Главная страница

Тема: Декабрьские события 1986 г в Казахстане: причины и следствие


Скачать 1.66 Mb.
Название Тема: Декабрьские события 1986 г в Казахстане: причины и следствие
страница 1/8
Дата 05.04.2016
Размер 1.66 Mb.
Тип Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8

Тема: Декабрьские события 1986 г. в Казахстане:

причины и следствие.
Цель: создать учебно - познавательную среду, способствующую

мобилизации познавательной активности учащихся, развитию

интеллекта, творческого потенциала, исторического мышления.

Задачи:

1.определить причины, повод, характер Декабрьских событий 1986 г.

в Алматы, выяснить последствия, нравственные и политические

уроки.

2. Продолжить работу над формированием умений анализировать

данные различных источников; давать оценку событий; отработка

навыков по установлению причинно-следственных связей.

3.Воспитание активной жизненной позиции, формирующей личность.

Иметь: знания о причинах, поводе, характере , последствиях Декабрьских

событий 1986 г. в Алматы, нравственных и политических уроках.

Уметь: анализировать данные различных источников; давать оценку

историческим событиям; устанавливать причинно- следственные

связи.

Понятия: волюнтаризм, манкурт, национализм, протекционизм.

Оборудование: карта РК, портреты: Колбина Г. В., Кунаева Д. А.,

Рыскулбекова К.

иллюстрации: «Разгон демонстрации», «Декабрьские события 1986 г.»,

«Монумент Независимости»

Музыкальное оформление: кюй Курмангазы «Сары Арка»

Литература:

1. Из Постановления ЦК КПСС «О работе Казахстанской

республиканской партийной организации по

интернациональному и патриотическому воспитанию

трудящихся». (История Казахстана. Учебник 11 класс) - 2004

г., с. 119- 121 )

2. Из выводов комиссии Президиума Верховного Совета Каз.

ССР ( История Казахстана. Учебник 11 класс, с. 123-125)

3. Нарикбаев М. С. Хроника Алмаатинских событий (по

материалам Конституционного суда РК) - 2003 г., с. 23-17

4. Жиенгалиев Г. Тайна гибели К. Рыскулбекова.- «Казахстанская

правда», -1992, 7-13 марта.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

знаний.

Вид урока: нестандартный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

интерактивный

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,

малые группы, творческая группа, элементы ролевой игры

Опережающее задание:

1.Сочинить стихотворение по теме, используя материалы газет

«Казахстанская правда» о К. Рыскулбекове.

2.Составить обращение к молодому поколению «Политические и

нравственные уроки Декабрьских событий», используя материалы

Журсимбаева С.Еще раз о Декабрьских событиях». Из кн.: Аяган

Б.Новейшая история. Учебник для 9 классов.- Алматы, Атамура, 2005 г.

с.278 и материалы Январского Пленума ЦК КПСС1987 г.

3.Подготовить биографию Колбина Г.В.

4.Найти определение понятий волюнтаризм, протекционизм, манкурт,

национализм.

5.Подготовка ролевой игры с использованием материалов Нарикбаева М. С.

Хроника Алмаатинских событий.
Ход урока.

I. Оргмомент.

1. Водно-мотивационная часть.

Музыкальное сопровождение (на фоне музыки говорит учитель)

Ребята, обратите внимание на эту иллюстрацию.

Вам знакомо это монументальное сооружение в виде стелы с величественным «золотым человеком» , который управляет барсом?

В честь какого события воздвигнут Монумент Независимости? Он воздвигнут на том самом месте, где алмаатинская молодежь в студеные декабрьские дни выразила протест против диктата центра.

И сегодня на уроке мы будем говорить о причинах, поводе, характере, последствиях, нравственных и политических уроках Декабрьских событий

Запишите тему урока.

На уроке мы будем продолжать учиться добывать знания самостоятельно, работая в малых группах, индивидуально; анализировать данные различных источников; давать оценку историческим событиям ; устанавливать причинно-следственные связи.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Эпиграф: «Мы - казахи, издревле мечтавшие о свободе».

Именно с этими словами вышла казахская молодежь на площадь Брежнева.

II. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

На уроке мы должны знать, что означают термины «волюнтаризм», «протекционизм», «национализм», «манкурт», чтобы правильно употреблять их в своей речи. (Опережающее задание, учащиеся объясняют термины, учитель прикрепляет их на доску)

2. Самостоятельная работа учащихся.

Группа 1 «Биографы» (опережающее задание)

Биографическая справка о Колбине Г. В. , Рыскулбекове К.

Группа 1 «Историки»

Работая с текстом учебника ( с. 94., материалами из Постановления ЦК КПСС «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся» (с. 119 аб.5, 6), расскажите о V Пленуме ЦК КПСС и его решениях.

Объясните, в чем обвинили Кунаева Д. А.?

Группа 2 «Историки»

Составить таблицу «Хроника событий 16-18 декабря 1986 г.», опираясь на материалы учебника (с. 94-96), материалы Конституционного суда РК (с. 34-35)

Расскажите о Декабрьских событиях.


Дата, время

Событие









Группа «Аналитики» 1

Работая с текстом учебника ( с.92-93), «Выводами комиссии Президиума Верховного Совета КССР по окончательной оценке событий в Алматы 17- 18 декабря 1986 г. ( с. 123-124), материалами Конституционного суда РК ( с. 33), дайте анализ причин Декабрьских событий , назовите повод для массовых волнений.

Причины: 1. Недовольство низким жизненным уровнем , социальной несправедливостью.

2. Противоречие между традиционно- командными действиями центра и провозглашенными демократическими принципами перестройки.

