Главная страница

Ш. А. Амонашвили в чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры


Скачать 0.62 Mb.
Название Ш. А. Амонашвили в чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры
страница 1/4
Дата 10.02.2016
Размер 0.62 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4



Ш.А.Амонашвили
В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры

  
– Дети, дети, куда вы нас тащите?

– К Свету!

– А где он?

– Мы вам дорогу покажем!

– Это далеко? Может быть, не надо?

– Следуйте за нами, надо спешить, пока не наступила тьма!
  
Почему рождаются дети?

Чтобы мы их воспитывали и делали такими же, как мы сами?

Такому рождению поколений нет смысла.

Они рождаются не для того, чтобы мы их воспитывали и уподобляли самим себе, а для того, чтобы исправить наши ошибки и вернуть человечество на Путь Истины.

Мы потеряли Путь, нужен проводник.

Каждый Ребёнок – возрождённое новое бытие, а дети – это народ, действующий в Истине. Мы, конечно, будем их воспитывать и образовывать. Но что есть для нас воспитание и образование?

Наша самость и наше самомнение не замедлят ответить: передача молодому поколению накопленных человечеством знаний и, таким образом, подготовка их к жизни.

Но если мы незаметно для себя потеряли Путь?

Какими будут тогда наши воображения о жизни, для которой готовим своих сыновей и дочерей?

Как нам удостовериться, что мы их готовим к жизни, а не впутываем в наши недоразумения?

Относительность земных знаний и без того известное явление. Её можно уменьшить лишь истинной правдивостью. Но правдивость, говорят нам, можно осознать лишь духовностью.

Но как быть, если мы сами тонем в коварном болоте материального мира и забываем о духовном?

Какие ценности жизни мы станем возвеличивать в умах и сердцах растущих людей?

Хорошо, что многие, очень многие понимают, что детей нужно воспитывать и образовывать совершенно по-другому.

Во-первых, нельзя навязывать им наши мысли и устремления и заклинать их, чтобы шли они по нашим стопам.

Во-вторых, надо верить, что пришли они в этот мир со своими мыслями, которые более возвышены, чем наши.

В-третьих, надо увидеть в них спасателей, перед которыми мы, как блудные отцы, искренне каемся.

В-четвёртых, мы должны отчитываться перед ними, как мы рулили жизнь и почему сейчас сидим на мели.

В-пятых, надо уметь самому обновляться, чтобы с ними вместе составить мощную волну прогресса.

Сказано: «Когда творите новое, зовите детей. В них законное начало дела».
  
Дети Света!

В них только Истина.

Но они могут забыть об Истине и принять ложь, если мы забудем о том, что именно надо воспитывать и в чём именно надо образовывать их.

В них Путь к Свету.

Но они могут оказаться в сетях тьмы, если мы сами не покажем им, с каким мужеством и упорством, с зажжёнными факелами в руках проходим через тьму, чтобы выбраться к Свету.

В них Вера в Творца.

Но они могут потерять веру, если не удостоверятся, с какими муками мы расстаёмся с бездуховностью и лицемерием и как радуемся каждому малому продвижению.

В них Чистота.

Но они могут упасть в грязь, если не почувствуют, как мы сами мучаемся нашими низменными устремлениями и как нам в тягость чувство собственности.

В них Любовь.

Но они могут заразиться ненавистью, если покажем им, как попираем святые заповеди: «Не убий» и «Любите врагов своих».

В них Созидание.

Но они могут стать разрушителями, если вместе с вооружением их новыми знаниями вооружим ещё новым оружием и направим против мира.

В них всё только Прекрасное.

Но может всё стать безобразным.

Может... может!

А разве многое уже не происходит?

Есть ли у нас счёт, скольких детей мы уже успели озлобить, обезбожить, отдать тьме?

Сказано сурово: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».
  
Дорогие Коллеги!

Мы же чувствуем и видим, что с нами происходит что-то неладное?

Спросим друг у друга: «В чём беда наша?»

Каждый найдёт свой ответ.

Кто-то, наверное, скажет: «Бедно живём».

