|
Литература
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика, М, 1999.
2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 5-ти т. под ред. Терновского, М, Правда, 1971.
3. Макаренко А.С. Избранные пед. соч. в 2-х т., М, Педагогика, 1978.
|
|
|
Использование технологии проектирования в процессе организации
музейной работы в образовательном учреждении
Девяткина Е.А.,зам. директора по воспитательной работе,
МОУ СОШ № 25 с углублённым изучением отдельных предметов г. Абакана
Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому стараемся, как можно больше внимания уделять их развитию, расширению кругозора.
Естественно, большая роль в процессе воспитания принадлежит родителям. К сожалению, не все семьи, в силу разных причин, уделяют достаточное внимание своим детям. В такой ситуации задача школы состоит в том, чтобы заполнить эту пустоту.
Результаты наших исследований по вопросам духовно-нравственного воспитания показывают, что большинство учащихся проявляют чувство патриотизма, любят родной край, интересуются историей своей семьи, участвуют в общественных делах.
Но, чтобы стать зрелым человеком, богатой и конструктивной личностью, требуется пройти большой и сложный путь, преодолеть большие и малые проблемы. Жизнь всегда была и будет трудна. Поэтому ребёнку нужна помощь, нужна духовная подпитка.
Не случайно, одной из тенденций современной культуры является расширение сети музеев во многих странах мира. Развитие средств массовых коммуникаций в современном обществе изменило формы музейной деятельности. В качестве приоритетного выделяют музейно-педагогическое направление, ориентированное в первую очередь на подрастающее поколение. Например, в последнее десятилетие появились такие организационные структуры, как музейно-образовательные центры. А метод педагогического проектирования, широко внедряемый педагогами на базе школьных музеев, способствует решению актуальных проблем, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации.
Нами реализован проект по созданию в школе № 25 г. Абакана детского музейного центра «Страницы прошлого и настоящего», одно из направлений деятельности центра – работа с семьями обучающихся. Проект реализуется с 2002 года и на сегодняшний день некоторые результаты реализации проекта достаточно продуктивны и позитивны:
- ежегодное проведение конференции отцов и конференции матерей;
- материалы к проекту «История семьи Степановых в истории России» были представлены на Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век». 2005 г.;
- экспозиция по материалам из архива семьи Степановых была представлена вниманию тысяч горожан в Черногорском парке у Мемориала Славы 9 мая 2005 г. на выставке «Великий альбом Славы: Абакан 1941-1945 г.г.», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- ежегодное проведение выставок творческих работ учащихся (рисунки, сочинения, стихотворения) на темы «Моя семья», «Славим руки матери своей», «Родительский дом – начало начал».
- реализованы классные проекты: «Загляните в семейный альбом» (классный руководитель Завадина Т.М.), «История рода Сагояковых», «Мои предки – уйгуры» (классный руководитель Овчинникова Г.Н.), «Лишенный корней не даст плодов» (заведующая школьной библиотекой Журавлева Л.М.) и др.
Темы для поисково-краеведческой работы (1-8 классы):
• История одного письма.
• История боевой награды.
• Детство, обоженное войной.
• Направления исторических исследовательских работ (9-11 классы):
• Человек в истории. Цена победы.
• Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
• Личность и общество.
• Человек и власть.
• Человек и малая Родина.
Темы для декоративно-прикладного творчества учащихся (1-11 классы):
• На пути к Победе.
• Памяти павших.
• Наследие предков сохраним и приумножим.
Самым доступным видом деятельности для детей и подростков является запись рассказов бабушек и дедушек, сбор документов (копий) времен Великой Отечественной Войны, организация и участие в выставках творческих работ. Поисковая работа по пополнению школьного музейного центра экспонатами ведётся постоянно, с участием родителей обучающихся, жителей города и микрорайона.
За пять лет фонды школьного музейного центра пополнились многими экспонатами, есть среди них и раритеты. К 60-летию Победы была развернута экспозиция «Дедушкины медали». Дети с радостью и уважением приглашали на уроки Памяти и уроки Мужества ветеранов Великой Отечественной войны - Шабардину Анастасию Артемьевну, Арыштаева Николая Федоровича, Балтажакова Захара Кирилловича, Аксентьева Петра Ивановича, Чистамова Константина Петровича. С каждым годом все меньше остаётся живых свидетелей той страшной войны. Следовательно, все ценнее результаты поисково-краеведческой работы.
Кадровое обеспечение проекта - классные руководители школы с активной гражданской позицией, руководители центров и педагоги дополнительного образования, яркие неравнодушные представители родительской общественности и социума.
Проектная деятельность опирается на один из ведущих принципов воспитания - принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности учащихся. Благодаря участию в творческих, научно-исследовательских, социальных проектах ребёнок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует ребёнка к дальнейшей работе над проектом.
|
|
|
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Капчигашева Л.В.,
воспитатель РГОУ Детский дом «Малышок» г. Абакан
Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди,
которые умеют делать, у которых все удаётся и спорится,
которые не потеряются ни при каких обстоятельствах,
которые умеют владеть вещами и командовать ими.