Группа «Аналитики» 2

Работая с текстом учебника (С. 94-95), выводами комиссии Президиума Верховного Совета КССР, дайте анализ Декабрьских событий по плану:

а) характер событий ( 124, аб. 1, 4)

б) позиция руководства республики(124, аб.5)

в) на примере участия в Декабрьских событиях К. Рыскулбекова , объясните , почему молодежь перешла к активным действиям 18 декабря 1986 г.? (»Тайна гибели К. Рыскулбекова», с.1)

Группа «Аналитики» 3

Работая с текстом учебника (с. 94-95), материалами Конституционного суда РК (С. 36), выясните последствия Декабрьских событий .

Творческая группа

1. Домашнее задание. Написать стихотворение о Декабрьских событиях

2. Составить таблицу Декабрьские события 1986 г. по ходу урока, оформить на плакате.

(Систематизация знаний с помощью таблицы)


Вопросы

Историческая оценка событий

Причины

Повод

Движущие силы

Характер

Последствия(+, -)





3. Составить обращение к молодому поколению «Политические и нравственные уроки Декабрьских событий».

3. Презентация знаний, коррекция , контроль со стороны учителя.

а). Характеристика исторической обстановки ( учитель, кратко)

б). Беседа: Кто возглавлял руководство республики с 1960-1986 г. г. ?

в). Историки группа 1 рассказывают о Пленуме ЦК КПК и его решениях

Прошу биографов дать биографическую справку о Колбине Г. В. ( Вывешивается портрет)

Уважаемые историки группы 2, познакомьте нас с хронологией Декабрьских событий.

Г). Пора и аналитикам ( группа 1)сказать свое веское слово.

д). Ролевая игра.

Ребята, сегодня у нас в гостях очевидцы Декабрьских событий в Алмааты. Это начальник следственного отдела прокуратуры г. Алмааты господин Шаукенов Тимур Оспанович и бывший студент 1 курса Алмаатинского архитектурно- строительного института Ертай Копесбаев.

Господа, займите свои места. А мы будем с вами свидетелями их беседы с корреспондентом газеты «Костанайские новости» Виктором Ямщиковым.

Интервью:1. Господин Шаукенов, объясните, где вы находились в разгар Декабрьских событий?

2. Тимур Оспанович, как вел себя зам. Генерального прокурора Сорокин?

3. Чем вы аргументировали свои действия?

4. Мне известно, что в ночь на 18-е декабря было созвано совещание партийно- хозяйственного актива . На нем присутствовали представители общественности, руководители предприятий, учебных заведений. Какую информацию представили участникам совещания?
1. Ертай Ахметович, а что запомнили вы как непосредственный участник Декабрьских событимй?

2. Как поступили с вами после задержания?

3. Какие последствия имело для вас участие в Декабрьских событиях ?

А теперь я попрошу биографов дать биографическую справку о К. Рыскулбекове ( опережающее задание)

На примере участия в Декабрьских событиях К. Рыскулбекова, господа аналитики, объясните почему молодежь перешла к решительным действиям ?

Господа аналитики, назовите нам характер Декабрьских событий , объясните позицию руководства республики.

«Аналитики» ( группа 3) Каковы последствия Декабрьских событий..

III. Закрепление изученного материала.

Творческая группа поможет нам привести наши знания в систему с помощью таблицы, которую они приготовили для нас.(Таблица вывешивается на доске)

Какие политические и нравственные уроки можно вынести из Декабрьских событий? Над этим вопросом наша творческая группа трудилась дома.

А теперь давайте послушаем прекрасное стихотворение о Кайрате Рыскулбекове, которое написала ваша одноклассница Яна Ланская.

Кайрат Рыскулбеков

И где ж справедливость?- о ней говорят,

Где правда и честь?- ведь о ней все твердят

Он верил в нее и с трепетом ждал,

Но нет этой правды, и это – удар.

Кайрат обвинен был: расстрел- приговор

«Убийца», - решили, решил так закон.

Сомкнулось кольцо в заколдованный круг

Шантаж и давление царили вокруг.

Он бился за правду, но он проиграл,

Ведь ложь и обман - судьбы арсенал.

Расстрел отменен, но вот приговор:

Тюрьмы 20 лет, закрылся затвор.

И матери письма писал он в ночи:

«О, я невиновен, мама, прости!»

Нашли его мертвым в стенах тюрьмы

Повесился парень, замкнулись пути.

Загадкой осталось только одно:

Как мог он уйти?

Не знает никто.
IV. Итог урока.

V. Домашнее задание: С. 91-95, с.106-108

Социальный взрыв или политическая мистификация.

( аналитическая игра для учащихся 10-11 классов)


Цель:


  • воссоздать атмосферу декабрьских событий 1986 года;

  • показать глубокий исторический и политический смысл декабрьских событий;

  • использовать имеющуюся информацию для поиска правильного решения, учить высказывать и отстаивать свою точку зрения;

  • воспитать уважение к историческому наследию Казахстана; позицию гражданина, осознающего общественные и политические процессы в государстве.


Форма организации познавательной деятельности учащихся – групповая.

Участники: учителя, учащиеся !0, 11 классов.

Основные моменты:

В игре участвуют 3 группы.

1 гр. Аналитики.

2 гр. Ученики 11 класса, отстаивающие позицию - « Декабрьские события 1986 год - социальный взрыв»

3 гр. Ученики 11 класса, отстаивающие позицию - « Декабрьские события 1986 года - политическая мистификация»

В качестве слушателей: учащиеся 10 класса.

Оборудование:

  • фотографии участников декабрьских событий;

  • кадры из документального фильма о декабрьских событиях;

  • памятка для участников дискуссии;

  • критерии оценки работы групп.

Методические рекомендации учителю по подготовке к проведению:
1)В настоящее время собрано большое количество материала о данном политическом инциденте. Зачастую сведения о декабрьских событиях

в разных источниках освещены по-разному. Поэтому основной задачей учителя является изучение существующих полярных мнений и выбор правильного, не противоречащего политике государства, решения, т.е. не поддаваясь субъективным оценкам авторов, сформулировать объективное, не противоречащее ходу истории представление о декабрьских событиях 1986 года.

