Папка-передвижка для родителей:
«Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей»
Составила воспитатель:
Мазурик М.И.
Искусство книжной графики в эстетическом воспитании детей.
(папка-передвижка для родителей)
Художественная детская книга - искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые счастливо соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутнённый взгляд на мир, гражданскую ответственность воспитателя нравственности, художественный вкус и умение в зрелые годы сохранить в своей душе впечатления детства. Иллюстрирование книг для детей и юношества - это особенно ответственная задача, потому что в конечном счёте разглядывание картинок в книжках является первой большой школой видения.
Эстетическое воспитание детей раннего и младшего возраста зачастую начинается именно с иллюстрированной книги. Не случайно в последние десятилетия детская книга с иллюстрациями во всех странах мира стала объектом пристального внимания учёных - педагогов и психологов, искусствоведов, педагогов-практиков, книговедов, критиков, коллекционеров... Интерес этот не случаен. Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому в среде литераторов и художников, издателей и полиграфистов сложился вполне определённый взгляд на иллюстрированную книгу для детей как на своеобразный художественный комплекс, пусть миниатюрный, но насыщенный большим идейно-образным содержанием и пластическим напряжением. По наблюдению книговедов, вплоть до середины XX столетия художники-иллюстраторы были более склонны обосновывать свой вклад в детскую литературу исключительно педагогическими соображениями. В настоящее время, хотя они и продолжают высказывать педагогические идеи, но большее значение придают не познавательному, а эстетическому воздействию искусства иллюстрации на детей.
В самом деле, искусство книжки-картинки предполагает восприятие и постижение её как целостного единства, и реакция ребёнка на неё в значительной мере есть - в полном смысле слова - настоящий художественный опыт. Книжка-картинка - это не столько повествование, которое читают, это предмет искусства, который «переживают».
Следует заметить, что сегодня детская художественная книга как один из самых массовых и мобильных источников познавательной информации, легко преодолевающий границы государств и политических систем, оказалась не только традиционным предметом национального воспитания и культурного обмена, но и заняла видное место на международных художественных выставках в качестве объективного показателя культурного потенциала государства.
Художественное оформление изданий для детей играет большую роль в интеллектуальном и эстетическом развитии. Не имея еще достаточного жизненного опыта, ребенок не всегда может самостоятельно составлять конкретное представление о том, что написано в книге. Рисунки, благодаря своей наглядности, помогают ему в этом.
В книгах для самых маленьких зачастую все содержание заключается в рисунках. Для детей более старшего возраста иллюстрация является своего рода дополнением или пояснением к тексту. Следовательно, значение иллюстраций раскрывающих содержание литературного произведения в зрительных художественных образах очень велико. Не менее важно значение иллюстраций для воспитания эстетических чувств детей. Оба этих фактора должны находиться в неразрывном единстве. Как же читать книгу детям?
Прежде, чем читать книгу детям нужно рассмотреть иллюстрации на обложке. Рассмотреть, что нарисовано на рисунке, как и где расположено, в каком движении, отметить цвет. Например, на обложке книги «Снегурочка» - рисунки Успенской, все изображено в голубом холодном цвете, т.к. это зима, идет снег. Девочка с тревогой смотрит на птиц, на их прилет. Она одета бедно, в лаптях, в легком платочке, без рукавичек, как крестьянская девочка, но ей не холодно, т.к. она из снега. Девочка распростерла руки ладошками кверху, как бы ловя снежинки, сама в оформлении кома снега, - ведь из снега она. И кругом снег, снег, снег.
Можно предложить детям рассмотреть иллюстрации в книге, чтобы вызвать интерес к содержанию книги. Только после этого приступать к чтению книги. И, когда книга уже прочитана, вспомнить, правильно ли мы по картинкам определили ее содержание (по обложке).
Повторное рассматривание иллюстраций проводиться после чтения книги, обратить внимание на детали, на то, как художник помогает глубже раскрыть содержание сказки. Заострить внимание на том, что художн. ик на каждой иллюстрации использовал голубой цвет, т.к. сказка про снегурочку, которая сделана из снега.
Рассматривая цвет иллюстраций, нужно учитывать, что это имеет большое значение для эстетического воспитания, вы должны стремиться к тому, чтобы книга создала целостное, яркое впечатление. Многие художники ярко и эмоционально иллюстрируют детские книги. Например, художник В.Лебедев – книги С.Маршака: «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Усатый - полосатый», «Лесная сказка» и т.д.
Художник удачно показал различные времена года. Изображение леса, цветов, зверей, особенно удается художнику. Он показывает их во всем красочном, познавательном разнообразии. Одним из самых выдающихся иллюстраторов детской книги является Ю.Васильев. он создал своеобразный стиль, жизнеутверждающий, декоративный. Художник любит, понимает детей – они отвечают ему полной взаимностью. Иллюстрации его интересны не только детям, но и взрослым. Он уделяет большое внимание русскому народному творчеству. В его иллюстрациях много выдумки и чутья. Звери из книги в книгу переходят примерно одинаковые, не меняя своего внешнего облика, меняя только свои увертки (сказки «Сорока-белобока», «Теремок», «Лисичка со скалочкой» и др.)
Много и других замечательных художников – иллюстраторов: например, Е.Чарушин, В. Колешевич («Телефон», «Айболит», «Тараканище», «Сказка о золотом петушке») и др. художники.
В.Г. Белинский писал, что только та детская книга хороша, которую интересно читать и ребенку, и взрослому. К этой мысли мы приходим, говоря об оформлении книги: только та книга хорошо оформлена, которую с интересом смотрит и ребенок, и взрослый.
|