Главная страница

Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"


Скачать 86.06 Kb.
Название Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Дата 09.03.2016
Размер 86.06 Kb.
Тип Семинар

Семинар для классных руководителей по теме:

"Воспитанием ли мы занимаемся?"

Цели:

ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;

подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;

развитие рефлексивных качеств личности педагога.

Подготовка:

1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».

2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.

3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.

4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения демонстрационного упражнения.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего.

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?

Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

2. Что же такое воспитание?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это:

педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;

помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;

организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;

создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;

создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще. А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?

Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех» Симона Соловейчика

«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»

Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело — воспитывать совестливость. Совесть — представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести — стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад — это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.

Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться — ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.

Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее — извне идущее — «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…

Демонстрация последствий множественных запретов.

Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед. Стул (стоит в центре, у доски, развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.

Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…

1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:

- Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)

2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:

- Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)

3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:

- Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).

- Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)

- Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».

Рефлексия после демонстрации:

обсуждение вопросов:

- Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?

- Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.

- Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы - ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится). Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).

Вернемся к Соловейчику:

«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения. Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень — совесть.

Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» — но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить — облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».

3. Работа в группах

Задание № 1.

Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:

- «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»

- «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»

- «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»

После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.

Задание №2.

- Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.

- Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.

- Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.

- На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?

- Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?

На что обратить внимание?!

Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.

Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.

Перечень действий педагога

"Я занимаюсь именно воспитанием", если:

- создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;

-создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;

- учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;

- стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;

- привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;

- создаю ситуацию успеха;

- тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;

- помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;

- привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;

- обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;

- в общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;

- доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;

- вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;

- проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;

- создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;

- настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;

- поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

4. Чтение завершающего отрывка

из книги Симона Соловейчика.

"Воспитание воздействиями — это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Нравственно-духовное воспитание — это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... Надо, чтобы... Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и должна». Она говорит: чтобы, надо... Чтобы, надо...

Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность — будет все; не будет нравственности — ничего не будет."

В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.

Признаки ситуации воспитания

(или воспитательные действия педагога)

Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.

Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».

Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.

Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.

Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).

Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,

Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.

Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.

Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.

Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.