Мастер – класс по оригами «Волшебный квадратик»
Тема: Развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.
Цель: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества.
Задачи:
-
Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
Совместная отработка методических методов и приемов, поставленных в программе мастер-класса;
Рефлексия собственного профессионального мастерства всеми участниками мастер-класса;
Оказание помощи участникам мастер-класса в решении задач саморазвития и самосовершенствования.
Предполагаемые результаты для участников мастер - класса:
познакомятся методами и приёмами складывания бумажных фигурок;
примут участие в обсуждении полученных результатов;
предложат для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
получат консультации;
выскажут свои предложения по решению обсуждаемых вопросов.
Гипотеза: Если ребёнок будет заниматься практическо-исследовательской деятельностью, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал; творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание; точность движения пальцев рук; усидчивость; целеустремленность, возрастёт интеллект в целом.
Что такое оригами?
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Япония славится своей древней культурой, традициями, старинными свитками, рисунками тушью, трактатами, яркой самобытностью в одежде – кимоно, куклами. Страна Японских самураев и мечей, сумо, суши, искусства «бонсай» и экибано, страна храмов и сакуры, страна оригами. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную игру.
А знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. В 105 году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору и многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа.
И только в 7 веке странствующий буддийский монах Дан - Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии.
Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов.
В периоды Ка ма кура (1185-1333 гг.) и Му ро мати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора.
В периоды Адз ути – Мо мо яма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими.
А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства.
И тогда появилось искусство самураев сворачивания тайных писем. Тогда же возникло и искусство. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его.
Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.
Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом, на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались.
Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Й оши дзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию.
Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать процесс складывания «оригамной» фигуры.
Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.
Использование оригами в современном мире:
В начертательной геометрии, математике.
В философии.
В архитектуре.
В хореографии.
В арттерапии.
В оформлении интерьера.
В театрализованной деятельности.
В дидактических играх.
В развитии мелкой моторики ребёнка.
Методические рекомендации.
Слайдовая презентация.
В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской деятельности. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок. Моё увлечение началось с изготовления нескольких фигур. Затем я задала себе вопрос, что такое оригами? Приобрела литературу, стала использовать оригами на занятиях, включила в план самообразования. Сегодня я поделюсь своими наработками, формами, методами и приёмами.
Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например: жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку, здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными, например: «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть. Я говорю доступными и чёткими им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости, После выполнения каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течение всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность завершения образа.
На протяжении срока проекта систематически веду диагностику, её выводы использую при планировании. В своей работе по оригами я не ставлю основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики.
Рыбка многообразная фигура, позволяющая конструктивно с дополнением аппликации видоизменяться принимать форму достаточно большого количества животных, птиц, сказочных персонажей. Условно я назвала её «Лисой». Дети, сложив фигурку на занятии, дома с родителями завершают сюжет, решают художественный образ. Приносят в детский сад, воспитатели в группах организовывают выставки, обсуждения, беседы, просмотры. На основе этой формы изготовила маски-шапочки ко всем программным сказкам: «Теремок», «Колобок», «Коза и семеро козлят» и т.д. Они лаконичны, практичны, выразительны, их задействуют все воспитатели детского сада для театрализованной деятельности.
Чем же ещё интересно оригами детям? Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Делали дом, а загнули уголок, получилась собака. Складывали кита, перевернули, а оказался заяц! Такие темы сюрпризы дают детям неограниченные возможности в проявлении творческой инициативы, воспитывают у них образное мышление.
Некоторые образовательные темы отраженны в занятиях по оригами: «Птицы», «Транспорт». С детьми подготовительной группы №7 было проведено открытое занятие «Снегири и синицы» для воспитателей нашего учреждения. Фигура «Курочка», используется как пароходик и в теме «Весёлые человечки».
Стаканчик. Удивительная форма, также многогранна, как и «Лиса», прекрасный материал для самостоятельного творчества, пальчикого театра, предметов заменителей для сюжетно- ролевых игр. Это оригами можно рассматривать как подготовку инсценировок игр, сказок и других произведений. Можно создать театр масок - оригами, или театр игрушек – оригами. Он самый простой в изготовлении и удобен в хранении игрушек для инсценировок. А главное от начала и до конца дети участвуют в его оформлении, приготовлении и представлении.
Оригами прекрасный подарок к празднику. Оригинальное оформление интерьера группы, детского сада.
Все образцы были оформлены мной в альбом «Оригами» для просмотра и ознакомления составления календарно-тематического планирования.
Ещё хочу показать вам несколько форм тесно связанных с оригами это кусудамы. Набор определённых лечебных трав помещали в специальный шар, сделанный методом оригами, и подвешивали над кроватью человека. Такой шар с травами и называют кусудамы, в переводе «лечебная трава». И непременный атрибут — верёвочка, за которую можно подвесить, и «хвостик» с кисточкой из ниток на конце. Современные кусудамы это не просто шар, а оригинальные композиции.
Паттерны. Они существуют 2 или 4 цветные. Сложенную форму оригами разворачивают и разукрашивают. Используют как тренинг, в декоративном оформлении, дизайне.
Ёлочка. Слон. Это разнообразность сложных форм оригами, к ним относятся и розы кавасаки.
Использование оригами в детском саду:
1) Оригами в интерьере. “Снегири на ветке ”, “Цветы в вазе.
2). Альбомы “Оригами”.
3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы с оригами игрушками).
4) В сюжетно-ролевых играх:
5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе”
6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: «У медведя во бору».
7) Для режиссерских игр ребенок сам из сложенных ранее моделей оригами составляет сюжет и сам его обыгрывает.
8) В театральной деятельности:
а) пальчиковый театр (стаканчик);
б) настольный театр: “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Репка”, Теремок», «Колобок».
9) В композициях на занятиях по изодеятельности.
10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
11) В ознакомлении с окружающим.
12) Поделки-поздравления к праздникам (8 Марта, день Учителя, день Бабушек, день Защитника Отечества, 9 Мая, Новый год).
13) Новогодние игрушки на ёлку.
14) На выставках: внутри учреждения, группе.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа включает в себя поэтапный показ способов техники оригами :
- международные условные знаки и приёмы складывания;
- базовые формы–заготовки: книжка, дверь, треугольник, воздушный змей, блинчики, конфетка, птица;
- изготовление журавлика;
- методы использования оригами по собственному замыслу, объединение их в композицию, включение разных видов деятельности и технологии;
- применение оригами.
Схема оригами “Журавлик”:
Порядок действий оригами “Журавлик”: 1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат
2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;
3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам.
4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;
5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;
6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;
7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;
8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и журавля.
Круглый стол
обсуждение полученных результатов;
обсуждение собственных проблем, вопросов;
предложения участников.
Театрализованная деятельность детей
Показ сказки «Сказка о глупом мышонке».
детьми средней группы № 2 с использованием шапочек-масок (оригами).
Вывод.
Целью занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков. Педагогами разных стран выявлено, что оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях. Знакомит с основными геометрическими понятиями; улучшает способность следовать устным инструкциям; расширяет коммуникативные способности; воспитывает личность как члена общества, его нравственные, патриотические, интернациональные чувства; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.
Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения.
|