|
Преемственность в воспитании и социализации, портрет выпускника. Портрет выпускника школы
Преемственность в воспитании и социализации, портрет выпускника.
Портрет выпускника школы
Каждое общество стремится сформировать человека в соответствии с определенным идеалом. С развитием общества идеалы меняются. Системно и последовательно духовно нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечивается всем укладом школьной жизни. Особенности современной социализации учащихся определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы в школе для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Воспитание всегда ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в данных конкретно исторических социокультурных условиях. Этот образ нашел отражение в ФГОС. При определении воспитательного идеала были учтены:
преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
духовно нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
На основе требований ФГОС общего образования, «портрет» выпускника современной школы представляет собой совокупный стандарт, ориентированный на развитие личностных характеристик обучающихся, включающий:
«Портрет» выпускника дошкольного образовательного учреждения:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей.
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
«Портрет» выпускника начальной степени образования:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
«Портрет выпускника основной школы» - стандарт:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
«Портрет выпускника средней (полной) основной школы»:
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творче6ства для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, ее нравственные основы.
Социализация личности
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Это процесс, механизм и результат усвоения человеком культуры. Социализация — это формирование личности.
Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Процесс социализации направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Управление и влияние со стороны государства осуществляется через целенаправленное и социально контролируемое воспитание (семейное, религиозное, социальное). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.
Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины и женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), были бы законопослушными (политическая социализация) и т. д.
Главными этапами формирования личности являются:
а) осознание своего «Я»,
б) осмысление своего «Я».
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Стадии (основные жизненные циклы) социализации —
детство,
юность,
зрелость и
старость
До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Все социальные субъекты, влияющие на процесс социализации называются агентами социализации. Направляют процесс социализации личности социальные институты общества.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Они составляют непосредственное, ближайшее окружение человека, стоят на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации — должностные лица школ, вузов, предприятий, армии, полиции, церкви, сотрудники прессы, телевидения, радио и т. д. Они оказывают менее важное влияние на человека.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.
Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека.
Особыми сферами социализации являются:
адаптация — ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям,
обучение — процесс приобретения новых знаний,
воспитание — целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида,
взросление — социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.
Десоциализация — это утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности.
Дети в процессе взросления проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых усваивают новые знания, навыки, определяющие пределы возможного для них познания. На ранних стадиях они стремятся избежать наказания или получить вознаграждение; на средних стадиях - осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем; на последних стадиях происходит становление их нравственных принципов.
Особенности воспитания и социализации школьников Социализации современных детей - это серьезная психолого-педагогическая проблема. Это, прежде всего, обучение и воспитание.
Раньше основным источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе для ребенка была семья и школа сегодня СМИ, Интернет оказывают существенное влияние на формирование его картины мира, причем это влияние не всегда положительное. Именно Интернет и СМИ выступают главными агентами социализации, и подчас родители и педагоги не имеют возможности контролировать этот процесс. Противоречивые процессы современного общества снизили воспитательные возможности семьи, школы.
Социализация современной молодежи обнаруживает разобщенность в деятельности социальных субъектов (семья, школа, общественные организации, СМИ и т.д.) Усиливает тенденция к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни. Изоляция детских субкультур является причиной нарастания конфликтов внутри самой школы. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.
Актуальны проблемы школьной дезадаптации - нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, и депривиации – лишение ребенка возможности удовлетворять свои основные жизненные потребности. В первую очередь потребность в общении. Неудовлетворенные в школе потребности приводят к поиску форм удовлетворения их за пределами школы.
Причины связаны с низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным контролем за ходом и динамикой психического развития детей со стороны родителей и общества
Необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Результатом неправильного развития личности и неблагоприятной социальной ситуации, в которой оказался ребенок является отклоняющееся или девиантное поведение.
Осуществляя процесс воспитания и социализации учащихся педагоги должны учитывать негативные тенденции, происходящие в российском обществе:
- расслоение населения (в том числе, детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающие с сознанием ребенка различные средства массовой информации (телевидение, интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, отчуждающих от реальности;
- экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
- разрушение систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений;
отсутствие общенациональной идеи (ценностных ориентиров молодежи);
снижение культурного уровня подростков и молодежи.
Воспитание в школе должно учитывать эти обстоятельства и идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми общероссийских ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды деятельности.
Успешность воспитания и обучения, социализации школьников во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся с одной ступени образования на другую.
|
|
|