломской росписи
|
Ноябрь
|
Жегалова С. Роспись Хохломы. — М.: Детская литература, 1991. Матвеева Т. А. Резьба и роспись по дереву. — М., 1983.
Орлова Л. В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. — М., 1994.
|
|
«Где живет перо Жар – птицы?»
|
Развлечение для детей
|
Май
|
О.А. Соломенникова Радость творчества
|
|
Подбор материала, изготовление пособий, наглядных материалов (таблиц, схем), иллюстраций
|
|
Лето
|
|
Консультация для родителей:
«Что такое нравственно-эстетическое воспитание»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
Что такое нравственно – эстетическое воспитание.
(консультация для родителей)
Нравственно - эстетическое воспитание детей – одна из самых важнейших задач в воспитании. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера морального фактора. Человеку свойственно стремление к прекрасному, но каждый понимает прекрасное по – своему, часто неверно и превратно. Задача нравственно-эстетического воспитания состоит именно в том, чтобы воспользоваться этим природным стремлением и показать ему верную дорогу. Эстетическое воспитание должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чем должно искать наслаждение, развить в нем способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, - тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние.
Огромный воспитательный заряд несут в себе различные формы общественного сознания, и в первую очередь искусство и наука. Цель искусства, по образному представлению М. Горького, - преувеличивать хорошее, чтобы оно стало еще лучше, преувеличивать плохое, уродующее человека, чтобы оно возбуждало ненависть ко всякому злу.
Первые впечатления о гармонии внешних форм ребенок может почерпнуть, наблюдая картины природы. Природа открывает пытливому детскому взгляду простые и мудрые секреты красоты.
В отличие от естественной среды, где прекрасное выступает как отражение законов стихии, общественная (социальная) среда дает нам непосредственное представление о красоте отношений между людьми, об эстетике труда, поведения и быта в совершенном обществе. Раскрытие дошкольниками эстетических сторон социальной действительности создает наиболее благоприятные предпосылки для тесной связи нравственного и эстетического в процессе воспитания.
Особое место в эстетическом воспитании и образовании подрастающего поколения принадлежит предметам художественного цикла: литературе, изобразительному искусству, музыке, пению. Они призваны не только ознакомить детей с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, композиторов, художников, но и раскрыть дошкольникам нравственно-эстетический идеал человека, приобщить их к творчеству.
Самый сильный катализатор эстетического развития ребенка находиться в нем самом. Главный источник этого развития деятельность: учебная, трудовая, общественная, спортивная, а в особенности игровая и художественная. В процессе деятельности активизируются чувства, воображение, творческие силы ребенка, он познает радость созидания, сам становится духовно и физически красивее.
Нравственно – эстетическое формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные и эстетические чувства и представления, элементарные навыки поведения.
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Предпосылки для развития у ребенка нравственных чувств возникает очень рано. Уже в первые месяцы жизни у младенца проявляется чувство радости от общения со взрослыми. Это можно наблюдать во время бодрствования малыша, когда его органические потребности удовлетворены. Отсутствие же у детей положительных эмоциональных реакций от общения со взрослыми вызывают задержку их эмоционального, нравственного, речевого, умственного и физического развития.
Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Они могут проявляются и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия и антипатия, сочувствия, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). Нравственные и эстетические чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя. Такого рода эмоциональные состояния отчетливо проявляются у малышей к полутора годам. На третьем – четвертом году жизни дети могут даже менять свое поведение под влиянием переживаний, вызванных похвалой или порицанием взрослого. Например, ребенок, поощренный за ловкость и смелость, охотно взбирается по шведской стенке, хотя и испытывает чувство страха.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств, методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение его в семье, в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребенку радость, но главное – это общение его со взрослыми: совместные прогулки с родителями, походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, совместная деятельность.
Массу впечатлений, эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольника чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, например черемухи, вишен, яблонь – в средней полосе, а на юге дети говорят: «Самое красивое – это горы, море, когда оно блестит на солнце…»
Невосприимчивость ребенка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать это прекрасное должно встревожить воспитателя и родителей. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно, только самим не оставаясь к ней равнодушным. Тогда дети тоже вместе со взрослым начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка.
