|
Литература
1. Гербова В.И., Ознакомление детей с произведениями художественной литературы. - М. Просвещение, 2002.
|
|
|
Воспитание гражданина
Лалетина О.В., учитель физики и ИКТ,
Лесоперевалочная средняя общеобразовательная школа №1
Имя А.С.Макаренко не нуждается в признании. Многие педагогические положения, впервые выдвинутые им, сегодня являются хрестоматийными.
Разумеется у Антона Семёновича не найдешь готовых рецептов, которые можно, не думая, перенести из 20 – 30-х годов в 21 век, из коммуны в школу, класс. Но, на мой взгляд, думать, решать вопросы воспитания без пустых восклицаний, проникать в диалектику педагогических процессов и явлений, пожалуй, никто не научит лучше, чем Макаренко
В данном учебном году меня назначили классным руководителем 5-го класса, и одной из задач поставленных передо мной встала задача - воспитания человека-гражданина
Макаренко об этом говорил так: «Наша общая государственная социалистическая задача - воспитать коллективиста воспитать человека новой эпохи». Воспитать «человека новой эпохи» – это, прежде всего, воспитать у него перспективные пути становления его развивающейся личности. Особенность этой работы заключается в организации педагогических ситуаций моделирующих новые перспективы, в постепенном введении усложнений. По его мнению: «класс – это сложившаяся форма организации первичного орг. Самоуправления в классе. Класс это мини-модель общества коллектива в школе». Вопросы самоуправления в классе служат именно для формирования активной жизненной позиции.
В моем классе 21 школьник. Все они активны и хотят принимать участие во всех делах класса и школы. Большинство из них болезненно относятся к тому, что их обходят с поручениями. Сколько обидных слов они иногда произносят, пытаясь отстоять свою точку зрения. Некоторые из них привыкли к тому, что они активисты и все можно поручить только им. Но ведь моя главная задача растить людей для общества, в котором каждый является и хозяином и работником «умение приказать товарищу и починиться товарищу» один из важнейших признаков воспитания».
Класс вышел на субботник. У каждого свой участок работы, но есть ещё бригадир, ему приходиться работать лучше других, чтобы все поняли он самый ответственный. Иногда ответственность часто внешняя, ведь рядом работает классный руководитель и все прекрасно понимают, кто на самом деле отвечает за порядок. Формируются в динамике педагогические позиции, важно уметь перераспределить ответственность. Но, следуя заповеди « Вы забыли снять с себя шлем ответственности, вы не надели его на воспитанника…».
Макаренко неустанно подчёркивал, что на ребёнка следует, прежде всего, смотреть как на субъект воспитания, а потом уже как на объект изучения. Ведь даже при поверхностном наблюдении становиться ясно, что количество «двоечников» (не по проценту, а по действительной успеваемости) и « трудных» (опять-таки не по оценкам за поведение, а по действительному поведению) в школе обратно пропорционально качеству обучения и воспитания. Смотрю на своих подопечных. Они разные не только по возрасту, цвету волос и глаз, но они разные, потому что живут в разных семьях и я согласна в очередной раз с Антоном Семёновичем, что личность будет правильно действовать исключительно в силу положительных представлений. Единство же сознания и поведения, правильные общественные поступки могут быть воспитаны лишь при условии, когда любое нравственное положение, даже совершенно не подлежит сомнению, будет сопровождаться постоянными упражнениями. С этим не поспоришь «воспитание привычки всегда поступать правильно (т. в соответствии с нормами общественными, культурными).
Макаренко считал основой методики воспитания реальных качеств характера. Такие качества, как мужество, целеустремленность, воля и многие другие, не могут быть воспитаны без специальных упражнений. А « гимнастическим залом» для таких упражнений может стать только правильно организованный коллектив. Для моих школьников нотации и назидания приводят к протесту. Для них важно доверие и самостоятельность. Самостоятельность тесно связана с развитием самокритичности. Конечно, в силу их возрастных особенностей развитие критики подчас похоже на перетягивание каната, и тут – то я прихожу им на помощь. Очень важно без взаимных обид объяснить то или иное действие. Но главное – это живой, затрагивающий всех разговор. Нет заранее приготовленных фраз, ребята взволнованно говорят не только о хорошем, но и о том, что их волнует. Мы научились слушать и слышать друг друга. Лучше всего все достигается с применением игры, той игры, которая, по выражению Макаренко, должна пронизывать всю жизнь детского коллектива. Школьников заинтересовать игрой не трудно, трудно этот интерес поддерживать и всё время наполнять игровую форму ценным содержанием. Споров было много при обсуждении ролей классного спектакля, но как только роли заучивались они, словно воплотились в сказочных героев и теперь обсуждают костюмы. Здесь снова важен опыт Макаренко, добившегося высокого уровня активности своих питомцев, которые на деле управляли сложной жизнью колонии имени Горького, а также обучение их организаторскому мастерству. Прежде всего, действительная активность детей в организации и управлении делами своего коллектива имеет место там, где отношения педагогов с воспитанниками развивается в верном направлении - так товарищеские отношения людей, сплочённых общей работой, одними заботами, единым коллективом.
