Главная страница

«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с овз» Мышление


Скачать 89.73 Kb.
Название «Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с овз» Мышление
Дата 04.03.2016
Размер 89.73 Kb.
Тип Анализ

«Эффективные приемы и методы, способствующие развитию мышления у детей с ОВЗ»

Мышление – это сложная психическая функция, обеспечивающая жизнедеятельность и обучение ребенка. Для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, осваивать новую информацию, взаимодействовать с другими людьми, ребенку нужно уметь устанавливать сходство и различия между предметами, явлениями, классифицировать предметы, прослеживать причинно-следственную связь между событиями.

Виды мышления

Наглядно-действенное - познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

Наглядно-образное - познание с помощью представлений предметов явлений;

Словесно-логическое - познание с помощью представлений предметов явлений.

Операции мышления

Анализ — разделение предмета, явления на составляющие компоненты.

Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация — группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация— выделение частного из общего.

Абстрагированиевыделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Для мышления умственно отсталых детей характерно:

нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);

снижение активности мыслительных процессов;

наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;

неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

некритичность мышления;

слабая регулирующая роль мышления;

низкая мотивация мыслительной деятельности.
Причины нарушения развития мышления у умственно отсталых детей

Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

Наглядно-действенное мышление

1) понимание функционального назначения предметов. Чтобы совершать осмысленные действия с предметами, важно понимать, как их использовать, что с ними можно делать: из чашки можно пить, на машине – ездить и т.д.

2) формирование представления о сходстве и различии. Ребенок учится находить одинаковые и (позже) сходные предметы. Задание можно усложнять, предлагая ребенку сходные предметы, различающиеся по какому-либо признаку.

3) формирование представления о размере. Когда ребенок различает несколько размеров, он может собирать пирамидку, соблюдая правильную последовательность колец.

4) понимание причинно следственной связи. Совершая действия с предметами, ребенок учится понимать связь между событиями, а затем и прогнозировать события.

Наглядно-образное мышление

1) установление связи «картинка – предмет – слово».

Переход на уровень наглядно-образного мышления

предполагает, что ребенок может понимать и устанавливать

связь между картинкой, предметом и обозначающим его

словом

2) установление связи между картинкой и событием.

Ребенок устанавливает связь между картинкой и

происходящим событием

3) понимание смысла сюжетных картинок.

Ребенок учится анализировать изображение и понимать,

что происходит на картинке.

4) понимание серий сюжетных картинок.

Ребенку необходимо не только понимать содержание каждой из них, но и проследить связь между картинками.

Словесно-логическое мышление

Недостаточно свободное владение лексическим значением слов отрицательно влияет на процесс формирования понятий и их использование.

Обобщающее значение понятий, существенные их признаки с трудом улавливаются умственно отсталыми школьниками.

Механическое заучивание понятий.

Затруднения в усвоении причинно-следственных связей, даже самых элементарных.

В высказываниях отсутствует последовательность.

Эффективные приемы развития мышления у детей с отклонениями в развитии.

1.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.

2.  Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.

3.  Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.

4.  Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.

Примеры игр на развитие мышления

«Собери большую семью» ,«Найди маму малышу»,«Назови одним словом», « Волшебный мешочек» ,«Что лишнее?»,«Профессии», «Отгадывание загадок»    

Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:


Для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один - другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:


Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова: предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:


Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы:

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.

  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.

  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987

  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)