Конспект занятия по аппликации «Ваза с фруктами»
Составила воспитатель:
МазурикМ.И.
2015 г
Конспект занятия.
«Ваза с фруктами».
Цели: На занятии дети повторяют названия овощей и фруктов. Тренируются вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учатся сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.
Предварительная работа. Рассмотрите вместе с детьми муляжи фруктов или натуральные фрукты. Поиграйте в различные игры с использованием фруктов или их изображения. Сюжетно-ролевая игра «Фруктовый магазин», дидактическая игра «Что лишнее?», «Угадай по вкусу».
Ход занятия
Предложите детям:
1. Рассмотреть муляжи фруктов, обратите внимание ребёнка на цвет, форму, величину.
2. Цвет и форму заготовки подбирать в соответствии с выбранным для аппликации фруктом.
3. Вырезать фрукты, соответствующие цвету выбранной заготовки. При вырезании фруктов надо учитывать характерные особенности формы.
4. Расположить их на макете-основе, обсудив несколько вариантов расположения и сочетания по цвету, размеру, форме. Выбрать лучший вариант.
5. Наклеить детали. Дорисовать дополнительные детали (плодоножку, листочек).
Литература.
1. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» под редакцией доктора педагогических наук Т.С. Комаровой. Москва «Просвещение» 1991.
2. «Аппликация в детском саду» А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. Ярославль «Академия развития» 2004.
Консультация для воспитателей:
«Интегрированные циклы как условие развития детского творчества»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
2015 г
Интегрированные циклы как условие развития детского творчества.
Эффективность эстетического воспитания в целом и развитие художественно-творческой деятельности ребенка в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности.
Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, включая все виды классического и народного; окружающий мир, особенно природа; художественная деятельность (разные виды). Все названные средства следует использовать в работе с детьми в образовательных учреждениях во взаимосвязи. Это способствует более глубокому познанию и осмыслению явлений, событий; пониманию их образного воплощения в рисунках, лепке, аппликации. Взаимосвязь познания искусства, окружающей жизни и разнообразных видов художественной деятельности способствует установлению ассоциативных связей, появлению ярких эмоциональных переживаний. По отношению к этим средствам выделяются общие группы психических процессов, составляющих основу способностей к различным видам эстетической деятельности: восприятие, представления и образное мышление, воображение, овладение способами художественной деятельности, эмоциональное отношение к объектам эстетического характера и к художественной деятельности, а также внимание, память, волю. Все эти психические процессы являются основой для любой художественной деятельности. Их развитие в одной области деятельности будет положительно сказываться и на развитии в других областях. Возможно, этим объясняется то, что художественно-творческие способности зачастую проявляются в комплексе: человек, пишущий стихи, рисует, музицирует и т.д. Достаточно вспомнить широкий диапазон художественной и научной деятельности Леонардо да Винчи; рисунки А.С.Пушкина, музыкальные и литературные способности В.Ф. Одоевского, М.Ю. Лермонтова, А. Грибоедова, портретные наброски персонажей своих произведений, созданные Ф. М. Достоевским. Известно, что, прежде чем создавать литературные портреты своих героем, Стивенсон рисовал их. Теккерей сам иллюстрировал свою «Ярмарку тщеславия».
В связи с этим важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, считается интеграция. Под этим термином понимают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей. Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах эстетической деятельности. Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности малышей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в виде стержневых, основополагающих. Применительно к интеграции в работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве таких базовых составляющих чаще всего выступают произведения искусства, в том числе народного и декоративно-прикладного, детская художественная литература, устное народное творчество. Феномен интегрированного развития и проявления художественно-творческих способностей объясняется также возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах искусства, с использованием специфических средств изображения и выражения. Вместе с тем исследования С.П.Козыревой, Е. Л. Трусовой показали, что в рисунках дети могут передавать музыкальные и литературно-драматические образы, используя средства выразительности рисунка: линии, цвет, колорит, форму, композицию. Как уже говорилось выше, в изобразительной деятельности дети охотно передают и образы природы. Использование при характеристике образов природы поэтических образных выражений усиливает их эмоционально-эстетическое воздействие на детей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для более удачного воспитания и обучения детей, целесообразней группировать разные виды художественной деятельности в своеобразные блоки (циклы) содержательной работы с детьми. Для блоков (циклов) лучше выбирать такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет интегрировать виды художественных занятий (музыкальные, речевые, по ознакомлению с художественной литературой), художественно-творческой деятельности, игры; варьировать формы работы с детьми (занятия, свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и другие занятия) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально). Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности для расширения ассоциативных связей, творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.
Организация учебного содержания по принципу блоков позволяет объединять детей и педагогов единым интересом, творческим поиском, стремлением создать общую картину, композицию, праздник; обеспечивает содержательное общение детей друг с другом и со взрослым. Содержание, концентрирующееся в блоке (цикле) вокруг той или иной темы, как и сами темы, может иметь варианты. Например, в блоке «Наши друзья животные» можно выделить варианты темы: «Зоопарк», «Театр зверей», «Выступление в цирке», «На ферме». Работа по блокам не означает, что в период реализации комплекса не могут быть затронуты и другие темы, привлекшие внимание детей и воспитателей или связанные с интересными событиями в жизни образовательного учреждения, с праздниками и др. В каждом блоке используются разные формы работы: занятия, самостоятельная, свободная и частично регламентированная детская деятельность, досуги, экскурсии, праздники.
Работу по развитию художественно-творческих способностей детей, меняя содержание в циклах (блоках), можно проводить с детьми 5-7 лет, однако во многих занятиях могут участвовать и дети младшего возраста. Например, в цикле «Мы едем, едем, едем» они могут нарисовать «Веселый поезд».
Каждый цикл полезно заканчивать созданием коллективной композиции, которая может выполняться на протяжении нескольких занятий. Завершать цикл можно также игрой-драматизацией, спектаклем, досуговым мероприятием, праздником.
Создание и реализация интегрированных циклов требуют от воспитателя творчества, гибкости в подборе материалов и средств, в выборе и применении на занятии разнообразных форм, методов и приемов работы.
|