Кто-то объяснит: «Потеряли веру».

Кто-то добавит: «Буксует экономика».

Иной будет твердить: «Правительство не то».

Другой воскликнет: «Вокруг воровство и коррупция».

Кто-то вспомнит: «Много хамства и бездушия».

Будут и те, которые скажут: «Всё нормально».

Но придёт Мудрец, который объяснит нам:

«Утрата Культуры является утратою человеческого облика».

В этом беда наша.

Вы тоже признаёте это?
  
Мы же знаем, что существует неумолимый закон причины и следствия?

Спросим друг у друга: «В чём наша главная ошибка?»

На этот раз тоже у каждого будет своё мнение:

– Не надо было устраивать революций.

– Не надо было провозглашать коммунизм.

– Не надо было отменять частную собственность.

– Не надо было учреждать диктатуру идеологии.

– Не надо было разрушать великую Страну.

– Не надо было давать волю всем проходимцам.

– Не надо было допускать грабить Страну.

Кто-то может сказать:

– Всё закономерно.

Но Мудрец скажет нам: «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне сущего. Как можно созидать, не признавая Высшего Водителя?»

Я принимаю это объяснение.

А Вы?
  
Нам надо найти выход из сообщества «цивилизованных дикарей», нам нужно обновить жизнь.

Спросим друг у друга: «Что делать?»

И вновь найдём много ответов:

– Создать сильную власть.

– Свергнуть олигархов.

– Объявить войну взяточникам и криминалам.

– Повысить всем зарплату.

– Дать всем работу.

– Запретить разгул средств массовой информации.

– Установить социальную справедливость.

Кто-то невозмутимо скажет:

– Ничего предпринимать не надо, всё хорошо.

Но Мудрец сто раз терпеливо повторит нам, чтобы мы, наконец, поняли:

«Новую эпоху можно строить лишь признаками Культуры».

«Перерождение планеты возможно лишь путём Культуры».

«Не может человечество процветать без знания величия Культуры».

«Не может быть международного согласия и взаимопонимания без Культуры».

«Там, где Культура, там и мир».

«Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем».

В знак согласия я киваю головой и записываю каждое слово Мудреца. Конечно, шепчу про себя: где лад, там клад.

Вы тоже киваете головой в знак согласия, дорогие Коллеги?
  
Культура!

Сколько истории, творчества, самопожертвований, устремлённости к Свету нужно было складывать тысячам поколений людей, чтобы напитать это слово непревзойдённой мощью и энергией!

Культуру можно сравнить с Солнцем.

Солнце светит сверху, посылает нам живительное тепло и саму жизнь. Для каждого из нас оно одинаково щедрое.

Культура тоже солнце, только человеческое.

Мы – человечество – создавали наше солнце тысячелетиями. Каждый пришедший в мир земной человек огромным творческим трудом извлекал из себя искру Света и вкладывал её в духовный диск человечества. Так слагалась Культура. В ней люди отражали волю своего Духа.

Если с других планет видят, что наша планета Земля тоже светится, то мы с гордостью могли бы сказать, что это есть Свет нашей Культуры.

Но мы люди, у которых разбегаются глаза.

Мы пока те, которые с лёгкостью отдаются низменным чувствам и часто надолго забывают о Культуре.

А Мудрец предупреждает: «Нужно ощущать шаги Культуры, но не зигзаги изнеженности».
  
Два ангела – один молодой, другой постарше – смотрели с Седьмого Неба на Землю и наблюдали за жизнью людей. Старший ангел был назначен наставником для младшего.

– Зачем Бог сотворил человека? – спросил молодой ангел у своего наставника.

– Чтобы он мыслил, – ответил наставник.

– Зачем человеку мыслить?

– Чтобы творил он Культуру.

– Что есть Культура?

– Она есть Путь к Богу.

– Зачем человеку Путь к Богу?

– Чтобы совершенствоваться и тоже стать ангелом.

Молодой ангел был любознательный.

– Покажи мне Культуру!

Старший ангел указал ему на один из больших городов земли.