2)форма дебатной технологии выбрана не случайно, именно дебатная технология позволяет прогрессировать историческому мышлению учеников. Каждому участнику игры предоставляется возможность высказать свою точку зрения о ситуации, узнать позицию оппонентов. Именно дебатная технология позволяет в ходе обсуждения проблемы осознанно и безболезненно изменить отношение к событию.

3) Участие в игре аналитиков необходимо для подведения итога обсуждения, они выполняют роль «невидимого» корректора, подводят участников к правильному решению, не отвергая их мнений и взглядов.
Ход мероприятия:


  1. Вступительное слово учителя.

Любой политический инцидент оставляет в жизни общества последствия различного рода. Но отдельные события могут коренным образом повлиять на дальнейший ход истории, на развитие целых государств и регионов. Стать точкой отсчета нового времени, нового мышления.

В этом году республика Казахстан празднует 15 годовщину со дня принятия закона о независимости. Данной исторической дате посвящаются мероприятия о декабрьских событиях 1986 года, в частности, наша сегодняшняя аналитическая игра «Социальный взрыв или политическая мистификация».

В ходе мероприятия мы постараемся воссоздать картину тех дней и в результате обсуждения прийти к правильному решению.

  1. Выступление о декабрьских событиях 1986 года.

  2. Выступление группы №2.

  3. Выступление группы №3.

  4. Выступление группы аналитиков.

  5. Подведение итогов.


(просмотр кадров документального фильма о декабрьских событиях 1986 года.
2) Выступление о декабрьских событиях 1986 года.

Казахстан - молодое государство, признанное мировым сообществом, но это государство, имеющее свою древнюю историю.

Один из первых камней в фундамент независимости Казахстана заложили декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Они всколыхнули весь бывший Советский Союз. Гласность, провозглашенная в 1985 году, разбудила в народах чувство уважения к своей истории, своим традициям. В людях проснулся протест против обезличивания народов и народностей, проживающих совместно на одном большом евразийском континенте.

16 декабря мы отмечаем один из главных государственных праздников страны - День независимости. Этот праздник заставляет нас возвращаться вновь и вновь к истокам созидания нашей государственности, пройденным этапам становления и развития нашего государства. Пятнадцать лет движения по пути независимости по меркам истории срок небольшой, но он вместил в себя события огромного значения.

В короткий срок суверенная республика стала полноправным членом международного сообщества, установив тесные связи с развитыми странами. Гражданский мир и согласие – главное достояние, которое всегда отличало нашу республику и служило мощным гарантом реализации программ социально- экономического развития.

Декабрьские события 1986 года стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотным моментом народной судьбы. Чем дальше в прошлое уходит декабрь 1986 года, тем более значительными становятся события и последствия тех дней.

Долгие годы во главе руководства республики стоял Д.А.Кунаев. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и трижды Герой Социалистического труда. Человек, несомненно, одаренный и талантливый, он стал заложником командно-административной системы, как и вся КПСС. Работать ему приходилось в условиях, когда суверенность республик провозглашалась лишь на словах. Наиболее важные политические решения принимались в Москве и доводились в качестве директив до национальных республик. Любое возражение или несогласие с верхами могло быть расценено как «нарушение партийной дисциплины» или же как «национализм», Кроме прочего, административная система создавала культы и «культики» вождей не только в Москве, но и в Республиках и областях.

В ближайшем окружении Д.А.Кунаева оказалось немало лиц, злоупотреблявших служебным положением в корыстных целях. Для людей, воспитанных на коммунистических идеях, исторический поворот апреля 1985 года дался совсем нелегко, перестроечный процесс в Казахстане, так же, как и в других регионах страны, столкнулся с многочисленными трудностями и препятствиями. Судьба Д.А.Кунаева решилась в Кремле.

16 декабря 1986 года утром состоялся пятый пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум длился совсем не долго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов - смена политического деятеля, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо Д.А.Кунаева был избран Г,В,Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.

Утром 17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, которые позже перекинулись в другие города республики. При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки. Количество задержанных по данным МВД, было 2336, по данным КГБ-2212, прокуратуры-2401. В изоляторы временного содержания, спецприемники и за город вывезли около 8,5 тысячи человек, телесные повреждения получили от 763 до 1,7тысячи человек.

В июле 1987 года ЦК КПСС, принимая постановление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», оценил декабрьские события 1986 года как «проявление казахского национализма». В средствах массовой пропаганды по указке партийных комитетов была развернута целая кампания по поиску «националистов».

Только в мае 1990 года эти обвинения были признаны ошибочными.

3) Выступление группы №2

« Декабрьские события 1986 года - социальный взрыв»

Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил.

Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства, такие ведомства. как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов. Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики. При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались, От много миллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителя и вовсе ничего. Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60% товаров, необходимых народу, завозилось из-за пределов республики, Редко какая страна в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики».

Идеологический тоталитаризм и «остаточный» принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека. Науки, в том числе и общественные, превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой. С 1954 года по 1986 год в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В особо сложном положении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой. Узкой стала и сама база языка, потому что немалое число молодежи стало забывать его.

Многие люди свои надежды на положительные изменения связывали с объявленным в стране курсом на перестройку об­щественно-политической жизни. В феврале-марте 1986 года со­стоялся XVI съезд Компартии Казахстана. Но и XVI съезд Ком­партии Казахстана не сумел глубоко проанализировать причи­ны социально-экономического кризиса, поразившего респуб­лику. Как и в прежние времена, наблюдались случаи славосло­вия, некритически оценивались результаты.

В ближайшем окружении Д.А. Кунаева оказалось немало лиц, злоупотреблявших служебным положением в корыстных целях. На глазах у руководства Казахстана погибал Арал, су­живалась сфера применения казахского языка, шли бесконеч­ные взрывы на Семипалатинском и иных полигонах, процвета­ли вечные спутники административной системы: взяточниче­ство, протекционизм, растущие алкоголизм и социальная апа­тия населения. Остались незамеченными, более того, скрыты­ми от широкой общественности массовые волнения и в 1979 году в г. Целинограде (Астане).