Нельзя не воспользоваться при работе с подопечными и методами педагогических воздействий - требований, которые являются не только основными, но и исходными методами в работе. Метод требования активно влияет на формирование всех нравственных качеств воспитанников, но и более всего способствует он развитию у них требовательности к самому себе. Таким образом, грамотно педагогически организованный, процесс жизни детей в классном коллективе есть одновременно и процесс упражнения, а, следовательно, и развития всех вовлечённых в деятельность качеств личности
Ценное с точки зрения Макаренко «готовясь стать гражданином государства, они должны, возможно, раньше почувствовать себя гражданами своей школы». Думается, что это указание сохраняет своё принципиальное значение и в наши дни. В наши дни мы иногда сталкиваемся с мнением, что воспитание патриотов готовых к ратному подвигу. Но ведь основа патриотизма – это любовь к Родине, гордость за неё. И так легко заложить основу таких патриотических чувств именно у маленьких граждан.
«Мужество! Попробуйте серьёзно, искренно, горячо задаться целью, воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребёнка ватой и рассказать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг - только объект для глазения, развлекательный момент». Классный час «Военные годы», проведённый на базе школьного музея, не оставил равнодушным не одного ребёнка, поэтому решили начать поисковую работу «Ветеран моей семьи», и продолжить составление «Книги памяти».
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чём, - в сдержанности, прямом, открытом слове, в некотором лишении. В терпеливости, в смелости».
Опыт А.С. Макаренко основа воспитания для нас и сегодня.
Литература
1. Макаренко А.С., Сочинение, т.5 М.:, 1957.
2. Макаренко А.С., Педагогические чтения, т3, М.: Просвещение, 1984.
3. Макаренко А.С., Воспитание гражданина, М.: Просвещение, 1988.
|
|
|
Использование педагогических идей Макаренко в практике дополнительного образования
Мишакова И.Е., педагог д/о Аскизского районного Центра детского творчества
Неисчерпаемо богатство педагогической системы А.С.Макаренко.
Самым лучшим нерукотворным памятником выдающемуся учителю
является воплощение его идей в повседневном нашем педагогическом труде
В.А.Сухомлинский
Прошло уже более века, как были высказаны и подтверждены практикой идеи о трудовом воспитании детей, провозглашенные А.С.Макаренко. Но время лишь сделало их ещё более актуальными, сегодня педагогическое наследие А.С.Макаренко удивительно современно. В статьях и выступлениях последних лет жизни (1937—1939 гг.) А.С.Макаренко дал много ценных советов педагогам по вопросам трудового воспитания. В связи с этим определённый интерес представляет некоторые положения его лекции «Воспитание в труде» и лекции для работников Наркомпроса РСФСР «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе». В этих лекциях рассматриваются задачи и методы трудового воспитания в условиях школ и семьи. В школе Макаренко считалнеобходимой организацию производительного труда учащихся и проведение профессиональной ориентации. На определённом этапе, указывал Антон Семёнович, целесообразно и введение оплаты за труд школьников по производству товарной продукции.
