Главная страница

Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством


Скачать 1.11 Mb.
Название Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством
страница 12/12
Дата 11.02.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Доклад
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12











Доклад для родителей:

«Развитие художественных способностей и организация эстетической деятельности»





Составила воспитатель:


2010 г.

Развитие художественных способностей и организация эстетической деятельности.
Эстетические чувства, взгляды, вкусы помогают подрастающему человеку главным образом находить, воспринимать и оценивать красоту в искусстве и окружающей жизни. Благодаря художественным способностям дошкольник сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

Художественные способности следует рассматривать, как комплекс творческих возможностей личности привносить прекрасное в труд, быт, поведение. Так, эстетическое оформление дома, одежды требует изобразительных умений и навыков.

Ряд отечественных и зарубежных исследований подтверждают идею педагогики о том, что всякие способности, в том числе и художественные, формируются в результате диалектического взаимодействия природных данных и приобретенного опыта.

Процесс формирования художественных способностей включает несколько этапов. Исходным моментом является диагностика природных задатков, склонностей ребенка. Обнаружить те или иные художественные задатки можно, систематически наблюдая за жизнью ребенка: путем изучения детских рисунков, поделок, с помощью специальных педагогических приемов (проверка зрительного восприятия и т.д.).

Следующий важный момент – обучение и обработка отдельных умений и навыков, в которых проявляется и реализуется художественная способность. К примеру, для того чтобы приобщиться к рисованию, ребенку нужно овладеть рядом сложных операций: овладению работой карандашом, кистью, разбираться в свето-тоновых отношениях, видению формы, пропорций, цвета предметов т.д.

Центральным звеном в формировании художественных способностей является организация творческой деятельности детей. Причем следует помнить, что художественная деятельность лишь тогда носит развивающий характер, когда она вызывает интерес, окрашена в радостью, доставляет эстетическое наслаждение самому ребенку и окружающим. Развитие и совершенствование способностей возможно лишь при условии постепенного усложнения деятельности, овладения новыми умениями и навыками.

Практические занятия искусством должны органически сочетаться с участием ребенка в делах коллектива, в общественной жизни группы. Это поможет такие занятия превратить в средство не только художественного, эстетического, но и нравственного развития детей.

На втором году жизни, когда маленькому человеку слов не хватает, руки и ноги еще плохо слушаются, а все вокруг так интересно, но не понятно, он начинает рисовать. Сначала – бессмысленные штрихи и линии, потом – забавных человечков, домики, кораблики, космические ракеты, папу, маму, друзей… - словом, все то, что его привлекает, удивляет, нравится. И так продолжается довольно долго, до 9-10 лет. Увлечение рисованием захватывает детей всех стран, народов, национальностей, культур. Рисуют все дети. Исключения крайне редки. Родители к этому относятся по-разному. Одни считают ребячьей забавой: или полезной, тогда рисованию не надо мешать, или бесполезным баловством, поощрять которое не стоит, а запретить трудно, лучше незаметно переключить внимание ребенка на другое, более полезное занятие. Другие склонны видеть в увлечении ребенка рисованием, лепкой, изображением фигурок и сюжетных сцен из дерева и других материалов проявление задатков будущего художника-профессионала. Они поощряют только то, что изобразительно грамотно и решительно отучают от всего «неправильного». Если же это не помогает – решают: у ребенка нет способностей. Третьи понимают склонность маленьких детей к различного рода изображению как особое «детское искусство», которое развивается самостоятельно, а от обучения гибнет или искажается, но с годами проходит вместе с детством.
МДОУ ЦРР д/с. №27











Конспект занятия по рисованию:

«Весна пришла»




Занятие «Весна пришла».

Цель: формировать у детей представление о том, как создается пейзажная панорама; закрепить умения и навыки создания весеннего пейзажа; воспитывать самостоятельность, активность; формировать умение работать коллективно; учить отражать в рисунке впечатления от произведений, описывающих природные явления весны, располагать изображение по всему листу, видеть и использовать разные цвета и оттенки.

Материалы: репродукции картин: Н.Ромадин «Весна», Е. Зверьков «Голубой апрель», «Ледокол на Мезени», Б. Щербаков «Затопленные берега», И. Левитан «Весна. Большая вода»; акварельные краски, кисти, салфетки, баночка с водой, бумага акварельная, палитра.

Технические средства: аудиозапись произведений П.И. Чайковская «Времена года»: 1. Март. «Песня жаворонка»,

2. Апрель. «Подснежник»,

3. Май. «Белые ночи».
Ход занятия

Звучит музыка.

Дети рассматривают выставку репродукции картин, изображающих весну.

