Главная страница

«Уютный дом»


Скачать 158.43 Kb.
Название «Уютный дом»
Первитская И.В
Дата 12.02.2016
Размер 158.43 Kb.
Тип Пояснительная записка

МОУ «Макушинская средняя общеобразовательная школа»

П Р О Г Р А М М А
Курсы предпрофильной подготовки:
«Уютный дом»


Автор: учитель технологии

Первитская И.В.

Макушино, 2006


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация идеи профильности старшей ступени средней школы ставит учащихся 9 классов перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. На этом этапе предпрофильного обучения решается задача не только выбора учащимися профиля в старшей школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и профессионального начального образования.

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. Технологическая культура – это важнейшая сфера культуры, отражающая характер и уровень преобразующей, творческой, природоспособной и экологически оправданной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Представленный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся в основной школе и реализует вариативный компонент содержания образования. Содержание курса по выбору «Уютный дом» отличается от базового более углубленным изучением раздела «Художественная обработка материалов» образовательной области «Технология».

Курс состоит из нескольких блоков по различным видам декоративно-прикладного творчества. Каждый блок включает в себя как теоретические, так и практические занятия. При выполнении практических работ, учащиеся кроме освоения технологических приемов должны включаться в решение задач, направленных на создание изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Реализация курса предполагает использование следующих потенциальных возможностей учащихся: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также других источников информации, выполнение практических работ, эвристических и трудовых заданий, имитирующих профессиональную деятельность определенной профессии. Важным является использование субъективного опыта и формирование общетрудовых умений и навыков. Методы организации занятий по курсу практико-ориентированные и проблемно-поисковые: семинары, дискуссии, эвристические методы. При выборе форм организации познавательной деятельности приоритет отдается групповым и коллективным..

Итогом изучения каждого блока является выполнение изделия. Его учащиеся могут выполнять как индивидуально, так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы, представлены на выставку. Курс составлен таким образом, что учащийся может выбрать любой заинтересовавший его блок.

При оценке результативности курса учитываются:

- уровень знаний теоретических вопросов по программе (блоку) и умение применять их на практике;

- степень овладения практическими приемами;

- продолжительность выполнения работы;

- соблюдение требований безопасности труда;

- качество выполнения работы.

При этом обязательно надо учитывать активность ученика, его отношение к работе, степень самостоятельности.

Обучение предусматривает межпредметную связь с уроками изобразительного искусства, историей, химией, физикой.

Курс рассчитан на 34 часа, большая часть учебного времени отведена на практическую деятельность (теория-8 ч., практика-26ч.)

Цель курса:

Формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения и путях получения избираемой профессии, связанной с художественной обработкой материалов.

Задачи курса:

- привитие навыков самоопределения;

- освоение первоначальных знаний и умений в области трудовой деятельности, связанной с творчеством;

- развитие самостоятельности и умения делать обоснованный выбор;

- развитие профессионально важных качеств личности, характерных для профессий творческого направления.

В ходе овладения данной программой учащиеся должны получить следующие знания и умения.

Должен знать:

- правила использования инструментов, приспособлений для каждого вида изучаемого рукоделия;

- правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

- иметь представление о видах декоративно-прикладного искусства;

- основные приемы работы с кожей, бисером, лентами, росписи тканей.

Должен уметь:

- соотносить свои способности с профессионально важными качествами творческих профессий;

- организовывать свое рабочее место;

- выполнять простейшие приемы при работе с конструкционными материалами;

- изготовить и оформить изделие по изучаемому виду рукоделия;

- экономно расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами;

- соблюдать правила безопасности труда, электро- и пожарной безопасности, санитарии и гигиены
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п\п

1

Наименование темы
2

Кол-во часов

Образовательный продукт

6

Всего

3

Теор

4

Практ

5

1.

1.1

1.2

Вводное занятие.

Цель и задачи курса.

Мир профессий типа

«Человек-худож.образ».

Охрана труда при изготовлении и оформлении изделий.


1

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0.5





Классификатор профессий.
Инструкции по

технике безопасности.

2.

2.1

2.2

2.3

Изделия из кожи.

История обработки кожи.

Материалы, инструменты и приспособления.

