|
П/п Задачи Содержание
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
Раздел «Цвет»
|
1.
|
Знакомство
с цветом
предметов
|
Цвета: красный, синий, желтый, зеленый (основные цвета).
|
«Найди игрушку такого же цвета».
«Помоги Зайчику найти жёлтые кубики для стройки».
«Какого цвета твоя одежда?»
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Понимание и использование в речи при действиях с предметами разного цвета слов «цвет», «такой же», «не такой», «другой».
|
2.
|
Соотнесение
предметов
по цвету
|
Размещение предметов двух цветов в емкостях соответствующих цветов.
|
«Посади грибочки».
«Пуговицы для платья».
«Помоги куклам найти свои игрушки».
«Найди цветочек для бабочки».
«Собери чашку».
«Ленточки для шариков».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Размещение предметов различных цветов в ёмкостях соответствующих цветов.
|
Соотнесение по цвету разных предметов.
|
3.
|
Выделение и группирование
предметов по цвету
|
Раскладывание предметов, резко различных по цвету, на две группы, используя наглядный образец («делай, как я»).
|
«Найди такую же игрушку».
«Разложи в коробочки».
«Помоги кукле выбрать конфеты».
«Собираем урожай».
«Прицепи к паровозику вагончики».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Группирование по цвету разных предметов.
|
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
4.
|
Формирование отношения к цвету
как к
постоянному
признаку
предмета
|
Использование деталей мозаики и мелкого строителя для горизонтального, вертикального, попарного и поочередного размещения цветовых элементов, обозначающих определенные предметы.
|
«Завтрак для Маши и Вани».
«Кто что ест?»
«Курочка и цыплята».
«Ёлочки и грибочки».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Рисование красками определенных предметов при самостоятельном выборе цвета (с использованием цветных предметных картинок).
|
5.
|
Учить
устанавливать тождество и
различие между предметами по цвету, переходя от внешних приемов
сопоставления к зрительному
сопоставлению
|
Идентификация предметов по признаку цвета, используя зрительный гнозис.
|
«Цветное лото».
«Найди домик».
«Помоги куклам найти свои игрушки».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
6.
|
Закреплять
знание цветов
|
Употребление названий цветов во всех видах деятельности.
|
|
|
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
Раздел «Форма»
|
1.
|
Знакомство
с
фигурами
|
Фигуры: квадрат, круг, треугольник.
|
«Бассейн для пальчиков».
«Весёлая геометрия».
«Подарки для Мищутки и Зайчишки».
«Найди шарик (кубик)».
«Волшебный мешочек».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Визуальное и тактильное обследование предметов по форме.
|
Узнавание соответствующей фигуры, понимание слов: «фигурка», «такая же», «другая», «не такая».
|
Учитывание свойств предметов во время действий с ними.
|
2.
|
Соотнесение
предметов по форме
|
Размещение вкладышей с изображением животных в соответствующих по форме отверстиях.
|
«Весёлая геометрия».
«Почини одеяло (различные варианты)».
«Найди домик».
«Закрой окошко».
«Домик для зверюшки».
«Спрячь мышку от кошки».
|
Индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Размещение (проталкивание) предметов, резко различающихся по форме, в соответствующих отверстиях.
|
Размещение (проталкивание) предметов более близких по форме, в соответствующих отверстиях.
|
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех: «где такая же», «покажи такую же».
|
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
3.
|
Выделение и группирование
предметов по форме
|
Раскладывание предметов разной формы на две группы по сходному признаку.
|
«Бусы».
«Подарки для Мишутки и Зайчишки».
«Подарки для Матрёшки и Карлсона».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
4.
|
Соотнесение и группирование
предметов с учетом двух сенсорных
признаков
(величины и формы)
|
Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме в соответствующих отверстиях.
|
«Помоги жирафу».
«Укрась ёлочку».
«Почини одеяло».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
5.
|
Формирование отношения к форме как
характерному признаку
предмета
|
Выполнение простейших продуктивных заданий, направленных на формирование представлений о форме конкретных предметов.
|
Серия игр «Здравствуй, Кубик».
Серия игр «Колобок».
«Что это?»
«На что похоже?»
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Выделение формы конкретного предмета: колесо, мячик, солнышко – «как шарик»; флажок, окошко – «как кирпичик»; подушка, картина – «как кубик» и т.д.
|
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
6.
|
Целое и часть
|
Составление картинки из двух половинок; составление фигурки из двух частей.
|
«Половинки».
«Собери фигурки».
|
Индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
7.
|
Способность
устанавливать тождество и
различие между предметами по форме, переходя от внешних приемов
сопоставления к зрительному
|
Накопление сенсорно-двигательного опыта; накладывание предметов друг на друга для сравнения по форме с постепенным переходом к сравнению на глаз.
|
Игры с пирамидками; вкладышами; деревянными треугольниками, квадратами, кругами; со строительным материалом; рамками Монтессори; блоками Дьениша.
|
Индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
8.
|
Называние
фигур
|
«Кубик», «шарик», «кирпичик» (прямоугольник), «крыша» (призма), «столбик» (цилиндр).
|
|
|
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
Раздел «Величина»
|
1.
|
Знакомство
с величиной предметов
|
Формирование понятия «величина» в сравнении одного предмета с другим.
|
«Найди детёныша».