Воспитатель собирает детей у окна, предлагает им закрыть глаза и представить то, о чем она сейчас расскажет, и читает стихотворение Д. Плещеева «Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять на долго миновала.
Затем воспитатель просит детей открыть глаза и рассказать, какие образы они представили себе, слушая стихотворение. Если нужно дополняет и обобщает ответы детей (ярко светит солнышко, голубое небо, проталины, ручьи, деревья и кусты с набухшими почками). Если дети назовут не все, можно напомнить им картины весны, прочитав строки стихотворения.

Воспитатель обращает внимание детей на картину за окном: «Ребята, а теперь посмотрите в окно. Я вижу там прекрасную картину, а нарисовал ее художник, которого зовут Природа. Как бы вы назвали картину этого художника? («Весна», «Тает снег», «Капель»). Что общего вы найдете в пейзаже этого необычного художника и в пейзажах нашей выставки? (Сравниваются картины русских художников и пейзаж за окном). Все, что мы видим из окна, можно назвать одним словом – панорама. Давайте создам весенний пейзаж, панораму. Для этого на большом и длинном листе бумаги мы будем рисовать весенний пейзаж. Кто напомнит, что такое пейзаж?»

Воспитатель предлагает детям разделиться на четыре подгруппы: первая и вторая будут рисовать голубое небо, белые пушистые облака, весеннее солнце, используя технику рисования «по-сырому»; третья подгруппа – снег, проталины, ручьи, речку; четвертая – деревья и кусты. Воспитатель предлагает детям каждой подгруппы подумать и договориться, кто что станет рисовать.

Процесс рисования сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года». Воспитатель наблюдает за деятельностью детей и помогает им по мере необходимости. В конце занятия дети рассматривают свои работы. Воспитатель заостряет их внимание на выразительном решении отдельных изображений и всей картины в целом, хвалит юных художников и предлагает им подумать, как можно дополнить картину (нарисовать жителей весеннего леса).











Конспект занятия по конструированию в технике оригами:

«Голоса весеннего леса»







Занятие «Голоса весеннего леса»
Цель: продолжать углублять знания детей о народном творчестве, знакомить с техникой «оригами», закреплять умение правильно сгибать бумагу, заглаживать линии сгиба; воспитывать интерес к ручному труду; учить самостоятельно располагать поделки в общей композиции.

Материалы: цветная бумага (заготовки в форме квадратов разного цвета и размера), ножницы, кисти для клея, клей, салфетки, клеенки, образцы поделок (птичка, зайчик и т.д.); иллюстрации животных, птиц.
Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня я хочу пригласить вас в весенний лес. Сядьте поудобнее на коврике, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу.

Звучит запись «Голоса весеннего леса».

Воспитатель: давайте попробуем узнать голоса птиц и зверей.

Дети: дятел, грач, синичка, птичий хор, лягушка, медведь…

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этой сложной задачей. Хорошо в нашем лесу, правда? Послушайте стихотворение «Ау!»

Весело аукнула

Из лесу весна,

Ей медведь откликнулся,

Проурчав со сна.
Поскакали зайцы к ней,

Подлетел к ней грач,

Покатился ежик в след,

Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,

Глянув из дупла,

Дождалась, пушистая,

Света и тепла!
Гордо приосанился

Просветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И мороз за елками

Заворчав, исчез.
Воспитатель: о каких животных идет речь в этом стихотворении?

Дети: О медведе, о зайчике, о белке, о ежике.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Каждый из вас должен голосом, мимикой, жестом изобразить какое-нибудь животное, птицу, которые живут в весеннем лесу. А мы попробуем отгадать.

Каждый ребенок показывает свою пантомимику, а воспитатель и дети отгадывают, кого он изображал. После игры педагог предлагает сделать фигурки птиц, зверей, конструируя из бумаги по типу «оригами».

Вместе с воспитателем дети решают, каких птиц и зверей можно сделать для пейзажной панорамы. Педагог показывает образцы фигурок.











Папка-передвижка для родителей:

«Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей»






Искусство книжной графики в эстетическом воспитании детей.

(папка-передвижка для родителей)
Художественная детская книга - искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые счастливо соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутнённый взгляд на мир, гражданскую ответственность воспитателя нравственности, художественный вкус и умение в зрелые годы сохранить в своей душе впечатления детства. Иллюстрирование книг для детей и юношества - это особенно ответственная задача, потому что в конечном счёте разглядывание картинок в книжках является первой большой школой видения.

Эстетическое воспитание детей раннего и младшего возраста зачастую начинается именно с иллюстрированной книги. Не случайно в последние десятилетия детская книга с иллюстрациями во всех странах мира стала объектом пристального внимания учёных - педагогов и психологов, искусствоведов, педагогов-практиков, книговедов, критиков, коллекционеров... Интерес этот не случаен. Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому в среде литераторов и художников, издателей и полиграфистов сложился вполне определённый взгляд на иллюстрированную книгу для детей как на своеобразный художественный комплекс, пусть миниатюрный, но насыщенный большим идейно-образным содержанием и пластическим напряжением. По наблюдению книговедов, вплоть до середины XX столетия художники-иллюстраторы были более склонны обосновывать свой вклад в детскую литературу исключительно педагогическими соображениями. В настоящее время, хотя они и продолжают высказывать педагогические идеи, но большее значение придают не познавательному, а эстетическому воздействию искусства иллюстрации на детей.

