Месяц
|
Учебная неделя
|
№ занятия Тема
|
Непосредственно образовательная деятельность
(занятие)
|
Методическая литература (название книги, автор, страница )
|
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности
|
Нагрузка количество минут, часов
|
Самостоятельная деятельность
|
Взаимодействие с семьёй.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Сентябрь
|
1
|
Конструирование по замыслу
|
1.учить обдумывать постройку, ее назначение и зарисовывать в виде схемы.
2.развивать воображение в освоении узловых моментов конструктивного замысла.
3.поощрять инициативные, самостоятельные действия.
|
Раздаточный: наборы из 10 – 12 строительных деталей разной формы и величины, бумага, карандаши, трафареты.
|
Планы занятий по программе «Радуга» подготовительной к школе группе
|
30минут
|
|
|
2
|
Конструирование по замыслу
|
1.создавать задуманную конструкцию по готовой постройке создавать второе схематическое изображение с другой стороны.
2.развивать умение анализировать созданную постройку.
3.воспитывать аккуратность при создании схемы.
|
Раздаточный: наборы из 10 – 12 строительных деталей разной формы и величины, бумага, карандаши, трафареты
|
Планы занятий по программе «Радуга» подготовительной к школе группе
|
30минут
|
|
|
3
|
Составление простейшых графических моделей
|
1.закреплять умение составлять схематические изображения отдельных строительных деталей и простейших композиций из трех фигур.
2.развивать умственные способности в процессе ориентировки в пространственных свойствах деталей и их комбинаций.
3.воспитывать желание помогать друг другу.
|
Раздаточный:
наборы: усеченный конус, шар, полусфера, брусок, полукуб, кирпичик.
Бумага, карандаши, трафареты.
Демонстрационный:
Образцы двух конструкций из 3 фигур каждая, схемы полукуба и бруска, составленные с трех разных позиций и расположенные на листке в виде «развертки».
|
Планы занятий по программе «Радуга» подготовительной к школе группе
|
30минут
|
|
|
4
|
№4
«Дома»
|
Уточнить представления о строительных деталях, о способах соединения, свойствах деталей и конструкций; развивать творчество, умение рассуждать; учить преобразовывать известную конструкцию в новую
|
Н.Ф.Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»
стр.31
Пластмассовый конструктор
|
Рассматривание иллюстраций различных домов
|
30минут
|
|
|
Октябрь
|
5
|
№2
«Осенний лес»
|
«Осенний лес»
Учить детей выполнять коллективную объемную композицию на листе бумаги из природного материала; развивать воображение, творчество.
|
Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим
стр. 5
Цветная бумага, картон, клей, кисточка для клея.
|
Отгадывание загадок на осеннюю тематику
|
30минут
|
Д/и
«Каково цвета время года »
|
Выставка поделок из природного материала
«Дары леса»
|
6
|
Худ.констр. «Дети идут в школу»
|
1.придумывать и конструировать сюжетные композиции на заданную тему без помощи наглядной модели.
2.развивать умение передавать эмоциональный настрой и личное отношение к изображаемому моменту изобразительными и символическими средствами.
3.развивать интерес к творческой деятельности.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, иллюстративный материал.
|
|
30минут
|
|
|
7
|
Составление трех схем одного объекта
|
1.составлять схематическое изображение комбинаций из трех фигур, закреплять навыки применения трафаретов.
2.развивать внимание, собранность.
3.воспитывать аккуратность при составлении схем на листах.
|
Разд: набор деталей, включающий усеченную четырехгранную пирамиду, 2 небольших цилиндра, 2 полу цилиндра, кирпичик, конус.
Бумага, карандаши, трафареты
Демонстрационный:
2 образца комбинаций из 4 и 5 элементов, схемы кирпичика и цилиндра.
|
|
30 мин.
|
|
|
8
|
«Золотая осень»
|
1.придумывать и конструировать пейзажную композицию без помощи наглядной модели.
2.развивать умение передавать личное отношение к изображаемому явлению действительности.
3.стимулировать желание оказывать помощь.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы,
Иллюстрации и репродукции картин «Осень».
|
|
30мин.
|
|
|
Ноябрь
|
9
|
«Машины»
|
формировать представления о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умение самостоятельно строить схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании.
|
З.В.Лиштван
«Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»
стр.76
Набор геометрических фигур из картона
|
Выставка транспорта будущего.
|
30минут
|
Постройка автомастерской
|
Ширма-передвижка «Развитие конструктивных способностей у детей дошкольного возраста»
|
|
10
|
Составление схем-разверток на новом материале
|
1.создавать задуманную конструкцию по готовой постройке создавать второе схематическое изображение с другой стороны.
2.развивать внимание, его устойчивость.
3.воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
|
Разд: наборы, включающие арки разных видов, подставки для плоских арок, шары (или полусферы), цилиндры (или бруски), усеченные пирамиды,
Бумага, трафареты, карандаши.
|
|
30минут
|
|
|
11
|
Графическое изображение готовой постройки
|
1.познакомить с архитектурным сооружением триумфальной аркой.
2.развивать способность анализировать постройку.
