|
на основе учения Макаренко А.С.
Волкова Т.И., учитель МОУ «Гимназия»
г. Абакана
Этико-педагогические взгляды А.С. Макаренко - одна из интересных страниц нашей духовной истории. Этим проблемам и посвящены «Книга для родителей» (1937), «Методика организации воспитательного процесса» (1935-1939) «Цель воспитания» (1937), «Воля, мужество, целеустремленность" (1939) и другие его труды. Многое и в настоящее время сохраняет теоретическую и жизненную актуальность. Прежде всего - это его мысли о том, что специфика морали заключается в отношении к перспективе, а подлинный этический реализм - в ориентации на высшие ценности.
Проблема человека, его духовно- нравственного мира — одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями нашей школы. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Её задача — вместе с родителями воспитать человека как «индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую своё личное «Я». Помочь формирующейся личности усвоить многовековой опыт человеческого, духовно- нравственного общения между людьми. Самое главное — научить человека делать добро и уметь его принимать, уметь понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти ему на помощь, над чем постоянно работаю не только как учитель, но и как классный руководитель. И в этом во многом помогает опора на педагогическое учение А.С. Макаренко.
С точки зрения Макаренко А.С., целями общечеловеческого значения являются коллективизм, общинность (русский уклад жизни), соборность (всем миром), честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине.
Макаренко А.С. сумел показать, что специфика педагогической морали заключена в отношении к перспективе, в напряжённости между сущим и должным. Мораль же вообще, по его мнению, представляет собой отражение напряжённости между желаемым, идеальным и реальным, далеко не совершенным поведением, т.е. отражение этой действительной, можно сказать, социологической напряжённости. Такое желаемое далеко от действительности, но в то же время стремится приблизиться к нему.
Рассмотрим в этом ключе проблему коллективизма. Многие считают А.С. Макаренко апостолом коллективности, который якобы отдавал предпочтение коллективу в ущерб личности. Однако такое толкование неверно. Педагог проводил чёткое различие между коллективистской ценностью индивида в плане содержательного развёртывания заложенных в нём потенций и коллективом как средством его воспитания. Целью у него выступает личность, причём личность счастливая, не одинокое общественное существо, а общественный человек, могущий развернуть свои способности, человек, которому принадлежность к обществу придаёт уверенность, сулит радость. От этого содержания цели А.С.Макаренко отделял коллективное воспитание. Коллектив у него служит средством, но средством, действующим в интересах личности. Коллективизм, таким образом, предстает содержательной ценностью педагогической этики, а коллективное воздействие - педагогическим методом.
Итак, главная цель воспитания по Макаренко - образованный и культурный человек с «человеческим лицом», т.е. с набором общечеловеческих качеств личности. Чтобы выработать такое лицо у детей, дважды в год, осенью и весной, как классный руководитель, провожу часы общения "Расскажи мне обо мне". Иначе говоря, эта форма создания общественного мнения детского коллектива о своих одноклассниках, являющаяся реальным фактором воспитания. Это форма является не просто декларирующим мероприятием, здесь первичный коллектив выступает «инструментом» воспитания.
Чтобы создать сильный, влиятельный ученический коллектив, по определению Макаренко А.С., необходимо иметь Конституцию детского учреждения - это ряд «твёрдо установленных положений», которые обязательны для всех воспитанников и воспитателей, т.е. правила, нормы, определяющие весь распорядок жизни коллектива.
В своей работе с классными коллективами использую следующие законы коллектива, которые принимаются на общем собрании класса и записываются в дневник каждого ученика.
Законы коллектива:
• Законы Правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
• Закон Добра: Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.
• Законы Заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях.
• Законы Милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
• Закон Любви: Любовь – одно из древнейших и наиболее уважительных чувств, не стесняйся его.
• Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческое достоинство других.
• Закон Старости: Помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
• Закон Свободы: Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
• Закон Смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
• Закон Чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
При этом сама стараюсь придерживаться следующих правил работы с классом, автором которых является Дайнис Озолине.