Для людей, воспитанных на коммунистических идеях, исто­рический поворот апреля 1985 года дался совсем нелегко. Пере­строечный процесс в Казахстане, так же, как и в других регио­нах страны, столкнулся с многочисленными трудностями и пре­пятствиями. Судьба Д. А. Кунаева решилась в Кремле.

16 декабря 1986 года утром состоялся V Пленум ЦК Ком­партии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос — орга­низационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопро­сов — смена политического деятеля, который возглавлял рес­публику без малого четверть века. Вместо Д. А. Кунаева был избран Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, до избрания в республике не ра­ботавший и абсолютному большинству населения не извест­ный. С подобным волюнтаризмом центра Казахстан сталкивал­ся не первый раз.

Утром 17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, которые позже перекинулись в другие города рес­публики. Но назначение Г. В. Колбина на пост высшего ру­ководства республики было лишь поводом для волнений. Причинами для них послужило то недовольство, которое копилось годами. Возмущение вызвало явное противоре­чие между традиционно командными действиями Центра и провозглашенными демократическими принципами пере­стройки.

Источник торможения обновления крылся в су­ществовании прежней командно-административной системы, неэффективности и отчужденности от народа ее политических институтов, нежизненности ее экономических структур, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться. Отстава­ла от потребностей развития общества и наука. В стране еще очень слабо звучали голоса ученых-обществоведов, подверг­нувших серьезному научному анализу причины и истоки кри­зиса. Раньше других в этот период о пороках системы заговори­ли писатели. Например, о закостенелости административной си­стемы, ломающей человека, заставляющего его становиться «винтиком», говорилось в романе А. Бека «Новое назначение».

Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня и явились де­кабрьские события 1986 года.

4) Выступление группы №3

« Декабрьские события 1986 года - политическая мистификация »

Декабрь 1986 года до сих пор вызывает неоднозначные оценки у казахстанцев. Наивная казахская молодежь, поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно неизвестный в Казахстане руководитель среднего ранга Г.В.Колбин (первый секретарь Ульяновского обкома ЦК КПСС) был назначен Первым секретарем Центрального комитета Компартии Казахстана.

Таким образом, они первые смело выступили против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии», они выразили протест против лицемерия Москвы, протест против решений всесильной каменной крепости Советской империи.

С высоты прошедших лет, многие считают, что студенты не могли стихийно появиться на Площади Республики, чтобы выразить свой протест, который активно обсуждался шепотом на всех кухнях страны. Невидимые организаторы и инициаторы этого массового митинга до сих пор остаются не рассекреченными, также как и те, кто активно участвовал в оголтелых репрессиях против участников декабрьских событий. С другой стороны, немало аналитиков полагает, что декабрьское выступление молодежи было спонтанным и неорганизованным.

Информационное агентство «Политой» в этой связи провело экспертный опрос о том, какую политическую роль сыграли декабрьские события в истории Казахстана.

Практически все эксперты отметили, что полной информации о декабрьских событиях 1986 года в Казахстане до сих пор не собрано, ее не смогли предоставить ни многочисленные общественные комиссии, ни депутатская группа, которая проводили специальное расследование. Документы этих общественных организаций до сих пор остаются закрытыми для населения, а их выводы не содержат никаких откровений.

«Во-первых, это явление стало использоваться во многом спекулятивно. Но с другой стороны в этих событиях приняли участие люди исключительно по национальному признаку, то есть появилась трещина в межнациональном согласии, которая до сих пор полностью не стерлась. Вина неведомых организаторов этих событий в расколе интересов разных наций в стране» - считает руководитель Фонда защиты гласности Тамара Калеева.

Вопрос о количестве пострадавших в событиях 1986 года получил у экспертов совершенно различные оценки. Так, известный политолог Берик Абдыгалиев считает, что в этих событиях пострадало около трех тысяч человек, причисляя к этой категории и тех, кого отчислили из высших учебных заведений, уволили с работы, кто получил административные, партийные и комсомольские взыскания, а также моральные и психологические травмы в виде давления, гонений и изоляции со стороны окружающих.

Эксперты согласились с тем, что количество пострадавших больше, нежели перечисляется в отчетах различных комиссий по расследованию декабрьских событий, поскольку они делали акцент в основном на судебных приговорах и откровенных репрессиях.

Общественное мнение считает, что много фактов по гибели молодежи осталось не озвученными, поскольку спецслужбы в те годы брали с родителей подписку о неразглашении тайны, давая возможность похоронить детей. Вместе с тем, пострадавшими были не только участники событий, но и люди, имевшие иную, отличную от официальной точку зрения, или эмоционально выражавшие свои чувства, а таких по всему Казахстану было очень много.

Заведующий отделом внутренней политики Казахстанского Института Стратегических Исследований при Президенте РК Серик Бельгибаев не сомневается в том, что в декабре 1986 г. была какая-то политическая сила, которая организовала молодежь. И известный журналист Виктор Верк также считает, что это не было спонтанным всплеском эмоций. По его мнению, это было выгодно тем, кто оппонировал тогдашнему руководителю республики Д.А.Кунаеву.

Петр Своик считает, что декабрьские события были организованны казахской партийной элитой, скрытой оппозицией курсу Москвы. Заговор в верхних партэшелонах республики наложился на естественные и вполне объяснимые и понятные чувства казахской студенческой молодежи. Но после подсказки «агашек» студенты стали сами проявлять инициативу, поскольку организаторы испугались дальше руководить массами, чтобы сохранить свои должности.