В самом деле, искусство книжки-картинки предполагает восприятие и постижение её как целостного единства, и реакция ребёнка на неё в значительной мере есть - в полном смысле слова - настоящий художественный опыт. Книжка-картинка - это не столько повествование, которое читают, это предмет искусства, который «переживают».

Следует заметить, что сегодня детская художественная книга как один из самых массовых и мобильных источников познавательной информации, легко преодолевающий границы государств и политических систем, оказалась не только традиционным предметом национального воспитания и культурного обмена, но и заняла видное место на международных художественных выставках в качестве объективного показателя культурного потенциала государства.

Художественное оформление изданий для детей играет большую роль в интеллектуальном и эстетическом развитии. Не имея еще достаточного жизненного опыта, ребенок не всегда может самостоятельно составлять конкретное представление о том, что написано в книге. Рисунки, благодаря своей наглядности, помогают ему в этом.

В книгах для самых маленьких зачастую все содержание заключается в рисунках. Для детей более старшего возраста иллюстрация является своего рода дополнением или пояснением к тексту. Следовательно, значение иллюстраций раскрывающих содержание литературного произведения в зрительных художественных образах очень велико. Не менее важно значение иллюстраций для воспитания эстетических чувств детей. Оба этих фактора должны находиться в неразрывном единстве. Как же читать книгу детям?

Прежде, чем читать книгу детям нужно рассмотреть иллюстрации на обложке. Рассмотреть, что нарисовано на рисунке, как и где расположено, в каком движении, отметить цвет. Например, на обложке книги «Снегурочка» - рисунки Успенской, все изображено в голубом холодном цвете, т.к. это зима, идет снег. Девочка с тревогой смотрит на птиц, на их прилет. Она одета бедно, в лаптях, в легком платочке, без рукавичек, как крестьянская девочка, но ей не холодно, т.к. она из снега. Девочка распростерла руки ладошками кверху, как бы ловя снежинки, сама в оформлении кома снега, - ведь из снега она. И кругом снег, снег, снег.

Можно предложить детям рассмотреть иллюстрации в книге, чтобы вызвать интерес к содержанию книги. Только после этого приступать к чтению книги. И, когда книга уже прочитана, вспомнить, правильно ли мы по картинкам определили ее содержание (по обложке).

Повторное рассматривание иллюстраций проводиться после чтения книги, обратить внимание на детали, на то, как художник помогает глубже раскрыть содержание сказки. Заострить внимание на том, что художн. ик на каждой иллюстрации использовал голубой цвет, т.к. сказка про снегурочку, которая сделана из снега.

Рассматривая цвет иллюстраций, нужно учитывать, что это имеет большое значение для эстетического воспитания, вы должны стремиться к тому, чтобы книга создала целостное, яркое впечатление. Многие художники ярко и эмоционально иллюстрируют детские книги. Например, художник В.Лебедев – книги С.Маршака: «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Усатый - полосатый», «Лесная сказка» и т.д.

Художник удачно показал различные времена года. Изображение леса, цветов, зверей, особенно удается художнику. Он показывает их во всем красочном, познавательном разнообразии. Одним из самых выдающихся иллюстраторов детской книги является Ю.Васильев. он создал своеобразный стиль, жизнеутверждающий, декоративный. Художник любит, понимает детей – они отвечают ему полной взаимностью. Иллюстрации его интересны не только детям, но и взрослым. Он уделяет большое внимание русскому народному творчеству. В его иллюстрациях много выдумки и чутья. Звери из книги в книгу переходят примерно одинаковые, не меняя своего внешнего облика, меняя только свои увертки (сказки «Сорока-белобока», «Теремок», «Лисичка со скалочкой» и др.)

Много и других замечательных художников – иллюстраторов: например, Е.Чарушин, В. Колешевич («Телефон», «Айболит», «Тараканище», «Сказка о золотом петушке») и др. художники.

В.Г. Белинский писал, что только та детская книга хороша, которую интересно читать и ребенку, и взрослому. К этой мысли мы приходим, говоря об оформлении книги: только та книга хорошо оформлена, которую с интересом смотрит и ребенок, и взрослый.


1 Чернышевский Н.Г. очерки гоголевского периода русской литературы. Полн. собр. соч. 1905-1906. Т.2 гл. VII. С. 213

2 Киреенко В.И. психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959. С. 21.

3 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.С.258.

4 Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1976.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12