3.воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь
|
Разд: детали, соответствующие элементам конструкции образца, бумага, карандаши.
Демонстр: иллюстративный материал, изображающий разные виды триумфальных арок, конкретный образец конструкции триумф.арки, сделанный в строгой манере
|
|
30минут
|
|
|
12
|
Графическое изображение готовой постройки
|
1.соизмерять друг с другом элементы постройки и переносить их пространственные и размерные отношения в графическое изображение.
2.развивать устойчивость внимания, умение переключаться.
3.развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.
|
Разд: детали, соответствующие элементам конструкции образца, бумага, карандаши.
|
|
30минут
|
|
|
декабрь
|
13
|
Ёлочные игрушки из «гармошки»
|
Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку способом оригами.
|
Л.А.Топоркова
Н.Ф.Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»
стр. 69
цветная бумага, ножницы.
|
Самостоятельное изготовление гирлянд на ёлку.
|
30минут
|
Письмо для
Деда Мороза
|
|
14
|
«Цветы»
|
1.самостоятельно составлять схему узора жостовской росписи, использовать ее при конструировании декоративной композиции.
2.развивать чувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов.
3. формировать бережное отношение ко всему, что сделано руками людей.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы,
Жостовские подносы, разнообразные по форме трафареты-подносы,
Бумага, фломастеры.
|
|
30минут
|
|
|
15
|
Составление графической модели детского сада
|
1.анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы, используя мерки.
2.развивать мышление :ориентироваться в пространственных свойствах комбинаций.
3.развивать трудовые и творческие навыки.
|
Разд: детали, соответствующие элементам образца, бумага, карандаши, трафареты.
Демонстрационный:
Конкретный образец постройки – здание детского сада.
|
|
30минут
|
|
|
16
|
«Хаврошечка»
Сказка-загадка
|
1.использовать модель при конструировании сюжетных композиций.
2.развивать память : узнавать сказку по предложенной пространственно-временной модели.
3.развивать у детей чувство доброты, сопереживания.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, пространственно-временная модель сказки «Хаврошечка».
|
|
30минут
|
|
|
Январь
|
17
|
«Конструирование горки»
|
Учить детей самостоятельно, подбирать детали для постройки, их названия; развивать интерес к конструированию, и способность представлять будущую постройку.
|
З.В.Лиштван
«Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»
стр.79
Разные виды конструкторов.
|
Чтение
Н.Носов
«На горке»
|
30 минут
|
Конструирование горки на улице для кукол
|
|
18
|
Составление графич. модели по образцу готовой постройки
|
1.анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы, используя мерки.
2.развивать умение анализировать постройку.
3.воспитывать аккуратность при составлении графической модели.
|
Разд: детали, соответствующие элементам образца, бумага, карандаши, трафареты.
Демонстрационный:
Конкретный образец постройки – стадион.
|
|
30минут
|
|
|
19
|
«Мой друг - котёнок»
|
Продолжать учить создавать игрушки из бумаги, складывая готовые заготовки пополам, в разных направлениях, оформлять работу цветной бумагой.
|
И.М.Петрова
«Волшебные полоски»
«Оригами»
Цветная бумага, картон, кисточка для клея, ниточка.
|
Изготовление кошек и мышей из полосок бумаги.
|
30 минут
|
Подбор картинок для создания альбома
«Мои любимцы»
|
Практикум
«Творим, фантазируем, воображаем »
|
20
|
Составление граф. модели в трех прямоугольных проекциях
|
1.конструировать самолет, выделяя основные функциональные части и особенности строения, составлять графическую модель в трех проекциях.
2.развивать мышление : узнавать с какой стороны изображен предмет на рисунках, иллюстрациях.
3.воспитывать самостоятельность при постройке самолета и составлении схемы.
|
Разд: бумага, карандаши, строительные детали по выбору детей.
Демонстрационный : рисунки, изображающие самолеты в разных проекциях, игрушка – самолет.
|
|
30 минут
|
|
|
Февраль
|
21
|
Конструирование ракеты (вертолета)
|
1.познакомить с конструированием разных видов ракет (вертолетов).
2.развивать мышление: анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением, составлять 2 вида схем.
3.воспитывать бережное отношение ко всему, что сделано руками людей.
|
Разд: бумага, карандаши, детали дети выбирают самостоятельно.
Демонстр: иллюстрации ракет (вертолетов) разных видов и с разных позиций.
Образец постройки.
|
|
30 минут
|
|
|
22
|
«Гуси–лебеди»
Сказка-загадка
|
1.придумывать сюжетные композиции по заместителям готовой пространственно-временной модели сказки.
2.развивать творческие способности: уточнять и развивать композиционный замысел, детализировать образы и ролевую функцию героев.
3.учить дифференцировать поступки сказочных персонажей.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, модель сказки «Гуси – лебеди».
|
|
30 минут
|
|
|
23
|
Худ. «Зимовье»
|
1.конструировать фигуры животных.
2.развивать умение выражать личное отношение к изображаемому моменту символическими и изобразительными средствами.
