|
Урок Тема: Духовное развитие общества. Цели и задачи
Учитель Истории МБОУ СОШ№6 Клепинина И.В.
Глава 3. Духовная культура. Уроки 78 – 80.
Урок 1.
Тема: Духовное развитие общества.
Цели и задачи:
-
Познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур;
Развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать. Делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи, оценивать суждения, участвовать в дискуссии, работать с документами;
Формировать отношение к духовным ценностям, уважение к культуре прошлого и настоящего.
Оборудование: Схемы, пакет документов.
Ход урока.
-
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный момент.
Притча о бедности и богатстве.
Вопросы: Что важнее в жизни; для сына и отца?
Что же такое духовность?
План урока:
Культура как явление общественной жизни.
Духовное развитие общества.
Субкультура и контркультура.
Проблема многообразия культур.
Диалог культур. Толерантность.
|
Участие в беседе.
Запись темы и плана в тетрадь.
|
Изучение нового материала.
Культура как явление общественной жизни.
Мы сталкиваемся с понятием «культура» достаточно часто. Существует множество определений этого понятия. Что подразумевается под «культурой» в обществознании?
Учащимся предлагаются схемы: слайды 2 – 5 и вопросы.
Вывод: на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом: слайд №6
|
Изучают содержание схем и отвечают на вопросы по ним.
Что такое культура?
Какие подходы к изучению культуры вы знаете?
Что подразумевает понятие «культура» в широком смысле?
Почему выделение материальной и духовной культуры весьма условно?
С чем связана материальная культура? Приведите примеры?
Что подразумевается под духовной культурой? Приведите примеры?
С чем непосредственно связано развитие духовной культуры? Почему?
|
В 2. Духовное развитие общества.
Послушайте притчу и выскажите предположение, как происходит духовное развитие общества?
Притча о пути человека к мудрости. Притча о пути шёлка.
|
Слушают притчу и готовятся к обсуждению.
После обсуждение составляется схема.
Слайд № 7
|
В 3. Субкультура и контркультура.
Почему не существует единой культуры?
Слайд №13
Отличия субкультуры и контркультуры.
Разделитесь на три группы и познакомьтесь с доп материалом.
Задание: приведите аргументы, подтверждающие, что сюжеты свидетельствуют о наличии в них понятия контркультуры.
Вывод:
|
Ответ на вопрос, с.292 учебника при затруднении ответа.
Работа с доп. материалом по группам, подбирают ключевые понятия – подтверждения ответа.
Выступление от каждой группы.
|
Домашнее задание: §28, с.289 – 293
Знать понятия: слайд №12
В. 1-7
|
|
Материал к уроку.
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына: — Как тебе понравилось путешествие? — Это было замечательно, папа! — Ты увидел насколько бедными могут быть люди? – спросил отец. — Да. — И чему ты научился из этого? Сын ответил: — Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них – бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт. Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил: — Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди. Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!
-
Притча Хинг Ши - Шесть шагов к мудрости
Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им, о пути человека к мудрости, он сказал им:
— Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек, похожий путь, к мудрости.
— Как это? — изумились ученики, — расскажи нам, Учитель.
— Первый шаг — шаг рождения, — начал Хинг Ши, — как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.
Второй шаг — шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков.
Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая своей Второй шаг.
Третий шаг — шаг кокона. После того, как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом.
Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем, спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон.
На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.
Четвёртый шаг — сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают.
Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.
Пятый шаг — шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей, связывают в одну, более прочную шёлковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.
Тут, Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:
— Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?
— Шестой шаг — шаг соединения и гармонии, — ответил мудрец, — когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк.
Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.
— Значит на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, — сказал Янг Ли.
— Но только на шестом она начинает приносить плоды, — улыбнулся Хинг Ши.
Задание для 1 группы.
Именно в 1960-е гг. появилось явление, получившее название "контркультуры". В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы. В крайней и наиболее последовательной форме контркультура проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности ("будь как все") пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих. Эта революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Это в то время смотрелось так же, как сейчас стеганые штаны и валенки в российском университете. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов. В это же время впервые в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, одев шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению. Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали. В условиях, когда официальная Америка звала молодежь на подвиг в войне против коммунизма во Вьетнаме, лозунгом хиппи стал "Занимайтесь любовью, а не войной". Элементом контркультуры стала так называемая "сексуальная революция", означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака стало атрибутом новой субкультуры.
Контркультура в СССР Задание для 2 группы.
"Стиляги" появились в СССР в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.
Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.
Трансформация западной контркультуры 1960-х гг. в СССР. Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Однако сохранив исходную форму, контркультура утратила исходное содержание. Если на Западе это был вызов буржуазной культуре, то в СССР - официальной социалистической. Эти заимствованные формы сохранили после пересечения границы свое контркультурное содержание: советские власти рассматривали их как "буржуазное" влияние и всячески старались бороться, что еще более усиливало их контркультурный характер и привлекательность. Эта борьба велась вплоть до второй половины 1980-х гг. Коммерциализация же атрибутов этой культуры началась в СССР лишь с конца 1980-х гг.
Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.
Отзвуки тех культурных потрясений 1960-х гг. и сейчас легко распознаются в культуре потребления как Запада, так и бывших республик СССР. С тех пор такого комплексного и крупномасштабного подъема контркультуры не было. Ее тенденции то и дело проявляются то в одежде, то в музыке, то в целом в образе жизни, но носят несистемный характер, захватывают своим влиянием довольно ограниченный круг людей.
Одним из наиболее устойчивых и заметных контркультурных течений 1980-90-х гг. стали панки, предложившие миру свой вызывающий стиль одежды и музыки. Их огромные стоячие шевелюры, раскрашенные в самые яркие цвета, несуразная одежда встречается на улицах больших городов многих стран мира. Однако это очень ограниченное явление, концентрирующееся в основном там, где собираются туристы.
Аналогично ограниченным явлением стали "металлисты", а также соответствующее течение в роке.
|
|
|