Чуткие заповеди воспитания:
• Возлюби ребёнка, воспитывай сердцем;
• Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении;
• Ясно определи для себя, чего ты хочешь от ребёнка, а также узнай, что он сам думает по этому поводу;
• Предоставь возможную самостоятельность ребёнку. Окажи помощь, а не подменяй действия детей своими;
• Делай своевременные замечания;
• Оценивайте поступок, а не личность;
• Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
• Не пропусти момента, когда ребёнок достиг первого успеха;
• Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон – вот залог успеха;
• При воспитании учащихся учитывай их индивидуальные особенности;
• Возрадуйся радости ребёнка;
• Принимай ребёнка, каков он есть, и помогай ему.
Все эти правила защищают личность, её достоинство и определяют жизнь коллектива. Они помогают избежать хаоса и безответственности (иначе образовательный процесс стал бы невозможным).
Макаренко А.С. писал: «Невозможно правильное воспитание без могучего, уважающего своё достоинство коллектива». Такой коллектив создаю в разновозрастных творческих коллективных делах, когда учащиеся выступают моими партнёрами и помощниками.
В 2003 г. разработала воспитательную программу «Благородный человек», в которой особое внимание уделяется формированию нравственных качеств старшеклассника. Традиционными стало проведение тренингов, творческих игр по этике общения «Шаг навстречу», «Человек – мера всему», «Джентльмены».
Большой интерес у старшеклассников вызывают этические диалоги: «Хороший тон в светской жизни», «Этика отношений в коллективе». Традиционной стала конференция «Милосердие – это милость сердца». Ребята являются активными участниками акций милосердия, которые проводятся в нашей гимназии.
Считаю своей миссией учить детей обращаться к своему сердцу. Часы общения «Сердце – дом Духа», «Мудрость. Сердце – хранитель чаши мудрости», «Миссия каждого отдельного человека в земной жизни» способствуют развитию у моих воспитанников умения видеть сердцем, принимать сердцем, болеть душой.
Взгляды Макаренко А.С. - этика педагогики будущего, ибо нормы «нового человечества», о котором он мечтал, спрессовавшие в себе надёжные, общепризнанные гуманистические ценности, находятся ещё в стадии формирования. Ныне мы нередко являемся свидетелями утраты моральной выдержки, ослабления моральных устоев, проявлений своеобразного морального разложения. Чтобы преодолеть их, обрести веру в смысл человеческой жизни, необходимо мобилизовать всю творческую энергию и силу воли личности. Человек, как и предлагал А.С.Макаренко, должен принимать участие в развитии цивилизации на всех её главнейших уровнях (личная жизнь - экономика - общественная жизнь - культура), должен ощущать себя лично ответственным за всё, что ему дорого, что для него важно. Человек будущего - это человек высокой общественной ответственности, всесторонне развитый, свободный, в арсенал ценностей которого войдёт и этика великого педагога.
|
|
|
Взаимодействие учителя и ученика через педагогическое мастерство
Герасимова Н.В., учитель начальных классов
МОУ коррекционная школа-интернат №8
г. Саяногорска
В последние годы неоднократно делались попытки пересмотреть учения А.С. Макаренко с целью представить великого педагога как основоположника командных методов. Худшего обвинения нельзя предъявить, более страшной тени нельзя бросить на того, кто провозгласил в педагогике принципы самоуправления, демократизма, чьё творческое наследие стало вровень с самыми значительными достижениями научной мысли XX в. Деятельность А.С. Макаренко признана во всём мире, стала синонимом передовых методов обучения и воспитания. По решению ЮНЕСКО 1988 г. был объявлен Годом Макаренко и отмечался во всех странах.
В наши дни воспитывать так, как это делалось, скажем, тридцать лет назад, - нельзя. В наши дни происходит сложная перестройка отношений между человеком и окружающим его миром...
