Консультация для воспитателей:
«Значение коллективных занятий в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
2015 г
Значение коллективных занятий в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
(консультация для воспитателей).
Очень часто на встречах педагоги просят рассказать о занятиях, на которых дети выполняют коллективные композиции. Интерес педагогов к таким занятиям не случаен: детей радуют коллективные занятия, совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Дети понимают, что вместе могут создать более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с воспитателем, а по завершении работы ребята радуются результатам совместной деятельности — одни и те же чувства объединяют их. Однако в массовой практике такие занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее простой форме, когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельную, законченную, а затем все рисунки, лепка, аппликации объединяются в общую работу.
Что же представляют собой коллективные занятия и в каких возрастных группах их можно проводить? Создание коллективных изображений следует организовывать в разных возрастных группах детского сада, в учреждениях дополнительного образования. Можно выделить несколько форм организации таких занятий. Первая — наиболее простая: каждый ребенок вырезает и склеивает какой-то объект (птица, цыпленок, цветок, дом), а затем из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Птицы на дереве», «Цыплята гуляют на травке», «Цветы на поляне», «Красивая клумба», «Улица города», «Сказочное царство». Или дети рисуют осенние деревья, цветущие деревья, и соединенные вместе картины составляют общую композицию: «Осенний лес», «Цветущий сад».
Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая — разрабатывает украшение поля, третья готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают композицию «Уголок природы в группе». При этом также можно организовать работу по подгруппам: одни дети вырезают и наклеивают растения, другие готовят изображения обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки и веточки для птиц и т.д. Затем все части объединяют в общую композицию. В создании подобной картины или поделки могут принимать участие дети разных возрастных групп и каждому найдется дело по силам. Воспитатель должен уметь распределять работу так, чтобы каждому ребенку было интересно, каждый мог справиться со своей задачей и проявить себя лучшим образом, достичь высокого результата.
Можно ли организовать коллективную работу по-другому? Конечно. Так, А.И. Савенков, проведя со старшими дошкольниками и младшими школьниками исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей: от совместно-индивидуальной к совместно-последовательной и, наконец, к совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей, по мнению автора, может осуществляться в паре, в небольшой (3-5 человек) и большой, фактически включающей всех детей (20-25 человек) в группе. Дети могут работать над изображением одновременно или по принципу конвейера.
Рассмотрим примеры коллективных занятий в разных возрастных группах детского сада.
Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы создаваемой картины, количества детей в группе или классе; от того, ведется ли работа на общегрупповом занятии или в свободное время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.
Вот как можно провести занятие по рисованию совместной картины «Лес» (эта тема подходит для создания композиции детьми всех возрастных групп). Сложность содержания и отдельных изображений увеличивается в зависимости от возраста детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, какое время года будет изображено (для зимнего пейзажа может использоваться белый или голубой лист; для весеннего - светло-зеленый, светло-желтый или светло-голубой; для осеннего больше подойдет светло-желтый, золотисто-охристый, светло- оранжевый и др.).
Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано иначе: большой лист бумаги прикрепляют к доске или мольберту на высоте, удобной для детей. Одновременно рисовать могут двое-трое ребят. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда детей в группе немного, иначе создание композиции затянется, и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа бумаги для рисования двух картин. В этом случае детей распределяют на две подгруппы, и каждая создает свое произведение.
Форма работы может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или в два ряда, в зависимости от числа присутствующих детей) столы кладут длинный лист бумаги (подойдет и обратная сторона обоев). Каждый ребенок рисует столько деревьев, кустов, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг-два от столов, чтобы лучше рассмотреть нарисованное и вместе полюбоваться изображением. Если кто-то из ребят изъявит желание дополнить сюжет, нарисовав солнышко, облака, падающим снег, дождь, лесных обитателей, нужно предоставить им эту возможность.
