Конспект игры-занятия по аппликации «Большой-маленький»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
Игра-занятие «Большой - маленький»
(аппликация)
Цель: обогащать представления детей о природе, развивать эстетическое восприятие природы, анализируя соответствующие объекты и выделяя одно из свойств – величину; учить сравнивать предметы (изображения).
Материал: цветная бумага, ножницы, клей, кисточка для клея, салфетка.
Ход занятия:
- дети, помните мы с вами играли в лото? А вы хотите сами сделать такую игру? Для этого нам понадобиться цветная бумага и белый картон. Я вам сейчас покажу и объясню, как мы будем делать лото, а вы смотрите внимательно. Для начала вам надо решить, что вы будете изображать. Например, вы решили делать цветы. Теперь вам надо разделить лист белого картона пополам и на левой половине нарисовать два квадрата – большой и маленький (показ). Теперь вам надо нарисовать то, что вы решили. Я вам покажу на примере цветка, а вы потом сами решите, что вы будете изображать. На левой половине в большом квадрате надо нарисовать большую картинку, я рисую большой цветок. А в маленьком квадрате – маленький (показ). Теперь я сделаю такие же цветы, но способом аппликации. Я вырезаю из цветной бумаги большой цветок и наклеиваю его на место большого нарисованного цветка. Затем вырезаю маленький цветок и приклеиваю его в маленький квадрат на место маленького нарисованного цветка. Но вы помните, что в лото нужны не только большие карточки, но и маленькие карточки с такими же картинками. Поэтому нам надо сделать такие карточки. Для этого мы берем белый картон и вырезаем из него два квадрата – один большой, другой маленький, равные по размеру тем квадратам, в которых мы уже сделали картинку (показ). Затем вырезаем такие же картинки из цветной бумаги – я вырезаю большой и маленький цветок – и приклеиваем соответственно на большой и маленький квадрат (показ). Вы поняли как мы с вами будем создавать игру лото? Тогда давайте начинайте. Вы можете рисовать или вырезать и наклеивать цветы (большие и маленькие), рыбок, птиц, листья и т.д. но не забывайте, что в больших квадратах должны быть большие фигуры, а маленьких – маленькие.
Дети работают, а воспитатель оказывает помощь при необходимости.
После занятия дети играют в лото, сделанное своими руками.
Доклад для воспитателей:
«Развитие моторики руки на занятиях изобразительным искусством»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
2014 г
Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством.
(доклад для воспитателей)
Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, лепки, аппликации. Однако часто приходится слышать утверждение, что ребенка не надо учить способам изображения, что он, испытав интерес к творческой деятельности, сам найдет нужные приемы, а обучение технической стороне засушивает созидательный процесс. Вероятно, кто-то из детей и может найти нужный способ, но, во-первых, далеко не всегда, тем более что многие только в дошкольных учреждениях начинают овладевать художественной деятельностью, а во-вторых, нельзя развить способности у всех, полагаясь лишь на возможности некоторых и не учитывая развитие остальных. Мы заботимся о том, чтобы все малыши смогли овладеть рисованием, лепкой, аппликацией и испытать радость творчества.
Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения. Освоение необходимых умений очень важно для ребенка, обучение должно вызывать интерес, не быть сухим и формальным.
В овладении малышом способами изображения мы видим одно из наиболее важных условий развития детского творчества. Известно, что любой деятельностью, в которой закреплен общественно-исторический опыт, в том числе и деятельностью художественной, ребенок может овладеть, только усваивая от взрослых соответствующие способы работы.
Исследователь В. И. Киреенко подчеркивал: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках скоро превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь»2.
Далеко не каждый ребенок может самостоятельно выделить способы деятельности. Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными приемами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изобразить и не найдя нужных способов, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, неуверенность в себе, дискомфорт.
Покажем на примере рисования, как дети овладевают обобщенными способами изображения.
Данные приемы мы связываем с общностью формы предметов и их частей. Это основано на том, что сходство изображаемого с изображением прежде всего определяется передачей формы. Многочисленные наблюдения за рисованием детей показывают, что ребенок стремится к передаче сходства изображения с предметами и явлениями окружающей жизни и, если ему это удается, испытывает удовлетворение и радость.
Однако дошкольнику, особенно младшему дошкольнику, далеко не всегда удается добиться сходства из-за отсутствия соответствующих умений. Дети этого возраста испытывают трудности в рисовании и теряют интерес к нему, если не владеют формообразующими движениями руки. Очень важно, чтобы ребенок овладел такими изобразительными формообразующими движениями, которые позволили бы ему передавать форму разнообразных предметов в рисунке (движениями руки, в результате которых передается форма предмета).