Политолог Санат Кушкумбаев объясняет стихийность декабрьских событий отсутствием нормальной политической культуры в проведении мирных митингов, шествий и демонстраций в те годы и со стороны студентов, и со стороны власти, но не сомневается в спланированности такого массового скопления людей на главной площади страны. Учитывая, что в первый день на площадь Республики пришли только студенты, которые проживали в общежитиях разных учебных заведений Алматы, и только на следующий день к ним присоединились остальные участники из числа работающих жителей и зевак, эксперты согласились с тем, что митинг протеста был организован определенной заинтересованной группой, наделенной политической властью и
влиянием. Именно этим объясняется и тот факт, что те, кто занимаются расследованием декабрьских событий, постоянно апеллируют к тому, что действующая власть до сих пор не раскрыла все дела по линии Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел того периода, архивные сведения партраспоряжений и переговоров с воинскими подразделениями и Москвой.

Эксперты из журналистской среды подчеркивают, что названные спецслужбы являются исполнительным органом, потому они не могли и не стали бы самостоятельно принимать какие-либо решения. Один из политологов, который оставил за собой право анонимно ответить по данной проблеме, считает, что заинтересованы препятствовать в раскрытии правды о декабрьских событиях тех лет в первую очередь те, кто находился в высшем руководстве Казахской ССР того периода. При жизни эти лица не заинтересованы в полном раскрытии правды. Эксперты предполагают, что большинство документов уже никогда не получат публичного оглашения, поскольку были уничтожены.

Практически в казахстанском обществе нет сомнений в том, что актуализация данной темы не повлияет на межэтническое согласие, однако преобладает мнение о том, что лучше не ворошить прошлого. «Наоборот тесное расследование будет способствовать тому, что будут убраны шоры с глаз у всех этнических групп Казахстана» - считает экс посол Казахстана в странах Ближнего Востока Болатхан Тайжан.

Часть экспертов также считает, что декабрьские события до сих пор волнуют умы не только элиты, но и вообще населения Казахстана и поэтому этот вопрос постоянно будируется, поскольку эти события очень долго будут оставаться в исторической памяти народа.

Вопрос о том, насколько адекватно представлена информация в учебных пособиях о декабрьских событиях, большинство опрошенных экспертов считает, что там получила отражение в основном идеологическая сторона событий. В 1986 году говорили, что участниками выступления были наркоманы, алкоголики, а сегодня их представляют героями, но правды не было ни тогда, ни теперь. «В данном случае мы имеем не мифологизацию, а политическую мистификацию, политизированную подмену правды» - полагает П.Своик.

Разное отношение выразили эксперты и по поводу установления памятника жертвам декабрьских событий и проведения праздника в честь этих событий. Одни считают, что делать это надо только после полного раскрытия правды и подоплеки декабрьских событий. Любая попытка сейчас увековечить эти события будет подменой исторической правды.

«Это не праздник и не траур, потому эту дату отмечать не стоит» - считает известный журналист Анатолий Иванов. А Тамара Калеева полагает, что этот праздник используется спекулятивно, где за парадностью реальные участники не чувствуют себя героями, оставаясь по прежнему изгоями общества. А праздник проводится, по ее мнению, только для чиновной элиты, для лишних высокопарных речей и торжественных мероприятий. Другие эксперты также считают проведение праздника неадекватным, поскольку проводить победоносные салюты, фейерверки и эстрадные концерты в день, когда погибло и пострадало столько молодежи не справедливо.

Таким образом, обсуждение темы декабрьских событий подняло массу пока еще не разрешенных и не исследованных вопросов в этой области и открыло новые аспекты проблем, которые необходимо изучать и анализировать в интересах исторической правды и в память о жертвах декабрьских событий.

  1. Выступление группы аналитиков.

а) Оценка работы групп (см. памятку в приложении)

б) Подведение итога.

Декабрьские события в истории Казахстана сыграли огромную роль, потому что способствовали развитию национального самосознания казахов. По мнению исследователей, это был первый случай, когда население Казахстана в лице студенческой молодежи показало, что может проявить и выразить свою волю.

Несомненно, декабрьские события оказали влияние на общественное сознание общества. Более того, выросло политическое сознание, поскольку главным поводом для возмущения стала смена политического руководства Казахстана. Протест и возмущение масс говорило больше о росте политического сознания и всплеске национального самосознания. «Это была мощная встряска для казахстанского общества, особенно для казахской ее части, которая испытала очень сильное потрясение во время декабрьских событий» - считает известный казахстанский политик и общественный деятель Петр Своик.

Какими бы не были оценки декабрьских событий, в целом, для государства, это был огромный прорыв в национальном самосознании. Был принят закон о независимости. Это важный закон для всех, кто живет в нашей республике. 16 декабря положило начало нашей независимости. И в этот день мы всегда будем вспоминать события 1986 года и тех, кто безвинно пострадал.
Приложение.

Памятка для участников дискуссии.


  1. Внимательно выслушай позицию оппонента. Не перебивай.

  2. Постарайся высказать свою точку зрения, не опровергая кардинально мнение оппонента.

  3. Уясни и сформулируй мысль, правильность которой необходимо доказать.

  4. Приведи и разъясни доводы, подтверждающие мысль.

5. Сделай вывод, завершающий доказательство.
Критерии оценки работы групп.


  1. Полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий.

  2. Последовательность и доказательность изложения.

  3. Использование исторических терминов и примеров.

  4. Использование хронологии, цифровых данных.

  5. Речевые ошибки в ответе (повторы, длинноты, употребление слов паразитов, бедность речи).

  6. Умение с уважением относиться к другому мнению.


Сабақ тақырыбы: «Желтоқсан оқиғасының ақиқаты».
Тақырыбы: Желтоқсан оқиғасының ақиқаты.

Мақсаты: Оқушылардың өз бетімен желтоқсан жайлы мағлұмат жинақтай отырып, оқиғаның маңызыдылығын, тарихта алатын орнынын анықтауға дағдыландырып, үйрету. Желтоқсан оқиғасының аз таныс жағын ашып көрсете білуге , оқушыларды ұлтжандылыққа, елжандылыққа тәрбиелеу. Өз отанының батырларын мақтан тұта білуге тәрбиелеу. Бірігіп еңбек етуге, топпен жұмыс жүргізуге дағдыландыру. Оқушылардың іздену, сараптау қабілеттерін дамыту.