Приемы работы с кожей.

Уроки творчества.

Изготовление и оформления изделия.

8

1

1

6

2

1

1

6

6



Разработка эскиза изделия.
Заготовка шаблонов.

Творческий мини-проект

3.
3.1

3.2


3.3

Вышивка бисером и блестками.

Материалы и инструменты.

Основные приемы по работе с бисером и блестками.
Уроки творчества.

Изготовление и оформления изделия.

7
1
1


5

1.5
1
0.5

5.5


0.5


5

Разработка эскиза вышивки.

Нашивание бисера и блесток простейшими швами.

Творческий мини-проект



4.
4.1

4.2


4.3

Батик (художественная роспись по ткани).

История батика.

Материалы, инструменты, подготовительные процессы.

Основные техники батика
.

Уроки творчества.

Изготовление изделия.


10
1

4


5

2
1

1


-

8
-

3


5


Разработка эскиза.

Выполнение упражнений по

основным видам батика.

5.
5.1

5.2

5.3

Гильоширование (выжигание по ткани).

Немного истории.

Материалы, инструменты и приспособления.

Терминология

.

Основные приемы гильоширования.


Уроки творчества.

Изготовление или оформление изделия.


8
1
2

5

2
1
1

-

6
-

1

5



Лабораторно-практическая работа «Определение вида ткани».

Разработка и перевод рисунка на ткань. Заготовка

шаблонов.
Творческий мини-проект




ИТОГО

34

8

26




.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)

Цель и задачи курса. Виды профессий. Профессионально важные качества. Образовательные учебные заведения. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Практическая работа: Классификатор профессий. Инструкции по технике безопасности
Тема 2. Изделия из кожи (8 ч.)

История обработки кожи. Материалы, инструменты и приспособления. Приемы работы с кожей: разметка, раскрой, соединение деталей, основы для изделий, приемы декоративной обработки кожи. Украшения и аксессуары из кожи. Уроки творчества. Изготовление и оформление изделия кожей. Технологическая последовательность выполнения изделия. Подбор материалов.

Практическая работа: Разработка эскиза изделия. Заготовка шаблонов. Изготовление и оформление изделия ( кулоны, серьги и бусы, броши, заколки, ободки и браслеты, колье, брелоки, футляры для ключей, кошельки и др.) из кожи.
Тема 3. Вышивка бисером и блестками (7 ч.)

Материалы и инструменты. Инструктаж по охране труда

Основные приемы по работе с бисером и блестками. Способы набора бисера и блесток. Способы переноса узора на ткань. Уроки творчества. Оформление изделия данным видом рукоделия. Технологическая последовательность выполнения изделия. Подбор материалов.
Практическая работа: Нашивание бисера и блесток швом «вперед иголку».Приемы закрепления короткой нити. Нашивание бисера и блесток швом «за иголку». Шов «косой стежок». Шов «через край». Приемы заполнения площадей фигур. Мотив «розетка».
Тема 4. Батик (художественная роспись по ткани) (10 ч).

История батика. Материалы и инструменты, необходимые в работе. Приготовление красителей и приемы работы с ними. Охрана труда при работе. Способы перевода рисунка на ткань. Цветоведение и композиция. Основные способы росписи тканей: холодный батик, свободная роспись, трафаретная роспись, аэрография, узелковая техника («бандан»), Способы закрепления готовой работы. Уроки творчества. Оформление изделия в одной из изученных техник. Технологическая последовательность выполнения изделия. Подбор материалов.

Практическая работа: Оформление изделия в технике холодный батик. Оформление изделия в технике свободная роспись. Оформление изделия в технике трафаретная роспись методом аэрографии. Оформление изделия в технике «бандан»
Тема 5. Гильоширование ( выжигание по ткани) (8 ч).

Немного истории. Материалы, инструменты и приспособления для гильоширования. Охрана труда при работе в технике гильоширования. Термины, применяемые при выжигании. Основные приемы гильоширования: вырезание деталей-добавок, вырезание всего рисунка, закрепление деталей, сварка и ее виды. Соединение и стыковка синтетических материалов выжиганием. Элементы отделки изделий: обколка дырочками, полоска-добавка, кромка изделия, элементы добавки.

