Главная страница

Тема: «Проектирование современного урока истории в рамках реализации фгос». «Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется»


Скачать 148.72 Kb.
Название Тема: «Проектирование современного урока истории в рамках реализации фгос». «Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется»
Дата 26.02.2016
Размер 148.72 Kb.
Тип Документы



Тема: «Проектирование современного урока истории

в рамках реализации ФГОС».

«Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется» ,- сказал Макс Теодор Лауэ, лауреат Нобелевской премии.

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. На первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся.

Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов являются:

Во-первых, системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.

Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:

изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);

Во-вторых, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).

В – третьих, развитие универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?





Традиционный урок

Современный урок

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит к осознанию темы)

Сообщение цели и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)

Контроль

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель консультирует.

Коррекция знания

Учитель по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель дает задание одно для всех

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.


Мы видим, что различается прежде всего деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего превращается в главного деятеля.

На первый взгляд, кажется, проектировать современный урок очень сложная и трудоемкая работа, но если научиться использовать алгоритм проектирования урока, перерабатывая, конечно, и добавляя свои «нароботки» и «находки», то это становится вполне увлекательным процессом. Предлагаю вместе спроектировать урок и составить его технологическую карту, используя алгоритм проектирования урока.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

Первое:


Напрпимер, тема: «Реформы Петра I»

Урок по истории России в 10 классе, раздел 10. «Россия в XVIII столетии».

Урок «открытие нового знания».

Понятия: модернизация, реформы, раскол общества, меркантилизм, дворянство, оппозиция верхов, значение реформ, личность Петра.
Второе:

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.

Например, цель урока «Реформы Петра I»

(для себя)

1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

(для учащихся)

  1. Изучить преобразования Петра I.

  2. Выяснить, кто и почему составлял оппозицию Петру.

  3. Доказать огромное значение реформ Петра I.

  4. Дать характеристику личности Петра.


Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

    • узнавание нового материала;

    • воспроизведение;

    • применение знаний в новой ситуации;

    • применение знаний в незнакомой ситуации;

    • творческий подход к знаниям.

Например, на этапе:


3.Постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации.

На слайде высказывание М. Волошина

«Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить,

склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям».

- Почему поэт называет Петра первым большевиком?

- Каким образом он задумал перестроить Россию?

- Что значит нравам вопреки?

- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»

Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока?

- Как вы считаете, какие задачи будем решать?

Петр собирался многое изменить в России.

Проводить реформы.

Преодолевать препятствия, т.к. были противники.

Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее.

Учащиеся предполагают: «Реформы

Петра I»

1.Узнать, какие реформы провел Петр.

2.Определить сторонников и противников Петра.

3.Каково значение реформ.


Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Например:

Этап

УУД

1.Оргмомент.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Регулятивные: определять цель, проблему.

Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

задании.

Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Пятое:

Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.

Шестое:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Например, на данном уроке учащиеся ведут маршрутный лист, куда ставят оценки за свою работу на каждом этапе урока. Так после того, как была сформулирована тема и задачи урок, в маршрутный лист ставят себе 5 баллов, если сразу назвали тему, 4 балла, если с помощью других. В конце урока ставят итоговую оценку своей работы на уроке.

Кроме того, на этапе первичного закрепления знаний, учитель предлагает на выбор задания: тесты по теме «Реформы Петра Великого», текст с пропусками, заполнить схему с пропусками.

На этапе рефлексии учитель предлагает написать «письмо самому себе», в котором описать ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что было интересно, чему научил меня этот урок.
Седьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Например, на выбор:

1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».

2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».

3.Придумать вопросы по заданной теме.
Восьмое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Например, необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.

10 класс А. Н. Сахаров, А .Н. Боханов.
Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовать требования ФГОС – технологическая карта. В технологической карте определены задачи, планируемые результаты, предложен алгоритм прохождения темы, указаны УУД.

Итак, мы с вами , используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока истории на тему: «Реформы Петра I».

Тип урока – урок «открытие нового знания».

Цель урока:

1.Образовательная: способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра Великого, как решительного изменения всех форм общественной и государственной власти с применением технологии учебного сотрудничества.

