|
Современные направления работы с родителями (из опыта работы)
Современные направления работы с родителями
(из опыта работы)
Работая в средней группе, я так же как и воспитатели других возрастных групп нашего детского сада, стремлюсь вооружить родителей необходимыми педагогическими знаниями и умениями, для того чтобы вместе с семьей успешно решать задачи всестороннего воспитания детей. Помимо ежедневных индивидуальных бесед с родителями также проводится работа со всем коллективом родителей. Эффективной формой педагогического просвещения родителей являются наблюдения в детском саду. Родителям предоставляется возможность увидеть, например, как их дети самостоятельно умываются, едят, дежурят по столовой, помогают воспитателю в подготовке к занятиям, убирают после игры игрушки. После таких наблюдений можно провести консультацию по трудовому воспитанию детей для всех родителей группы. В течение года родителям показываются разные виды занятий с детьми в детском саду: по развитию речи, математике, музыкальное, аппликации и др. Это позволяет родителям получить конкретные представления о содержании воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и помогает нам, воспитателям, дать рекомендации родителям о том, как продолжать эту работу в семье.
В летний период значительная часть детей уходит в отпуск с родителями: кто-то едет в деревню, кто-то на море, кто-то остается в городе… Во время отпуска родители постоянно общаются с ребенком, видят его в разных ситуациях, отмечают положительные и отрицательные поступки. Всеми своими радостями, сомнениями, тревогами родителями делятся с воспитателем, конечно, если раньше между ними установилось доверие, если родители привыкли обращаться к воспитателю своего ребенка за помощью.
В своей работе я пытаюсь использовать различные формы взаимодействия с родителями:
Формы работы с родителями.
Массовые
- совместные мероприятия педагогов и родителей:
родительские собрания
конференции
вечера для родителей
- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
дни открытых дверей
совместное творчество (например в нашей группе, семейный клуб оригами)
праздники
родительские собрания
выпуск газеты
концерты (совместные выходы в Органный зал, зал им. С. Садыковой, организация концертов в музыкальном зале д/с – когда каждая семья готовит свой номер)
соревнования
II. Индивидуальные
беседы
консультации
посещения на дому
выполнение индивидуальных поручений
III. Наглядно - информационные
информационно - просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
информационно - аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
День открытых дверей (проводим 1 раз в год – в марте – апреле) является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети. Мы планируем выпускать газету ежеквартально, первый выпуск газеты назначен на 1 июня 2009. На данный момент идет разработка макета газеты, сбор информации по интересующим родителей вопросам и др.
С сентября планируем открыть семейный клуб оригами. Организация семейного клуба – кропотливое и энергозатратное мероприятие, зато сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. Такая форма работы может помочь не только наладить детско – родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок - необходимый элемент работы клуба. По мнению самих родителей оригами:
-
стимулирует развитие эмоциональной сферы (радость от сделанного своими руками, умение порадоваться чужому успеху, сочувствие и помощь и т.д.)
становится предметом совместной деятельности родителей и детей, еще одним аспектом общения, обмена эмоциями, информацией; увеличивает совместное времяпрепровождение ребенка и родителей, когда появляется общее увлечение, общее дело, способствующее сплоченности;
развивает художественный вкус;
-
задействует познавательную сферу (выполнение поделки сопровождается сказками, историями, повествованием); развивает фантазию;
обязательно отмечается взрослыми, создавая задел для доверия и авторитетности специалистов детского сада, являющихся основой для сотрудничества.
Работы детей и взрослых, семейные поделки используются в оформительской части при проведении родительских собраний (психолого – педагогических вечеров), а также в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и пр.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары – практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, новинки педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОУ, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Я считаю, что положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семей воспитанников. Сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по – разному. Важно только подходить к работе с любовью и творчески, избегая формализма.
|
|
|