Главная страница

Приложение 1 Рефлексия психологического доверия


Скачать 98.18 Kb.
Название Приложение 1 Рефлексия психологического доверия
Дата 05.04.2016
Размер 98.18 Kb.
Тип Инструкция

Приложение 1


  1. Рефлексия психологического доверия

Методика может быть использована перед уроком преподавателем для оперативного реагирования. Инструкция: внимательно посмотрите на разноцветные гвоздики, выберите тот, цвет которого наиболее приятен в настоящее время. На планшете с изображением кабинета выберите наиболее комфортное для вас сейчас место и воткните туда гвоздик. Спасибо! Учитель внимательно следит за тем, кто и куда втыкает гвоздики. Большое значение имеет также выбираемый цвет. Чёрный цвет, например, свидетельствует о состоянии крайнего психологического дискомфорта. Методика позволяет увидеть такого ученика, вовремя поддержать его.

  1. Рефлексия настроения «Пушистики» (до или после урока)

Прочитайте детям сказку «Волшебная страна Пушистия» или инструкцию: сегодня вы пришли на урок с разными настроениями. У некоторых учеников настроение хорошее, у некоторых нет. Кто-то возможно взволнован. Посмотрите на картинку. На ней нарисованы « Пушистики».У них тоже бывают разные настроения. Выберите «Пушистика», настроение которого такое же как у вас.

  1. Рефлексия настроения « пары состояний»

  2. Инструкция: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока».

Весело - грустно (чувствую вдохновение - чувствую подавленность)

Интересно - неинтересно

Не волнуюсь- волнуюсь ( уверен в себе – не уверен в себе)

Не устал – устал

Старался – не старался (пассивен-активен)

Доволен собой- не доволен собой (успешен-неуспешен)

Не раздражаюсь-раздражаюсь (терплю-не хватает терпения)

  1. Методика « Психологическая комфортность и удовлетворённость совместной деятельностью в системе "

Инструкция : Возьмите гвоздик наиболее приятного вам цвета и оцените степень удовлетворённости собственной деятельностью на сегодняшнем уроке. Например, состояние учащегося после урока может характеризоваться баллами. Если по каким то причинам ученик не хочет показать шкально своё состояние, он может воткнуть звоздик в любую мордашку, что означает почти тоже самое, что и цифровое обозначение.

В качестве материала для изготовления рабочих планшетов, может быть использован толстый лист пенопласта в который легко входят разноцветные гвоздики. Оба рисунка можно нарисовать на одном листе пенопласта и поместить недалеко от доски, поворачивая разными сторонами до и после урока.

Приложения 2

Релаксационные паузы

  1. Ритмотерапия

« Барыня»

1 Первые два такта учащиеся совершают два глубоких вдоха, держа руки на поясе и стоя между рядами, изображают самовар. Стоящий на столе у барыни (дыхательная гимнастика)

2 Третий и четвёртый такты учащиеся приседают в сторону соседа и дуют в его сторону, изображая закипевший самовар.

3 Пятый и шестой такты – импровизация учащихся.

4 Седьмой и восьмой такты повторяют начало упражнения.
Методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения:

1 Упражнение «Муха»

Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха, Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

2 Упражнение «Лимон»

Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете , что «выжали весь сок».Расслабьтесь, запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке, повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь, насладитесь состоянием покоя.
3 Упражнение « Мороженое»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.
Медитативно-релаксационные упражнения
1 Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать 3 предложения, что он видит, 3 предложения, что он слышит, 3 предложения, что он чувствует.
2 Упражнения на релаксацию и визуализацию с применением дисков «релаксация под звуки природы»

Приложения 3

Физкультминутки
Зарядка
1 Одолела вас дремота, шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись.

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз.два, три, четыре.

Наклонится - три. Четыре-

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

2 Листопад.

Под ногами листопад.

Листья жёлтые лежат

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и шуршонок –

Папа, мама и листёнок.

3 Буратино

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два- нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик ,видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Упражнения, снижающие усталость кисти
1 Здравствуйте

Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки. Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки.
2 Мишка, снежинка, зайчик

Все эти упражнения проводятся по одному принципу. Дети поочерёдно с разной силой надавливают на подушечку большого пальца остальными пальцами руки. Мишка- с силой, снежинки-слегка касаясь, зайчик-отрывисто.
3 Лесная история

Учитель рассказывает историю которая случилась в лесу, а дети показывают её с помощью движений рук.

- Выбежали зайки на поляну, прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.( Дети легко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты)

- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостиком она заметала

следы. (Дети имитируют руками движения хвоста лисы).