Практическая работа: Определение вида ткани (на ощупь, по типу горения, по характерному запаху при горении). Разработка и перевод рисунка на ткань. Вырезание деталей добавок и всего рисунка. Уроки творчества. Оформление изделия в данной технике. Технологическая последовательность. Подбор материалов.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
В программу заложено использование такой формы контроля за уровнем достижений учащихся как творческие задания (Приложение 1), лабораторно-практическая работа. Результативность выполнения которых фиксируется в рабочих материалах портфеля достижений ( Приложение 2).

Критерии оценки творческих заданий:

- стандартность;

-оригинальность;

- творческое мышление;

- многовариантность подхода;

- соответствие условию задания.

Для выявления способностей ученика активно используются творческие задания трех уровней сложности:

1 уровень – требует первичных профессиональных ЗУН, носит репродуктивный характер.

П уровень – носит продуктивный характер, требует профессиональных ЗУН, и выполнения заданий самостоятельно по представленной технической документации.

Ш уровень – задание предполагает эвристическую деятельность учащихся (проанализировать, изменить, сконструировать).

Оценка творческих работ по 2 балла за соответствие каждому критерию (максимум 10 баллов).

Лабораторно-практическая работа: по 2 балла за определение каждого образца (максимум 8 баллов).

Дополнительно учащимся могут получить до 7 баллов за использование новых материалов, внедрение новых технологий.

На каждого ученика заводится бальная ведомость (Приложение 3), в которую за каждое занятие выставляется число заработанных баллов. Бальная ведомость входить в состав портфеля достижений.

В конце обучения проводится подсчет результирующих баллов.

Исходя из итогового балла, делаем вывод, имеет ли ученик склонности и способности к творческим профессиям. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, -50.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы
Государственный образовательный стандарт

Закон РФ «Об образовании»

Новикова И.В., Базулина Л.В.-М «Академия развития»,1999

Ельченко Н.Ю. Батик (художественная роспись ткани)/Ельченко Н.Ю. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области.-Курган,2006-06-24

Жолобчук А.Я. Подарки из батика- М.: ЩЩЩ»Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер».2004

Кузнецова Н.В. Художественное оформление изделий в технике гильоширования, ИПЕиПРО Курганской области- Курган, 2006

Слепцова А.С. Модные аксессуары- г. Ростов на Дону, «Феникс», 2003

Софьина Т.Ф. Технология. Кожа: вторая жизнь вещей.-Волгоград: Учитель, 2004

Филиппова С.Н. Изделия из кожи- М ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.

Дидактический материал

1 . Наглядные пособия (образцы, плакаты-схемы, рисунки,

шаблоны).

2.Раздаточный материал (карточки образцы, инструкционные

карты, ножницы, мел и т.д.).

Приложение 1

Творческие задания



п\п



Задание



Условие


Результат

1.

Изготовление и оформление изделия из кожи

Задание выполняется самостоятельно с использованием шаблонов


Творческая работа

2.

Изготовление или оформление изделия

Вышивкой бисером и блестками

Задание выполняется самостоятельно с использованием схем.

Творческая работа


3.

Изготовление изделия в технике батик

Задание выполняется самостоятельно с использованием эскиза

Творческая работа

4.

Лабораторно-практическая работа

«Определения вида ткани»

Определение вида ткани осуществляется по различным параметрам (на ощупь, по запаху, при горении, по типу горения)


Выводы по лабораторно-практической работе

5.

Оформление изделия в технике гильоширования

Задание выполняется самостоятельно по инструкционным картам.

Творческая работа


Приложение 2

Рабочие материалы в портфель достижений ученика


Наименование работы

Элементы оценки работы

1. Мир профессий типа

«Человек-художественный

образ»
2. Творческие мини-проекты:

- изделия из кожи;

- вышивка бисером и

блестками;

- батик;

- гильоширование.

3. Лабораторно-практическая

работа « Определение вида

ткани»




Классификатор профессий.


Оценка учителя, результаты

Сравнения с работами других учеников, самооценка учащихся.


Оценка учителя, самооценка учащихся



Приложение 3

Бальная ведомость________________________

(Ф.И. ученика)

Дата







































































































Итог

Баллы