Главная страница

Программа экологического кружка рассчитана на 1 год -144 часов


Скачать 139.81 Kb.
Название Программа экологического кружка рассчитана на 1 год -144 часов
Дата 25.02.2016
Размер 139.81 Kb.
Тип Программа

Министерство образования и науки РСО-Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище №8»


Беслан 2014г.

Пояснительная записка

Данная программа экологического кружка составлена учителем химии и биологии  ГБПОУ ПУ№8 Кайтуковой М.Б на основе  опыта внеклассной работы  по экологической химии. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому обучающихся необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.           

Цель  экологического кружка  - научить детей  любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

Программа экологического кружка рассчитана на 1 год –144 часов.

В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения.       Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка обучающиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают историю родного края, демографическую обстановку города. Внеклассная работа всегда способствует формированию у обучающихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

1.  Обучающиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

2. В связи с тем, что многие обучающиеся в городах, в деревнях знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде правильного образа жизни.

Данная работа связывает биологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

При защите  исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ

Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы,  успешность выполнения творческой работы  -     результат  совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить  его поверить в свои силы, а в дальнейшем  убедить всех в одарённости ребёнка.    Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок.  Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам (литературы, истории

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно  полезной работе относится изготовление оборудования для  проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Чистый город», «Снегири». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от  наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Основными задачами кружка являются

Воспитание экологически грамотного человека

Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе

Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой

Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности

Научить учащихся пользоваться научной литературой

Научить любить природу, правильно её использовать

Всемерно использовать интегрированный подход в экологической работе

Учить школьников комплексному применению знаний по разным предметам

Изучать растительный и животный мир родного края

Научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования

Изготовление поделок из природного материала

Изготовление раздаточного материала для уроков биологии

Максимально привлекать учащихся  к выполнению индивидуальных занятий и на этой основе развивать их  способности

Научить выполнению учебно-исследовательских работ

Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, химии, физики

Режим занятий: 16 часов -  двухчасовые занятия раз в две недели; Занятия осуществляются как в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу,

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять

познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека

творческую активность к познанию окружающего мира и своего места  в нём,  при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди жное отношение к природе

самоопределение  себя как личности, способной к саморегуляции

духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

Учащиеся должны знать

что такое природа;

правила поведения в природе

что такое охрана природы

основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды

глобальные экологические проблемы

демографическую обстановку

свою родословную

разнообразие растений и животных

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания

редкие и охраняемые растения и животные родного края

основы здорового образа жизни

влияние вредных факторов на здоровье человека

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях

Обучающиеся должны уметь

оценивать экологическую ситуацию

выполнять правила поведения в природе

ухаживать за комнатными растениями

наблюдать за погодой, явлениями природы

составлять родословную

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях

правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни

участвовать в природоохранных акциях

работать с научной литературой

выполнять учебные рефераты, презентации

Формы подведения итогов реализации программы

выставки поделок из природных материалов

фотовыставки

Программа

Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Биоценоз и его устойчивость. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира РСО-Алания. Редкие и охраняемые животные и растения Северной Осетии. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие  биологическую продукцию.

Практические работы. Изучение растений-красителей. Изучение грибов родного края. Изучение флоры родного края. Изучение животных родного края. Изучение комнатных растений. Изготовление поделок – фитодизайн. Изготовление пособий для уроков биологии. Решение экологических задач.

Экскурсии

Лесной биоценоз. Изучение развития биоценозов родного края

Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.

Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа - человек».  Изучение промышленности РСО-Алания. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. Экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных

воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание. Первая помощь при ушибах, переломах, кровотечениях. Дети  в городе, правила поведения на дороге.

Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций

Практические работы. Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды. Определение кислотности дождей. Изучение парникового эффекта.  Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты Решение экологических задач.

Конференции. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека.

Раздел «Практическая экология, или охрана природы». Общие вопросы охраны природы. Современные проблемы охраны природы. Правила поведения в природе. Природа и общество. Памятники природы родного края. Вода, свойства, значение, охрана. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды.  Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.