Готовую картину вывешивают в групповой комнате, раздевалке, вестибюле, зале детского сада и т.п., чтобы дети могли еще и еще любоваться своим творением, чтобы его могли рассматривать другие дети, родители и сотрудники учреждения. Законченная композиции может быть использована в качестве декорации для игр - драматизации по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Также она может послужить украшением и к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом выполняются коллективные работы и на другие темы: «Цветущий сад», «Подводное царство».
Полезно предварительно обговорить с детьми цвет бумаги и всю композицию. Советуясь с малышами, педагог способствует развитию их активности и творческой самостоятельности. При таком руководстве ребенок учится коллективно обсуждать предстоящую работу, планировать ее, распределять усилия между всеми участками, осознает свою роль в создании композиции. Например, лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так, общими усилиями детей создается яркая, вызывающая радость картина. Коллективная композиция на цветочную тему может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» (корзину или вазу можно вырезать заранее).
В средней, а также старшей и подготовительной к школе группах на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение той или иной композиции зависит от образа, который создают дети.
С детьми старшей группы может быть создана в рисунке или аппликации декоративная композиция по мотивам народного творчества. Организация такого занятия вариативна. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или в квадрате. Воспитатель раздает бумажные заготовки, на которых будет создаваться узор, или их выбирают сами детьми. Рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевшие навыками рисования. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловопосадских платков. В подготовительной группе такую композицию дети могут выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других видов росписи. Аналогичные темы: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные птицы»; для выполнения работ могут применяться элементы растительного или геометрического орнамента. Следует шире использовать в работе с детьми народное искусство, особенно традиционное для той местности, в которой они живут.
Создание декоративного орнамента можно организовать и по-другому. Воспитатель вместе с детьми на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом дети активны и привлекаются к обдумыванию, обсуждению будущего изделия. Затем участники работы вместе решают, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала наносится узор в середине, а затем по углам и кайме. Лист удобнее расположит на столе, к которому можно подходить с разных сторон. Подобный узор могут выполнить двое, трое или четверо детей.
Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной, например, «Сказочный домик». Дети создают орнаментальные композиции, которыми украшаются части домика: стена, окошко, фронтон. По мотивам дымковской игрушки или городецкой росписи выполняются работы на темы: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Предварительно воспитатель готовит из белой или из охристой бумаги (можно другого цвета, в соответствии с тем, который используется в качестве фона в городецких изделиях) силуэты дымковских игрушек, которые дети потом расписывают. В этом занятии могут участвовать воспитанники разных возрастных групп. Когда роспись будет выполнена, дети вместе с воспитателем делают карусель или хоровод.
Очень интересными и полезными являются занятия, на которых для создания общей композиции ребята объединяются по двое. Например, воспитатель предлагает украсить пару варежек или сапожек. Дети объединяются по двое, кто с кем захочет; им предстоит украсить парные предметы идентично, а для этого придется договариваться, каким будет узор по композиции, составу декоративных элементов, цвету, а это не так просто. В процессе работы ребенок учится договариваться со своим партнером. Педагог должен помочь детям, научить уступать друг другу в случае необходимости. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями или волевым решением, основанным на авторитете взрослого, например: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так же, как он», а предложить каждому участнику сделать набросок своего узора и затем договориться, какой узор подойдет для рукавички, какой — для середины внешней стороны, а какой — для верхней части, где «прячутся пальчики».
Вот еще очень интересное коллективное занятие. Тема общей аппликации - «Цирк». Занятие проводиться в зале. Дети входят в зал под музыку, останавливаются. Воспитатель беседует с ними о цирке, спрашивает, кто был в цирке: «А правда ли, что в цирке можно встретить настоящих диких зверей?». Дети наперебой называют зверей, которых видели (медведь, тигр, львы, пантеры). «А что же они там делают?» — удивляется воспитатель. Дети рассказывают, как выступали звери, как они танцевали, прыгали в горящие обручи и т.д. Воспитатель спрашивает, кто учит зверей всему этому. Дети отвечают. Затем педагог предлагает им сделать свой цирк:
«Представьте, что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена». Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой круг песочного цвета - арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания. Лист — арену располагают на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работу. Воспитатель подходит к ним, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных. Если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, они идут к мольберту, рассматривают иллюстрации. По окончании работы дети подходят к столу, где расположена «арена», и раскладывают вырезанных ими животных. Воспитатель советуется с детьми, как лучше разместить изображения. Наконец картина готова. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун, он приглашает детей в хоровод.
