Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 23/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Литература

Макаренко А.С. Пед. Соч.: В 8 том./сост. М.Д.Виноградова, А.А. Фролов. – М.,1983- 1986. – т.4. и т.7.

 

 

 

Использование педагогического наследия  А.С. Макаренко

Передерина Т.А..,директор филиала ГОУ НПО

ФСИН России Профессиональное училище №303

Творчество А.С. Макаренко столь многогранно, а его педагогические интересы столь обширны, что трудно определить нечто базисное, главное… Перечитав его труды сегодня, всё же, прежде всего, понимаешь – сила Макаренко в его системном подходе к процессу воспитание и исправление [2].

В «Макаренковских» учреждениях самым искренним образом не интересовались прошлым воспитанников. Но это значило только то, что педагогам надо было, во что бы то ни стало увидеть у каждого воспитанника хорошее. «А видеть хорошее в человеке, – как говорил А.С. Макаренко, – всегда трудно. Раскрытие положительного  в воспитаннике возможно только тогда, когда воспитание  осуществляется без всяких  предрассудков, в духе кропотливого понимания всей жизни подростка со стороны педагога, без выпячивания его криминального прошлого». И учреждения под  его руководством выпускали в жизнь полезных нашему обществу людей. В них нуждались, их с удовольствием брали на работу.

Воспитанники А.С. Макаренко проходили настоящую  проверку  жизнью, и большинство выдержали испытание.

Известно, что инициативные и энергичные люди всегда находят  возможности для реализации своих способностей и дарований в наши дни. 6 февраля 2003 года при исправительной колонии №29             п. Пригорск был открыт филиал  ГОУ НПО  ПУ - 303 и возглавила его  грамотный специалист, творчески относящийся к своей деятельности,  хороший хозяйственник,  думающий руководитель  Власова Т.В.

Под её руководством создан профессиональный коллектив, активно участвующий в общественной жизни  ПУ и ОИК – 1, который делает всё возможное для того, чтобы осуждённые женщины получили  рабочую  специальность, возвращались на свободу полноценными гражданами.

«Мы стоим у  истока пути,

Не легко по нему нам идти,

Но терпенье, старанье и труд,

Как известно всё перетрут...»

Эти строки директор филиала   посвящает своему коллективу в самом начале нелёгкого пути.

За годы работы филиала  училища  выпущено 259 учащихся (6 выпусков) по профессиям «штукатур» и «швея», в 2007г. пролицензирована профессия «парикмахер».

 

Из 56 учащихся 7 набора (2007 – 2008 уч. год).

 

Имеют образование:               Возраст: до 30 лет – 62,5%

ниже 9 кл. – 18% 30-40 лет – 25%

          9 кл. – 50% 40-50 лет – 11%

          11 кл. – 21%                Свыше 50 лет - 1,5%

          Специальное – 11%

Основными средствами исправления  осуждённых является:  установленный порядок  исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно–полезный труд, получение  общего образования, профессиональная подготовка  и общественное воздействие.[1]

Для работы со спецконтингентом филиала училища Власовой Т.В. разработаны программы социальной реабилитации осуждённых «Дорога к дому», «Знакомая незнакомка», к 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав России.

Большое внимание обращается ею на организацию методической работы и специальной подготовки  педагогов. Специально под работу со спецконтингентом  была подобрана научная основа – теория Ноулса, которая с учётом  имеющихся ресурсов используется  на практике.

Татьяной Владиленовной организовано взаимодействие ИК–29 с различными  учреждениями и общественными организациями города Черногорска и Республики Хакасия – библиотеками, социальной гостиницей, женсоветом, советом ветеранов, что даёт возможность в комплексе решать часть задач, стоящих перед исправительным учреждением. Мастера производственного обучения Дробот М.Е., Шалькова Т.С., Булычева Ю.В., Муштаева О.А. проводят большую воспитательную работу со спецконтингентом: системная профориентационная  с проходящими по этапу; составление и анализ социальной карты группы, что учитывается при составлении плана работы; ведение дневника наблюдения за каждым учащимся; обследование бытовых условий. Вся эта работа проводится во  взаимодействии  с начальниками отрядов, в основе её лежит личностно–ориентированный подход к учащимся. Кроме получения теоретических и практических знаний по выбранным профессиям, осуждённым предоставляется возможность реализовать свои способности в кружках по интересам: «Зодчий», «Мастерица», пресс-центр «Родник». Работы кружковцев неоднократно отмечались благодарственными письмами, грамотами, дипломами ФСИН, государственным комитетом по занятости населения РХ, РГУ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева».

В филиале организована система работы, в основе которой тесное взаимодействие с отделами «ОИК–1», неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов, приоритет воспитания над обучением.

Осуждённые, являющиеся учащимися училища, с большим желанием познают азы выбранной профессии, активно участвуют в художественной самодеятельности, различных конкурсах и викторинах. При выпуске из училища оставляют в книге отзывов слова благодарности:

«Спасибо за ваш нелёгкий, но прекрасный труд! Спасибо за терпение, заботу и знание.

С вами осуждённые становятся лучше. Понимают то, что нужны и поняты».

«Не скроем, трудности в усвоении учебного материала, в сознании того, что ты, после такого большого перерыва, вновь сел за парту, да ещё и в условиях лишения свободы, были большие. Но внимание наших преподавателей, их огромное желание передать нам свои знания, и тем самым  помочь нам в нашей жизненной ситуации, неоценимы. После отбывания срока наказания, проблема трудоустройства у осуждённых будет уже решена».

