|
Они принимали решения, отдавали и выполняли приказы, контролировали ситуацию…
Яковлев И.К., генерал армии, начальник внутренних войск МВД СССР с 1968-1986 г.г., ныне консультант заместителя министра - главнокомандующего внутренними войсками МВД России.
С середины 80-х годов, когда под демократией некоторые стали понимать вседозволенность, в ряде союзных республик СССР оживились националистические настроения, появились группы экстремистов, сепаратистов. Все это в условиях нарастания экономических трудностей привело к социальной и межнациональной напряженности. Декабрьские 1986 г. события в Алма-Ате тому подтверждение. Войска с поставленной задачей справились успешно. Военнослужащие проявили высокий морально-боевой дух, действовали смело, решительно. После этого события командование и военный совет войск приняли и оперативно реализовали ряд задач по совершенствованию организационной структуры войск, особенно укреплению оперативных частей, что позволило новому начальнику войск генералу Шаталину Юрию Васильевичу, серьезно и ответственно подготовить войска к испытаниям межнациональных конфликтов, которые захлестнули Закавказье, Среднюю Азию и Молдавию в 1988-1991 г.г.
Куликов А.С., генерал армии, депутат Государственной Думы Российской Федерации.
В 1986г. я был командиром дивизии (г. Минск) и принимал участие в эти дни в Москве в учебно-методическом сборе руководящего состава внутренних войск. Подводились итоги за прошедший год. Случившееся в Алма-Ате было неожиданным и во многом шокировало. Помню нас, участников сбора, информировали о развитии событий и действиях войск и местной милиции. Между собой мы делились впечатлениями и говорили о начавшейся новой странице в истории страны и правохранительных органов. Пытались выяснить причины произошедшего.
На высшем партийном и государственном уровне, к сожалению, не были извлечены уроки из случившегося. Об этом в конце 90-х годов мне рассказывал Евгений Максимович Примаков, бывший в середине 80-х годов директором Института мировой экономики и международных отношений Академии наук. Когда он предложил обсудить этот вопрос, в Политбюро ЦК КПСС, Президиуме Верховного Совета его не поддержали. Он вспоминал об этом с большим сожалением.
Дубиняк B.C., генерал-лейтенант в отставке, начальник штаба внутренних войск МВД СССР 1986 - 1993 г.г.
По распоряжению начальника войск я входил в оперативную группу МВД, был заместителем Б.К. Елисова по войскам. Успех операции, на мой взгляд, состоял в том, что еще в Москве, до прилета оперативной группы в Алма-Ату, было принято своевременное решение на подготовку и использование воинских частей внутренних войск, дислоцируемых в других регионах страны, что позволяло штабу постоянно и быстро наращивать силы и средства в районе операции.
Ежедневный анализ складывающейся обстановки, особенности возникновения чрезвычайных ситуаций вызвали необходимость введения в боевой порядок нового элемента - оперативных подвижных отрядов во главе с опытными сотрудниками Казахской ССР. В условиях большого скопления людей, когда некоторая часть хулиганствующих элементов была вооружена металлическими трубами, штырями, заточками, кольями, цепьями, камнями, нашел широкое применение наиболее целесообразный способ действий - вытеснение толпы с последующим рассредоточением ее. При этом, как показала практика, во избежание большого количества ранений военнослужащих, надо действовать активно и переходить к ним по возможности в самые короткие сроки.
В первом квартале 1987г. опыт проведения специальной операции (организации боевой службы, связи, инженерного, тылового обеспечения, взаимодействия с силами и средствами органов МВД Казахской ССР, политико-воспитательной работы с личным составом) были тщательно проанализированы и доведены до командного состава войск.
Были выявлены упущения и недостатки. Так, в организации и проведении политической работы, особенно в начальный период, некоторые политработники, в основном из числа молодых, не обладающих достаточным практическим опытом, проявили некоторую растерянность, испытывали затруднения в выборе форм и методов влияния на военнослужащих. Сказывалось иногда неумение кратко изложить сущность, замысел той или иной задачи, определить главное в политико-воспитательной работе на каждый этап выполнения задач, упускались вопросы психологического противодействия различным слухам, которые имели место в городе.
У наших связистов отсутствовали общие специальные переговорные таблицы, таблицы сигналов использования их в радиосетях взаимодействия подразделений внутренних войск и органов внутренних дел. Не было аппаратуры, которая могла бы обеспечить засекречивание радиорелейного канала между командным пунктом и временным командным пунктом. Для личного состава не хватало средств индивидуальной безопасности и средств активной обороны, что привело к ранениям и травмам военнослужащих. Тщательный анализ недостатков, их устранение послужило хорошей школой в будущем.