Нынешнего ребёнка, подростка, юношу отличает наличие духовных потребностей, стремление к их удовлетворению. В становлении этих потребностей, в их развитии и углублении и заключается мастерство и искусство воспитания. Воспитание в нашем обществе, в наши дни может быть полноценным лишь тогда, когда творческая деятельность становится для ребёнка потребностью, удовлетворение которой приносит высшее наслаждение. Отношение школьника к знаниям с каждым годом всё больше определяется тем, какое место в его духовной жизни занимает труд, озарённый умственным, интеллектуальным творчеством. Исключительно важно и то, чтобы человек сам стремился воспитывать, развивать, обогащать свой разум. И об этом, прежде всего, заботится учитель, если он подлинный мастер-воспитатель.
Подлинный мастер педагогического процесса может представить себе, кого он воспитывает лишь тогда, когда он видит своего питомца в перспективе, в будущем. Известный тезис А.С. Макаренко о проектировании человека приобретает в наши дни характер важнейшего правила практического воспитания.
Наше общество находится в состоянии непрерывного, постоянного нравственного, духовного, культурного развития. Того, что нас удовлетворяет сегодня, через десять лет будет мало. Воспитание может быть построено на требованиях сегодняшнего дня. Мерка нравственных, духовных, культурных критериев, которой пользуется настоящий воспитатель, должна быть рассчитана на то время, когда ребёнку, впервые переступившему порог школы, исполнится восемнадцать лет – когда он станет зрелым, полноправным гражданином. Одним из самых распространённых недостатков практики воспитательной работы школ является то, что учителя забывают простую, но мудрую истину: ребёнок, которого мы сегодня воспитываем, не вечно остаётся ребёнком, завтра он станет подростком, послезавтра – мужчиной, мужем, отцом, гражданином. Строить воспитание в детстве так, чтобы оно было рассчитано на отрочество и юность, на зрелость – в этом одна из основных педагогических истин и закономерностей.
Педагог проектирует личность, видит её сегодня и в будущем, знает тончайшие движения человеческого сердца. Он – наставник, учитель жизни, воспитатель нравственности. Независимо от того, какой предмет он преподаёт, учитель, прежде всего – воспитатель.
Самой главной чертой подлинного воспитателя является умение видеть в школьнике личность человека, умение разглядеть в нём многообразные (положительные и отрицательные) черты. Огромное значение имеет культура педагогического воздействия на школьника. Мастерство, искусство заключается здесь в том, чтобы заронить в сознание маленького человека то зёрнышко мысли, которое способно дать могучую поросль раздумий о собственной судьбе, о будущем, о жизни, о людях…
Конечно, школьный учитель не застрахован от ошибок. Имеет ли он право на ошибку? На этот вопрос ответить нельзя, ответить однозначно, да и ошибки бывают разные. Допустил, например, неточность в объяснении и не поправился, надеясь, что не заметят. В другой раз что-то пообещал, но не сделал, даже забыл; пригласил родителей в школу, а сам ушёл. Большинство ошибок связаны с несдержанностью, раздражением учителя.
Врач-психотерапевт А.А. Дубровский, исследовавший состояние здоровья школьников, пришёл к выводу, что наиболее распространённый дидактогенный невроз чаще всего возникает по вине учителя. Неосторожно сказанное обидное слово, унизительные эпитеты («дуб», «пень», «ноль», «тугодум», «ремня бы тебе»), перегрузка заданиями и поручениями, опрос с пристрастием, недоверие и многое подобное является источником болезни подростка. Поведи учитель иначе, и недуг можно предотвратить. Просто надо, вероятно, чаще вспоминать педагогическую тактику А.С. Макаренко. В его школе-коммуне были воры, насильники, бандиты, но ни он сам, ни его соратники-педагоги не позволяли себе оскорбить кого-либо из воспитанников. Уважительность, доверие, милосердие играли в воспитательной системе А.С. Макаренко не последнюю роль.