Решение вопроса организации производительного труда на базе общеобразовательного учреждения на данный момент вызывает большие затруднения из-за отсутствия материально-технической базы. В учреждениях дополнительного образования Аскизского района имеются образовательные программы, обучение которых подразумевает проведение профессиональной ориентации и трудовую подготовку воспитанников через моделирование, конструирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства. В частности, в Аскизском Центре детского творчества разработана и реализуется учебная программа «Мир моды» (согласно которой создан театр мод «Абахай чиркеен»), основной целью которой является создание образовательной среды профессионального становления личности воспитанника. Учебная программа функционирует для учащихся VIII – ХI классов, основным предназначением которой является: формирование подготовительных знаний для будущей профессии дизайнера; развитие системы технологических знаний и умений в области дизайна одежды; уточнение их профессиональных и жизненных планов в условиях современного рынка труда; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, способной сохранить и развивать декоративно-прикладное искусство своего народа. Здесь важно отметить, что в рамках временных и долгосрочных проектов предусматривается сотрудничество учреждений дополнительного образования с различными государственными и общественными учреждениями. По линии Аскизского районного центра занятости населения реализован проект «Мир красоты» (2005г) по изготовлению хакасских национальных сувениров, которые были востребованы и реализованы в страны дальнего зарубежья (Германия. Великобритания, Южная Корея и др.). В рамках районной программы по временной занятости несовершеннолетних подростков учащиеся театра мод работают в каникулярное время (здесь видно введение принципа целесообразности Макаренко о введении оплаты за труд воспитанников по производству товарной продукции) и принимают участие в республиканских, краевых ярмарках народных промыслов и ремесел. Так в 2006, 2007 годах объединение отмечено дипломом участника республиканского фестиваля народных промыслов «Чон узы». Проект сотрудничества с Аскизским территориальным советом способствует разработке коллекций на основе хакасского национального костюма. Ежегодно театр моды участвует в конкурсах и мероприятиях двора, пропагандируя молодёжи современную национальную одежду. Театр моды «Абахай чиркеен» в период с сентября 2005г. по апрель 2006г. принял активное участие в районной акции «Молодёжь против наркотиков», проводимой совместно с Аскизским центром культуры и досуга. Таким образом, можно говорить о претворении идеи Макаренко о постоянной и тесной связи коллектива с жизнью окружающего социума. Важной чертой воспитательной системы коммуны имени Ф.Э.Дзержинского было обогащение жизни коллектива всем, что даёт действительность для развития способностей каждой формирующейся личности. Не только сочетание учёбы с трудом, но и активная общественно-политическая деятельность, работа клуба коммуны, разнообразных технических и гуманитарных кружков, театральной, музыкальной и изобразительной студий, спорт, туризм, увлекательные путешествия по всей стране, организация культурного быта — все это составляло основу развития разнообразных духовных потребностей воспитанников.
Антон Семёнович писал: «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук». Каким образом педагогу достичь поставленной цели? Следует отдельно выделить используемые А.С.Макаренко методы воспитания, такие как информация, поиск, дискуссия, перспектива. Основные методы и формы обучения по рассматриваемой программе определяются требованиями подготовки к будущей профессиональной деятельности модельера; с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим применяемым методом обучения является названный Макаренко метод убеждения - информация, который обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом и стимулирование у них интереса к новому знанию, потребности в овладении им. При этом используются такие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция и наглядный показ. В отдельных случаях представляется уместным приглашение других опытных людей, очевидцев важных событий и мастеров народных ремесел для выступления перед воспитанниками. При изучении раздела «Художественная мастерская традиционного костюма» запланированы встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства Аскизского района, при ознакомлении раздела «Творческая мастерская хакасского современного костюма» предусмотрены экскурсии в производственные швейные комбинаты, встречи с модельерами региона.
Ведущее место в обучении отведено методам поискового характера, стимулирующих познавательную активность учащихся и обеспечивающих вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации научного и ценностно-ориентированного характера. В программе предусмотрено выполнение воспитанниками творческих или проектных работ на каждом этапе обучения.
После того как воспитанники ознакомились с новым знанием, получили общее представление о нём и испытали интерес к новым сведениям, они включаются в активное самостоятельное добывание знаний из литературных и других источников. На первом месте — работа с книгой и другой печатной продукцией: газетами, журналами. Самостоятельная работа с учебной, научно-популярной и справочной литературой вначале осуществляется с помощью педагога. Впоследствии, овладев приёмами и навыками библиографического поиска, учащиеся всё более самостоятельно выполняют эту работу. Коллекции театра постоянно представляются на региональном конкурсе учащейся молодёжи «Юные таланты в дизайне одежды», на котором занимают призовые места и отмечаются дипломами: диплом I степени (2003г), диплом победителя (2004г, 2005г), диплом II степени (2007г). Учащиеся с творческими проектами постоянно принимают участие на научно-практических конференциях, конкурсах и выставках различного уровня. Коллекции, выполненные на основе проектирования современного национального костюма, были представлены на Российском конкурсе-фестивале детского художественного творчества «Самоцветы России» (г.Иваново, 2004г), где отмечены дипломом Лауреата и дипломом II степени. Этномодели театра украсили модную палитру международных конкурсов начинающих модельеров в г.Москве, где отмечены: дипломами финалиста и полуфиналиста международного конкурса «Кутюрье года-2004», дипломом международного конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато» (2006г). Коллекции детского коллектива по приглашению Центра российской культуры в 2006г принял участие в составе хакасской делегации на «Днях празднования Рождества» в г.Берлине, поразив зрителей красотой самобытных национальных костюмов. В 2007г учащиеся театра приняли участие на международном фестивале интернациональной дружбы «Ынархас чоллары-2007».