Какими же формообразующими движениями должны овладеть малыши в детском саду, чтобы свободно отражать в рисунках предметы и явления окружающего мира? Если сопоставить предметы по форме с геометрическими эталонами, их условно можно разделить на три блока:
1) предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, забор, лесенка, кусты, деревья и др.;
2) предметы круглой и овальной формы; в особую группу следует выделить предметы, состоящие из сочетания названных форм (дом, тележка, автомашина, цветок), но для их изображения не нужны особые формообразующие движения, дети используют те, которыми владеют;
3)предметы прямолинейной формы (квадратная, прямоугольная, треугольная); предметы, которые можно изобразить с помощью отдельных линий (лесенка, забор).
В рисунке ребенка-дошкольника, носящем плоскостной линейный характер, форма предметов передается линией контура. Она воспроизводится при помощи движения руки определенной направленности, зависящей от формы изображаемого предмета. Это движение сходно с действием, которое осуществляется при ознакомлении с формой (движение руки когда ребенок обводит предмет по контуру), и для каждой вышеназванной группы будет специфичным. Это и определяет те формообразующие движения, с помощью которых ребенок может передавать предмет в рисунке.
Возникает вопрос: как же обучать детей формообразующим движениям чтобы, осваивая их, ребенок овладевал обобщенными способами и мог свободно воспроизводить любые предметы и явления окружающей жизни?
В массовой практике обучения рисованию в детских садах и школах все еще используется такой путь, когда педагог, предлагая детям изобразить тот или иной предмет или встречаясь с затруднениями при рисовании предмета, выбранного им самим, показывает соответствующие способы изображения: «Посмотрите, как надо рисовать яблоко», «Бараночку надо рисовать - так» — и на доске или на отдельном листе бумаги за столом, где сидит ребенок, демонстрирует нужный прием, каждый раз, когда перед детьми возникает задача нарисовать предмет, который они ранее не изображали (даже если раньше они изображали предметы такой же формы).
Подобный путь, даже если он начинается с рассматривания, обследования предмета, не может быть признан рациональным и соответствующим современному уровню требований к организации процесса воспитания и обучения детей. Он ведет не к развитию ребенка, а к механическому повторению показанного педагогом способа деятельности. В результате ребенок на каждом занятии приобретает умение изображать один конкретный предмет: яблоко или шар, флажок или дом, мишку или зайчика. Такое обучение не имеет развивающею характера; оно приучает ребенка действовать только по подсказке, лишает самостоятельности, сковывает творческие возможности.
Для успешного развития личности ребенка, а именно такую задачу мы ставим, обучая детей графическим умениям и навыкам, необходимо, чтобы он овладел не просто способами деятельности, а обобщенными способами изображения.
Итак: обобщенные способы изображения мы связываем с общностью формы предметов и их частей. Усвоение обобщенных способов возможно при условии овладения формообразующими движениями, когда ребенок одновременно с приемом изображения одного предмета будет понимать, что так можно изобразить любой предмет, сходный по форме.
Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же движение карандашом, ручкой, кисточкой при изображении разных предметов, ребенок постепенно приобретает соответствующий опыт и понимает его обобщенное значение. Начинать формирование этого способа (в рисунке, лепке, аппликации) нужно с момента организации восприятия предмета, включающего движение руки по форме предмета. При этом для ребенка очень важно, чтобы движение по контуру предмета совершалось последовательно, чередуясь двумя руками; обведение предмета не только одной рукой, которой рисует малыш, но и другой, закрепляет образ движения в коре головного мозга и способствует более быстрому усвоению изобразительного движения. Движение, которым педагог (а затем дети) обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления с ним, и движение, воспроизводящее контур изображаемого объекта в рисунке, схожи по своей направленности. Эти сходство и специфичность действий позволяют ставить вопрос о возможности формирования обобщенных способов рисования, необходимых для изображения предметов, которые относятся к определенной группе.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»3.
Многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Именно владение общими приемами обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу. Поэтому уже со второй младшей группы занятие, на котором дети должны рисовать предмет, требующий нового формообразующего движения, следует начинать с обследования объекта изображения, включающего поочередные движения обеих рук и определения его формы.
