|
Тема: «Проектирование современного урока истории в рамках реализации фгос». «Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется»
Тема: «Проектирование современного урока истории
в рамках реализации ФГОС».
«Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется» ,- сказал Макс Теодор Лауэ, лауреат Нобелевской премии.
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. На первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.
Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов являются:
Во-первых, системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.
Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:
изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
Во-вторых, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).
В – третьих, развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
|
Традиционный урок
|
Современный урок
|
Объявление темы урока
|
Учитель сообщает учащимся
|
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит к осознанию темы)
|
Сообщение цели и задач
|
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
|
планирование
|
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
|
Практическая деятельность учащихся
|
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач
|
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)
|
Контроль
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель консультирует.
|
Коррекция знания
|
Учитель по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию
|
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
|
Итог урока
|
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия
|
Домашнее задание
|
Учитель дает задание одно для всех
|
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
|
Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего превращается в главного деятеля.
На первый взгляд, кажется, проектировать современный урок очень сложная и трудоемкая работа, но если научиться использовать алгоритм проектирования урока, перерабатывая, конечно, и добавляя свои «нароботки» и «находки», то это становится вполне увлекательным процессом. Предлагаю вместе спроектировать урок и составить его технологическую карту, используя алгоритм проектирования урока.
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
Напрпимер, тема: «Реформы Петра I»
Урок по истории России в 10 классе, раздел 10. «Россия в XVIII столетии».
Урок «открытие нового знания».
Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.
Например, цель урока «Реформы Петра I»
(для себя)
1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
(для учащихся)
Изучить преобразования Петра I.
Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.
Доказать огромное значение реформ Петра I.
Дать характеристику личности Петра.
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Например, на этапе:
3.Постановка проблемы.
|
Создание проблемной ситуации.
На слайде высказывание М. Волошина
«Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить,
склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям».
- Почему поэт называет Петра первым большевиком?
- Каким образом он задумал перестроить Россию?
- Что значит нравам вопреки?
- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»
Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока?
- Как вы считаете, какие задачи будем решать?
|
Петр собирался многое изменить в России.
Проводить реформы.
Преодолевать препятствия, т.к. были противники.
Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее.
Учащиеся предполагают: «Реформы
Петра I»
1.Узнать, какие реформы провел Петр.
2.Определить сторонников и противников Петра.
3.Каково значение реформ.
|
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.
Например:
Этап
|
УУД
|
1.Оргмомент.
|
Коммуникативные.
|
2.Актуализация знаний.
|
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.
|
3.Постановка проблемы.
|
Регулятивные: определять цель, проблему.
Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.
Коммуникативные:
планировать учебные действия с учителем.
Личностные: осознание себя с судьбой страны.
|
4.Открытие новых знаний.
|
Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.
|
5.Первичное закрепление знаний.
|
Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.
Познавательные: включают способность решения задач, тестов.
|
6.Информация о домашнем
задании.
|
Коммуникативные: умение принимать решение.
Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.
|
7.Рефлексия.
|
Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
|
Пятое:
Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.
Шестое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Например, на данном уроке учащиеся ведут маршрутный лист, куда ставят оценки за свою работу на каждом этапе урока. Так после того, как была сформулирована тема и задачи урок, в маршрутный лист ставят себе 5 баллов, если сразу назвали тему, 4 балла, если с помощью других. В конце урока ставят итоговую оценку своей работы на уроке.
Кроме того, на этапе первичного закрепления знаний, учитель предлагает на выбор задания: тесты по теме «Реформы Петра Великого», текст с пропусками, заполнить схему с пропусками.
На этапе рефлексии учитель предлагает написать «письмо самому себе», в котором описать ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что было интересно, чему научил меня этот урок.
Седьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Например, на выбор:
1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».
2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».
3.Придумать вопросы по заданной теме.
Восьмое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Например, необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.
10 класс А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов.
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.
Итак, мы с вами , используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока истории на тему: «Реформы Петра I».
Тип урока – урок «открытие нового знания».
Цель урока:
1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
Планируемые результаты:
Личностные –осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.
Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.
Этап
|
Содержание этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.Оргмомент.
|
1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке.
2.Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке.
|
Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга.
Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке.
|
Приветствуют учителя.
Заводят маршрутные листы.
|
Коммуникативные.
|
2.Актуализация знаний.
|
1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность.
2.Актуализировать опыт учащихся по изучению нового материала.
|
Вступительное слово учителя.
- Что из себя представляла Россия в к. 17 в.
- Какие задачи стояли перед Петром?
-Что было необходимо для разрешения этих задач?
|
Делают сравнительный анализ экономического развития России и Зап. Европы.
Ликвидация отсталости страны, подъем экономики.
Проведение преобразований.
|
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.
Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.
|
3.Постановка проблемы.
|
Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока.
|
Создание проблемной ситуации.
На слайде высказывание М. Волошина
«Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить,
склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям.
- Почему поэт называет Петра первым большевиком?
- Каким образом он задумал перестроить Россию?
- Что значит нравам вопреки?
- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»
Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока?
- Как вы считаете, какие задачи будем решать?
|
Петр собирался многое изменить в России.
Проводить реформы.
Преодолевать препятствия, т.к. были противники.
Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее.
Учащиеся предполагают: «Реформы
Петра I»
1.Узнать, какие реформы провел Петр.
2.Определить сторонников и противников Петра.
3.Каково значение реформ.
|
Регулятивные: определять цель, проблему.
Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.
Коммуникативные:
планировать учебные действия с учителем.
Личностные: осознание себя с судьбой страны.
|
4.Открытие новых знаний.
|
1.Обеспечить восприятие и первичное осмысление и запоминание нового материала через работу с документами в группах.
2.Организовать коммуникативное взаимодействие учащихся в группах.
3.Показать учебное сотрудничество через работу со сверстниками.
4.Оценить свою работу в группе.
|
В индивидуальном маршрутном листе оценить свою работу при определении темы урока.
Вы назвали тему урока и определили задачи. Давайте же докажем, что реформы Петра вели за сотни лет к ее грядущим далям.
1.Какие сферы общественной жизни в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации, а какие в наименьшей? Почему?
2.Почему возникла оппозиция Петру? Почему именно в верхах? Используя текст учебника, составьте план, по которому будете отвечать на этот вопрос.
3.Значение реформ.
Отношение к реформам было неоднозначным, т.к. сами реформы были неоднозначны.
- Определите плюсы и минусы реформ, результаты запишите в таблицу.
Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Оценку внесите в маршрутный лист.
|
В м. л. Выставляют 5 б.- если тема названа сразу, 4 б. – если с помощью других.
Работа в группах (4 гр.) с документами, текстом учебника.
1 гр. изучает экономические реформы
2 гр. – армии и флота
3 гр. – государственного устройства
4 гр. – культуры и быта.
Учащиеся работают в группах, обсуждают, заполняют таблицу.
Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника. Составление плана ответа на этот вопрос.
Индивидуальная работа с учебником.
Заполнение таблицы.
Выставляют себе оценку в маршрутный лист.
|
Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.
|
5.Первичное закрепление знаний.
|
1.Коррекция выявленных пробелов в знаниях в рамках изученной темы.
2.Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия.
3.Осуществление взаимопроверки
4.Самооценка..
|
Предлагаю на выбор выполнить следующие задания:
1.Тесты по теме «Реформы Петра I»
2.Текст с пропусками.
3.Схема с пропусками.
|
Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями.
Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку.
|
Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.
Познавательные: включают способность решения задач, тестов.
|
6.Информация о домашнем
задании.
|
Обеспечить учащимся понимание цели, содержания и способов выполнения задания.
|
На выбор:
1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».
2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».
3.Придумать вопросы по заданной теме.
|
|
Коммуникативные: умение принимать решение.
Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.
|
7.Рефлексия.
|
Итог урока.
Дать качественную и эмоциональную оценку работы на уроке.
|
Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно.
|
|
Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
|
В заключении хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Особую актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Спасибо за внимание!
|
|
|