Нечаев Е.А., генерал-майор в отставке, заместитель начальника Политуправления внутренних войск МВД СССР. (Принимал участие во всех "горячих" точках бывшего Союза).
Для организации партийно-политической работы с личным составом в г. Алма-Ата был создан временный политотдел во главе с полковником В. Цокуром. В условиях непредвиденности развития событий, большой морально- психологической нагрузки на воинов, командирам, политработникам много пришлось потрудиться, чтобы предупредить среди личного состава растерянность и подавленность, мобилизовать их на выполнение поставленной задачи. Постоянно разъяснялась обстановка, порядок действий военнослужащих при провокационных выходках хулиганствующих элементов.
Здесь мы впервые встретились с тем, что некоторые участники беспорядков обращались к воинам, особенно казахской национальности, с провокационными вопросами и националистическими призывами и не всегда со стороны солдат получали аргументированные ответы. Командирам, политработникам путем разъяснительной работы удалось удерживать ситуацию. Фактов паники, трусости, отказа от выполнения боевой задачи не было.
Было проявлено значительное внимание к воинам, госпитализированным в результате полученных травм при проведении операции. Командиры и политработники, совместно с общественностью города и сослуживцами посещали раненых, принимали меры к тому, чтобы они не чувствовали временного отрыва от коллектива, не испытывали недостатка в чем-нибудь для выздоровления и возвращения в строй. В свободное от службы время личный состав посещал музеи, театры, перед воинами выступали творческие коллективы города, представители местных партийных и советских органов. Активно разъяснялась национальная политика.
По этой принципиальной схеме, с учетом некоторых особенностей, мы проводили политическую работу с военнослужащими во время межнациональных конфликтов в Сумгаите, Нагорно-Карабахской автономной области, Ереване, Баку, Фергане, Душанбе, Новом Узене, Оше, Узгене, Молдавии, Юго-Осетинской автономной области, Северной Осетии и Ингушетии.
Главное, выполняя задачи, берегли людей. С 1986 по 1993 г. в войсках погибло 55 военнослужащих. Начиная с Чечни счет потерь пошел не только на сотни, но и на тысячи. Хотя это была уже другая обстановка.
Ходов А.А., генерал-лейтенант в отставке.
Я приехал на должность начальника УВВ по Средней Азии и Казахстану после декабрьских событий в конце 1987г. и прослужил там до 1990 г. Я сменил на этой должности генерала Паридуху Анания Мефодьевича.
События в Алма-Ате были на слуху, часто их корни и последствия обсуждал с Н. Назарбаевым. Я с ним встречался 2-3 раза в месяц, особенно тогда, когда из республики в Москву уехал Г. Колбин. О Колбине он говорил искренне и очень уважительно, отмечал его личный вклад в стабилизацию обстановки в Алма-Ате и республике после декабрьских событий восемьдесят шестого года, болезненно переживал события, которые вели к развалу СССР.
У меня были прекрасные рабочие отношения с министром внутренних дел Казахстана генерал-лейтенантом милиции Князевым. С органами внутренних дел внутренние войска сделали немало в усилении борьбы с преступностью, особенно уличной.
Прокопенко Н.Н., полковник запаса, заместитель начальника управления кадров Главного управления командующего внутренними войсками МВД России в 1993г.
За мужественные, смелые и решительные действия многие военнослужащие были награждены государственными наградами, поощрены министром и начальником войск.
Вместе с тем, как об этом не печально говорить, в 1992-1993 г.г. по решению нового Верховного Совета Казахстана проводилось расследование этих событий, выявлялись военнослужащие, милиционеры, которые принимали участие в спецоперации. Все награды и поощрения были Верховным Советом признаны недействительными, ряд военнослужащих подвергались притеснениям, гонениям и преследованиям со стороны новой власти.
Генерал Куликов А.С, в то время командующий внутренними войсками МВД России, защитил этих офицеров и прапорщиков, предоставил им возможность продолжить свою службу в России на должностях не ниже, которые они занимали ранее, их семьям была оказана помощь в бытоустройстве.
Говорят эксперты
Декабрь 1886 года до сих пор вызывает неоднозначные оценки у казахстанцев. Наивная казахская молодежь, поверив красивым перестроечным высказываниям тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие в связи с тем, что совершенно неизвестный в Казахстане руководитель среднего ранга Г.В.Колбин (первый секретарь Ульяновского обкома ЦК КПСС) был назначен Первым секретарем Центрального комитета Компартии Казахстана.