Көрнекілік: көрме, фотосуреттер, мульти-медиалық кешен, магнитафон, үнтаспа

Сабақ түрі : зерттеу сабақ

Сабақ барысы: 1. Ұйымдастыру кезеңі / сыныпты топтарға алдын ала бөлу.

1- топ - тарихшылар, 2- топ- саясаткерлер, 3- топ- дәрігерлер,

4- топ -куәгерлер, 6- әдебиетшілер 7- сарапшылар . Топтар өздеріне тиесілі тапсырмалар мен мұғалім нұсқауын алдан ала жинақтайды

Сабақ барысы

Мұғалім оқушыларды сабақтың тақырыбы мен мақсатымен таныстырып кетеді.

- Құрметті оқушылар біз бүгін тарих сабағында Қазақстан мемлекетінің тарихында үлкен орын алатын тарихи оқиғаны қарастырғалы отырымыз. Ол Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне алғашқы қадам болған, өз елінің тәуелсіздігі, еркіндігі, өз халқы үшін 1986 жылғы 17-18 желтоқсанда Алматы қаласының Брежнев алаңына шыққан қазақ жастарының бейбіт шеруі. Бұл күні алаңға барған жастар оларды азаптап, соққыға салынатындықтарын , оларға «ұлтшыл» деген атақ беретінін білген жоқ. Олар тек өздерінің Қазақстан жерін қазақа немесе Қазақстандық азаматының басқарғанын қалап, осы мәселе жайлы өз ойларын естіртпек болды. Міне сіздер өздеіңіз осы :

  1. Қазақ жастарын қандай күш айдап барды ?

  2. 1986 жылдың 17-18 желтоқсанында Брежнев алаңында не болғаны жайлы ?

  3. Қазақ жастары осы күндері қандай қианат, қиындықтар көрді ?

  4. Желтоқсан құрбандары және олардың тағдырлары не болды ?

  5. Қазіргі таңдағы осы қайғылы оқиғаның орны қандай ? -деген сұраққа өздеріңіз тапқан жауаптарыңызды ортаға салуға шақырамын. Соныме сөз кезегі

Тарихшылар: 1. Қазақ жастарын қандай күш айдап барды ?

Желтоқсан оқиғасы қарсаңындағы Қазақстанға тоқталады . Сонымен қатар 1986 жылғы 16 желтоқсанда өткен КОКП ОК нұсқауымен өткен Қазақстан КП ОК пленум барысында Қазақстанды 40- жылдай басқарған Д.Қонаевтың орнына Колбиннің тағайындалуы жайлы мәселе қарастырылғанды. Пленум не бары 18 минут жүріп, осы пленумда Д. Қонаев өзінің демалысқа кететіндігі жайлы хабардар болады.

Г.В. Колбин – ол кім?, қайдан келген ? деген сұрақ туындайды бұл сұраққа жауапты- Тарихшылар Колбин Г.В. жайлы тарихи анқытама береді.

Қонаев Д Колбин Г




Оқушылар екі басшы жайлы Венн диаграммасын құрастырады. Өз ойларын ортаға салады.

Саясаттанушылар: 2. 1986 жылдың 17-18 желтоқсанында Брежнев алаңында не болғаны жайлы ? жауап береді

1986 жылғы 17-18 желтоқсандағы Брежнев алаңындағы қазақ жастарының бейбіт шеруінің қанды оқиғаға айналуы жайлы мәліметтер береді. Желтоқсанға қатысушылардың естеліктері оқылады.

Қосымша мағлұмат: Алаңдағы жастарды тоқтату үшін Алматы қызметкерлеріне көмекке милиция қызметкерлері: Фунзеден-100, Ташкенттен-300, Челябіден-203, Новосибирскіден-203, Свердловскіден-225, Тбилисиден 450 тартылған. Жастарға өқарсы Бұрқасын 86 жоспары бойынша іс-шаралар жасалынған. Жастарға Өрт сөндіру машиналарымен суық сумен атқылаумен тоқталмай адамдарға қарсы арнайы дайындықтан өткен иттерді салып қойған. Оны біз төмендегі куәгерлердің сөзінен байқаймыз.

Желтоқсан желі- әні орындалады.

Дәрігерлер: Қазақ жастары осы күндері қандай қианат, қиындықтар көрді ?

17-18 желтоқсанда Алматыда дәрігерлік көмекке жалпы: 286-адам ,213-ер, 73-әйел, 281- қазақ, 2-орыс, 1-шешен, 1-түркмен,1-армян, 86- жұмысшы, 79- судент, 21-қызметкер, 15-оқушы, 82-анықталмағандар болса

Емханаға жатқызғандар: 83-адам 73 –ер 11-әйел 82-қазақ, 1- башқұрт, 22- Жоғарғы оқу орнының студенттері, 12- техникум студенті,2- оқушы, 13-қызметкер, 70- жұмысшы, 1-колхозшы, 1- жұмыссыз

Жарақат түрлері көбіне: Миы шайқалған , Қолдары немесе бармақтары сынған, Бас сүйегі зақымданған, Ішінен жарақаттанған, Қатты ұрылған, Қабырғалары сынған, Бел омыртқасына зақым келген, Бүкіл денесі жарақаттанған, жағы сынған, Бет-ауызы жарақаттанаған, Терілері сыдырылған т.б. жарақат түрлерімен көмекке келгендігі анықталды бұл мағлұматтар сол кездегі денсаулық сақтау министрінің міндетін атқарушы: М.Алиевтің 1986 жылғы 24 желтоқсанда берілген есебінде көрсетілген фактілер.