А.С.Макаренко
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение придавала Н. К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. Главная задача трудового воспитания в раннем возрасте - формирование правильного отношение детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.
Работая с детьми раннего возраста, хочется отметить, что трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержаниям труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребёнок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Но самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
Хочется поделиться своими наработками, наблюдениями именно по данной теме. Формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, важно их научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Здесь на наш взгляд важно не давить на малыша, а терпеливо и со вниманием подходить каждому ребёнку. Самое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я» а значить и его самостоятельность.
К нам в группу детского дома поступают малыши с грудного возраста, от1 месяца и до 3лет. И уже начиная с 6 месяцев, мы приучать ребёнка к самостоятельности, а именно он с большим интересом держит сам бутылочку, пытается самостоятельно взять в рот корочку хлеба, хватает ложку и размахивает ею. Ближе к году малыш начинает обучаться разнообразным социально-полезным навыкам. Это становится возможным, в частности, и потому, что между ребёнком и взрослым устанавливается деловое сотрудничество. Взрослый теперь не только близкий и любящий человек, но и образец для подражания. Подражание действиям по правилам, как держать ложку, пить из чашки, одеваться, имеет большое значение как первые формы социально значимого обучения. Основным методическим приёмом формирования навыков является показ выполнения каждого действия и их последовательности. «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…»,- говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Очень важно при обучении приёмам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить ребёнку, что и как делать.
Предлагаю вашему вниманию несколько развивающих упражнений на развитие самообслуживание у детей раннего возраста (от 1года), из опыта работы.
После того, как ребёнок уже может принимать пищу при помощи пальцев (печенье, дольки фруктов и т.д.), начинается обучение ребёнка принятию пищи с помощью ложки.
1. «Есть ложкой» Задача. Отрабатывается координация рука – рот. Учить есть самостоятельно. Методика. Убедитесь в том, что малыш хочет что-нибудь съесть, сядьте справа рядом. Перед ним стоит тарелка, наполовину заполненная кашицеобразной едой, с ложкой в тарелке. Положите вашу руку на руку ребёнка и ведите её ко рту ребёнка, а затем к тарелке с едой. Спустя некоторое время отпустите его руку и побудите есть его самостоятельно. Если ребёнок не может повторить всё снова, то ведите его руку и повторите эти движения ещё раз. Постепенно прекращайте помогать: сначала опускать ложку, затем – отправлять ложку в рот. Во время еды вы должны разговаривать с ребёнком, например: «Положи ложку в тарелку». Создайте приятную атмосферу, всегда поощряйте успешные попытки, хвалите или вознаграждайте его легким поглаживанием.
2. «Снимать носки и колготки» Задача. Приучать ребёнка раздеваться самостоятельно, развивать координацию движений. Методика. Возьмите толстые носки, желательно на два размера больше ноги ребёнка. Покажите, как правильно нужно снять носок, затем, показывая на носки, скажите ему: «Сними свои носки». Если малыш не реагирует на слова, то поставьте его ногу на стул, возьмите его руку и подведите её к краю носка. Совместно с ребёнком стяните носок через пятку на пальцы, при этом ребёнок должен легко поднимать ногу. Потренируйте этот приём с колготками.
3. «Помогать по дому» Задача. Ребёнок должен научиться играть вполне определённые роли и выполнять определённые виды деятельности, чтобы быть похожим на взрослых. Методика. Дайте ребёнку какой-либо предмет, например тряпочку для удаления пыли. Проследите за тем, что он будет делать с ними. Если он не использует этот предмет по прямому назначению, то покажите ему, как вы используете эти вещи при уборке. Поблагодарите и похвалите ребёнка за любую маленькую помощь. Повторите весь процесс с другими предметами (веник, детская щеточка), пусть малыш подражает всему тому, что делаете вы сами.
4. «Убирать игрушки» Задача. Ребёнок должен учиться соблюдать определённые правила. Методика. Объясните ребёнку, что после игры место, где он играл, понадобится для других дел и что поэтому он должен убрать игрушки. Попросите его убрать свои игрушки. Если он не выполнил вашу просьбу, проведите социально подражательное обучение. Убирайте вместе с ним игрушки, устройте игру-соревнование, пойте при этом и сделайте уборку весёлой. Поощряйте малыша. Вы должны каждый раз после игры стремиться к тому, чтобы ребёнок убирал свои игрушки по вашей просьбе без особых уговоров.