Эмоциональные проявления дошкольника показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.
Но чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводят к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослого должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.
Необходимым условием построения современной системы нравственно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно – эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, - расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство – литература, живопись, музыка.
В создании и обеспечении положительного отношения к деятельности велика роль искусства. Являясь своеобразным эталоном, искусство вызывает чувство радости, удовольствия. Это и определяет его положительное восприятие. Однако такой подход может возникнуть только в том случае, если ребенок понимает, что такое красота, что делает предмет красивым, если обогащает его опыт поиска прекрасного в жизни и искусстве.
«Искусство, - подчеркивал Н.Г. Чернышевский, - производится не отвлеченным стремлением к прекрасному (идеей прекрасного), а совокупным действием сил и способностей живого человека. Данная область деятельности захватывает не только воображение и чувство, но и мысль, волю»1. Вот почему широкое включение всех видов искусства в процесс деятельности творчества благотворно воздействует на ребенка во всех отношениях.
Эстетические и нравственные чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми.
Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое, физическое); позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного искусства: изобразительного (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство), музыкального, литературного, театрального и др. Все это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов; расширяет область знаний ребенка, сферу его интересов, а вместе с тем развивается изображение и творческие способности. Это также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Такое отношение, связанное с удовлетворением потребности в познании нового, в свою очередь активизирует творческую деятельность человека.
Удовлетворение потребности в самоутверждении также очень значимо для ребенка: оно вызывает положительные эмоции и оказывает благотворительное влияние на дальнейшее овладение деятельностью, развитие творческих способностей. Преодоление трудностей также вызывает у детей радостные чувства. Отсюда следует педагогический вывод: нужно так строить обучение, так организовывать занятия по рисованию, лепке, аппликации, чтобы это вызывало у детей позитивный настрой. Положительные эмоции у ребят появляются и тогда, когда им предоставляется свобода в выборе теме рисунка, лепки, аппликации, материалов для изображения. Следует отказываться от сложившихся штампов: «дерево надо рисовать так, а дом так», которые приводят к однообразию и скуке на занятиях, препятствуют развитию художественного творчества. Отношение к изобразительной деятельности (и к любой другой) во многом зависит от того, как воспитатель руководит ею, от такта, терпения взрослого; умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успех и там где педагог творчески относится к занятиям, умеет заинтересовать детей, широко включает в обучение игровые приемы и бережно относится к продуктам детского творчества, дети с радостью участвуют в работе и легко выполняют задание.
Атмосфера на занятиях должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей. Необходимо заинтересовать детей. Л.Н. Толстой предупреждал, что не следует делать детям замечаний, не относящихся прямо к предмету творчества.
Как отмечал Б.М. Теплов, восприятие красоты включает в себя оценочный момент. Такой подход к объекту эстетической деятельности всегда носит эмоциональный характер, и, как правило, прекрасное в жизни и искусстве вызывает положительно эмоционально окрашенную оценку и позитивное отношение.
Ввести ребенка в мир прекрасного – это прежде всего научить его эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира.
Другая, не менее важная задача связана с расширением эстетического кругозора и опыта ребенка, с осмыслением в этом опыте главного, ведущего. Развитие эстетического вкуса поможет выработать у детей иммунитета против пошлости, серости, примитива, в чем бы они не проявлялись: в искусстве, поведении, внешнем облике. Но самое главное – пробудить у дошкольника творческие силы, вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь.
Велика роль эстетического начала в воспитании нового человека. Секрет облагораживающего воздействия прекрасного заключается, прежде всего, в том, что красота – это своего рода совершенство, зримый идеал, приподнимающий нас над обыденным, будничным, пробуждающим к творчеству. Соприкосновение с прекрасным обостряет все чувства ребенка, делает его более чутким к окружающей жизни, создает радостный, мажорный настрой и хорошее настроение.
|
|
|