Ведущим методом педагогического стимулирования А.С.Макаренко считал – метод перспективы, обеспечивающий налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путём выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей. "Истинным стимулом человеческой жизни, — утверждал А.С.Макаренко — является завтрашняя радость... Воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постоянной подстановке более ценных". В процессе обучения перед воспитанниками ставятся увлекательные и значимые перспективы, которые сплачивают коллектив и целеустремляют его общественно полезную деятельность: труд, учёбу, разумный досуг. Поощряется инициатива тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели, учатся планировать свою профессиональную карьеру. Результат процесса обучения по рассматриваемой программе можно представить в виде следующей «модели выпускника» - это личность, обладающая необходимыми ключевыми компетенциями для обучения в высших учебных заведениях по профессии модельер; знающая историю, культуру своего народа и способная воссоздать традиционные виды ремесел; способная успешно адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Педагогическая палитра А.С.Макаренко необычайно богато. В современных социально-экономических условиях замечательное теоретическое наследие и опыт великого педагога приобретают особую актуальность, требуют глубокого изучения и творческого овладения каждым учителем для решения проблемы трудовой подготовки учащихся, адаптированных к реальным условиям жизни.
Литература
1. Макаренко А.С., Соч.: в 7 т. – М.: Издательство АПН РСФСР, т.5, 1960.
2. Макаренко А.С., Пед.соч.: т.1, М, Педагогика, 1983.
3. Подласый И.П., Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. -М.: Владос-Пресс, 2006.
|
|
|
«И игра – дело серьёзное»
Из опыта работы организации педагогического взаимодействия с взрослыми
учащимися исправительного учреждения
Муштаева О.А., мастер производственного обучения,
преподаватель специальных дисциплин филиала ГОУ НПО ФСИН России ПУ № 303
Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру.
А.С.Макаренко
Единая методическая тема, над которой два года работал коллектив филиала ГОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище №303 на базе 29 Исправительной колонии «Совершенствование образовательного процесса, повышение его качества через раскрытие потенциала каждого учащегося посредством личностно-ориентированного подхода» выбрана не случайно. 40-50% наших учащихся в возрасти от 30 до 40 лет, 30-40 % имеют основное общее образование и ниже, у большинства – отсутствие положительного социального опыта.
«Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Каждый воспитанный нами человек – это продукт нашего педагогического производства. И мы, и общество должны рассматривать наш продукт очень пристально и подробно, до последнего винтика».
Задача педагогов в пенитенциарной системе не просто обучить конкретной специальности, а подготовить специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда. Учитывая, как правило, большие сроки у наших подопечных (5-8 лет отбывания в Исправительном учреждении) также необходимо развить потребность в совершенствовании своих знаний, умений, навыков.
В прошедшем 2006-2007 учебном году в рамках работы над методической темой мы отработали модель педагогического взаимодействия в процессе обучения взрослых в Исправительном учреждении.
Наиболее близкой по специфике образовательных учреждений в Уголовно- исправительной системе представляется позиция американского учёного в области андрогогики Р.Ноулса. Он исходит из того, что если физиологическая зрелость человека происходит естественным путём, то для достижения психологической и социальной зрелости необходимы усилия воли самого субъекта обучения и целенаправленный процесс со стороны его окружения.
За четыре проработанных года в этой системе мною была проведена определённая работа по изучению предпочтительных в этом направлении форм и методов работы, сделаны собственные наработки.
Прелагаемые ниже материалы разработаны для профессии «мастер отделочных работ» специальность 19727 «штукатур», но при наполнении соответствующим содержанием с успехом могут быть использоваться применительно и к другим специальностям.
«Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать.
«Но ученику надо иногда продемонстрировать мучение души, а для этого нужно уметь играть», говорил А.С.Макаренко.
1. Дидактические игры-задачи криптограммы, кроссворды одно из эффективных средств развития познавательных способностей и интересов учащихся, закрепления знаний и умений. Они способствуют тренировке мышления и памяти, выработке умения быстро находить нужный материал в технической литературе. Решение игр-задач содействует увеличению активного словарного запаса учащихся. Эти задачи составляются по уровням сложности и могут иметь любую из вышеназванных форм.
