Главная страница

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них


Скачать 48.59 Kb.
Название Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них
Дата 27.02.2016
Размер 48.59 Kb.
Тип Документы

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать; но она наполнит гармонию мира, их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». В.Г. Белинский

Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только "вкусы", но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней и младшей школе.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является внедрение творческой системы музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Как правило, вся работа на уроках музыки, сводилась к одному направлению – подготовке к чему-то. В практике это означало подчинение всей работы конкретной единой цели: выступление на очередном празднике, смотре, конкурсе, концерте. Такая бессистемность и однобокость на уроках музыки привела к тому неорганизованному, разрозненному, единичному представлению урока музыки. Однобокость заключалась в том, чтобы разучить новый песенный материал к мероприятиям различного характера. Не стоит забывать о художественной ценности урока музыки, как урока искусства.

Ведь главной особенностью урока музыки следует считать то, что это должен быть урок искусства. И этот урок должен включать в себя эмоции и эстетические чувства, сочетать в себе единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы на основе понятия «музыка», «музыкальное искусство».

Главное на уроках музыкального искусства: постоянно и целенаправленно должно происходить нравственное очищение и облагораживание души.

При постоянных встречах школьников с высоким искусством душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий молодого человека иначе жить, иначе думать и действовать. Потому что высокое искусство – результат высшей концентрации духовных сил писателя и художника, поэта и композитора. И оно требует такой концентрации от зрителя, читателя и слушателя. И если ребенок в школьном возрасте имеет возможность увидеть подлинные художественные произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства, читать художественную литературу, слушать образцы высокой музыки – у него формируются художественно полные ориентиры и то качество личности, которое называется «художественный вкус», т. е. способность отличать в жизни и искусстве красивое от банального и безобразного. Вот потому так важно, чтобы искусство вошло в школу полноправной частью в роли урока музыки. О результатах воспитательной работы на уроках музыки надо судить не по количеству подготовленных мероприятий, а по тому – наблюдаем ли мы в школе духовное развитие личности ребенка. И учитель музыки – на массовик-затейник, а духовный руководитель, в обязанности которого в первую очередь входит забота о раскрытии творческого потенциала каждого школьника в его нравственно-эстетическом совершенствовании. Воплощение различных идей на практике требует разнообразие форм работы. И здесь, чем больше разнообразия, вариативности, особенного и непохожего, тем лучше!

Главные помощники урока – методические материалы (карточки, схемы, таблицы, презентации, видео и аудио записи мастеров).

Одними из важных факторов являются словесный рассказ, пояснение, беседы с учащимися направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они слушают или будут слушать. Особую роль играют движения. С их помощью детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться её настроением. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное соответствовать настроению музыки. Движения можно выполнять как сидя, так стоя. Например, под весёлую музыку – «танцевать» в воздухе кистями рук, слегка притопывая ногами, сидя на стульях. Под грустную или спокойную музыку – тихо шагать на месте или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку – изображать любопытство и испуг, желание спрятаться. Вначале учитель сам показывает ученикам различные движения – так им легче импровизировать новые. Дети любят двигаться под музыку. И те произведения, которые были связаны с движением, они запоминают лучше.

Другим немало важным фактором является игра в оркестр. Данный методический приём создаёт у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие. Для участия в игре ученикам раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, маракасы, бубны, металлические и деревянные ложки. Под звучание в записи музыкального произведения ученики негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре можно импровизировать ритм. Играть следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко или тихо, нежно или затаённо со страхом.

Следующим фактором является импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше воспринимали эмоциональное содержание музыки, им предлагается импровизировать мелодию в том же настроении. Собственная мелодия, сочинённая на грустный, весёлый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение.

Одно из любимых мгновений урока музыки – рисование музыкальных картинок. Богатый мир слуховой и зрительской фантазии изображает музыкальные произведения в прекрасных детских зарисовках. Цветовая гамма и каскад звуков переплетаются в детских фантазиях, оставляя след карандашом и краской на бумаге. Это и прекрасные зарисовки к музыкальным урокам, посвящённым П.И. Чайковскому и его альбому «Времена года», сказочным операм Н.А.Римского-Корсакова, живописным музыкальным произведениям Э.Грига.

Ещё одна излюбленная для детей форма работы на уроках музыки – игра. Изложить какие-либо определенные, устоявшиеся приемы для уроков музыки - дело почти невозможное, потому что любая их форма, будучи примененной, на практике, тут же начинает стремительно меняться, приспосабливаться к конкретным условиям, обрастать новыми подробностями и избавляться от присущих данной игре ранее. В результате через несколько «игр» уже трудно вспомнить их первоначальный вид. Часто на основе одной игровой формулы рождается несколько совершенно самостоятельных видов деятельности.

Учащиеся выступают в такой ситуации активнейшими авторами новых идей и инициатив. Здесь их не только не стоит удерживать, но и полезно внимательно к ним прислушиваться, поскольку в играх (как в формах общения) они - «специалисты».

Дело учителя - видеть в каждой идее потенциал, способствующий реализации образовательных целей, поскольку дидактические игры дают возможность смоделировать иногда очень сложное понятие, которое в игровой ситуации становится весьма доступным.

Весьма важно отметить главный аспект, связанный с подобными формами деятельности на уроке - Если учитель начинает «играть» на уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в первый - второй раз.