В истории отечественной  пенитенциарной системы известен лишь один пример многомерного использования социокультурного фактора   в условиях  изоляции – это опыт работы А.С. Макаренко в исправительном учреждении с несовершеннолетними. Сегодня необходимо вновь вернуться к его наследию и с учётом современных условий реализовать его открытия. [2]

 

Литература

1.    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сибирское университетское  издательство, 2007.

2.    Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание». – М.: Объединённая редакция ФСИН России. – №№ 6,7. –  2007.

 

 

 

Пусть будет вечно жить в сердцах людей, необыкновенно одарённый, 
кристально честный, великий педагог А.С. Макаренко


Куклина В.И., методист ГОУ НПО ПУ № 10 г. Черногорск

 

Пройдут года,

Пройдут столетья,

Пусть мир изменится потом!

Но его имя золотое

У нас останется навек.

 

Антон Семёнович Макаренко сказал хорошие слова: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда и я буду счастлив. В каждом нашем поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче».

Эти слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С Макаренко.

«Мы все не вечны на земле!

И век за веком мчатся годы.

Труды Макаренко будут помнить везде:

- в педагогике

- в труде

- семье и в производстве».

Страна сегодня продолжает жить перестройкой.

Перестройка – это ускорение социально-экономического развития, всестороннее развитие демократии, российское самоуправление, поощрение инициативы и самодеятельности, укрепление дисциплины и порядка.

Все хотят жить лучше, а для этого надо и хотеть и уметь работать лучше.

Педагогика начинается с сознания человека, с учения его мыслей и интересов, с создания условий, которые бы давали возможность личности в полной мере реализовать свои творческие потенциалы.

На всё это ответ может быть только один: придётся перевоспитывать многих, очень многих людей – кого убеждением, а кого принуждением. Перед нами стоит главная задача по перестройки самого человека.

Своей деятельностью А.С. Макаренко отстаивал идею динамического единства жизни и воспитания. Занимаясь воспитанием подрастающего поколения, он боролся, прежде всего, за гармоническое развитие личности ребёнка.

Центральное место в теории А.С. Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является, во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувством долга, чести, достоинства, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности, превращение внешних требований к личности во внутренние побудители личности её развития.

Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимостей в самом центре новой педагогической системы.

Основной «секрет» успеха А.С. Макаренко видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой – всё это влияет на детей, формирует их личность.

Наш отец и наша мать уполномочены обществом, воспитывать будущего гражданина нашего общества. На этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Есть много сортов ложного авторитета:

Авторитет подавления

Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Такой авторитет приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет. Такой авторитет не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает человеческую ложь и человеческую трусость, и в тоже время воспитывает в ребёнке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчёмные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни, мстящие за подавленное детство. Это самый дикий сорт авторитета бывает у родителей, особенно сейчас в наше время, когда многие отцы находятся без работы, а ещё хуже занимаются пьянством.

Авторитет расстояния

Есть отцы, да и, матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше в семье разговаривать, подальше держаться, изредка только в виде начальства. Такой авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа авторитетной российской семьей.

Авторитет чванства

Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого гражданина России есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают своим детям. Дома они даже больше пыжатся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что их дети перед друзьями тоже выступают: «мой папа, моя мама…начальники, знаменитости». В такой атмосфере высокомерный важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает.

Авторитет педантизма

В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают, как бюрократы. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек нетвёрдый. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы не заметно, он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонёрства

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговором. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть не погрешёнными, но они забывают, что дети это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно жизнь детей уважать. В такой семье дети не могут увидеть никакого авторитета.

Авторитет любви

Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей совершенно в избыточном количестве. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. Очень скоро дети замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это сделать с нежным выражением. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами становятся сами родители.

Авторитет доброты

Это самый неумный вид авторитета. Папа или мама выступает перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, лишь бы было всё благополучно.

Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Авторитет дружбы

Довольно часто ещё дети и не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а их дети остаются воспитанниками. В таких семьях дети могут потешаться над родителями, поучать их по каждому поводу, здесь нет никакой дружбы, так как никакая дружба не возможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа

Это самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: «Будешь слушаться - куплю тебе игрушку, пойдём в цирк, куплю тебе часики, красивую одежду, «крутой» сотовый телефон».

Конечно, в семье тоже возможно некоторое поощрение, но ни в коем случае нельзя премировать детей за послушание, за хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учёбу, за выполнение действительно какой-нибудь трудовой работы. Но и в этом случае никогда не надо объявлять ставки и подстёгивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед всем российским обществом.

Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

Родительский авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.

«Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  А.С. Макаренко.

Задача любого образовательного учреждения – оказать помощь семье в воспитании ребёнка, через лектории на родительских собраниях групп и курсов, через выступления с докладами на конференциях с родителями училища, через обмен опытом в работе самих родителей в воспитании своих детей, оказание помощи родителям группы в воспитании других детей в группе, через сотрудничество с различными организациями города: ПДН, КДН, ГОВД, отдел по опеке и социальным вопросам, с медико-психолого-социальными группами можно добиться высоких показателей в учебно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения.

 

 

 

 

Подписано в печать 15.12.07 г.

Формат 60х84 1/16. Гарнитура Times New Roman.

Ризограф. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,75   Уч.-изд. л. 8,45

Тираж 150 экз.

 

 

Отпечатано в типографии ГОУ ДПО

«Хакасский республиканский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

655002, г. Абакан, ул. Саралинская, 26. тел. (390 2) 24-61-07

 

 



































































 
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23