Конспект занятия
по развитию речи в
средней группе «Зимовье лесных зверей»
Цель: Воспитание просодических компонентов речи: дыхания, голоса, темпа речи, выразительности. Развитие подражательности, выдержки, зрительной ориентировки на говорящего, активности на материале темы «Дикие животные». Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь). Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных. Активизировать словарь, коррекционную деятельность детей. Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, последовательно излагая свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе.
Лексический материал: «нора», «дупло», «берлога», «логово», «хищник», «жилище», «шкура», «шерсть».
Оборудование: картинки с изображением зверей, наборное полотно, маски животных.
Ход занятия.
I. Организационный процесс:
Логопед: сегодня мы поедим в лес. Вспомните, какое сейчас время года. Дети: зима
Логопед: значит и в лес мы поедим в зимний и волшебный. Давайте же собираться в дорогу. А какую же одежду мы с вами будем одевать? Дети: зимнюю.
Логопед: Слава! Что\ты наденешь? Таня! А что ты надеваешь? Саша! Что ты надеваешь? Егор! А что ты надеваешь? И т.д. Ответы детей: Я надеваю шапку; меховые сапоги; тёплую кофту; пуховый свитер;
Логопед: сначала мы поедим на поезде. Осмоторщик вагонов проверь вагоны. Ребёнок постукивает по колёсам и повторяет за логопедом: «Тук-тук-тук» всё в порядке. Поезд готов к отправлению. Логопед: разрешаю отход поезда Дети: У-у-у-у, пошёл, пошёл, пошёл.
Так- так-так, тук- тук- тук.
Деток поезд наш везёт
В лес и на полянку
Будут дети там гулять
Повстречают зайку
Так- так- так- так, так- так- так
Все колёсики стучат
У- у- у, белку встретим и лису.
Едим, едим мы быстрей, не боимся мы зверей
Паровоз идёт потише
Остановка близко
У- у- у, стоп!
Логопед: приехали, поезд выпустил пар: ш- ш -ш- ш.
Дети: ш- ш- ш- ш.
Логопед: дальше пойдём пешком. Пойдём осторожно, тут глубокий снег.
Дети идут высоко поднимая ногами, с трудом вытаскивая ноги из сугроба
Логопед: какой снег?
Дети: белый, пушистый, серебристый, мокрый, лёгкий, липкий, холодный, сверкающий.
Логопед: что бывает только зимой?
Дети: мороз, снег, лёд, сугробы, холод, вьюга, гололёд, иней.
Логопед: какая бывает погода зимой? Дети: холодная, снежная, вьюжная, морозная, ветреная.
Физкультминутка.
Мы пришли в зимний лес, сколько здесь вокруг чудес. Справа берёзка в шубке стоит, слева ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся и на землю красиво ложатся. Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал. Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет! Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас! Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму и проспит. Пролетают снегири, как красивы они! В лесу красота и покой, а нам пора идти дальше. Логопед: А вот полянка чистая от снега. Замёрзли? Погреемся. Дети: мы погреемся немножко. Мы похлопаем в ладошки: хлоп, хлоп, хлоп. Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее: топ, топ, топ. Рукавички мы надели, не боимся мы метели! Да, да, да.
Игра драматизация.
Логопед: дети мы попали в волшебный лес. Сидите тихо не спугните хозяев леса. Смотрите, заяц появился, не заметил нас, на снегу запрыгал (надеть на ребёнка маску зайца).
Ребёнок (зайчик) - Я зверь лесной,
Я заяц не простой
Я зайчик попрыгайчик
Длинные ушки,
Короткий хвост.
Про меня говорят
Будто я трусоват,
Но пусть не думают лиса и волк
Что это так. У меня вот сколько храбрости.
А спасают меня от врагов зоркие глаза,
Чуткий нос и быстрые ноги (поскакал дальше).
Ребёнок (медведь)- Я зверь лесной,
Я сплю зимой,
В лесу хозяином живу,
Свои владенья обхожу
Да за порядком гляжу
(Уходит подражая походке медведя)
Ребёнок (волк) - Я серый волк, зубами щёлк.
Я ищу себе еду, я всегда голодный
У- у- у. Поскорее побегу,
Может, что-нибудь найду.