3.формировать осознанное понимание нравственного смысла художественного произведения.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, модель сказки «Зимовье».
|
Планы занятий по программе «Развитие» подготовительной к школе группе рук. Л.А.Венгера
Стр.211
|
30минут
|
|
|
24
|
Строительство корабля
Перевод объемного изображения в изображение отдельных сторон
|
1.познакомить с различными видами морских судов, этапами строительства судна.
2.развивать мышление- переводить объемное изображение постройки в изображение отдельных ее сторон.
3.воспитывать бережное отношение ко всему, что сделано руками людей.
|
Разд: детали, соответствующие изображенным на предложенной схеме, бумага, карандаши.
Демонстрационный:
Рисунки, изображающие морские суда с разных сторон,
Объемное изображение постройки корабля.
|
|
30минут
|
|
|
Март
|
25
|
«Тюльпаны»
|
Учить детей делать из бумаги гвоздики способом оригами; развивать у детей интерес к конструированию данным способом.
|
Л.А.Топоркова
Н.Ф.Тарловская
«Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»
Цветная бумага, картон, кисточки для клея.
|
Физминутка
«Распускаются цветы»
|
30 минут
|
Изготовление цветов из полосок цветной бумаги.
|
Консультация
«Бумажное волшебство бумаги - цветы»
|
|
26
|
Конструирование аэросаней
|
1.познакомить с разными видами аэросаней, способом конструирования аэросаней.
2.развивать внимание при составлении по конкретному образцу 2 видов схем (вид сбоку и вид спереди).
3.развивать самостоятельность при выполнении заданий.
|
Разд: бумага, карандаши, детали дети выбирают самостоятельно.
Демонстр: иллюстрации из книг и журналов, изображающие аэросани разных видов и с разных позиций.
Образец постройки.
|
|
30 минут
|
|
|
27
|
Худ. «Зимовье»
|
1.сочинять сюжетные композиции на тему сказки.
2.развивать внимание, память.
3.формировать бережное отношение к животным.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, текст сказки с иллюстрациями, бумага,фломастеры.
|
|
30 минут
|
|
|
27
|
«Здание вокзала» составление графических моделей по конструкции
|
1.закреплять умение составлять схему по образцу постройки.
2.развивать способность анализировать, выделяя основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей.
3.развивать навыки сотрудничества: согласовывать друг с другом действия.
|
Раздат: детали, соответствующие образцу постройки, бумага, карандаши.
Демонстр: образец постройки.
|
|
30 минут
|
|
|
Апрель
|
29
|
«Конструирование из природного материала»
|
Развивать воображение, учить видеть в природных формах сходство с реальными предметами (туловище, голова, и т.д); учить скреплять детали пластилином.
|
Л.А.Топоркова
Н.Ф.Тарловская
«Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»
стр. 196
Клей, кисточка, картон, сухие литья деревьев.
|
Физминутка
«Летят бабочки»
Рассматривание иллюстраций с насекомыми.
|
30 минут
|
Раскрашивание насекомых в раскрасках.
|
Выставка поделок из бумаги
«Моя любимая игрушка»
|
30
|
Художественное
«Русская деревня»
|
1.создавать композицию, включающую изображение деревьев, фигур людей, животных, изображение зданий.
2.развивать память, устойчивость внимания.
3.развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, иллюстрации с изображением деревень.
|
|
30минут
|
|
|
31
|
Строительство дворца по двум схемам
|
1.закреплять умение правильно определять вид изображения, выделять основные и вспомогательные части.
2.развивать сообразительность.
3.воспитывать самостоятельность при выполнении постройки.
|
Разд: детали, соответствующие изображенным на схеме.
|
|
30минут
|
|
|
32
|
Художественное
«Древнерусский город»
|
1.учить объединять несколько сюжетов в целостную, живописную композицию.
2.развивать творческое воображение.
3.воспитывать любовь к Родине, интерес к истории России.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, иллюстрации картин, сказки А.С.Пушкина
|
|
30минут
|
|
|
май
|
33
|
«Конструирование по замыслу детей»
|
Развивать творческую активность, самостоятельность в выборе темы, материала и последовательности создания постройки; формировать устойчивость конструктивного замысла.
|
Разные виды конструкторов: деревянный, пластмассовый, напольный, плоский.
|
Упражнение
«Сделайте постройку используя 3-4 детали деревянного конструктора»
|
30минут
|
|
|
|
34
|
Художественное
«Царевна – лягушка»
|
1.обогащать и уточнять представления о героях и основных событиях сказки «Лягушка – царевна».
2.развивать умение выражать свои чувства, мнение.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, текст сказки с иллюстрациями, бумага, фломастеры.
|
|
30минут
|
|
|
35
|
Строительство замка
|
1.познакомить с замковой архитектурой (Романским стилем)
2.развивать устойчивость и произвольность внимания.
|
Разд: бумага, карандаши, детали соответствующие изображенным на схеме конструкции.
|
|
30минут
|
|
|
36
|
Художественное
«Царевна – лягушка»
|
1.создавать сюжетную композицию
2.развивать творческие способности .
3.развивать чувство сопереживания, желание помочь.
|
Элементы конструктора, нитки, ножницы, текст сказки с иллюстрациями.
|
|
30минут
|
|
|