Применение игр- задач многовариантно: или преподаватель сам составляет задачи, а учащиеся решают их, или одни учащиеся придумывают криптограммы, кроссворды, а другие отгадывают.
На сегодняшней день по данной специальности разработано около 50-ти таких игр - задач. Интересной деталью, которая разработана для быстрой проверки решаемой задачи, является изготовление шаблона. Он изготавливается из прозрачного материала и полностью соответствует конструкции той или иной задачи. Такие шаблоны дают возможность моментальной проверки игр-задач и быстрого получения оценки. Сразу же на лицо допущенные ошибки, над которыми учащемуся в дальнейшем надо ещё работать.
2. Игры.
Различные учебные игры, такие как «Выиграй тендер», «Строймаркет», актуализируют знания по предметам, чётко мотивируют выбор профессии, развивают речь, кругозор, учат умению экономного и рационального использования материалов, дают обширные знания в области современного рынка стройматериалов и.т.д. Вариации игр охватывают такие предметы, как «Специальная технология», «Материаловедение», «Охрана труда», «Экономика».
Для примера игра «Выиграй тендер» - в этой игре перед учащимися ставятся различные проблемные задачи. Для того, чтобы выиграть тендер и получить высокооплачиваемую работу, бригады – команды, на которые разбиваются учащиеся во время игры, должны применить все свои знания и умения: выбрать инструмент, оборудование, стройматериалы, учитывая разнообразие современного рынка стройматериалов, требования заказчика и предложить более экономичный вариант, умело его обосновав.
Эта игра оснащена прайсами на стройматериалы, инструменты и на отделочные работы которые содержат полный перечень современных стройматериалов различных фирм производителей, а также инструменты для производства работ по современным технологиям и действующие расценки на различные виды отделочных работ. Это в дальнейшем позволит нашим учащимся свободно ориентироваться на рынке труда и адаптироваться в современном обществе.
3. Макеты.
На уроках теоретического и практического обучения часто применяются макеты различных зданий с тщательно выполненными особенностями строительных конструкций. Все эти макеты были разработаны преподавателем, а выполнены учащимися на занятиях архитектурно-строительного кружка «Зодчий» из пенопласта, бумаги, картона, красок, лаков…
Учитывая особенности пенитенциарного учреждения, по ним проводятся заочные экскурсии: «Архитектурные стили»; «Век XXI –любимый дом», что в условиях изоляции учащихся очень важно. У них появляется возможность увидеть в объёмном изображении различные типы зданий, рассмотреть их отдельные элементы. Пользуясь макетами домов, мы, играя, учимся правильно использовать внутреннее пространство. Расставляя в них бутафорную мебель, знакомимся с интерьерными стилями – готическим, классическим, барокко, романтическим, хай – теком, кантри и другими.
«Жилище – это возможность свободно двигаться, стоять, лежать, наслаждаться прохладой или теплом, отдыхать, погружаться в раздумье…
Жилище – возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни: это пространство, необходимое для семейных радостей» - Ле Корбюзье.
Играя в «дом», мы создаем положительную мотивацию для приобретения специальности, возможность сохранения социальных связей и возвращение домой полноценными гражданами.
Макеты используются и при изучении таких тем, как «Оштукатуривание колонн и пилястр», «Вытягивание и изготовление прямолинейных и криволинейных тяг» и т.д. А мини – макеты отражают весь технологический процесс. У каждого учащегося есть необходимое время, чтобы с помощью мини-макетов отследить и усвоить последовательность технологического процесса, что облегчает процесс производственного обучения.
Использование вышеуказанных форм и методов даёт хорошие результаты, так как у каждого есть возможность идти от простого к сложному, видеть свой рост, ощущать себя активным участником образовательного процесса. Этому способствует и то, что практически все материалы разрабатываются и изготавливаются самими учащимися или с их помощью. В ходе такой работы учащиеся вынуждены работать с учебной литературой, что способствует осознанному усвоению материала, развивает творческие способности, способствует качественному выполнению работы, служит хорошей мотивацией для получения оценок. Но самое главное – учащиеся начинают верить в себя, в свои возможности и в свою нужность, что в их положении немаловажно.
«Я не могу вам перечислить всех норм красивой жизни. Но эта красивая жизнь должна быть обязательной. Вот хотя бы игра. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой».
|
|
|