Коллективные картины могут создаваться и в течение нескольких занятий, либо основное содержание выполняется на занятии, а затем и свободное время композиция обогащается, расширяется, дополняется. В окончательной доработке могут принять участие не все дети, а только те, кто захочет, однако обсуждать проделанную работу целесообразно сообща. О предстоящем коллективном творчестве детям нужно говорить заранее; учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям.
Содержанием общей работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие. Продумывая темы коллективных композиций, воспитатель должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов; важно, чтобы предложение педагога вызывало положительный эмоциональный отклик, а это возможно только тогда, когда тема близка ребенку, связана с его жизнью и играми.
Следует отметить, что объединение детей для создании общей композиции широко используется в японских детских садах. Особый интерес детей вызывают коллективные композиции по сказкам. Японские педагоги предлагают детям создавать картины на темы русских народных сказок («Репка», «Три медведя» и др.)
Интересными для детей являются и такие формы коллективных композиций, в которых вместе с ними работают воспитатели. Последние выполняют ту часть работы, которая не по силам детям. Например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке (дереве)», заранее вырезает и наклеивает изображение дерева, а детям предлагает вырезать и наклеить птиц, но лучше, если дети, пусть даже пассивно, принимают участие в подготовке такого изображения.
В процессе работы взрослые и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате. Они обсуждают предстоящую работу, ее ход, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний взрослого.
Совместными усилиями можно подготовить детали костюмов, декорации, атрибуты для игр-драматизаций по русским и другим народным
сказкам: «Теремок», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди».
Коллективное изобразительное творчество может быть органично связано со всеми сторонами жизни детей и особенно с другими видами художественно-творческой деятельности (разные виды игр, музыкальная, художественная, речевая деятельность). Так, исследования, проведенные под руководством С.П. Козыревой, Е.Л. Трусовой убедительно показывают, что взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой, с разнообразными играми обогащает детское творчество, вызывает у ребенка радостное настроение, делает жизнь детей в коллективе интересной и содержательной.
Рассмотрим организацию коллективной изобразительной деятельности в связи с подготовкой и проведением развлечении, спектаклей, праздников с участием всех желающих детей (опыт показывает, что отказов принять участие в таких общих и интересных для детей делах не бывает).
Игры-драматизации, как правило, проводятся по любимым сказкам. Вопрос, по какой именно сказке подготовить и провести игру, лучше обсудить, всем вместе. Тогда же обговаривается и то, что следует сделать для игры: какие декорации, костюмы, детали подготовить, как распределить роли. Например, при подготовке декораций по сказке «Теремок». Вместе с детьми решается, в какой технике будет выполнен силуэт домика.
Силуэт теремка, подготовленный воспитателем, например, можно украсить аппликацией. Каждый ребенок вырезает цветы, листья, разноцветные кружки, полоски. Когда цветы будут готовы, их можно разложить на одном столе, рассмотреть и выбрать, советуясь, куда какой цветок наклеить. Украсив домик цветами, переходят к наклеиванию листьев, а поскольку теремок достаточно велик (его можно разложить на полу или прикрепить к стене), то наклеивать цветы и листья могут одновременно несколько детей. Затем на пустых местах можно наклеить разноцветные кружки разных размеров. Всю практическую работу выполняют сами дети, воспитатель только помогает им советами и напоминает об аккуратности, если возникает необходимость.