Таким образом, они первые смело выступили против «традиционных административных действий союзного центра в отношении принципов зарождавшейся демократии», они выразили протест против лицемерия Москвы, протест против решений всесильной каменной крепости Советской империи.
С высоты прошедших лет, многие считают, что студенты не могли стихийно появиться на Площади Республики, чтобы выразить свой протест, который активно обсуждался шепотом на всех кухнях страны. Невидимые организаторы и инициаторы этого массового митинга до сих пор остаются не рассекреченными, также как и те, кто активно участвовал в оголтелых репрессиях против участников декабрьских событий. С другой стороны, немало аналитиков полагает, что декабрьское выступление молодежи было спонтанным и неорганизованным.
Полной информации о декабрьских событиях 1986 года в Казахстане до сих пор не собрано, ее не смогли предоставить ни многочисленные общественные комиссии, ни депутатская группа, которая проводили специальное расследование. Документы этих общественных организаций до сих пор остаются закрытыми для населения, а их выводы не содержат никаких откровений.
«Во-первых, это явление стало использоваться во многом спекулятивно. Но с другой стороны в этих событиях приняли участие люди исключительно по национальному признаку.
Декабрьские события в истории Казахстана сыграли в целом положительную роль, потому что способствовали развитию национального самосознания казахов. Это был первый случай, когда население Казахстана в лице студенческой молодежи показало, что могут проявить и выразить свою волю.
Декабрьские события бесспорно оказали влияние на общественное сознание общества. Более того, выросло политическое сознание, поскольку главным поводом для возмущения стала смена политического руководства Казахстана. Протест и возмущение масс говорило больше о росте политического сознания и всплеске национального самосознания.
В этих событиях пострадало около трех тысяч человек, причисляя к этой категории и тех, кого отчислили из высших учебных заведений, уволили с работы, кто получил административные, партийные и комсомольские взыскания, а также моральные и психологические травмы в виде давления, гонений и изоляции со стороны окружающих.
Количество пострадавших больше, нежели перечисляется в отчетах различных комиссий по расследованию декабрьских событий, поскольку они делали акцент в основном на судебных приговорах и откровенных репрессиях.
Общественное мнение считает, что много фактов по гибели молодежи осталось не озву енными, поскольку спецслужбы в те годы брали с родителей подписку о неразглашении тайны, давая возможность похоронить детей. Вместе с тем, пострадавшими были не только участники событий, но и люди, имевшие иную от официальной точку зрения или эмоционально выражавшие свои чувства, а таких по всему Казахстану было очень много.
В декабре 1986 г. была какая-то политическая сила, которая организовала молодежь. Это не было спонтанным всплеском эмоций. Это было выгодно тем, кто оппонировал тогдашнему руководителю республики Д.А.Кунаеву.
Декабрьские события были организованны казахской партийной элитой, скрытой оппозицией курсу Москвы. Заговор в верхних партэшелонах республики наложился на естественные и вполне объяснимые и понятные чувства казахской студенческой молодежи. Но после подсказки «агашек» студенты стали сами проявлять инициативу, поскольку организаторы испугались дальше руководить массами, чтобы сохранить свои должности.
Стихийность декабрьских событий объясняется отсутствием нормальной политической культуры в проведении мирных митингов, шествий и демонстраций в те годы и со стороны студентов, и со стороны власти, но не сомневается в спланированности такого массового скопления людей на главной площади страны.
Учитывая, что в первый день на площадь Республики пришли только студенты, которые проживали в общежитиях разных учебных заведений Алматы и только на следующий день к ним присоединились остальные участники из числа работающих жителей и зевак, митинг протеста был организован определенной заинтересованной группой, наделенной политической властью и влиянием.
Именно этим объясняется и тот факт, что те, кто занимаются расследованием декабрьских событий, постоянно апеллируют к тому, что действующая власть до сих пор не раскрыла все дела по линии Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел того периода, архивные сведения партраспоряжений и переговоров с воинскими подразделениями и Москвой.
Спецслужбы являются исполнительным органом, потому они не могли и не стали бы самостоятельно принимать какие-либо решения. Заинтересованы препятствовать в раскрытии правды о декабрьских событиях тех лет в первую очередь те, кто находился в высшем руководстве Казахской ССР того периода. При жизни эти лица не заинтересованы в полном раскрытии правды. Эксперты предполагают, что большинство документов уже никогда не получат публичного оглашения, поскольку были уничтожены.
Практически в казахстанском обществе нет сомнений в том, что актуализация данной темы не повлияет на межэтническое согласие, однако преобладает мнение о том, что лучше не ворошить прошлого. «Наоборот тесное расследование будет способствовать тому, что будут убраны шоры с глаз у всех этнических групп Казахстана».
