Главная страница

Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством


Скачать 1.11 Mb.
Название Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством
страница 5/12
Дата 11.02.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Доклад
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12











Конспект занятия по рисованию «Золотая хохлома»





Составила воспитатель:


Мазурик М.И.

2015 г.

Конспект занятия «Золотая хохлома».

(рисование)

Цель: расширять знания детей о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики». Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.
Материалы: выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Хохломские изделия. Таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек», «кустиков». Бумажные силуэты разделочных досок.
Ход занятия

Педагог организует выставку подлинных изделий хохломского промысла.

Рассказ педагога: «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин (туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина — сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)

В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличие от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая — туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, — ковшики, братины.

Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры древесины закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» — дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называем «растительнотравочным».

Роспись под «фон» — это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом.

Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки — кудри».

Педагог сопровождает рассказ показом иллюстраций и подлинных хохломских изделий, читает стихотворение «Золотая хохлома»:

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица,

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души –

Кубки, чаши и ковши!

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!
Педагог предлагает детям рассмотреть хохломские изделия. Показывает в росписи элементы «травки». Обращает внимание детей на то, как располагается «травка», уточняет каждый элемент травки – «реснички», «травинки», «усика», «завитка»; показывает способ выполнения элемента «реснички»: «Пишется ресничка очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».

Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно,

Я считаюсь чуть не главной.

Педагог предлагает детям попробовать нарисовать «ресничку». Затем рассматривать с детьми «травинку». Этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.

Я травинка просто чудо,

А нажим, он очень нужен,

Сверху вниз, и вот готов

Кистью плавный переход.

После объяснения педагог предлагает детям попробовать выполнить элемент «травинку». Затем педагог показывает детям месторасположение «усика» в узоре. Обращает внимание на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).

А я усик, так горжусь

Тонкостью своею,

Вправо, влево закручусь —

Это я умею.

Педагог предлагает детям выполнить этот элемент. Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и называется «завиток».



Кистью плавно закручу

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина.

Педагог предлагает детям попробовать выполнить элемент «завиток».

Педагог продолжает знакомить детей с элементами хохломской росписи. «"Капелька" и "кустик" также являются элементами хохломской "травки”. "Капельки" выполняются легким прикосновением кончика кисти к бумаге».

Меня капелькой зовут,

Пишут очень просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь.

Педагог предлагает детям выполнить элемент травки — «капельку».

После того как дети научатся выполнять элементы «травки», педагог объясняет способ выполнения «кустика»: «Кустик» — это объединенные в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки», «капельки».

Педагог показывает способ выполнения «кустика»: слева — завиток, справа – завиток, слева — ресничка, справа — ресничка. Вот и получился «кустик».

Педагог предлагает детям нарисовать «кустик».

Педагог показывает способ выполнения «растительно-травочного» орнамента: «Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступаем, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В «травном» орнаменте – завитком, а в «растительном» - цветком или ягодкой. Цветок и ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем «травкой». Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку». (показ)

После объяснения педагог предлагает детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте разделочной доске.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12