|
Литература
1. Аджиева Е.Н.и др.50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
2. Дереклеева Н.И.. Родительские собрания в 1-11 классах. М.: «Вербум-М», 2001.
3. Макаренко А.С.. Сочинение в 7-ми томах, т.4 М.,1957.
4. ОБЖ. Основы Безопасности Жизни №6, Издательство «Русский журнал», 2000.
5. Сухомлинский В.А.. Сердце отдаю детям (на английском языке). М.: «Прогресс», 1981.
|
|
|
Формирование личностных качеств у учащихся и потребности развития
профессиональных навыков
Савина Т.Ю., мастер производственного обучения ГОУ НПО ПУ № 6
Труд «вообще» не является воспитательным средством.
Воспитательным средством может быть такой труд,
который организован определённым образом, с определённой целью,
труд как часть всего воспитательного процесса
А.С. Макаренко
Пройдя через детские годы, человек с началом юности испытывает второе рождение. И если есть мир детства и мир взрослости, то с полным правом можно сказать, что есть ещё один, особый «третий», лежащий между ними - мир юности. Верно то, что упущено в раннем детстве, или в первые школьные годы, или в начале переходного возраста, восполнить в последствии бывает трудно; трудно исправлять достаточно прочно сложившиеся привычки, черты характера, свойства личности. Воспитывать легче, чем перевоспитывать. В годы юности происходят очень существенные изменения и в стремлениях личности, и в формах его самоорганизации. Личность, это нечто особое, не похожее на других. Молодой человек хочет утвердиться среди окружающих его людей. Он хочет, чтобы его замечали. Отсюда тенденция к «самопоказыванию» в разных формах, выражающая в манере двигаться, говорить, одеваться; в своеобразных оценках явлений быта, ученической жизни и искусства, в особенных словечках и выражениях, в непринятии некоторых общепринятых положений и другие.
Желание выделиться среди сверстников приобретает самые разнообразные формы. С одной стороны, это могут быть, чисто внешние формы поведения, а с другой стороны-свойства характера. Мастер производственного обучения должен создавать необходимые условия, способствующие разностороннему развитию подростков. При поддержке мастера п/о учащиеся могут реализовать себя в различных делах, организуемых походах, творческих мероприятиях. Если желать добро юному человеку, то можно делать все возможное для того, чтобы стимулировать его трудовое, моральное созревание. Физическая зрелость наступает раньше зрелости социальной, социальная запаздывает в развитии, что приводит к ряду проблем у подростков. Чем больше берем учащихся под свою опеку, тем меньше они проявляют самостоятельность. Чем больше будем им доверять, тем они быстрее привыкнут к самостоятельной жизни и к порядку.
Человек начинает привлекаться и приучаться к труду с раннего возраста. Развитие нравственных качеств неразрывно связано с развитием трудолюбия. А.С. Макаренко говорил: «В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка» [2].
В мастерской училища, где проходит занятия по профессии, учащиеся учатся штукатурить кирпичные стены, двери, окна, выкладывать плитку, рисовать, срисовывать. И кроме того, учатся думать и вкладывать душу в творчество. Вся эта деятельность оказывает непосредственное влияние на формирование профессионально значимых качеств у учащихся. И всему этому их научит мастер п/о. В мастерских учащиеся чувствуют себя свободнее, чем на занятиях, ведь в мастерских они трудятся творчески.
С первого взгляда, учащиеся очень похожи друг на друга. Все они штукатурят стены, рисуют по заданию мастера п/о. Учащиеся постепенно осваивают навыки своей сложной профессии. Однако довольно скоро за внешним однообразием начинают проступать индивидуальные особенности поведения и отношения к труду каждого учащегося. Одни из них чаще других нарушают дисциплину и вызывают нарекания мастера. Другие работают с перерывами, и часто отвлекаются. Третьи, напротив, трудятся усердно и напряжённо. Эти развития постепенно проявляются всё более отчётливо, и создаётся чёткое представление о том, как относится к делу каждый. Это позволяет выделить типичные стили поведения учащихся на занятиях, и в соответствии с этим выделить тип поведения учащихся (см. таб. № 1).
Таблица № 1 Тип поведения
|
|
|
Тип поведения
|
Характер
|
|
|
1 тип: стремящийся
|
Деловой, ответственный
|
|
|
2 тип: неустойчивый
|
Смена настроения от активного к пассивному
|
|
|
3 тип: апатичный
|
Практически безразличен к работе и сотрудничеству
|
|
|
Первый тип поведения является самым ярким и выделяющимся на фоне. Эти учащиеся увлечённые, проявляющие самозабвенное отношение к своей работе. Трудятся упорно, внутренне способны, серьёзны, дисциплинированны: нет нужды перерывов в работе, почти нет лишних движений. Постоянно с кем-то советуются. Получив очередное задание мастера, учащиеся начинают сразу же его выполнять, и ритмично работают, вплоть до завершения задания. Они очень редко обращаются за помощью к мастеру п/о, стремясь самостоятельно преодолеть возникающие трудности, со временем хорошо учатся, работают. Контроль за их работой не нужен, все они находятся на хорошем счету, а некоторые завоевывают первые места в конкурсах, соревнованиях. Отношения со сверстниками во время занятий - деловое, часто помогают товарищам. Одна из наиболее характерных особенностей поведение этих учащихся – они продолжают работать, чтобы быстрее выполнить задания, данное мастером п/о. По сравнению с другими, эти учащиеся пойдут далеко вперёд. Это вполне серьёзные и взрослые люди.
