Главная страница

Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством


Скачать 1.11 Mb.
Название Нравственно-эстетическое воспитание на занятиях изобразительным искусством
страница 9/12
Дата 11.02.2016
Размер 1.11 Mb.
Тип Доклад
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12











Конспект занятия по рисованию:

«Городецкие узоры»





Составила воспитатель:


Мазурик М.И.

Занятие «Городецкие узоры»
Цель. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Развивать эстетическое восприятие. Формировать эмоциональную отзывчивость. Учить выделять характерные особенности городецкой, дымковской и филимоновской росписи. Учить рассматривать городецкий узор. Показать особенности рисования растительных элементов городецкой росписи — купавки, розана и листочка. Продолжать формировать умение работать концом кисти. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.

Материалы. Городецкие изделия. Иллюстрации с изображением городецких узоров. Гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки для воды. Панно для оформления. Иллюстрации с изображением городецких изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Ход занятия

Педагог и дети входят в группу, украшенную городецкими изделиями.

Рассказ педагога: «Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок Городец. А за ним леса, большие и дремучие. Когда-то и в Городце строили парусные корабли для всей Волги. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями, улыбчатые львы — на корме. Сани и дуги в Городце тоже делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде нет; сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и сундуки, и другие домашние вещи. И дома в Городце украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Глиняные игрушки не расписные, а политые блестящей глазурью. Самое же примечательное в Городце — это конь: красивый, гордый, с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.

Конь копытом бьет, удила грызет.

Коня рисуют на дверцах шкафов, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно украшают изображение яркими сказочными цветами — розанами и купавками. Получается веселый цветущий сад или даже сказочное царство, где мчатся волшебные кони, летают чудесные птицы, живут прекрасные дамы и кавалеры. А еще коней, запряженных в деревянные саночки, вырезают из дерева. Есть деревянные кони-качалки, красные и черные, в желтых и белых яблоках. Коней рисуют и вырезают не только в Городце, но и во многих других местах. А вот коней, летающих подобно птицам, кроме Городца нигде не увидишь. Потому так прекрасны эти кони, что делают их настоящие художники. А может, потому они в Городце так хороши, что здесь всегда любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочные, красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.

Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не было столь разнообразно по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Раньше в крестьянской семье начинали прясть шерсть с детства. Это ремесло пришло к нам из глубины веков, стало символом женского трудолюбия. Прялка состоит из стояка с гребнем, лопасти, к которой прикрепляется кудель, и горизонтальной доски — донца, на которое садится пряха. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме, и ее раскрашивали в зависимости от того, кому она принадлежала — девочке, девушке или женщине. Для детей делали простые маленькие прялочки. В Городце расписывали прялки, знаменитые на все Поволжье.

С особым искусством вырезали в Городце пряничные доски, на которых пекли знаменитые городецкие поливные пряники. Особенно хорош был Городец в шумные дни ярмарок. Красочной вереницей спускались лавочки, лавчонки, навесы к берегу Волги. Чем только там не торговали: кренделями, пряниками, булками, баранками, сладостями. Можно было купить сани, дровни, саночки расписные, кадки и многое другое. В "Город мастеров" превращается Городец во время праздника Левши. Каждый участник показывал свое искусство: кто в росписи, кто в вышивке, кто в резьбе по дереву.

Один из ведущих мастеров городецкой росписи — Аристарх Евстафьевич Коновалов выделяет такие качества этой росписи: праздничность, торжественность, красочность. Городецкая роспись - это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи. Мастера и художники используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета, а также их оттенки: составляют разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Нежная часть росписи — умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками (оживка)».

Педагог предлагает детям вспомнить, что рисовали Городецкие мастера на деревянных изделиях.