Осы жағдайға қарай отырып жастардың бейбіт шерулері қанды қақтығысқа айналғандығын анықтауға болады

Желтоқсан құрбандары. Желтоқсан құрбандары және олардың тағдырлары не болды ?
Жалпы шеруде 8500 адам ұсталған. Көбі студент жастар Солардың ішінен атап кететін болсақ: Қайрат , Ләззат, Сабира, Ерболв, Тәшенов Түгелбай , Күзембаев Қайыргелді, Тайжұмаев Жамбылбек, Көпесбаев Ертайт.т.б. тоқталып кетуге болады. Сонымен қатар біздің жерлестеріміз:

Жүмагүл Бекентаева- Қостанай облысының Жангелді ауданының тұрғыны 1986 жылы ҚМПИ филолгия факультетінің 2- курс студенті. 18. 12 күні һөзінің құрбыларымен алаңда болып Шаттықгүлмен тұтқында болғандығы жайлы өз естелігінде айтып кеткен. Бақытгүлмен бірге Арқалық қаласының тұрғыны Айгул Сүлекеева, Жангелдин ауданының «Еңбек» кеншарының тұрғыны Бақытгул Мырзағазина- желтоқсаннан кейін көп ұзамай ауырып марқұм болған, Зәуре Момынқұлова- Жамбыл облысының қызы,т.б. қыздар оқу орындарынан қуалып, комсомолдар қатарынан шығарылып , тек « ауыр жұмысқа ғана жарамдылар» деген атаққа ие болған біздің жерлестеріміз де кездесетіндігін айтып кеткен жөн.
Қайрат Рысқұлбеков жайлы мәлімет: 1966 жылы 13.03 Жамбыл облысы Мойынқұм ауданы Бірлік ауылында малшы отбасында дүниеге келген. 1973-81 жылдары Шу ауданы Төле би ауылындағы мектеп-интернатта 8-жылдық білім алған. 1981-83 жылдары Бірліктегі Киров атындағы орта мектепті бітіріп,1984-86 әскери қатарғ, алынған. Мектепте белсенді комсомол мүшелерінің бірі болған. 1986 жылы жодамамен Алматы сәулет- құрылыс институтына түседі. 1986 жылы 16 желтоқсанда блейбіт шеруге қатысады.Қайрат тұтқындалып 18 желтоқсанда сағат 11 бастап Мир және Сәтпаев көшелерінің қиылысында бейбестық жасап Савитскийді өлтірді, Ведельді ауыр жарақаттады деген айып тағалағылып 6- ай жүрген Бесеудің соттың соңғы үкімін 1987 жылдың 16 маусымда мынандай үкім шығарды:

1. Тәшенов Түгелбай Тұрман ұлы, 1961 туған 39 құрлыс- монтаж басқармасының ағаш шебері - Қазақ КСР Қылмыс Кодексінің 60-бабы-2 жылға, 65-бап-12 жылға, 173-1 Қылмыстық кодекстің 37-бабы , жалпы қылмыстық істерінің жиынтығы-15 жылға бас бостандығынан айырылды. Қатаң түзету коллониясында өтейді.

2. ТайжұмаевЖамбылбек Қожамжарұлы 1962 жылы туған Алматы энерго-құрылыс техникумының 3-+ курс студенті- 65-бап-12 жылға, 173-1 жалпы қылмыстық істерінің жиынтығы-15 жылға бас бостандығынан айырылды. Қатаң түзету коллониясында өтейді.

3. Рысқұлбеков Қайрат Ноғайбайұлы 1966 жылы туған, Алматы сәулет-құрылыс институтының 1-курс студенті - Қазақ КСР Қылмыс Кодексінің 60-бабы-2 жылға, 65-бап-12 жылға, 173-1 жалпы қылмыстық істерінің жиынтығық ең ауыр- өлім жазасына кесілді

4. Күзембаев Қайыркелді Қалиақпарұлы 1959 жылғы ,- Қазақ КСР Қылмыс Кодексінің 60-бабы-3 жылға, 65-бап-12 жылға, 15,88 ч.1 п. В және 17, 173-1 Қылмыстық кодекстің 37-бабы , жалпы қылмыстық істерінің жиынтығы-14жылға бас бостандығынан айырылды. Қатаң түзету коллониясында өтейді.

5. Көпесбаев Ертай Тәңірбергенұлы 1966 жылығы, Алматы сәулет-құрылыс институтының 1-курс студенті - Қазақ КСР Қылмыс Кодексінің 60-бабы-2 жылға, 65-бап-4 жылға, бас бостандығынан айырылды. Қатаң түзету коллониясында өтейді.
Көрнініс «Кайраттың ақтық сөзі.» « Жарайды қазақ халқы үшін мен-ақ құрбан болайын. Бірақ, айналайын жұртым, менің адал екенімді, қандақол еместігімді біліңдер».

Тілшілер: Желтоқсан жаңғырығы шет елдерге де жетті . Шет ел азаматтары алаңға шығушыларға қолданған шараларға өз наразылықтарын, әсіресе 6-ай жүрген тергеуден соң қазақ түрік баласы Қайраттың өлім жазасына кесілуі қатты қобалжытты. Атап айтатынт болсақ: Польша, Венгрия, Чехия, Түркия, Батыс Германиядағы түрік елі комитеттері М.С.Горбачевке өлім жазасына кесілген қазақ студентіне кешірім беру жөнінде мәлімдеме хат жіберді.Чехия «Харти -77 Польша-Бостандық пен бейбітшілік үшін күрес ұйымы-70 поляк өкілдерінің қолымен үндеулерін Кеңес Одағына жолдады.

1987 жылы 28 сәуірде КСРО Жоғарғы Кеңес Президиумының жарлығымен Қайратқа кесілген өлім жазасы 20 жыл бас бостандығын айырумен ауыстырылады.

Қайраттың ақтық хаты оқылады.