Второй тип – поведения на уроках п/о отличается не ровностью, а аритмичностью. Для них характерны частые смены настроения, и это отражается на отношении к делу. Учащийся может относительно долго и упорно работать, а потом вдруг под влиянием какого - ни будь отвлекающего обстоятельства и без причины оставить свою работу и возвращаться к ней уже с видимым усилием, неохотно. То он трудится с интересом и увлечением, а то – нехотя, словно по принуждению. Если учащиеся 1-ой группы стараются самостоятельно преодолевать возникающие в работе трудности, то эти обучающиеся за помощью к мастеру или другим учащимся. Часто из-за этого сбивается рабочий ритм. Для этого типа способ преодоления трудностей - нерациональные, лобовые решения задач, возникающие при выполнении заданий. После перерыва, приступают к работе, как правило, не спеша, продолжая начатые на перерывах разговоры, и раскачиваются лишь после нескольких замечаний мастера. В целом поведение этих учащихся неустойчиво, разбросано, у них нет постоянной концентрации, внимания на работе.
Третий тип – создаётся впечатление, что учащиеся работают вынужденно, к занятиям относятся отрицательно. Получив задания от мастера, они стараются, как можно дольше, не приступать к его выполнению. Стоит мастеру отойти на минуту к другому учащемуся, как сразу начинаются разговоры, шалости, беготня по мастерской. Создаётся впечатление, что учащиеся находятся на гране срыва, и вообще, работают только благодаря контролю мастера. Однако сами они редко обращаются за помощью к мастеру. Трудности не мобилизуют их, напротив, только мешают. Перерыв ждут с нетерпением и тут же приостанавливают работу, в какой бы стадии она не находилась. Даже когда есть возможность закончить работу быстро, они копаются, то и дело отвлекаются. После отдыха к работе приступают явно неохотно. Когда учащиеся приходят первый раз в группу, то их можно сравнить с сырой глиной, из которой можно вылепить любой вид изделия, а уж какого качества он будет, зависит от изготовления.
Делая выводы после первого года обучения, после применения всех видов анкет и собеседования, можно точно сказать, что мастер п/о знает хорошо группу, но если работать вместе с классным руководителем синхронно, результаты становятся лучше. Классный руководитель очень хороший помощник мастеру, так как классные часы, политинформации вдохновляют и облагораживают. В конце второго курса они готовы к самостоятельному труду на практике. На 3-ем курсе учащиеся могут все, умеют в управлении и контроле не нуждаются. Мастер для кого–то становится близким и родным, и помнят они его очень долго. Для мастера п/о три года каждой группы проходит как одно целое. Хочется пожелать всем: любите своих воспитанников, и они обязательно ответят добротой. Не обязательно быть красивым с наружи, лишь бы вы были красивы внутри, внутренний мир человека гораздо богаче и интересней – это мое личное мнение, и я этим всегда руководствуюсь и вам советую.
Мониторинг роста личностных качеств (см. таблицы № 2, 3, 4)
Таблица № 2. Метод анкетирования и наблюдения
|
|
|
№ п/п
|
Название
|
1 курс
|
2 курс
|
3 курс
|
|
|
1
|
Активность
|
45%
|
60%
|
85%
|
|
|
2
|
Самостоятельность
|
25%
|
57%
|
82%
|
|
|
3
|
Ответственность
|
30%
|
62%
|
90%
|
|
|
Таблица № 3. Рост успеваемости по предметам
|
|
|
№ п/п
|
Кол-во уч-ся
|
1 курс, 2003-2004г.
|
2 курс, 2004-2005г.
|
3 курс, 2005-2006г.
|
Выпуск
|
|
|
1
|
32
|
7 хорошистов
|
|
|
|
|
|
2
|
30
|
|
8 хорошистов
|
|
|
|
|
3
|
29
|
|
|
13 хорошистов
2 отличника
|
13 хорошистов
2 отличника
|
|
|
Таблица № 4. Рост повышенных разрядов
|
|
|
Профессия
|
1 курс 2003-2004г.
|
2 курс 2004-2005г.
|
3 курс 2005-2006г.
|
|
|
штукатур
|
1 разряд - 24 уч-ся
2 разряд - 6 уч-ся
|
2 разряд - 4уч-ся
3 разряд - 26 уч-ся
|
3 разряд - 24 уч-ся
4 разряд - 5 уч-ся
|
|
|
каменщик
|
1 разряд - 24 уч-ся
2 разряд - 6 уч-ся
|
2 разряд - 4 уч-ся
3 разряд - 26 уч-ся
|
3 разряд - 24 уч-ся
4 разряд - 5 уч-ся
|
|
|
Исполнитель
художественно-
оформительских работ
|
1 разряд - 30 уч-ся
|
1 разряд - 5 уч-ся
2 разряд - 25 уч-ся
|
2 разряд - 7 уч-ся
3 разряд - 12 уч-ся
4 разряд - 10 уч-ся
|
|
|
Литература
1. Кубраков Г.М. По заветам Макаренко. Труд – культура – нравственность. М., «Просвещение», 1987. – С. 91.
2. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск, Из-во «Народная асвета», 1977. – С. 42.
|
|
|
Взгляд А.С.Макаренко на вопрос детского чтения
Сагатаева Х.Б., учитель Красноключинской ООШ Алтайского района
Только школа и книга могут определить
наше движение вперёд.
А.С. Макаренко
Вся жизнь великого педагога была связана с литературой; «учили меня книги», - писал он в статье «Максим Горький в моей жизни». Книги же помогали Антону Семёновичу в воспитании колонистов.
А.С. Макаренко постоянно обращался к литературе не только как читатель и как писатель. Он являлся одним из пропагандистов литературы в советском обществе, и в первую очередь в среде тех, с кем общался непосредственно. Начинающим воспитателям он советовал читать книги его любимого писателя А.М.Горького.
Педагоги, работавшие в колонии имени А.М.Горького, должны были руководить чтением воспитанников: знать, что читает каждый, «читает ли газеты, книги, получает ли их сам в библиотеке или читает случайные книги, интересуется ли он определёнными темами или читает все без разбора»
«Одна из величайших и прекрасных особенностей советской литературы, - писал он, - постоянно, неиссякаемое звучание гуманизма, пленительная красота лучших человеческих стремлений, о которых на протяжении всей истории мечтали самые совершенные люди»
«Каждая книга для детей, прежде всего, должна преследовать воспитательные цели, - писал он в статье «Воспитательное значение детской литературы».
Художественная литература не должна развивать в ребёнке только воображение или ставить перед собой узкопознавательные цели. Точно так же нельзя выделять какую-нибудь специальную политическую цель, потому-то каждая наша книга должна быть наша книга должна быть книгой политической. Но как раз в области политического воспитания у нас часто грешат «толстой логикой», не замечая всей её неповторимости и вредности…»
В другом труде, посвященном проблемам детской литературы, А.С. Макаренко писал, о неограниченности тематике книг для детского чтения: «Трудно представить себе такую тему, которая не могла бы быть предложена детям. Даже любовь, обыкновенно половая любовь, не может быть исключена из сферы «детской» тематики, во всяком случае, можно представить себе книгу для детей, в которой будет написано: «Он женился на ней, и они любили друг друга».
О том, какими должны быть детские книги, сказано А.С.Макаренко в статье «Воспитательное значение детской литературы»: «В нашей книге должно быть много энергии, смеха, проказливости все это прекрасные детские черты, определяющие силу характера, его мажорность, его устойчивость и коллективизм. Наша детская книга должна быть ярко жизнерадостной».
А.С. Макаренко большую роль отводил такому жанру, как сказка. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжном полке каждой семье был сборник сказок».
Он утверждал при выборе книг для детей раннего возраста « нужно отбросить те сказки, в которых говорится о нечистой силе, о черте, о бабе–яге, о лешем, водяном, русалке. Такие сказки можно предложить детям только в старшем возрасте. В младшем же возрасте лучшими сказками будут сказки о животных.
Особое значимым этапом в организации детского чтения А.С.Макаренко справедливо считал период, когда начинается обучение ребёнка грамоте. Ребёнок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает с неохотой, с трудом преодолевая те технические затруднения, которые ставят перед ним буква и самый процесс чтения. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и не которую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
Не упускал педагог и таких, казалось бы, мелочей: «Книги нужно приобретать самые доступные, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстрации. Если даже ребёнок ещё не может прочитать их, то они, во всяком случае, возбуждают у него интерес к чтению и желанию преодолеть трудности грамоты.
Знакомство с книгой … должно начинаться с чтения вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо ни был грамотен ребёнок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребёнка и выработать в нём привычку критически относятся к прочитанному. Независимо от чтения вслух необходимо постоянно прививать ребёнку и охоту самому посидеть за книжкой. Самостоятельное чтение ребёнка направляется преимущественно школой, особенно в старшем возрасте, но и родители могут принести много пользы, если не оставят это чтение без своего внимания. Это внимание должно выражаться в следующем:
а) должен контролироваться самый подбор литературы, так как ещё и теперь приходится наблюдать, как наши дети держат в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;
б) родители должны знать, как ребёнок читает книгу:
в) наконец, необходимо приучать ребёнка к бережному отношению к книге.
Но обязательно и семейное обсуждение прочитанного или, по крайней мере, разговор по поводу его…. Во время такого разговора не нужно родителям употреблять специальный поучительный тон. Обсуждение прочитанного должно иметь характер свободной беседы, и будет лучше, если такая беседа возникает как будто нечаянно по поводу того или иного домашнего дела или сказанного кем-нибудь слова. Если таких хороших поводов не найдётся, можно просто спросить, что сегодня интересного в газетах».
|
|
|