Декабрьские события до сих пор волнуют умы не только элиты, но и вообще населения Казахстана и поэтому этот вопрос постоянно будируется, поскольку эти события очень долго будут оставаться в исторической памяти народа.
Вопрос о том, насколько адекватно представлена информация в учебных пособиях о декабрьских событиях, что там получила отражение в основном идеологическая сторона событий. В 1986 году гово или, что участниками выступления были наркоманы, алкоголики, а сегодня их представляют героями, но правды не было ни тогда, ни теперь.
Таким образом, обсуждение темы декабрьских событий подняло массу пока еще не разрешенных и не исследованных вопросов в этой области и открыло новые аспекты проблем, которые необходимо изучать и анализировать в интересах исторической правды и в память о жертвах декабрьских событий.
Воспитание Казахстанского патриотизма и гражданственности
Главный Закон Республики Казахстан - Конституция, Стратегия Президента "Казахстан-2030", «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан на 2003-2005 годы» указывают основные условия для воспитания здоровой, поликультурной личности ребенка, свободно адаптируемой в условиях современного общества с принципами демократии и рыночной экономики.
Правительство Республики придает большое значение вопросам воспитания казахстанского патриотизма и гражданского становления детей и молодежи. Об этом свидетельствуют - Указ Президента об усилении работы по казахстанскому патриотизму и мероприятия Министерства образования и науки по реализации Указа Президента РК, О государственной символике Казахстана от 24.01.96 г. № 2797, Закон о государственном языке, Закон Республики Казахстан об обороне, Постановление Правительства РК от 01.11.96 г. № 1340 "О начальной военной подготовке", Государственная программа функционирования и развития языков па 2003-06 годы. Министерством образования и науки РК были разработаны нормативные документы и программы по их реализации. В них большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи и основам безопасности жизнедеятельности учащихся.
В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в которых происходит духовно-нравственное становление молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Процессы, происходящие в обществе, выдвинули новые задачи формирования у граждан и у подрастающего поколения высоконравственных, морально-психологических, этических качеств. Важная роль среди них принадлежит воспитанию чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
События последних лет показывают, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны. Утрачены некоторые национальные и культурные традиции, в обществе появилось много равнодушных людей, процветают эгоизм, цинизм, вандализм, наркомания, алкоголизм. Все это негативно отражается на воспитании молодежи.
Неслучайно наш Президент Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание развитию Казахстанского патриотизма, основными проблемами которого являются:
Повышение статуса патриотического воспитания молодежи
Консолидация общества
Создание нормальных условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота Казахстана через изучение правовой, государственной системы, символики, жизни и деятельности известных личностей, использование национальных традиций,
культуры пародов Казахстана.
В связи с этим ростки патриотизма надо закладывать в раннем детском возрасте. Ребенок уже в детском саду должен узнать, что такое Малая и Большая Родима, государственная символика, государственные традиции. Каждому человеку понятны такие прописные истины, что государство немыслимо без армии и что защита Отечества - долг каждого гражданина.
Национально - культурные центры Костанайской области
Одним из первых шагов по нормализации национальной политики стало принятие 22 сентября 1989г. Закона республики «О языках и языковой политике в Казахской ССР». Важно отметить, что впоследствии 22 сентября Указом Президента республики было обозначено в нашем календаре и ежегодно отмечается как День Языков Республики Казахстан.
4 ноября 1996г. была принята Концепция Языковой политики РК. 5 октября 1998г. - Государственная программа функционирования и развития языков. Указом Президента от 7 февраля 2001г. утверждена Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-201 Огоды.
Закон объявил казахский язык государственным, а русский - языком межнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическую ситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное возрождение казахского, татарского, немецкого, корейского и других языков народов Казахстана. В республике было образовано 49 национально-культурных центров. Значительно изменился национальный состав республики, некоторые области стали регионами преимущественного проживания казахов.
По численности населения первое место занимает Южно-Казахстанская область (1млн. 999 тыс. в 1995 г.), второе - Костанайская (1 млн. 39 тыс.), третье -Жамбылская (1 млн. 35 тыс.).
Эффективность работы по удовлетворению этнокультурных образовательных потребностей диаспор, проживающих и в области и в Республике в целом, в значительной степени зависит от усилий национально-культурной центров, работающих под непосредственным патронажем Ассамблеи народов Казахстана, ниже представлены некоторые из них, находящиеся в Костанайской области:
1. казахи
2. русские
3. украинцы («Ардагер»)
4. белорусы («Беларусь»)
5. поляки («Надея»)
6. народы Прибалтики («Янтарь»)
7. татары и башкиры («Дуслык»)
8. армяне («Эребуни»)
9. евреи («Вместе»)
10. немцы («Возрождение»)
11. корейцы («Ен-Коди»)
Чистота родного языка поутратилась, особенно в городах.