Вот, например, как можно учить ребенка рисовать предметы круглой формы. На одном из первых занятий детям предлагается изобразить колечки. До этого никаких предметов круглой формы они на занятиях не рисовали (разумеется, опыт изображения предметом круглой формы у некоторых ребят уже есть). Воспитатель должен рассмотреть с детьми колечки, предложить определить их форму, если дети будут затрудняться обвести кольцо пальцем по контуру. Очень важно, чтобы каждый ребенок «прошелся» по контуру колечка (или любого другого предмета кругло формы, который ему предстоит рисовать). Тогда он не только видит движение, но и производит его рукой, воспринимает кинестезически. Однако на занятии организовать такую индивидуальную работу часто не представляется возможным, ведь детей много и процесс может затянуться. Поэтому проведите обследование раньше, в процессе игр, дайте каждому ребенку возможность обвести колечко. Делать это надо не формально - дидактично, а в виде игры («Найди, у кого колечко», «Надень колечко на пальчик» и др.).
Глядя на то, как осуществляют движение по контуру педагог и другие дети, ребенок мысленно делает то же самое, при этом его восприятие активно. На занятии предложите всем детям показать круговое движение пальцем в воздухе (рукой с карандашом, кистью), а затем продемонстрируйте на доске способ изображения или пригласите к доске (мольберту) кого-то из малышей. Сопровождайте все действия словами, подчеркивающими связь способа изображения и с формой предмета, и с движением рук по его контуру при обследовании: «Кругленькое колечко, рисовать его надо так же, как обводили пальчиком». После основной работы рекомендуется вызвать к доске двух-трех ребят и попросить их показать, как они будут рисовать. Можно разрешить всем выйти к доске и порисовать на ней мелом. Детям это нравится, и они быстрее усваивают нужный способ изображения. Затем, сев за столы и взяв в руки карандаши (кисти) маленькие художники могут еще раз показать в воздухе, как они будут создавать круглые колечки, и начинают рисовать на листе бумаги (рисовать можно, даже стоя у столов или мольбертов).
При показе движения, которым предмет обводят по контуру в воздухе, а затем показе жестом способа изображения важно обращать внимание детей на необходимость зрительного контроля. Мы заметили, что часто ребята, рисуя круги в воздухе, не контролируют их взглядом. В результате формообразующее движение искажается. Такие действия не приносят пользы. Малый двигательный опыт не позволяет пока ребенок осуществлять кинестезический контроль, нужное движение еще «не вошло в руку». В таком случае оно осуществляется беспорядочно и не является формообразующим. Точному движению, как и зрительному контролю над ним, детей надо учить («Смотри, как рисует твоя рука и что получается»).
Конечно, воспитатель должен помнить, что осуществлять этот процесс надо не в сухой назидательной форме, а живо, эмоционально, учитывая особенности дошкольником, их желание учиться. В целом педагог должен действовать, соблюдая все основные приемы работы с детьми: направлять действия малышей, поощрять тех, у кого получились круглые колечки, напоминать не очень ловким правильный способ действия. В случае необходимости следует показать формообразующее движение индивидуально, на отдельном листе бумаги. Если оказывается, что этого недостаточно, можно использовать для обучения некоторых детей (ведь уровень развития моторики у всех разный) метод «пассивных движений». Он заключается в том, что взрослый берет руку ребенка с карандашом или кистью в свою руку и производит нужное движение вместе с его рукой. При этом ребенок ощущает направление движения и следит за тем, что получается. Целесообразно сопровождать работу словами: «Вот так твоя рука рисует кругленькое колечко».
Подобную работу следует проводить на любом первом занятии, посвященном освоению нового формообразующего движения. Принципиально важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий.
Второе занятие, на котором детям предлагают нарисовать предмет той же формы, надо вновь начинать с обследования предмета, определения его формы с включением движения рук по контуру. Но прежде чем говорить о способе изображения предмета, попросите ребят вспомнить, что круглый предмет они уже рисовали. Если у детей возникают затруднения, педагог называет предметы сам, можно показать соответствующие рисунки. Затем необходимо повторить с детьми все пройденное на следующем занятии. Важно активизировать опыт детей, вызвать кого-то к доске для показа формообразующего движения. Действия ребенка следует сопровождать объяснением. Нужно, чтобы не только формообразующее движение осуществлялось верно, но и чтобы малыш правильно держал карандаш (кисть), умел пользоваться красками. Действия товарища дети воспринимают не как прямое обучение способу изображения (что бывает при показе взрослым), а как напоминание. Дети активно участвуют в этом процессе. Как правило, каждый готов выйти к доске и продемонстрировать свои умения. Как и на первом занятии, можно предоставить детям возможность всем вместе порисовать на доске. Такой подход развивает самостоятельность, инициативность малышей. Ребенок привыкает к необходимости активизировать свой опыт, а не ждать от педагога готовых приемов действий.
