Папка-передвижка для родителей
«Как научить любить прекрасное»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
Как научить любить прекрасное.
Необходимость эстетического
образования признается всеми современными педагогами, правильно смотрящими на конечную цель воспитания. Эта цель состоит в том, чтобы сделать человека человеком, т.е. возвысить, облагородить, развить все его способности, вселить в него стремление к лучшему и дать ему средства к самосовершенствованию. На пути, этого самосовершенствования ожидают горести и сомнения; ему предстоит борьба с собственными несовершенствами, труд, работа над самим собой. Поэтому так часто говорят, что человек создан для труда и борьбы. Борьба эта становится тем упорнее, исход борьбы тем сомнительнее, чем больше расходятся обязанности человека с его желаниями, чем больше разлад между нравственным долгом и чувственными явлениями. На этом основании одна из важнейших задач воспитания состоит не в том, чтобы во имя долга подавить личную свободу, искоренить враждебные наклонности и влечения, а в том, чтобы согласить, примирить одно с другими,
чтобы дать правильное развитие этим наклонностям, которые, в противном случае не получивши должного направления, могут переродиться в старости и повести к самым печальным уклонениям от разумности. Нужно, чтобы человек делал добро, по возможности не насилуя своей природы; нужно, чтобы он смотрел на труд не как на печальную необходимость, а как на внутреннюю потребность, как на существенное условие жизни, как на высокое наслаждение; хорошие, благородные влечения должны по возможности обратиться в привычку, сделаться второй природой правильно развитого человека. Степень развития можно, довольно безошибочно определять по тем предметам, которые нравятся человеку, — по тому, в чем он находит себе удовольствие или наслаждение. Чем грубее, необразованнее человек, чем ниже стоит его природа в нравственном отношении, тем материальнее его наслаждения, тем менее они проникнуты мыслью, тем ближе они к чисто животным влечениям. Такие наслаждения, конечно, не могут иметь образовательного влияния: вместо того чтобы облагораживать человека, они удерживают его в состоянии нравственного унижения. Между тем наслаждение составляет одну из потребностей человеческой души. Способность наслаждаться принадлежит к числу благороднейших ее способностей; но способность эта нуждается в развитии. Человеку свойственно стремление к прекрасному, но каждый понимает прекрасное по-своему, часто неверно и превратно. Задача эстетического образования состоит именно в том, чтобы воспользоваться этим врожденным стремлением и показать ему верную дорогу. Эстетическое образование должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чем
должно искать наслаждения, развить в нем способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, — тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние. Плодом эстетического образования должны быть внутренняя гармония, согласие между долгом и желанием, между рассудком и чувством, отсутствие той борьбы, которая всегда служит признаком еще неполного развития. К такой цели должно стремиться.
Возникает вопрос: с каких лет должно начинаться эстетическое образование? Ответ на это ясен: для одних раньше, для других позднее, но вообще, чем раньше, тем лучше. Пока еще нельзя действовать положительными средствами, пока нельзя развивать вкуса, потому что дремлют умственные способности и не окрепли физические силы, до тех пор нужно действовать отрицательно, охраняя ребенка от всего того, что может неприятно поразить его и произвести болезненное, хотя и смутное, неясное, впечатление. Нужна только добрая воля, а главное — убеждение в необходимости эстетического образования и сознание того, что образование это начинается с первых впечатлений ребенка, а не с того времени, когда ему читают с кафедры теорию изящного. Следует обращать внимание на обстановку, которая окружает ребенка в первые дни и годы его жизни. Совет этот основателен, хотя с первого взгляда может показаться, что внешняя обстановка не имеет важного значения в деле воспитания. Надо вспомнить, что ребенок сначала способен воспринимать одни внешние впечатления, что на него всего сильнее действует то, что поражает его чувство. Эти впечатления, воспринятые сначала случайно, инстинктивно, мало-помалу получают смысл в глазах ребенка. Оставаясь в его памяти, они начинают действовать на его понятия, будить в его душе чувства, вызывать к деятельности воображение. Для характера ребенка очень важно то, при каких условиях совершилось это первое пробуждение
духовной деятельности; важны даже обстановка, убранство комнаты, потому что все это производит впечатление на восприимчивые, еще не окрепнувшие нервы. Впоследствии, в известном возрасте, любовь к чистоте и порядку совершенно отделяется от высшего эстетического чувства, побуждающего человека наслаждаться созерцанием красоты или воплощать мысль в соответствующую ей форму; но в первые годы жизни опрятность и порядочность составляют первые проблески эстетического чувства, которого высшие проявления еще не доступны детскому пониманию. Поэтому следует дорожить этими проблесками и смотреть на них не только с практической стороны, не только как на качества, доставляющие в жизни внешние удобства и комфорт. Чем самобытнее и безыскусственнее попытки (творчества, которые часто проявляются в детских играх), чем меньше в них подражательности и стремления к эффекту, тем большую цену должны они иметь в глазах воспитателя, который, не стесняя свободы ребенка, не обращая его забавы в работу, должен помогать ему и дружеским советом руководить его опытами. Попытки эти дороги не столько как задатки будущего таланта, сколько потому, что они показывают в ребенке присутствие живого природного смысла и самородного стремления к деятельности. Совершенную противоположность с этими здоровыми проявлениями творчества, выражающегося часто в грубых или причудливых, но естественных формах, составляют так называемые таланты, привитые к детям искусственным воспитанием, суровой дисциплиной, без которой редко обходится раннее обучение какому-нибудь искусству. Эти преждевременные таланты чаще всего проявляются в детях художников и, к сожалению, составляют нередко предмет спекуляции со стороны родителей. В таком таланте обыкновенно нет ничего самобытного; все его достоинство состоит во внешней эффективности. Ребенок бессознательно усваивает себе механизм искусства, не понимая его идеи, не имея в себе искры художественного чувства. Подобное развитие представляет печальное, болезненное уклонение от той цели, к которой должно вести истинное эстетическое образование.