– Смотри, это есть столица государства. Там есть музеи, театры, концертные залы, художественные салоны... Всё, что в них хранится и происходит, называется Искусством.

– Искусство, – повторил младший ангел, чтобы запомнить.

– Видишь, мчатся автомобили и поезда, летят самолёты и космические ракеты, люди изобрели телевизоры, компьютеры, информационную паутину... Делает всё это Наука...

– Наука, Искусство... – повторил молодой ангел.

– В тех зданиях, в которые входят и выходят дети, происходит их Образование...

– Образование, Наука, Искусство...

– А вот те красивые сооружения с золотыми куполами есть Храмы. В них люди молятся Богу. Это есть Религия...

– Религия, Образование, Наука, Искусство... Всё это Культура?

– Да, Культура, она и есть Путь к Богу, – ответил ангел-наставник.

Он гордился достижениями человека и хотел рассказать ещё о многом.

Но в это время произошло что-то очень страшное.

Буквально из ниоткуда вдруг с оглушительным рёвом над городом повисли ракеты и самолёты, и огромный город погрузился в адский огонь, пламя которого вознеслось до Седьмого Неба.

Молодой ангел ужаснулся.

– Зачем человек взорвал свою Культуру?

А ангел-наставник заплакал: «Человек опять сошёл с Пути!»
  
Мы видим на историческом опыте, на опыте личном, что, когда человек и человечество делают Культуру смыслом своей жизни, они преуспевают, продвигаются. Если же они нарушают законы Культуры, их постигает беда.

Но беда этой беды в том, что её последствия долго сопровождают человечество.

Беда случилась с Адамом и Евой – они первыми нарушили закон Почитания Света: сорвали плод с запретного древа познания добра и зла и съели его. Потому и были наказаны Богом – были изгнаны из Рая.

А изгнанными из Рая оказались и мы, весьма отдалённые потомки.

Но мы не очень-то постарались вернуться обратно, мы приучились не внимать воле Бога.

Почитание Света стало в тягость сыну Адама и Евы – Каину. Он обиделся на Бога за то, что Тот не принял его дар, а принял дар его брата Авеля.

Смотрите, как Бог предупредил Каина: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Но Каин не прислушался к словам Бога, обманом увёл своего брата в поле и убил его.

Это было первое убийство человека человеком, брата братом.

Мы, потомки, тоже попрали высшее предупреждение Господа: «Но ты господствуй над соблазном!»

Убиваем и убиваем, грешим и грешим, изобретаем всё новые оружия для массовых уничтожений.
  
Наполнилась Земля злодеяниями – всякая плоть извратила путь свой.

Разгневался Бог.

Сказал Ною, человеку благочестивому: «Сделай себе ковчег».

Сделал Ной ковчег, как научил Бог. Ввёл туда свою семью, а также по паре мужского пола и женского от всякой плоти.

Потом устроил Бог потоп и истребил всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих.

От тех, кто остался в живых через Ноев ковчег, заново населилась земля.

Так была спасена Культура – Путь к Богу.

И дал Бог завет живым: «Не будет больше истреблена всякая плоть водами и потопом». А знаком знамения завета Своего Он положил Радугу: «И когда Я наведу облако на землю, то явится Радуга в облаке, и Я вспомню завет Мой».

Как прекрасно: Радуга – символ Пути к Богу, символ Культуры!

Но помним ли мы, что означает появление Радуги на небе?

К сожалению, первым забыл о Радуге один из трёх сыновей Ноя – Хам. Увидев, как пьяный отец спит голым, он позвал своих братьев, чтобы посмеяться над отцом. Однако те проявили благоразумие и накрыли отца, не взглянув на его голое тело.

Тем не менее, нам досталась беда – антикультура в виде хамства.
  
Сколько бед натворила в нашей жизни история Вавилона.

Это был период ускоренной цивилизации: вместо камней для строительства люди изобрели кирпичи и вместо извести начали применять земляную смолу.