5. «Умывать лицо» Задача. Ребёнок должен становиться более самостоятельным в уходе за телом. Методика. Попросите ребёнка взять махровую рукавичку (губку) для мытья, намочите её и намыльте. Возьмите его руку и ведите её к лицу. Попросите малыша закрыть глаза. Умойте вместе с ним его лицо в определённой последовательности (лоб, глаза, нос и щеки, рот и подбородок) и всегда это делайте определёнными движениями (лучше движениями со стороны в сторону). Говорите при этом: «Это твой носик»; «Мы закроем глазки» и т. п. Своими действиями обратите внимание ребёнка на то, что моющие движения должны быть направлены по всему лицу (иначе малыш будет тереть только одно место). Предложите ребёнку одной рукой пощупать своё лицо и объясните ему, что мыло нужно смывать. Для этого попросите сполоснуть губку, в случае необходимости ведите сами его руку. Затем вместе с ним ополосните его лицо с помощью губки. Вслед за этим, для контроля, подведите его к зеркалу, чтобы он увидел, есть ли ещё остатки мыла на лице. Хвалите ребёнка за каждый успех и постепенно прекращайте помогать ему.
И ещё несколько советов: Если малыш пил из чашки и разлил молоко или ел из тарелки и испачкался. Не ругайте его, не называйте плохим и неуклюжим. Ребёнок может испугаться, не травмируйте его. Спокойно скажите, что так делать нельзя, и тут же покажите, как нужно. Возможно, малышу ещё трудно справиться самостоятельно. Наберитесь терпения, с каждым разом он будет справляться ложкой все лучше и лучше. Повышает интерес у детей с самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, накормить). Так же положительный результат дают в нашей работе потешки, прибаутки, стихи (А.Барто). Повседневные наблюдения за поведением взрослых, рассматривание иллюстраций, чтение книг. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Литература
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1997.
2. Крупская Н. Н. О дошкольном воспитании. М., 1973.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1983.
4. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. М., 2000.
5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.,1997.
|
|
|
Значение сюжетно-ролевой игры для развития детей
Капсаргина С.М.,
воспитатель МДОУ Аскизского ЦРР д/с «Тополёк» с. Аскиз
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастит.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
А.С.Макаренко
Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Выдающийся режиссер и актёр К.С. Станиславский в работе «Работа актёра над собой» характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живёт в нём.
При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать.
Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления.
Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребёнок один, он разговаривает с игрушкой, ведёт диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д.
Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребёнка. Речевое обращение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры.
Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопониманию и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь с образом игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений. Игра – это школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает нормы и правила поведения людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения.
Используя игру как форму организации жизни детей, прежде всего, следует направлять и развивать их общие интересы, добиваясь сплочения детского коллектива.
А.С. Макаренко высоко ценя роль игры в организации детей, писал о роли воспитателя: «И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, наставлять, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает.
По своему характеру они чаще всего бывают подражателями, близкими к реальным. Так, дети в старшей группе подражают действиям продавца и покупателя, играя в поликлинику, - действиям больного и врача. Предлагая детям самостоятельно выбирать тот или иной игровой сюжет, мы обнаружили, что они чаще всего выбирают такие, как «дочки-матери», «больница», «детский сад», или игры на военные сюжеты. Однако бывает, что мнение собравшихся расходятся.
Договариваются трое. Девочки предлагают играть в «дочки-матери», а третий, мальчик – в войну. Но девочки не соглашаются, и ему приходится подчиняться. Или договариваются четверо: двое девочек и двое мальчиков. Девочки предлагают играть в школу, а мальчики – в пограничников. Однако девочки, не обращая внимания на последних, начинают разыгрывать бытовой сюжет, в который незаметно втягиваются и мальчики. Побеждает та, сторона, которая сразу же переходит к активным игровым действиям. Ребята охотнее всего самостоятельно выбирают знакомые, неоднократно проигранные сюжеты. Если не вмешиваться в их игры, они могут бесконечно готовить обед, кормить детей, укладывать их спать, лечить. Всякое новшество принимаются неохотно. И если предлагаешь им поиграть в почту, в зоопарк или какую-нибудь другую игру, ребята не отказываются, однако, не умея развернуть соответствующий сюжет, тот час возвращаются к старому. Постоянный выбор одних и тех же сюжетов ограничивает кругозор. Достаточно жёсткие схемы проигрывания одних и тех же сюжетов вырабатывают у некоторых ребят негативное отношение к тем, кто пытается внести разнообразие в игру, предлагает новый вариант. А способность навязывать своё лидерство – довольно рано складывающаяся – фактически ограничивает круг играющих, лишает всех, кто входит в ту или иную малую группу, обмениваться игровым поведением. Видя, что игра «заклинилась», что дети повторяют одни и те же реплики, производят одни и те же действия, мы должны ввести разнообразие, предложить новые варианты развития сюжета и всемерно поддерживать новшество, идущие от самих детей. Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию его замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Мы должны стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые воздействия он воздействует на развитие содержание игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей. Вместе с тем участие взрослого в игре позволяет ограничивать вожаков, которые иногда подавляют инициативу сверстников, навязывают коллективу свой план игры, свои желания.
Ролевая игра связана со становлением у детей достаточно важных личностных образований, а именно – с формированием активной игровой позиции, проявляющейся в элементарных способах воссоздания сюжетных коллизий и соответствующих им предметных группировок; в способности отходить от жёстко заданных образцов конкретных вариантов сюжетов, конструировать новые варианты; в избирательном отношении к сюжету, роли и партнёрам по играм.
|
|
|