|
Конспект урока по русскому языку в 10 классе Нахождение и исправление речевых ошибок (из серии уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения) Цели урока: Обучающие
План-конспект урока по русскому языку в 10 классе
Нахождение и исправление речевых ошибок
(из серии уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения)
Цели урока:
Обучающие:
проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста);
обобщить и систематизировать материал по указанной теме;
Развивающие содействовать развитию у личности:
а) общеучебных умений – рассмотрение текста с речевыми ошибками и их исправление;
б) интеллектуальных умений – развитие мышления через составление схем, сравнение, развитие умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности;
в) специальных умений – наблюдение и анализ, развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные:
воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией;
содействовать в ходе урока формированию ценностного отношения к своему языку.
Ход урока
«Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человек»
Д.С. Лихачев
Такой эпиграф нашего сегодняшнего урока.
- Что Вы можете сказать о нем?
- Давайте немного порассуждаем над этими словами?
(этими словами автор хотел подчеркнуть значимость в умении правильно и грамотно говорить; развитая и грамотная речь позволяет человеку занимать определенное место в обществе, его речь говорит о его развитии…)
- Давайте в своих тетрадях запишем слова Д.С.Лихачева – это и будет тезис нашего дальнейшего разговора. Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение,
выставляемое и потом доказываемое
в каком-нибудь рассуждении.
- Как Вы помните к любому тезису можно подобрать «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе». Давайте сейчас мы и попытаемся с вами это сделать и записать.
Тезис
«Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека»
Аргументы к угрозе
Подтверждение мысли автора можно найти в очерке Д.С.Лихачева «Учиться говорить и писать». Автор подчеркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает о людях, которые не говорят, а «плюются словами». На самом деле за этими «словами- плевками» кроется обыкновенная трусость и духовная пустота.
«Заговори, чтоб я тебя увидел»- метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас следует задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.
Аргументы к обещанию
Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о воспитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременными условиями профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика и т.д. требуется умение быстро грамотно составлять документы, вести деловые беседы. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиваться успехов человеку в любой профессии.
- Сейчас мы с Вами попытались привести различные аргументы к высказыванию Д.С. Лихачева. Главное, что Вы должны помнить при написании сочинения: используемые аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.
- Для повышения уровня речевой культуры мы должны обогащать свою речь, избегать возможные ошибки и научиться грамотно использовать ее. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Вот сегодня мы с Вами и попробуем поработать с ошибками, которые наиболее часто встречаются в устной и письменной речи, попробуем дать им оценку, выяснить природу их появления и поработаем над их исправлением. Сделайте заголовок в своих тетрадях: речевые ошибки.
- Как Вы думаете, что мы относим к речевым ошибкам?
(повторы; употребление слова иной стилевой окраски; употребление слова в несвойственном ему значении…)
- Перед Вами листок с разного рода примерами, прочитайте их внимательно. Все ли в них соответствует норме? Если что-то не так, предложите замену, записав ее с правой стороны нашего рабочего листа (с комментариями).
*Это поле в материале, розданном учащимся, не заполнено – оно заполняется самим учеником.
Примеры
|
Предлагаемый учителем вариант*
|
(житель, жилец) нашей квартиры
(житель, жилец) нашего города
(смешение паронимов)
|
Жилец нашей квартиры (жилец – лицо, живущее в квартире);
Житель нашего города (житель – лицо, проживающее в каком-либо месте)
|
Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.
(повтор одного слова в небольшом контексте)
|
Недавно я прочитал одну книгу. Она называется «Собачье сердце». В этом произведении интересно рассказывается о героях.
|
Бесчисленное множество.
(употребление лишнего слова)
|
Убрать из контекста слово «бесчисленное».
|
Писатель пишет…
(употребление рядом однокоренных слов; тавтология)
|
Писатель размышляет….Автор пишет…
|
Книги занимают очень важную роль в жизни человека.