Не надо забывать, что каждый промах нарушает ту целостность, из которой складывается уважение к учителю. Он не может, не должен быть двуликим – хорошим преподавателем и плохим человеком. Если же это случается, нарушается духовная связь между воспитателем и воспитанником без возможности её восстановления. Истинный профессионал не допустит этого.
Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива. На практике эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем приёме. В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив.
В последние годы в психолого-педагогических исследованиях, посвящённых начальной школе, всё большее внимание уделяется социальным аспектам учебной деятельности: видам, формам и способам взаимодействий участников процесса обучения.
|
|
|
Рисунок № 1
Основные факторы, оказывающие влияние на психологию группы
|
|
|
В работах В.К.Дьяченко, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман доказана доступность и необходимость целенаправленного формирования совместных учебных действий младших школьников друг с другом и учителем. В то же время можно констатировать, что такая важная часть школьной жизни, как внеучебная деятельность и её богатейшие возможности в плане социализации ребёнка 7-10 лет, остаётся малоосвещённой и изученной. Между тем именно внеурочная деятельность позволяет включить в сферу школьных контактов «ребёнок-взрослый» не только учителей, но и родителей.
Опыт показывает, что взаимодействие учитель-ученик положительно влияют на обе стороны лишь в том случае, когда есть к этому предпосылки. В этом случае немалую роль играет педагогическое мастерство. Когда есть взаимопонимание между учителем и учениками, а у воспитанников между собой, тогда и процент успешности как в учебном процессе, так и во внеклассной работе намного выше. Следовательно, каждый педагог должен начинать свою работу с изучения личности каждого ребёнка и психологии детского коллектива.
А.С. Макаренко утверждал, что «вопросы воспитания, методику воспитания нельзя ограничивать вопросами преподавания, тем более, что воспитательный процесс совершается не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре нашей земли. И надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием. Значит, ни в коем случае нельзя представить, что эта воспитательная работа может быть только в классе. Воспитательная работа руководит всей жизнью ученика».
Из опыта работы замечено, что отношение учителя к ученику должно носить не просто официальный, но и товарищеский, дружеский характер. Чисто деловые отношения воспринимаются учениками как бездушные, а часто и как враждебные им. Человечность же учителя вызывает ответную человечность учеников, которые начинают понимать, учитель так же, как и они, переживает, радуется и огорчается.
Учитель обязан относиться к каждому ученику как к личности, уважать его. Неуважение к личности ученика может привести к самым неожиданным, а иногда к тяжёлым последствиям. Мера требовательности учителя к ученику – это своеобразная мера уважения к нему.
Требовательность учителя должна быть доброжелательной, требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам.
Таким образом, педагог, на стадии развития и становления современного общества, всегда был и остаётся педагогом с «большой буквы». Не смотря на низкую зарплату, на бедность материальной базы образования настоящий педагог остаётся верен своему делу и несёт ответственность за качество знаний своих учеников.
Литература
1. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю. М., 1988.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и авт. Вступит. Статьи В.С.Хелемендик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Политиздат, 1990.
4. Рубцов В.В. Организация и развитие советских действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
5. Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. поиск. Воспоминания. Страницы литературы /Ред.-сост. Д.Л.Брудный, - М.: Политиздат. 1991.
6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
|
|
|
Формирование личности молодого рабочего в условиях интеграции
производительного труда и обучения в системе НПО
Горяйнова Н.Н.,
зам. директора по учебной работе, ГОУ НПО ПУ № 17 г. Абаза
Решение задач, стоящих сегодня перед системой НПО, немыслимо без учёта опыта педагогики прошлых лет. В этом отношении важное значение имеет период 20-30 годов, прежде всего труды замечательного воспитателя – практика, теоретика педагогики Антона Семёновича Макаренко. В молодом советском государстве интенсивно начала развиваться профессиональная педагогика, как самостоятельная отрасль научного знания. Резкая, далеко не всегда оправданная критика дореволюционной системы подготовки кадров, сочеталась с поиском новых путей профессионального образования рабочего класса.