Рассказ педагога: «Городецкие мастера рисовали различные сюжеты, в которых изображали людей, лошадей и птиц. Рисунок, чтобы он выглядел более нарядным, дополняли цветами. Эти цветы — необыкновенные, невиданной формы. Их называют розами — купавками, но на розы они не похожи. Ни на один цветок они не похожи и выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в белых упругих полосках — оживках. Напруженный получается цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него зеленые веерные листья — папоротник. Сам цветок то алый, то желтый, то синий, то даже черный. У этого цветка своя красота — необыкновенная и таинственная. Скользнешь по нему равнодушным невнимательным взглядом — ничего не заметишь. А вглядишься в его черноту, и она тебя словно к себе потянет, и в ней какие-то смутные тени увидятся, отливающие то бордовым, то пламенно-синим цветом; они двигаются, но что это за тени — разобрать невозможно, и тайна цветка становится от этого еще таинственней, и от него уже не хочется уходить, хочется вглядываться. Черная роза — единственный черный цветок во всем русском народном искусстве. Этот цветок связан с древним русским праздником — Иваном Купалой. Это самая короткая и ясная ночь в году. В эту ночь люди не спали, а зажигали костры на холмах и горах. Молодые украшали березки разноцветными лентами. Говорят, все живое на земле, а особенно растения, в эту ночь входит в свою полную силу, главные соки набирает. И говорят, что нечистый в эту ночь начинает проказничать, а боится он только огня. Поэтому люди жгут костры, отпугивают этим различную нечисть. В эту ночь люди старались набрать полезных трав. Рассказывают, что цветок папоротника небывалой красоты очень сложно найти и сорвать, потому что цветет он всего один час. Каков из себя тот цветок, никто не знает: одни говорят, что огненно-красный, светящийся, похожий на уголек; другие - что желтый; а третьи - что синий-синий. Вот и пойми. Дело в том, что из многих тысяч папоротников цветет лишь один. Причем тот, до которого труднее всего добраться. Вот и сравнивают городецкие мастера свой любимый цветок папоротника с розаном и купавкой. Вот такую интересную историю поведал нам один из мастеров городецкой росписи — Игнатий Андреевич Мазин. Сегодня мы попробуем нарисовать этот таинственный и замечательный цветок. Розан и купава очень похожи, но имеют небольшие отличия».

Педагог показывает и объясняет способ рисования купавки: «Сначала нужно нарисовать круг любого цвета. Для того чтобы ваш цветок был необыкновенного цвета, нужно смешать одну из красок с белой гуашью. Тогда получится оттенок этой краски - голубой, розовый или нежно-желтый. На вершине этого цветка нужно нарисовать небольшой шарик и внутри подрисовать серпик (дужку). Цвет шарика и серпика должен соответствовать основному кругу, например: если круг голубой, то шарик и серпик синие; если круг розовый — то красные. Когда все хорошо просохнет, нужно тоненькой кисточкой прорисовать белую или черную оживку».

Педагог показывает способ выполнения росписи и предлагает детям нарисовать купавку.

Педагог предлагает детям нарисовать розан, показывает и рассказывает последовательность изображения розана: «Сначала нужно нарисовать силуэт цветка (так же, как купавки). Затем соответствующим цветом нарисовать серединку — кружок среднего размера. Этим же цветом вокруг силуэта нужно нарисовать дужки. После того как все хорошо просохнет, дополнить рисунок оживками — белыми точками и дугами. Получается распустившийся цветок — розан».

Педагог показывает способ рисования, обращает внимание детей на выполнение оживок. Учит их правильно держать кисть и украшать цветы путем примакивания кисти с легким поворотом.

Педагог предлагает детям нарисовать листочки к городецким цветам, показывает и рассказывает последовательность изображения листочков. «Для того чтобы выполнить городецкий узор с цветами, необходимо нарисовать листик. В городецкой росписи листики тоже необыкновенные. Нужно смешать зеленую и желтую краски и нарисовать листик. После того как все высохнет, наносится черная и белая оживка — полоски и точечки».

По окончании работы педагог предлагает детям выполнить панно из городецкий розанов, купавок и дополнить его листочками, и полюбоваться его красотой.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12