Теремок можно украсить и по-другому — расписать его красками (для этого лучше использовать гуашь). Организация коллективной работы в этом случае будет иной. Вначале нужно обсудить с детьми, как они и чем будут раскрашивать домик. Для этого используют элементы народной росписи: дымковской, городецкой или какой-то другой. Можно украсить по-другому: использовать растительные элементы (цветы, листья, завитки), геометрический орнамент — по выбору детей. Однако следует тактично направлять творчество детей на органичное решение в одном каком-то стиле, а не на эклектику (смешение орнаментов, например, народного с геометрическим и т.п.). Роспись лучше начинать с центральной части между верхним сводом крыши и окном. Эту работу следует поручить способному, хорошо рисующему ребенку. Важно, чтобы рисунок был расположен ровно в середине стены домика (можно отметить ее карандашом). Когда будет оформлена центральная часть, следует договориться с детьми, кто из них станет украшать боковые части теремка. Эту работу могут одновременно выполнять несколько детей, нужно только помочь им удобно расположиться около домика, чтобы никто никому не мешал. Время от времени следует вместе с детьми рассматривать, что получается, советоваться о продолжении росписи. Когда работа будет закончена, нужно предоставить детям возможность полюбоваться результатами коллективной деятельности.
Роспись теремка можно выполнять как на занятии, так и вне его. Следует хорошо продумать организацию работы детей, чтобы никому не приходилось долго ждать возможности выполнить свою часть работы. Украшение теремка можно начать на занятии, а закончить в свободное время.
Впоследствии организуется работа по росписи поля, где стоит теремок. Для этого можно взять полосу обоев подходящего цвета (разных оттенков зеленого, светло-серого, светло-желтого цвета) или склеить большие листы цветной бумаги. Если основа зеленого цвета, то детям останется только расписать ее цветами. Эту работу ребята могут выполнять одновременно, расположившись вдоль всей полосы, которая может лежать на сдвинутых столах или на полу. Если делается аппликация, то на полу можно только наклеивать, а работа с ножницами должна проходить за столами.
Когда теремок и поле будут готовы, творческий коллектив начинает делать маски. Эта работа осуществляется индивидуально: каждый ребенок готовит одну маску. Маску (она делается по выкройкам, заготовленным педагогом) можно заменить более простым вариантом: картонным ободком для головы, посередине которого вырезан (либо вместе с ободком, либо отдельно и затем наклеен на ободок) силуэт головы персонажа сказки. Воспитатель заготовляет контурные изображения ободков, которые дети вырезают и склеивают. Вполне целесообразен и такой вариант, когда воспитатель, предварительно продумав все до мелочей, организует работу по подготовке изобразительных частей (в данном случае — теремка, поля, масок или ободков) на одном занятии, распределив работу между всеми детьми. Для того чтобы руководить деятельностью всех детей на занятии, целесообразно участие двух воспитателей группы.
Дети старшего дошкольного возраста могут коллективно подготовить и устроить представление кукольного театра. Так же, как и для игры-драматизации, они коллективно выполняют декорации к спектаклю, принимают участие в украшении занавеса (расписывают его красками или украшают аппликацией из бумажных деталей), ширмы. Если нет готовых кукол, дети могут сделать их с помощью педагогов и родителей. Участвовать в постановке спектакля могут все желающие.
Итак, существует много возможностей сделать занятия интереснее, радостнее путем внесения разнообразия в их организацию. Для поиска новых приемов работы с детьми целесообразно широко использовать вторую половину дня.
Из сказанного видно, что коллективные формы создания изображений тесно связаны с разнообразными видами деятельности детей, занятиями. Такая взаимосвязь делает создание коллективных композиции более интересными и значимыми для детей; они видят, что результаты их художественного творчества широко используются в жизни дошкольного учреждения. Вместе с тем дети видят, что они создают полезные и нужные для разнообразных целей произведения. Они приобретают необходимые всей последующей жизни умения и стремятся делать все своими руками; реализуют потребность в самоутверждении.
|