(Уходит подражая повадкам волка)
Ребёнок (белка) - Я белка весёлый зверёк по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас, грибы, ягоды, орехи
Чтоб зимой не голодать.
Где ж еду в мороз достать?
Трудно белки зимовать.
Логопед: ребята, давайте поможем белочке сделать запасы на зиму (нанизывание на шнурок грибов, орехов, яблок)
Логопед: собрались звери на лесной полянке и начали хвалиться друг перед другом. Игра «Похвалялись звери»
Медведь: я медведь, у меня шубка коричневая, у меня уши круглые, я умею рычать, а живу я в берлоге.
Заяц: а я заяц, у меня шубка летом серая, а зимой белая. Мои детки зайчата.
Волк: а я волк, а у меня шубка серая, у меня зубы острые и я живу в логове.
Белка: а я белка, у меня есть бельчата, я умея цокать и живу в дупле.
Логопед: кто из вас хочет задать вопросы нашим лесным зверям?
Вопросы к зайчику.
1. Что ты умеешь делать? (прыгать, бегать, шевелить ушами, грызть морковку).
2. Зайчик, с чем можно сравнить тебя? (Я пушистый, белый, как снежок, как комочек пуха).
3. Какими ласковыми словами можно тебя назвать? (Зайчишка, зайчонок, заинька, заюшка, зайчик, зайчишка-трусишка).
4. Как зовут твоих детёнышей? (Зайчата)
5. Зайчик, а какие у тебя ушки? (Длинные, а хвост короткий).
6. Какие у тебя ноги? (Быстрые, сильные).
7. Зайчик! А что тебя спасает от врагов. (А спасают меня от врагов зоркие глаза, чуткий нюх и быстрые ноги).
Вопросы к медведю.
1. Миша, а какую ты пользу приносишь зимой? (Никакую. Зимой я сплю).
2. Медведь! А какими ласковыми словами можно тебя назвать? (Мишенька, мишутка, медведюшко).
3. А как надо сказать, чтобы было понятно, что ты, мишка, большой? (Медведище).
4. Миша, а какие у тебя глаза? (чёрные, блестящие).
5. Какие у тебя уши? (Круглые, маленькие).
6. Какие у тебя лапы? (Толстые, мохнатые, сильные).
7. А что ты делаешь зимой в берлоге? (сосу лапу).
Вопросы к волку.
1. Волк! Где ты живёшь?
2. (Я живу в лесу).
3. В каких русских народных сказках, известных тебе, речь идёт о волке? (Лисичка-сестричка и серый волк, Девочка и лиса)
Вопросы к белке.
1. Белочка, а где твой дом? (На ёлке, в дупле).
2. Белочка, а где у тебя ушки? (На затылке с кисточками).
3. Какая у тебя шубка летом, а какая зимой? (Летом - рыжая, а зимой - серая)
4. Белка! Чем ты питаешься? (Орехами, грибами, ягодами, желудями).
Логопед: Пора возвращаться из леса в детский сад.
Дети: По тропинке пошли -
Шишку нашли,
Подняли,
В корзину положили,
Опять пошли
По другой пошли -
Белкин гриб нашли
Подняли,
Белке бросили в дупло.
Опять пошли.
По третьей пошли -
Следы зайчика нашли.
Остановились,
Посмотрели,
Дальше пошли
Полянку нашли,
Вот и поезд.
Дети строятся друг за другом «У- у- у! Пошёл, пошёл! Так- так- так, тук- тук-тук, ш- ш- ш-.
Логопед: Вернулись мы в детский сад из зимнего волшебного леса и чьи же голоса мы там услышали?
Дети: Зверей лесных: зайку, медведя, волка, белку.
Логопед: Вы очень хорошо рассказали о жизни диких животных. А теперь я хочу, чтобы Вы друг другу загадали загадки о диких животных.
Загадки.
1. У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (лиса)
2. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)
3. Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой? (медведь)
4. Зимой белый - летом серый? (заяц)
5. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (белка)
6. Не портной, а всю жизнь с иголками? (ёж)
Логопед: Сегодня мы побывали в зимнем лесу. Увидели животных, узнали какие они, где живут, чем питаются. Лесные жители оставили вам гостинца (раздаются яблоки, орехи). До свидания.
|