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

Планируемые результаты:

Личностные –осознавать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.

Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изученный материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, источниками, вести диалог с учителем, сверстниками.

Предметные – закрепление знаний о реформах Петра I и их значении, закрепление понятий: модернизация, меркантилизм, «Табель о рангах», коллегии, оппозиция верхов, значение реформ.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебник по истории России.

Этап

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент.

1. Обеспечить комфортную обстановку на уроке.

2.Психологическая подготовка учащихся к общению на уроке.

Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга.

Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке.

Приветствуют учителя.

Заводят маршрутные листы.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность.

2.Актуализировать опыт учащихся по изучению нового материала.

Вступительное слово учителя.

- Что из себя представляла Россия в к. 17 в.

- Какие задачи стояли перед Петром?

-Что было необходимо для разрешения этих задач?

Делают сравнительный анализ экономического развития России и Зап. Европы.

Ликвидация отсталости страны, подъем экономики.

Проведение преобразований.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Сформулировать тему урока, определить задачи урока, планирование урока.

Создание проблемной ситуации.

На слайде высказывание М. Волошина

«Великий Петр был первый большевик, задумавший Россию перестроить,

склонениям и нравам вопреки, за сотни лет к ее грядущим далям.

- Почему поэт называет Петра первым большевиком?

- Каким образом он задумал перестроить Россию?

- Что значит нравам вопреки?

- Что значит «за сотни лет к ее грядущим далям»

Тема урока связана с Петром I и понятием «реформы». Как вы думаете, как звучит тема урока?

- Как вы считаете, какие задачи будем решать?


Петр собирался многое изменить в России.

Проводить реформы.

Преодолевать препятствия, т.к. были противники.

Значение реформ определялось на сотни лет, в будущее.

Учащиеся предполагают: «Реформы

Петра I»

1.Узнать, какие реформы провел Петр.

2.Определить сторонников и противников Петра.

3.Каково значение реформ.

Регулятивные: определять цель, проблему.

Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

1.Обеспечить восприятие и первичное осмысление и запоминание нового материала через работу с документами в группах.

2.Организовать коммуникативное взаимодействие учащихся в группах.

3.Показать учебное сотрудничество через работу со сверстниками.

4.Оценить свою работу в группе.

В индивидуальном маршрутном листе оценить свою работу при определении темы урока.

Вы назвали тему урока и определили задачи. Давайте же докажем, что реформы Петра вели за сотни лет к ее грядущим далям.

1.Какие сферы общественной жизни в наибольшей степени были охвачены процессом модернизации, а какие в наименьшей? Почему?

2.Почему возникла оппозиция Петру? Почему именно в верхах? Используя текст учебника, составьте план, по которому будете отвечать на этот вопрос.

3.Значение реформ.

Отношение к реформам было неоднозначным, т.к. сами реформы были неоднозначны.

- Определите плюсы и минусы реформ, результаты запишите в таблицу.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале. Оценку внесите в маршрутный лист.

В м. л. Выставляют 5 б.- если тема названа сразу, 4 б. – если с помощью других.

Работа в группах (4 гр.) с документами, текстом учебника.

1 гр. изучает экономические реформы

2 гр. – армии и флота

3 гр. – государственного устройства

4 гр. – культуры и быта.

Учащиеся работают в группах, обсуждают, заполняют таблицу.

Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника. Составление плана ответа на этот вопрос.

Индивидуальная работа с учебником.

Заполнение таблицы.

Выставляют себе оценку в маршрутный лист.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

1.Коррекция выявленных пробелов в знаниях в рамках изученной темы.

2.Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действия.

3.Осуществление взаимопроверки

4.Самооценка..

Предлагаю на выбор выполнить следующие задания:

1.Тесты по теме «Реформы Петра I»

2.Текст с пропусками.

3.Схема с пропусками.

Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями.

Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

задании.

Обеспечить учащимся понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

На выбор:

1.Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор».

2.Составить развернутый план сообщения «Преобразования Петра 1».

3.Придумать вопросы по заданной теме.




Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Итог урока.

Дать качественную и эмоциональную оценку работы на уроке.

Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно.




Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

В заключении хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Особую актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Спасибо за внимание!