|
Консультация для родителей. «Уделяйте время своему ребенку»
Консультация для родителей.
«Уделяйте время своему ребенку»
-Мама, почему синий синий?
-Что-оо?
-Почему синий цвет синий?
-Потому что синий.
-Ну, а почему? Почему он синий, а не красный?
-Займись, пожалуйста, чем-нибудь, а не приставай с глупыми вопросами.
Не приставай… Среди взрослых бытует мнение: дети слишком часто задают вопросы. Да, дети их задают постоянно. Почему?
Потому что маленькому человеку все интересно. Он все хочет знать! И «отбить» у него эту тягу к познанию можно только одним способом: «Не приставай с глупыми вопросами. »И если когда-нибудь ваш ребенок из умного и любознательного вдруг станет вялым и ленивым, спросите себя: «Не вы ли сами в том повинны?»
Что делать, если у мамы, образно говоря, в одной руке пылесос, а в другой – кастрюля с кашей, а малышка кричит: «Мама, почему меня зовут Ксюшей?»
Прежде всего, отложить пылесос и кастрюлю, потом сесть и вспомнить, почему вы действительно назвали своего ребенка Ксюшей. И сказать, как есть, потому что дети мгновенно чувствуют фальшь.
Детская психика легко и быстро травмируется, и заявление « Не приставай ко взрослым с глупыми вопросами» может иметь совершенно непредсказуемые последствия.
Разумеется, при этом нужно учитывать возраст ребенка. И не так важно, что в этот день вы не идеально пропылесосили свой ковёр. Важно, что выиграете вы нечто гораздо большее – общение с ребенком. И строить это общение надо именно сейчас, пока он маленький. Тогда впоследствии, когда он вырастет, вы не будете спрашивать себя с недоумением : « Почему он все скрывает? Почему не хочет разговаривать?»
Что же делать, если ребенок спрашивает что-то на что взрослые просто не в состоянии ответить по той простой причине, что не знает сам?
Честно сказать ребенку об этом. Не бойтесь того, что вы разрушите сложившееся у детей представление – «взрослые знают все.» Однако, не говорите ему, что все знать невозможно, дабы не отбивать у него жажду познания. Просто скажите, что вопрос очень и очень трудный, но интересный. Пока вы не знаете ответа, но обязательно узнаете и ответите. Этим вы покажете малышу:
а) учиться и узнавать важно и интересно;
б) глупых, не нужных вопросов не бывает;
в) если ты чего-то не знаешь, обязательно постарайся узнать.
Есть еще одна типичная ошибка с удивительным постоянством совершаемая взрослыми. Задав какой-то очередной, неудобный с точки зрения взрослого, вопрос ( или изъявив желание сделать что-то неугодное опять-таки с точки зрения взрослого), ребенок слышит в ответ ; «Ты пока маленький. »Через десять минут, когда он разобьет вазу, он уже услышит другое: «Ты уже большой, и так вести себя нельзя.» А еще через какое-то время, когда ребенок спросит : « Так какой я-маленький или большой?»-ответ зазвучит примерно так: «Займись чем-нибудь и не задавай глупых вопросов…»И так не один раз. Результат будет таков: через какое-то время, может быть,через месяц, а, может через десять лет он перестанет что-либо спрашивать и говорить и замыкается в себе. Степень этой замкнутости зависит от многих факторов- от характера ребенка, от сферы его общения, от его самодостаточности. Но в какой-то степени «метаморфоза» обязательно произойдет.
Очень часто мы, взрослые, забываем об одном : ребенок- это точно такой же человек, только в миниатюре. Разница между нами лишь в том, что у него меньший по объему словарный запас и отличное от нас восприятие окружающего мира. Вот и все, и уж, конечно, он не глупее нас.
Взрослый же в глазах ребенка не может быть глупым, потому что он взрослый, ему можно все, он знает все.
Не потому ли маленький человек, от вопросов которого отмахивались («мал еще»), а через полчаса говорили, что он «уже большой» и что «нельзя так себя вести», хочет побыстрее вырасти, чтобы ему тоже можно было всё. Но только когда он действительно станет большим, перестанет бить вазы и задавать свои бесконечные «глупые» вопросы, тогда вы ему, может быть, будете не нужны. Именно потому, что он станет большим и ещё потому, что, когда он был маленьким, вы, к сожалению, не сделали ничего для того чтобы сохранить его интерес и необходимость постоянно иметь вас рядом.
И тогда вам останется только горестно вздыхать о том, какой у вас неблагодарный ребенок, как он все делает назло и как из него буквально слова не вытянешь.
В заключение хотелось бы добавить : « мы почему-то считаем детей своей собственностью. Мы также считаем, что факт рождения нами ребенка закрепляет за нами же право распоряжаться тем, что он делает, и тем, что он говорит. Так и поступаем, забывая, что ребенок не телевизор, который можно включить или выключить, и не клетка с канарейкой, которую можно накрыть платком. И, может быть, не нужно изобретать несуществующих причин, по которым вы не можете поговорить с ребенком, а задуматься: действительно, а почему синий-синий? И отложить свои сковородки и пылесосы, и сесть, и поговорить с ним в этот момент, сию минуту, сейчас. Чтобы не услышать завтра: « Отстань, мам, вечно ты со своими вопросами…»
|
|
|