Сарапшылар: Қайраттың құпия өлімі. 1987 жылы Семей қаласының түрмесінде 21 камерада көршісі Власенконың ішк иіміне асылынып өлген. Бұл Кешірім күтіп отырған Қайратқа ұқсамайды. Неге біз бұл жағдайды құпия өлім деп отырмыз. Қайраттың тергеу кезінде жазған хаты мен соңғы қоштасу хатын салыстыратын болсақ: Қайрат әр кезде 2-3 жол сайын туысқандардың жағдайын сұраған. Өзін ақтайтындығына күмәні болмаған өмір сүйгіш Қайрат кенет өзіне- өзі қол салған. Осы жағдайды қарастыра отырып, мынандай келеңсіз жағдайға тоқталуға болады.:

1. Қолтаңбалары ұқсамайды.

2 Жазу стилі басқаша: хат Семейліктердің диаліктісіне ұқсақ Қайрат болса Оңтүстік Қазақстан жігіті.

3 Власенко Қайрат соңғы хатын целофанға орап Жеп қойған десе, ал соңғы хат таза әрі умаждалмаған болса керек.

4. Власенко өз іш киімін Қайратқа оның таза іш киімі юболмағандықтан берген десе, Подполковник Кутько т.б қол қойған актіде Қайраттың сөмкесінде бірнеше іш киім бар екендігі жазылған Осы жағдайдың барлығы Қайратты кім өлтірді ? -деген сұрақ тудырады. Осы сияқты кезінде беті ашылмаған желтоқсанға байланысты сұрақтарға жауаптар жаңадан ашылынып жатыр. Оның бәрі қолымыз жеткен тәуелсіздігімізде.

М. Шаханов Оралу өлеңі оқылады.

Сарапшылар: Қазіргі таңдағы осы қайғылы оқиғаның орны қандай ?

Жалпы желтоқсандықтардың мақсаты -өз алдына демократиялық мемлекет болмақ. Ғасырлар бойы ата-бабаларымыз қол жеткізе алмаған тәуелсіздікке қол жеткізу болатын. Желтоқсан оқиғасы Қазақстандықтардың есінен кетпейтін, ауыр және қайғылы жағдайлары. Дегенмен де «Желтоқсан партиясы» құрылып қазақ азаматтары және депутат М Шахановтың күшімен көптеген желтоқасншылар тізімі жасалынып , мемлекет оларды ақтағандығына не жетсін. Осыған орай мемлекетіміздің тарапынан:

1. 1991 жылы Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә.Назарбаев «1986 жылғы Алматыдағы Желтоқсан оқиғасыннда кезінде жазықсыз жазланғандарды түгелдей ақтады.»

2. 17 желтоқсан Қазақстан Республикасының жаңару күні.

3. Қазақстан Республикасының Президентінің жарлығы Қ.Н.Рысқұлбековке жоғары ерекшелік белгісі- «Халық Қаһарманы» атағын беру туралы
1986 жылығы желтоқсан оқиғалары кезінде Республиканың бостандығы мен тәуелсіздігі жолында көрсеткен азаматтық ерлігі үшін Алматы сәулет-құрылыс интитутының бұрынға студенті Қайрат Ноғайбайұлы Рысқұлбековке /марқұм/ жоғары ерекшелік белгісі-« Халық Қаһарманы» атағы беріліп, айрықша ерекшелік белгісі- «Алтын жұлдыз» тапсырылсын.
Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә.Назарбаев 1996 жыл 9- желтоқсан.

4. 2006 жылы Желтоқсан оқиғасының 20 жылдығына орай Алматы қаласында –Желтоқсаншыларға арналған ескерткіш ашылды.

Бұл желтоқсан құрбандары мен, Қайратқа көрсетілген құрметтердің тек бастауын беру туралы. Қазіргі таңда желтоқсан құрбандарының атағына ие болған мектеп, аудан, көше аттарын жиі кездестіруге болады. Осы Азаматтардың атаған ақтауға ерендей еңбек қосқан М. Шаханов ағамыз бастаған қазақ зиялыларының үлесі зор десем артық болмас.

Әдебиетшілер: Сондай- ақ қазіргі таңда осы оқиғаға байланысты қазақстандық ақын жазушылар өздерінің өлең жолдарын, әңгіме, мақаларын арнауда. Сол 1986 жылы желтоқсаннан кейін «Қара бауыр қасқалдақ», «Желтоқсан желі» әндерінің жарық көрсе , қазақ жастары алаңда Шәмшінің әні «Қазақстанымды» орындаған. Қазіргі таңды бұл ән мемлекеттік гинге айналуы да бекерге емес. Осындай өлең жолдарын біздің жерлесіміз Нағашыбай Мұқатов «Қазақтың намысы найза болса» арнаған сондықтан сабағымызды жерлесміздің өлеңімізбен аяқтағанымыз жөн болады. Өлең жолдар оқылғаннан кейін: Желтоқсан құрбандарын 1 минуттық тыныштықпен еске алынады.

Қортынды Мұғалім сабақты қортындылап, оқушыларды бағалап үйге тапсырма беріледі. Кесте


сұақтар

Ақиқат

Аңыз

1. Көтерілістің басталу себебі







2. Көтеріліс сипаты







3. Желтоқсан құрбандары







4. Құрбандарға тағылған кінә







5. Құрбандардың қазіргі таңдағы жағдайы.








Қолданылған әдиебеттер тізімі:

1. Р.Спанова Біз білетін желтоқсан А 2000ж.

2. Тарихи зерттеу: Ер намысы-екл намысы

3. 1986 желтоқсан Алматы 2-кітап, 19992

4. .1986 желтоқсан Алматы 3-кітап,1992

5.// Қазақ тарихы 1996 6

6. //Қостанай таңы 1994 17.12

7.// Қостанай таңы 2005 1512

8. //Қостанай таңы 2000 15.12

9. //Жас алаш 2005 15 желтоқсан

10. //Парасат 1991 7-8

11. //Арай 1996 11-12

  1   2   3   4   5   6   7   8