Игры с природным материалом; с крышками и вкладышами.
Игры со строительным материалом (мелким и крупным).
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Установление тождества и различия величины с использованием слов: «большой», «маленький», «такой же».
|
2.
|
Учить
различать
контрастные размеры
|
«Большой», «маленький», «такой же».
|
«Собери пирамидку».
«Построй лесенку».
«Помоги Цыплёнку добраться до Курочки».
«Построй башенки».
Игры с предметными картинками.
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Сопоставление размеров предметов способом накладывания, прикладывания, использования условных мерок с постепенным переходом к визуальному сравнению по величине.
|
3.
|
Соотнесение
предметов
по величине
|
Размещение вкладышей разной величины в соответствующих по размеру отверстиях.
|
«Почини одеяло (различные варианты)».
«Сбор урожая».
«Разложи по ведёркам».
|
Индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
Размещение вкладышей в отверстиях с учетом двух заданных сенсорных свойств (величины и формы).
|
Сортирование предметов двух размеров по ёмкостям соответствующих размеров по наглядному образцу.
|
№
п/п
|
Задачи
|
Содержание
|
Дидактические игры
|
Форма
организации
|
4.
|
Группирование
предметов
по свойству
величины
|
Раскладывание предметов разной величины на две группы по наглядному образцу.
|
«Разложи по коробочкам».
«Бусы».
Игры с природным материалом (шишки, палочки, листики, камни).
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
5.
|
Учить
устанавливать причинно-следственные связи по
убыванию и по возрастанию
величины
между тремя предметами
|
Выстраивание сериационного ряда от самого большого до самого маленького и наоборот, используя слова «большой» - «поменьше» - «маленький».
|
«Собери Матрёшку».
«На зарядку становись!»
«Собери Снеговика».
«Построй лесенку».
«Сбор урожая».
|
Подгрупповая,
индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
6.
|
Накопление
сенсорно-двигательного опыта при
действиях с предметами разной формы, величины, цвета
|
Использование
дидактических материалов.
|
Нанизывание колец в пирамидках; складывание
3-х местных матрешек и разборных игрушек разных форм; строительные игры; игры с ленточками разной длины и ширины; игры с разновысокими цилиндрами; чередование бусин по величине (цвету, форме).
|
Индивидуальная,
самостоятельная
деятельность
|
I ступень
Октябрь – ноябрь
Задачи:
Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание ребёнка к предметам и явлениям, обеспечивая мотивацию;
Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения, прослеживания за его перемещением в малом пространстве;
-
Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками – выбор из двух предметов);
Развивать зрительное внимание и зрительную память, при наблюдении за двумя объектами (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребёнка.
II ступень
Декабрь – январь
Задачи:
Выработать навык идентификации объектов на основе целостного восприятия без анализа признаков и свойств (ребёнок выполняет инструкции типа: «Дай такую же игрушку». «Найди одинаковые мячики», взрослый комментирует действия ребёнка и подводит итог: «Правильно, это одинаковые мячики, у тебя такой же как мой»);
-
Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
Учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой – маленький);
Развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением предметов по отношению к другим объектам. Например, педагог предлагает ребёнку: «Посмотри на игрушки. Покажи куклу. Покажи мишку. Закрой глазки», - в это время педагог меняет местоположение игрушек. Ребёнок открывает глазки и его просят: «Возьми куклу. Посади её на место»;
Развивать способность к целостному восприятию объектов, работа с разрезными картинками без фона из двух частей.
III ступень
Февраль – март
Задачи по обучению детей дифференциации предметов по форме и идентификации предмета и формы образца-эталона:
Учить выполнять инструкцию «Дай такую же фигурку», побуждая к практическому примериванию, сличению. Взрослый сопровождает действия ребёнка речью, обобщает их, прибегая к «опредмечиванию»: «Молодец, у меня окошко (квадрат) и у тебя, они одинаковые». Для практического ознакомления с формой используются «Доска Сегена», коробка форм («Почтовый ящик»), а затем плоскостные матрицы – трафареты и вкладыши к ним в виде предметных изображений и геометрических фигур;
-
Следует учить воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один – много;
Учить собирать разрезные картинки без фона, развивая целостное восприятие;
-
Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
IV ступень
Апрель – май
Задачи по формированию навыка идентификации предметов по признаку цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный):
Учить выполнять инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребёнка приёмам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». От ребёнка не требуется названия цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»;
Учить восприятию предметов по количественным признакам: один – много, один – два. Ребёнок выполняет инструкции: «Дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т.п.;
Упражнять в восприятии формы в играх с дидактическими игрушками: пирамидкой, матрёшкой, матрицами;
Формировать пространственные ориентировки в координатах вверху-внизу.
|
|
|