Темы занятий кружка:

- Экология моего края.

- Экологическая азбука.

- Эколог - профессия будущего.

- Вода – источник жизни.

- Братья наши меньшие.

- Экология в быту.

- Выдержит ли планета? (демография)

- Познаем, играя.

- По страницам книг.

Примечание: после освоения каждой темы участники кружка выпускают творческую работу: экологическая газета, устный журнал, выставка работ.



п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


Тема: Экология моего края.

Вводное занятие: структура кружка, знакомство с планом работы, эмблема кружка, девиз.

Структура экологии.

Экологическая тропа, её составление.

Промышленные объекты РСО-Алания и экологические проблемы.

Оформление альбома и выпуск газеты.

В мире этикеток (экологические знаки)

Подготовка и проведение викторины «Экологический светофор»

Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы

«За здоровый образ жизни»

Методы и средства повышения экологической безопасности производства и природопользования в цветной металлургии

Тема: Экологическая азбука.

Знакомство с экологической азбукой.

Подготовка устного журнала.

Тема: Эколог – профессия будущего.

Знакомство с профессией и выпуск буклета о профессии «эколог»

Тема: Вода – источник жизни.

Познавательная беседа: «Ещё раз о воде»

О воде в народном творчестве, подготовка альбома с пословицами и поговорками о воде, конкурс рисунков «Как защитить нашу воду»

Тема: Братья наши меньшие. Роль животных в жизни природы и человека.

Где животных больше на Земле или в Море.

Подготовка к игре викторине «Книга рекордов Природы» и проведение викторины.

Подготовка и проведение викторины «Лекарственные животные»

Тема: Экология в быту и здоровье человека.

Вещества и процессы в нашем доме.

Чистота – залог здоровья. Творческая работа: «Визитная карточка на моющее средство»

Подготовка и проведение викторины «Кожа – зеркало здоровья»

Что такое здоровый образ жизни.

Подготовка и проведение викторины «Корзина грецких орехов» (задачи о ЗОЖ)

Вредные привычки и здоровье. Почему трудно бросить курить?

Конкурс плакатов о вреде курения.

Бытовым отходам - вторая жизнь.

Творческая работа по группам: разработка проектов использования твёрдых бытовых отходов.

Тема: Выдержит ли планета? Что такое демография?

Сколько нас? (беседа о народонаселении планеты)

Сколько нас? (изучение демографической ситуации в нашем поселении)

Оформление исследовательской работы «Демографическая ситуация « в РСО-Алания

Тема: Познаём, играя.

Творческая работа по группам: составление игр, кроссвордов. Сбор стихотворений и прозы, фотографий на тему «Природа – Дети – Красота»

Тема: По страницам удивительных книг.

Великие писатели о природе. Составление картотеки.

Влияние никотина, наркотиков на организм человека.

Правила поведения в природе. Природа и общество.

Изучение парникового эффекта.  Оказание первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты Решение экологических задач

Изучение загрязнённости поваренной соли. Изучение запылённости окружающей среды.

Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи.

Система «природа - человек». 

Экологическая демография.

Генеалогические связи. Изучение родословной

Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. 

Факторы здоровья

Всего: 144 часа


2 ч

2 ч

4 ч

8 ч

4 ч

2 ч

4 ч



4 ч

4 ч

4 ч



6 ч

2 ч

4 ч



2 ч

4 ч

2 ч

4 ч

2 ч

4 ч

6 ч

8 ч

4 ч


























Литература: А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина Экологическое образование школьников во внеклассной работе., Москва. Просвещение. 1984 г.

Д. Эренфелд., Природа и люди. Москва. Издательство «Мир». 1973 г.

Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни. Составители В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001 г.

В.А. Алексеев. 300 вопросов и ответов по экологии.

Программы элективных курсов предпрофильной подготовки (химия, биология, география) Омск. 2004 г.