Красота тех произведений,
которыми мы окружаем детей, должны быть простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие; музыкальная мелодия должна отличаться простотой; в противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния.
Нужно прежде всего не учить искусству, а пробудить в ребенке способность наслаждаться изящным. Наслаждение это будет сначала инстинктивное, безотчетное; но лишь бы это было действительное, непритворное, хотя и неосознанное, наслаждение: оно облагородит и принесет свою пользу. У нас же держатся обратного пути; о влиянии искусства на нравственность, на чувства не заботятся. Искусство сведено на степень механической ловкости, и на развитие этой ловкости обращено все внимание родителей и воспитателей. Ребенка, не обнаружившего еще никаких музыкальных наклонностей, неспособного с удовольствием выслушать самую простую и ненатянутую мелодию, сажают прямо за фортепиано и заваливают гаммами и экзерсисами. Мудрено ли, что при подобных условиях гибнет эстетическое чувство ребенка, забитого рутиной, запуганного сухими, безжизненными формами, в которых впервые перед его глазами является искусство. Немудрено и то, что наше общество, которое всего более дорожит внешностью, не заботясь о внутреннем содержании, немудрено, что это общество обращает так мало внимания на истинное эстетическое образование. При этом образовании внешний блеск есть явление случайное, на которое нельзя рассчитывать; а обществу нужен блеск во что бы то ни стало, и вот в наше воспитание введено под именем искусства бездушное изучение разных механических приемов, в которых нет ни мысли, ни чувства. Так изучают музыку, живопись, танцы. При таком порядке вещей воспитанники и воспитанницы не могут
испытывать на себе благотворного влияния искусства, при таком порядке вещей можно смело сказать, что у нас еще нет эстетического образования или, что оно составляет удел немногих избранных людей, поставленных судьбой в особое, счастливое положение.
Мысль, будто искусство (т. е. наиболее полное выражение художественного начала, красоты) не столь уж обязательно, что без него легко можно обойтись или сделать его лишь развлечением в часы досуга, что эта мысль равносильна утверждению, что вовсе не обязательно стремиться к одухотворенности труда, к красоте быта, к благородству человеческой натуры.
Люди редко, а пожалуй и никогда, не обходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое место занимает взятая им часть искусства в его духовном мире.
«Человековедением», «наукой о человеческой душе» часто называют искусство. И это очень верно. Конечно же, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства. Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыке живописью, театром, кино... Нет
таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.
Но, представляя собой наиболее полное, концентрированное выражение прекрасного и обладая наибольшими возможностями для воспитания в человеке эстетической культуры, искусство само по себе далеко не исчерпывает того, что мы под эстетической культурой понимаем. Понятие эстетической культуры гораздо шире понятия культуры художественной. И большую ошибку делают те, кто все содержание эстетического воспитания и конечную цель его видят лишь в приближении детей и юношества к искусству. Эстетическое воспитание помогает формированию всего духовного мира человека.
Ведь недаром в народе привыкли подходить к любому явлению жизни с такими оценками, в которых эстетическое начало неотделимо от этического.
Подвиг героя мы всегда воспринимаем как высшее проявление красоты человеческого духа. Труса, подлеца, предателя мы называем моральным уродом…
«Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» — эти слова Чернышевского могли бы стать для девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи!
При таком понимании эстетической культуры, эстетического воспитания нельзя всю заботу о нем возлагать только на уроки литературы, музыки и рисования, хотя эти уроки будут всегда играть в этом отношении особенно большую и ответственную роль.
Элементы эстетики проникают по существу во все звенья учебной и воспитательной работы как в детском саду, так и в школе, сливаясь в единое целое со всем процессом воспитания учащихся. «Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента (т. е. эстетического начала) было бы обездушенным...» говорилось в декларации «Основные принципы единой трудовой школы» еще в 1918 г.
С недооценкой эстетического воспитания, и особенно с недооценкой роли, которую играет искусство в эстетическом воспитании, связан нередко узкий, ограниченный взгляд, будто основная задача обучения сегодня («в век науки и техники») —
воспитывать физиков и математиков, инженеров и техников, а «гуманитарный цикл» можно, мол, поджать, потеснить. Под «гуманитарным циклом» при этом в первую очередь имеются в виду «эстетические» занятия. При таком взгляде нетрудно воспитание человека подменить его обучением и образованного человека принять человека культурного. Но надо ли говорить, что это далеко не одно и то же!