(нарушение лексической сочетаемости)
|
Книги играют важную роль или занимают важное место.
|
По ящику сейчас показывают одни разборки.
(неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов)
|
По телевизору сейчас показывают одни драки.
|
Не следует зацикливаться на своих проблемах.
(иная стилевая окраска)
|
Не следует застревать внимание на своих проблемах.
|
В конечном предложении автор подводит итоги.
(неразличение синонимичных слов)
|
В последнем предложении…
|
Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
(слово в несвойственном ему значении)
|
…там можно найти интриги патриотизма.
|
Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
(плеоназм)
|
Сегодня справочник цен можно увидеть в любом кафе.
|
Данный текст написал В.Белов. В нем поднимается важная проблема.
(неудачное употребление местоимения)
|
Данный текст написал В.Белов. В произведении поднимается важная проблема.
|
Автор остро поставил ряд важнейших проблем того времени.
(штамп)
|
Автор поставил в своем произведении ряд актуальных вопросов своего времени.
|
-
Когда началась война, его отправили на фронт. Когда оказался на фронте, он командовал ротой солдат.
(бедность и однообразие речи)
|
Его отправили на фронт, как только началась война. Оказавшись на поле битвы, он получил назначение командира роты.
|
- Мы рассмотрели с Вами некоторые виды речевых ошибок, исправили их. Давайте попробуем теперь составить с Вами опорную схему с опорой на рабочий лист.
И так, какие речевые ошибки мы отметили в данных примерах:
Речевые ошибки
Смешение паронимов
Иная стилевая окраска
Слово в несвойственном значении
Повтор
Неразличение синонимов
Бедность синтаксических
конструкций
констр.
Плеоназм
Лексическая сочетаемость
- Разобрав отдельные примеры с разными видами речевых ошибок, давайте обратимся к тексту и посмотрим, как же в тексте, не нарушая логики и смысла мы сможем исправить подобные ошибки. Кстати, текст написан таким же учеником, как и Вы:
Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.
- Прежде чем говорить об этом тексте, давайте вспомним, что мы называем текстом и каковы его особенности?
Текст – это последовательное сочетание
предложений, которое образует
законченное сообщение.
Особенности текста: связность; последовательность; цельность…
- Какова тема текста? Его проблема? Есть ли здесь аргументы? (какие?)
- Теперь давайте обратимся непосредственно к речевым ошибкам в данном тексте? Что не так в этом тексте? (ответ аргументировать).
Для удобства можно пронумеровать каждое предложение.
Ошибка
|
Текст
|
Р – многозначность
Р – многословие
Р – повтор
Р – повтор; нарушение порядка слов
Р – повтор, неудачный выбор синонимов
Г – ошибка в написании слова;
Р - нарушение лексической сочетаемости
|
Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.
|
Проанализировав данный текст, какой вывод мы можем сделать?
(Как все-таки важно уметь правильно выражать свои мысли.)
- Наше занятие подошло к концу. И хотелось бы его закончить небольшой творческой работой «Синквейн»*. Попробуйте в течение нескольких минут составить «Синквейн» не тему «Речевые ошибки».
*Синквейн – это……………………
Вариант синквейна:
Речевые ошибки.
Устные, письменные.
Учиться говорить, писать и исправлять.
Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека.
Общение.
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на очерк Д.С. Лихачева «Учиться говорить и писать»
Раздаточный материал:
Примеры
|
Варианты ответов учащихся
|
(житель, жилец) нашей квартиры
(житель, жилец) нашего города
|
|
Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.
|
|
Бесчисленное множество.
|
|
Писатель пишет…
|
|
Книги занимают очень важную роль в жизни человека.