На всех последующих занятиях дети продолжают усваивать, что между формой предмета и способом ее передачи в рисунке есть прямая связь, что все предметы или их части одинаковой формы рисуют одним способом. При этом важно постоянно обращаться к имеющемуся у ребенка опыту. Данная методика также используется при обучении детей лепке и аппликации.
Когда перед детьми ставится или возникает по их инициативе задача нарисовать предмет, который состоит из нескольких частей уже знакомой им формы, показ педагогом способа изображения не требуется. В этом случае активизируется имеющийся опыт ребенка. После обследования предмета, определения формы его частей, их величины и расположения нужно предложить детям вспомнить способы изображения той или иной части и нарисовать их на доске (иногда показ может осуществляться последовательно, по частям, для чего выходят друг за другом три-четыре ребенка). Если предмет несложный, можно лишь продемонстрировать нужный жест в воздухе. Проводить все занятия следует живо, эмоционально, широко используя игровые ситуации и приемы, поощряя активность детей.
Использование в рисовании того или иного формообразующего движения для воспроизведения предмета, его пространственных свойств должно вытекать из анализа формы объекта. Детей надо постоянно учить самостоятельно определять формообразующее движение («Как можно нарисовать это?»), исходя из тех знаний и представлений, которые они получат в процессе обучения.
Следует подчеркнуть, что работа по обучению детей обобщенным способам изображения необходима для того, чтобы подвести ребенка к свободному осознанному рисованию, приносящему радость. Усваивая обобщенный характер определенных действий, дети легко используют их при создании любых изображений. По-настоящему творческий характер рисование, лепка, аппликация приобретут лишь тогда, когда дети смогут легко и свободно — разумеется, на своем уровне — изобразить любом предмет, который им понравился, привлек их внимание. Полученные таким образом умения становятся для детей личностно значимой мотивацией деятельности, определяют положительное отношение к ней. Занятия по рисованию, лепке, аппликации доставляют малышам радость и способствуют дальнейшему формированию и развитию творческих способностей. Руки юного творца становятся умелыми, только когда в детском саду проводятся систематические интересно организованные предметные занятия.
Техника рисования, лепки, аппликации включает в себя умение создавать изображения, используя разные изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, сангину, угольные палочки, пастель, глину, пластилин и т.д. Всеми навыками и умениями дети овладевают постепенно, под руководством воспитателя, который показывает, как пользоваться каждым материалом, раскрывая его выразительные возможности.
Детям младшего возраста хорошо давать работать фломастером. Сам по себе он не является художественным материалом, но в некоторых случаях его можно использовать. Фломастер нравится ребенку яркостью, легкостью получения отчетливой линии, формы. Дети любят рисовать и карандашами. Ребенок хорошо чувствует карандаш, отчетливо ощущает движение руки с ним. По мере овладения карандашами необходимо учить детей передавать разнообразные оттенки цвета благодаря разному нажиму на карандаш. Такое рисование доставляет детям удовольствие, оно позволяет им создавать выразительные изображения, добиваться градации оттенков, способствует развитию эстетического восприятия, чувства цвета. Для того чтобы дети овладели этим умением, можно придумать ряд интересных занятий-упражнений, в результате которых может быть коллективно создан сказочный образ: «Аленький цветочек», «Жар - птица», «Золотая рыбка», «Хозяйка Медной горы», «Василиса Прекрасная» и объединяющая все выполненные таким образом изображения работа «Дивный сад» («Волшебный сад»). Для таких занятии воспитатель (в старшей и подготовительной группах вместе с детьми) заготавливает лепестки, перышки, чешуйки и другие детали разной величины и формы, которые дети раскрашивают, по-разному нажимая на карандаш, а затем
объединяют в изображении. Предварительно воспитатель может предложить ребятам попробовать на отдельном листочке нанести штрихи, линии разной силы, цветовой насыщенности.
Можно давать детям графитный (свинцовый, простой) карандаш. Мы убедились, что большинству старших ребят нравится работать таким карандашом, используя разный нажим, создавая тоновой и контурный рисунок; графитный карандаш располагает значительными возможностями для передачи образа.