Вопрос интеграции общеобразовательной и профессиональной школы в разные периоды истории решался по-разному, с учётом потребностей общества.
Так, в 30-х годах они были разведены, так как резкая нехватка рабочей силы побудила сделать акцент на краткосрочных формах подготовки рабочих непосредственно на производстве. Резко сократились сроки обучения. В 1940 году была создана система государственных трудовых ресурсов, а с конца 50-х годов профессиональные училища вновь стали составной частью общей системы образования страны.
В настоящее время система НПО также предполагает интеграцию общего и профессионального образования. Творческое использование наследства выдающегося советского педагога помогает решать поставленные задачи по воспитанию личности будущего рабочего.
Вопрос совмещения обучения с производительным трудом прослеживается на протяжении всей деятельности А.С. Макаренко. В сентябре 1920 года он был назначен заведующим колонией для малолетних правонарушителей под Полтавой. С первых месяцев талантливый педагог привлекает воспитанников к решению практических жизненных задач, пытается пробудить в них желание трудиться.
Весной 1921 года А.С. Макаренко пришёл к выводу, что нельзя ограничиться лишь вовлечением воспитанников колонии им. М.Горького в решение хозяйственных задач, нужно систематическое научное образование, духовное и физическое развитие каждого колониста. Он шёл к реализации идеи соединения образования с трудом. При этом А. С. Макаренко был решительно против фетишизации труда как воспитательного средства, «…труд как воспитательное средство возможен только как часть общей системы». В лекции «Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе» А.С Макаренко говорит: «…перековка характера и перевоспитание правонарушителя возможны только при условии полного среднего образования», «…неполное среднее образование не даёт такой уверенности, как полное».
Сегодня в училищах учатся не правонарушители, но социальный и психологический анализ контингента показывает, что эти дети требуют особого подхода.
Так, в 2006-2007 учебном году обучалось в училище 336 чел: из многодетных семей - 24 чел, из неполных семей - 101 чел, имеют одну мать - 84 чел, имеют одного отца - 17 чел, неблагополучных семей -14, состоят на учёте в ИДН - 7 чел, обучается сирот - 24 чел.
В процессе производственного обучения, производственной практики, изучения специальных и общеобразовательных предметов у обучающихся формируются не только профессиональные ЗУН, но и личностные качества. Будущим рабочим прививается профессиональная этика, вежливость, дисциплинированность, добросовестность и личная ответственность. Сегодня они должны быть социально зрелыми, иметь свои нравственные убеждения, морально устойчивыми, способными самореализовать себя, повышать профессиональный уровень.
Анализ интересов, мотивов обучения первокурсников показывает, что при поступлении в училище только 1 % в дальнейшем желают учиться в ВУЗах и техникумах. В процессе профессионального образования интересы молодых людей меняются, после училища (в год выпуска) 15-20 % выпускников поступают в институты и техникумы. В дальнейшем многие становятся высоко профессиональными специалистами, руководителями разных уровней.
А.С. Макаренко всячески поощрял стремление воспитанников к повышению уровня образования. В 1930 году в коммуне им. Ф.Э Дзержинского (новое название с 29 декабря 1927 года) вводится хозрасчёт, от выполнения отдельных случайных заказов здесь переходят к выпуску массовой продукции. Для коммунаров притягательной становится школа. Семилетка уже их не удовлетворяет, в коммуне открывается рабфак машиностроительного института, обучение всячески поощряется.
Вот выписка из постановления комитета комсомола от 8 июня 1934 года: « Комитет комсомола коммуны постановил выделить стипендии имени 15-летия ЛКСМ лучшим коммунарам-комсомольцам, поступившим в ВУЗ-ы, в размере 50 рублей в месяц». Одновременно по решению педагогического совета выпускнику школы, поступившему в ВУЗ, выплачивалось единовременное пособие в размере 600, 400 или 300 рублей в зависимости от отношения к учёбе, труду.