- Зайцы увидели её и бросились в рассыпную. ( Ударами сразу всех пальцев дети имитируют прыжки зайцев).
Упражнения для снятия мышечного напряжения с пальцев при письме

А) 5 пальчиков джентельмены, 5 пальчиков –леди, они встречаются и начинают танцевать.
Б) «Деревянная кукла»

Кукла падает, сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складываются в поясе и покачиваются.
Упражнения, корректирующие осанку детей

1 Котик

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.
2 Самокоррекция

Построиться в колонну. Раз – посмотреть на лево, два –посмотреть на право. Подравняться.

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!!
Упражнения для глаз

1 Пальминг

Центр ладони должен быть над центом глазного яблока. Основанием мизинца ( и правой, и левой руки) – на переносице,как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной темноте. Локти поставить на стол, сесь поудобнее. Спина прямая. Голову не наклонять. Под ладошками темно, можно представить себе приятную картину. Вкакое то мгновение начнёт казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2 Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3 Круг

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4 Квадрат

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в в левый нижний, ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Упражнения по системе антистрессовой пластической гимнастики
А) Для улучшения мозгового кровообращения)
1 Исходное положение (и.п.)- сидя на стуле.

Голову наклонить вправо; и.п.

Голову наклонить влево; и.п.

Голову наклонить вперёд, плечи не поднимать;

И.п. Повторить 3-4 раза, темп медленный.
Б) Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1 И.П.- стоя, руки на поясе.1- правую руку вперёд, левую вверх;2- перемените положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд; затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

2 И.П.- сидя, руки вверх.1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3 «Деревянная кукла»

Кукла падает, сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складываются в поясе и покачиваются.


  1. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища


1 И.П.- стойка, ноги врозь, руки за голову.1-5- круговые движения тазом в одну сторону, 4-6- то же в другую сторону;7-8- руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний

2 И.П.- стойка ноги врозь.1-2- наклон в сторону. Правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая, вдоль тела вверх;3-4 и.п.; 5-8- тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Приложение 4

Упражнения – энергизаторы

1 Комплимент

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников .

2 Игра - «Вам – сообщение».

По кругу передаётся сообщение, например «Я рад тебя видеть!». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

3 Игра « Подарок»-1

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

4 Энергизатор « Подарок»-2

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передаёт соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесён. Повторяться нельзя.

  1. Игра «Я умею…… я не умею…… « (говорят по очереди все учащиеся)

  2. Игра «Мне нравится….. мне не нравится» (говорят по очереди все учащиеся)

  3. Игра «Да и нет» - на любой вопрос соседа отвечают по очереди, без мимики и жестов.

  4. «Общение руками ». в парах. Друг перед другом, колени касаются соседа. Ведущий даёт команды, все их выполняют в порядке поступления

- закройте глаза!

- познакомтесь руками!

- подружитесь руками!

- поссорьтесь руками!

- подеритесь руками!

- помиритесь руками!

- попрощайтесь руками!

- откройте глаза!

Далее обсуждаются чувства и эмоции, что понравилось, что не понравилось.

  1. «Друг»

В парах или в кругу, ученики произносят текст (хором) и синхронно производят действия.

- здравствуй друг! (подают друг другу руки),

- как ты тут? (дёргают друг друга за уши),

- где ты был? ( разводят руки, ладонями вверх),

- я скучал! (руку кладут себе на сердце),

- ты пришёл! (разводят руки в стороны),

- хорошо! ( обнимаются).

10) «Испорченный телефон»

11) «Коллективная арифметика»

Каждый из учащихся берёт карточку с несложным арифметическим действием, например 100*5.5 . полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученная сумма. Время-5 минут. Ведуший может создавать помехи, каждые 60 сек. Громким голосом объявляя оставшееся время.

12) «Мы похожи»

В парах 2 минуты вести разговор на тему « Чем мы похожи»; затем – 2 минуты на тему « Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко. А что трудно делать, какие были открытия.

14) « Вера верная» (знакомство, разряжение обстановки)

Участники по очереди называют своё имя с каким –нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, а потом себя.

12) «Пусть пересядут те…»

Учитель говорит., что сейчас предложит поменяться местами тем, кто обладает каким либо признаком, кто имеет что-то, кто любит то-то и т. д.

Например, « Пусть пересядут те, у кого есть собака», и тогда владельцам собак нужно быстро встать и поменяться местами. Игра может продолжаться 4-6 мин.

13) « пусть встанет столько человек, сколько пальцев»

14) Игра « Нас с тобой объединяет…»

Учитель бросает кому-то мячик ,называет его по имени и говорит, что нас объединяет. Поймавший бросит мяч кому-нибудь другому, назовёт его по имени и скажет: « Нас с тобой объединяет…».

15) Игра « предмет-действие».

Инструкция : учитель бросает мячик, тот у кого мячик называет какой-то предмет и бросает мяч другому, поймавший называет действие этого предмета, потом свой предмет и бросает мяч следующему.» например, учитель говорит «дерево», а тот кому он бросил мяч может сказать «зеленеет».

ёё