|
«Проектная деятельность как один из способов развития творческих способностей школьников.»
«Проектная деятельность как один из способов развития творческих способностей школьников.»
В связи с переходом на ФГОС на итоговую государственную аттестацию выносятся предметные и метопредметные планируемые результаты. С оценкой предметных результатов все понятно. А что оценивать в метопредметных? Защита учеником проектной работы и может стать оценкой метопредметных планируемых результатов. Но, учить выпускника проектной деятельности на этапе окончания школы уже поздно. Эту работу надо начинать ещё в начальных классах.
В современном обществе вопрос о развитии творческих способностей детей стоит очень остро. Это связано с тем, с требование высокопрофессиональных, творчески мыслящих специалистов, способных незамедлительно реагировать на происходящие изменения.
Одно из условий создания системы развития творческих способностей детей – поиск новых технологий. Современный ребенок живет в обширном информационном пространстве, зачастую не умея ее переработать и превратить в знания. Задача педагога помочь ребенку научиться ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать получаемые данные. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационной компетенции.
Чего дети ждут от педагога? Знаний для жизни. Учитель должен не просто давать сумму знаний, а научить ребенка применять их на практике. Поэтому и роль учителя перестает быть традиционной, а становится ближе к тьюторскому сопровождению. Коммуникативная компетентность – это ценность современного общества. Она ставит перед педагогом вопрос:»Как научить обучающегося формулировать вопросы для общения и поиска информации?»
Инновационный поиск средств приводит педагога к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, пракико-ориентированные, проблемные и другие формы и методы обучения и воспитания.
Метод проектов не является не является принципиально новым в педагогической практике, но тем не менее относится к педагогическим технологиям 21 века.
Что же такое учебный проект? Это задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия между собой и с педагогом, и результат деятельности - как способ решения проблемы.
В основе каждого проекта лежат два необходимых условия:
- должна быть проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
- проблема должна быть личностно-значимой для ребенка.
Учебный проект с точки зрения обучаюшегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, и ее результат носит практический характер, что весьма важно для самого открывателя.
Учебный проект с точки зрения педагога – это средство, позволяющее обучать целеполаганию, мыслительной деятельности, коммуникативной компетентности, практическому применению полученных знаний и умений.
Из выше сказанного вытекает, что проектная деятельность является одним из способов развития творческих способностей обучающихся.. творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Творческая деятельность отражает потребности, интересы, способности и волевые усилия школьника. И метод проектирования как нельзя лучше подходит для достижения этих целей. Он дает возможность творческого раскрытия ребенка под руководством педагога.
Я со своими воспитанниками использую проектною деятельность, начиная с пятого класса. И это не только предметные проекты. Детям больше всего нравится делать надпредметные проекты. В нашем арсенале проекты по следующим темам: «Сильные духом»; «Музыка как судьба», посвященный Г,В. Свиридову; «Сподвижники земли курской» и другие.
Один из проектов, занявших в 2014г II место на Всероссийском конкурсе мультимедийных проектов в номинации «Семейные ценности».
|
|
|