(нарушение лексической сочетаемости)
|
|
По ящику сейчас показывают одни разборки.
|
|
Не следует зацикливаться на своих проблемах.
|
|
В конечном предложении автор подводит итоги.
|
|
Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
|
|
Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
|
|
Данный текст написал В.Белов. В нем поднимается важная проблема.
|
|
Автор остро поставил ряд важнейших проблем того времени.
|
|
Когда началась война, его отправили на фронт. Когда оказался на фронте, он командовал ротой солдат.
|
|
Раздаточный материал:
Текст ученика:
Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
Приложение
Виды упражнений над речевыми ошибками:
Просчитайте следующие группы синонимов и расположите их по степени усиления признака. При необходимости маркируйте слова в синонимическом ряду как разговорные, устаревшие, редкие, уничижительные, просторечные или специальные. Стержневой компонент (доминанта) каждого ряда выделен жирным шрифтом.
I поездка_____________________________________________________
II вояж _______________________________________________________
III путешествие________________________________________________
I недостаток _________________________________________________
II дефект_____________________________________________________
III пробел_____________________________________________________
IV недочет ___________________________________________________
I Богоматерь _________________________________________________
II Мадонна____________________________________________________
III Пречистая _________________________________________________
IV Богородица___________________________________________________
Прочтите следующие слова, рассмотрите их возможные значения и снабдите каждое двумя антонимами:
Тусклый___________________________________________________________
Возлюбленный _____________________________________________________
Робкий ____________________________________________________________
Добродетельный ___________________________________________________
Устойчивый _______________________________________________________
Прочитайте следующие словосочетания и правильно употребите слова-паронимы, данные в скобках:
Входить в дом (ощупью, на ощупь)
Скользкий (ощупью, на ощупь)
(Рыбная, рыбья) кость
(Рыбный, рыбий) суп
(Житейский, житийный) опыт
(Житейский, житийный) рассказ
Прочитайте следующие предложения, найдите в них ошибки и исправьте их:
Машине лейтенанта стала достигать беглецов, когда раздалась автоматная очередь.
Когда мои ученики пишут сочинение, я, разумеется, никогда не поставлю им их откровение в вину.
Путем нехитры преобразований нижняя часть бутылки превращалась в вазочку, а верхняя – в лейку.
Остудите воду, потому что от горячей воды ножи тупеют.
Исправьте ошибки, вызванные употреблением слов в не свойственных им значениях, и запишите свой вариант:
Также эту проблему захватывает Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба» ______________________________________________________
Эти люди уверены в праведности своих действий._____________________________________________________
На мой взгляд, этот текст можно разделить на три тропа. _____________________________________________________________
Большинство магазинов украшают громогласные вывески. _____________________________________________________________
Раз такую литературу покупают, значит, люди интересуются и им любознательно._____________________________________________________________________________________
Исправьте предложения, устранив плеоназм и тавтологию, и запишите свой вариант:
Сочувствие – одно из важнейших чувств человека. _____________________________________________________________
Все должны узнать об этом мужественном подвиге. _____________________________________________________________
Именно о таких людях рассказывается в рассказе В.Астафьева. _____________________________________________________________
Герой так и не смог осуществить свою мечту и вернулся обратно. _____________________________________________________________
Люди отличаются своими взглядами на экологию окружающей среды. _____________________________________________________________
Отредактируйте предложения, заменив жаргонные и просторечные слова и выражения стилистически нейтральными синонимами:
Не следует зацикливаться на неудачах и промахах. _____________________________________________________________
Мир, наполненный серыми красками и скукотой, может спасти только любовь. ______________________________________________________
По телевизору сплошные фильмы про зомбаков и вампиров. _____________________________________________________________
Отредактируйте предложения с нарушением сочетаемости слов:
Нужно уметь помочь человеку, который попал в плохую ситуацию. _____________________________________________________________
В мире есть силы, которые разжигают пекло войны. ____________________________________________________________
С появлением телевидения чтение книг уменьшилось. ____________________________________________________________
Автор понимает вопрос об истинном и ложном воспитании. _____________________________________________________________
Поднятая автором проблема неопровержимо актуальна. ____________________________________________________________
Автор изображает свое личное мнение в последнем абзаце. _____________________________________________________________
|
|
|