Людьми овладела самость, гордыня, жажда славы. И начали применять своё изобретение не для строительства храма, чтобы прославить Бога, а для первого небоскрёба на Земле – башни, высотою до Небес.

Вавилоняне первыми стали возвеличивать цивилизацию и унижать Культуру. Цивилизованное бескультурье – вот на чём строилась башня.

Возмутился Бог хамством вавилонян и, чтобы пресечь их неразумный порыв, единый для всех язык смешал так, что один не понимал речи другого.

Так человечество потеряло общий для всех язык.

Это была первая культурная катастрофа, от которой оно до сих пор не может оправиться.

Может быть, разгадаем тайну, почему люди свой город назвали Вавилон, что в переводе означает Врата Бога?
  
У людей оказалась короткая память.

Они забыли, что причины без следствия не бывает.

Что же должно было произойти с жителями городов Содома и Гоморры, если они погрязли в безнравственности?

Пролил Господь на эти города серу и огонь с неба и ниспроверг их, и истребил всех жителей.

А человечество унаследовало стыд и срам: содомский грех и гомосексуализм.
  
– Дети, дети, это ещё что?

– Метла!

– Зачем она нам?!

– Чтобы выметать!

– Что?

– Мусор из души!
  
Наши достойные предки с огромным усилием воли и Духа создали Культуру, которой можем гордиться.

Но оставили недостойные предки антикультуру, которой нужно стыдиться.

Теперь наша очередь: что же мы передаём молодому поколению и что от нас достанется будущим поколениям – возрождённая и победоносная Культура или униженная Культура, рядом с которой торжествует «цивилизованное одичание»?

Страх терроризма и насилия.

Опасность войн и мирового господства.

Мощнейшие средства разрушения и порабощения.

Сотни тайных лабораторий, где учёные от тьмы создают более чудовищные и коварные средства для порабощения человеческого разума.

Опасность, связанная со всё более возрастающими экологическими катастрофами.

СПИД – чума на долгие времена и, может быть, создание более опасной заразы, с которой не справятся люди ближайших столетий.

Попустительство к бездуховности и безнравственности, к наркомании и алкоголизму.

Опустошённые понятия свободы и демократии.

Загрязнённая и безнравственная речь.

Злоба. Зависть. Чувство самости. Хамство. Ложь. Предательство. Невежество. Суррогаты Культуры.

Всё это признаки нашего времени.

Культуре плохо, Культура задыхается.

Совместимы ли атомная и водородная бомбы, психотронное оружие, оружия, названия которых нам ещё не известны, с понятием Культуры?

Совместим ли автомат Калашникова с понятием Культуры?

Совместима ли рекламная агрессия с понятием Культуры?

Можно ли говорить: «культура массового поражения», «культура войны», «культура хамства», «культура насилия», «культура ненависти», «культура убиения», «порнографическая культура», «культура воровства» и т.д. и т.п.?

«Такое совместить нельзя!» – скажет любой, кто ещё сознаёт значение Культуры.

А Мудрец скажет: «Берегите Культуру. Она святыня народа, венец человечества».
  
Из Космических легенд Востока: «Выше панацеи Культуры не знало человечество, да и не будет знать, ибо Культура – сумма всех достижений огненного творчества».
  
– Дети, дети, что вы ищете в сундуке?

– Следы!

– Следы чего?

– Культуры!

– Зачем вам они?

– Так мы сократим дорогу к Свету!
  
Урок Николая Константиновича Рериха о величии Культуры.

Он автор Всемирного Пакта о защите Культуры:

– Культ Ур – значит Почитание Света.

– Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.

– Культура есть Красота во всём её творческом величии.

– Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты.

– Культура есть утверждение добра во всей его действенности.

– Культура есть любовь к человеку.

– Культура есть сердце.

– Культура есть то прибежище, где Дух человеческий находит пути к религии и ко всему нравственному и прекрасному.

– Культура постоянно покрывает новым, высшим куполом несовершенство вчерашнего дня.

– Красота и Знание являются основами всей Культуры, и именно они меняют всю историю человечества.

– Или Культура со всеми её познаваниями, или дикость, хотя была она прикрываема цивилизованными воротничками.