Из коммуны выходили люди с полным средним образованием и квалификацией 6-7 разряда металлообрабатывающих и оптических специальностей. Происходило расширение производства, завод «ФЭД» в 1935 году уже состоял из 4-х корпусов, на нём трудились инженеры из числа бывших коммунаров. Большинство этих людей затем успешно оканчивали ВУЗ-ы, техникумы, становились руководителями производств, агрономами, врачами, педагогами, юристами и военными.
Большую роль в формировании личности молодого рабочего А.С. Макаренко отводил воспитанию дисциплины. В работе «О моем опыте» он пишет: «Дисциплина- это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убеждённость. Все, что есть в коллективе, в конечном счёте, принимает форму дисциплины», «...нельзя говорить о дисциплине как средстве воспитания. Я могу говорить о дисциплине как о результате воспитания. Этот результат проявляется даже тогда, когда человек, оставаясь наедине, должен знать, как поступить». В процессе производительного труда у молодого человека формируется особое отношение к дисциплине: это - чёткое понимание того или иного заказа, стремление лучше сделать свою работу, готовность выполнить свой долг, обладать инициативной и творческой волей.
В «Лекциях о воспитании детей» дисциплинированным А.С. Макаренко считает такого человека, «…который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдёт в себе твёрдость продолжить такое поведение до конца, несмотря ни на какие бы то ни было трудности и неприятности».
В училище воспитание дисциплины предусмотрено при реализации программы «Семья», «Патриот», «Здоровье», осуществляется контроль за посещаемостью обучающихся, работает Совет профилактики, Совет старост. Педагоги стремятся к воспитанию сознательной дисциплины как результата всего воспитательного процесса.
Большую роль в становлении личности молодого рабочего А.С. Макаренко отводил коллективу. В работе «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» он отвечает на вопрос: что такое коллектив? «Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище», При этом он не отделяет детский коллектив от коллектива педагогов, «…коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив, и, кроме того, коллектив педагогический». Причём он считает, что не нужно воспитывать отдельного человека, а создавать коллектив, «сбивать его, придавать ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой». Воспитанники А.С. Макаренко привлекались к управлению производством, взаимодействовали друг- с другом, решая общие задачи.
В современных условиях также актуально наличие у человека способности взаимодействия с другими людьми в разнообразных ситуациях, развитие социальной компетентности. Воспитание этих качеств главным образом происходит в коллективе, в процессе совместного учебного и производительного труда.
Много лет училище выполняет заказы жителей и предприятий города Абаза на изготовление сварочных, строительных и ремонтных работ. Обучающиеся производят своими руками замечательные изделия, пользующиеся спросом у населения. Заработанные денежные средства пополняют внебюджетный фонд училища и используются для улучшения образовательного процесса. Так в 2006 году реализовано товаров и услуг, произведённых в мастерских на сумму 286 525 руб., за 9 месяцев 2007 года - 204 866 руб.
Педагогами училища успешно применяются различные технологии коллективной творческой деятельности (КТД). Небольшие проекты по теоретическому и производственному обучению дают хорошие результаты, формируют навыки коллективного труда, воспитывают ответственность, развивают творчество и интерес к будущей профессии.
Например, проект благоустройства двора училища «Наш дом» продолжался 2 года, в нём приняли участие обучающиеся по профессиям: «Сварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Хозяйка усадьбы», « Мастер общестроительных работ». Изготовлены кружевная изгородь, фонари для освещения аллеи, разбиты клумбы, отремонтирован фасад здания.
К сожалению, опыт А.С.Макаренко и его практические достижения не стали в середине 30-х годов достижением широкой педагогической общественности. Были разведены задачи общеобразовательной и профессиональной школы.
В настоящее время в условиях интеграции производительного труда и образования в системе НПО педагогическое наследие А.С.Макаренко вновь актуально. Это педагогика сегодняшнего и завтрашнего дня.
Творческое использование наследства выдающегося советского педагога помогает решать задачи, стоящие перед педагогами профессиональных училищ в становлении личности молодого рабочего.
|
|
|