При начальном обучении следует вырабатывать у детей умение правильно держать карандаш; показать правила работы простым карандашом, когда тот используется для набросков: создавая основу изображения, не нужно прорабатывать карандашом мелкие детали, закрашивать изображение или его части, лучше рисовать с легким нажимом. Полезно показывать детям как можно больше разных вариантов техники, приемов, материалов, позволяющих находить новые средства выразительности4. Так, для рисования деревьев можно использовать и цветные карандаши, гуашь, мелки, свечу, угольный карандаш, сангину и др. Выразительным получается, например, изображение дерева, если его рисуют графитным или угольным карандашом. Можно нарисовать зимнее дерево белой гуашью, а затем, когда краска подсохнет, обрисовать его черным карандашом сплошь по контуру или отдельными штрихами. Это позволит подчеркнуть фигуру объекта, передать заиндевелость ствола и ветвей. Различными приемами можно изобразить крону деревьев, листву: быстрыми кругообразными движениями, спиралевидными линиями, короткими штрихами (рисуя хвою), пятнами. Примеры разнообразных и выразительных решений можно увидеть в детских книгах, иллюстрациях, выполненных разными художниками.
В старшей и подготовительной группах на занятиях по изобразительной деятельности наряду с гуашевыми красками целесообразно давать акварель. Следует познакомить детей с особенностью акварельных красок: чистые, прозрачные цвета разводятся водой до различной степени насыщенности цвета (в зависимости от количества добавленной воды). Необходимо показать детям различные способы работы с акварелью. Способ размывки: в верхней части листа бумаги акварелью проводится линия насыщенного цвета (для этого лучше использовать кисть большого размера — от 16-го до 20-го номера — круглую мягкую или флейц, плоскую кисть), а затем быстрыми слитными движениями кистью, смачиваемой в воде, насыщенная по цвету линия размывается вниз. Постепенно количество воды прибавляется, цвет становится светлее, а лист бумаги оказывается покрыт определенным тоном, более насыщенным вверху и постепенно светлеющим. В гуаши светлый тон получается при добавлении в краску любого цвета.
Рисовать можно круглой мягкой кистью всем ворсом и его концом (тонкие линии, мелкие детали). Рекомендуется давать детям флейц и клеевую щетинную кисть (последней можно рисовать листву, падающий снег и др.).
Следует учить детей делать разнообразными способами цветные фоны для рисунков, аппликаций. Такая работа может быть совместной. При работе акварелью интересный фон получается благодаря добавлению нового цвета в предыдущий тон: сначала вверху листа проводится (желательно большой кистью, насыщенной краской) линия, затем она слегка размывается, после чего кисть промывается, набирается краска другого цвета — рядом с невысохшей линией проводится еще одна и снова слегка размывается. Так можно добавить несколько цветов. Чтобы получить желаемые оттенки, набранный цвет сначала пробуют на палитре или на небольшом специально подготовленном листке бумаги, не впитывающем краску.
Интересный эффект можно получить и способом «набрызга». Акварель разводится до нужного оттенка; если необходимо — разных цветов, и небольшой кисточкой (щетинной) или щеточкой (проводя по ворсу пальцем) краски разбрызгиваются по листу. Подготовленный таким образом фон будет выразительно смотреться при создании сказочных, фантастических образов, изображений космоса и других композиций, например, на темы «Цирк», «Новогодний праздник». Если дети научатся подобным способам работы, то смогут осознанно готовить фон бумаги для последующей работы.
Старшие дети без труда овладевают методом «рисования по - сырому», когда лист смачивается водой и на нем создается изображение (акварель немного растекается). Таким способом можно выразительно нарисовать пушистых животных, туманное утро, дождливую погоду. Интересный изобразительный эффект дает соединение в работе разных материалов и техники. Например, можно использовать цветные восковые мелки, пастель.
Как уже было сказано, примеры интересных, выразительных композиций мы находим в произведениях изобразительного искусства, прежде всего в наиболее доступных малышам детских иллюстрированных книгах. Обращайте внимание детей на то, как по-разному художники изображают животных, деревья, птиц, явления природы.
Выразительный рисунок получается не только тогда, когда изображение закрашивается красками или карандашами полностью, но и тогда, когда дети используют разнообразные способы заполнения формы изображаемого объекта. В книге «Обучение детей технике рисования» Комарова Т.С. рекомендовала использовать для заполнения контура штрихи и линии разного характера, которые в условной манере передают цвет и фактуру предмета. Такую условно-декоративную манеру можно увидеть и в работах художников-иллюстраторов. Овладевая разнообразной техникой рисования, лепки, аппликации, дети приобретают индивидуальную манеру изображения, свой стиль.
|