– Не мутный, туманный оккультизм и мистицизм, но Свет Великой Реальности сияет там, где произросло просвещение Культуры.

Заключение: понятие Культуры, по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание.

Задание: найдите ответ на вопрос – «Если не Культура, тогда что же другое?»
  
Урок Дмитрия Сергеевича Лихачёва о Культуре.

Он автор проекта Декларации прав Культуры:

– Культура – это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации.

– Вне Культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла.

– Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека.

– Человек принадлежит Культуре целиком, он пронизан ею, он с нею слит.

– Культура любого народа, определяя его духовную уникальность, выражая его творческие силы и способности, одновременно является достоянием всего человечества.

– Культура есть главный источник гуманизации человеческой истории.

– Культурное развитие и культурная солидарность в совокупности с экономической и политической интеграцией современного мирового сообщества является залогом толерантности, взаимопонимания и демократии, условием предотвращения войн и насилия.

– В условиях ускорения цивилизационных процессов и усиливающейся экспансии антигуманных явлений массовой коммерческой культуры под угрозой оказывается целостность культур различных народов мира и культурное развитие человечества в целом.

Задание: вообразите человека, из которого выдавлена последняя капля Культуры; и вообразите человека, в котором пылает огонь Культуры.
  
Размышления после уроков.

«Пусть мыслится мыслимое» (это есть одна из десяти заповедей Дмитрия Сергеевича Лихачёва).

Культура есть проявление воли Духа, потому в ней источник смысла жизни и для отдельного человека, и для общества, и для человечества в целом.

Культура – Солнце внутри нас.

Солнце есть свет и тепло.

Культура есть Свет духовности.

Солнце подарили нам Небеса, подарил его Творец.

Культуру дарим мы Небесам, дарим её Творцу.

Накопления Культуры принадлежат Вечному.

Культура есть зов из будущего.

Однако что есть будущее?

Неужели человек и человечество только и должны ждать, когда наступит будущее?

Будущее ждать не надо, оно уже есть, оно в нас самих.

Человек Культуры не будет жить в ожидании будущего, а создаёт его сегодня, делает его настоящим. Для Культуры будущее – это не только календарный срок, когда, может быть, будет завершено строительство храма, чтобы потом там молиться, а само строительство, ведущееся с молитвою и мыслью о храме.

Человек Культуры – Светоносец.

Народ Культуры – Факел.

Страна Культуры – Маяк.

А если вся Земля созидает Культуру, то она уже Звезда во Вселенной.

Звезда – иначе Образ Вечного.
  
Дорогие Коллеги!

Предложу вашему вниманию восточную притчу, может быть, даже не одну.

Они о…

В общем, сами поймёте, о чём.
  
Три мыши приблизились к отшельнику.

Он сказал каждой из них:

«Ты поселилась в муке. Хотя запасов её хватит на весь род твой, но от этого ты не стала добрее...

Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но ты не стала образованнее...

Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее...

Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища».
  
Знаете, что я сделал, дорогие Коллеги? Прочёл эту притчу детям и спросил: «Что скажете?»

И я ещё раз убедился: дети приходят в этот мир, чтобы помочь взрослым вернуться на Путь Истины.

Вот что они мне сказали: «А вы воспитывайте нас так, чтобы мы не стали, как мыши».

Хочу, чтобы вы тоже убедились в моём предположении.

Вам понравилась эта притча? Расскажу другую.
  
Три льва пришли к отшельнику.

Он сказал каждому:

«Ты только что умертвил путника, спешащего к семье...

Ты похитил единственную овцу у слепого...

Ты уничтожил коня вестника важного...

Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, что люди окажутся более жестокими, нежели вы».
  
Тоже прочёл детям и сказал: «Говорите, что сердце подскажет».

Все говорили, обсуждали, осуждали взрослых, возмущались.

Одна девочка только слушала и молчала. А в конце расплакалась.

«Почему плачешь?» – обеспокоились мы.

И она сказала нам: «Мне жалко людей...»
  1   2   3   4