Переселенческие и целинные поселки по большей части были моноэтническими, там языки более или менее сохранились. А в городах, особенно в областном центре, ассимилировались, смешались, образовав своеобразный «костанайский говорок», где не только слова, интонации, построение фраз несут в себе элементы русского, казахского, украинского, немецкого, белорусского и прочих языков. Никто, впрочем, не жалуется - так даже удобнее понимать друг друга, но родной-то язык все равно влечет, как родной дом, как березка под окошком или запах степной полыни.
То, что люди стремятся объединяться по профессиональным, национальным, возрастным признакам, по интересам и т. д. - это не чувство стадности, а вполне естественное стремление к общению с единомышленниками. И национально-культурные центры в Казахстане появились бы и без программы «2030», хотя, конечно, и она сыграла свою роль. Просто пришло время осознания собственных корней, единства со своим народом, особенно в условиях многонационального государства. Как сказал один из организаторов центра «Янтарь»: нам жить на этой земле, но ощущать свою кровную связь с той, которая дала нам жизнь, имя и язык. Оставшиеся жить здесь, на этой земле сохранять свою культуру, традиции, язык. Ведь национально-культурные центры - это кусочки далекой родины или прародины, ни в коей мере не претендующие на исключительность среди таких же островков. И значит, сообща решать общие проблемы и налаживать свою жизнь здесь, помня о своих корнях и чтя их.
По Конституции РК, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам; каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. А деятельность НКЦ заключается в том, чтобы эти Законы были соблюдены.
Татаро-башкирский центр «Дуслык».
История появления на казахстанской земле. После завоевания Поволжья Иваном Грозным в 1552г. Казанское ханство становится частью Русского государства. Начинается усиленная колонизация края, которая сопровождалась уничтожением мечетей, насильственным обращением татарского народа в православие. Нерусских крестьян сгоняли с насиженных мест, вынуждая к бегству, которое не прекращалось веками. Татары бежали в Зауралье, в Сибирь, на север, восток и юг казахских земель. Но это была лишь первая волна миграции (70-80 тысяч человек). Новая волна крещения поволжских инородцев во второй половине XVII века, мировая язва в 1654-1657 гг. вызвали новое бегство населения в Приуралье и Сибирь. К началу XIX века татарское население организовывает татарские поселки, так
называемые, слободки (в Петропавловске, Кустанае, Уральске, Актюбинске).
Татары часто становились посредниками в торговле между казахскими и российскими промышленниками. Ничто не останавливало тех, кто решил раз и навсегда найти свою «Малую Родину» в дальних краях. Земля казахов привлекало доброжелательным отношением коренного населения, близостью языка, единой верой.
Татары являются прямыми наследниками историко-культурного достояния великих евразийских империй - Гуннов и Золотой орды. На преобладающей части своих исконных территорий татары остались в качестве национального меньшинства, актуальным является вопрос о сохранении нации .
Деятельность НКЦ. В нашей области в апреле 1995г. официально зарегистрирован татаро-башкирский центр под названием «Дуслык». Этот центр активно сотрудничает с музеями. В мемориальный музей им. Алтынсарина сданы документы и фотографии отличника просвещения Казахстана Залялетдиновой Зайнаб Камалетдиновны. Предметы национального быта башкир и татар были выставлены в историко-краеведческом музее как память о своих предках, которые прибыли и осели на Костанайской земле.
В Дни татарской культуры был проведен праздник, посвященный Дню рождения великого татарского поэта Габдулли Тукая, готовясь к нему, НКЦ разыскал в нашем городе родственницу поэта Забирову-Ансаганову Софию Галиевну.
немецкий центр «Возрождение».
Плановое поселение немцев - при Екатерине II (1762 - 1796 г.), Павле I (1796 - 1801 г.), Александре I (1801- 1825 г.). Но немцы жили в России еще задолго до планового переселения; во времена правления Ивана Грозного усиленно приглашались разные специалисты (ремесленники, строители, архитекторы, врачи, офицеры...), Петр Великий - привлек много немцев в свое окружение.
Привилегии, обещанные царем, казались людям, жившим в нужде и лишениях особенно привлекательными.
Вторая мировая война нанесла немецкому национальному меньшинству смертельный удар. Первыми "переселили" в среднюю Азию 45 тысяч крымских немцев.
С 1945 г. существование немцев в СССР замалчивалось. О них не писалось ни в газетах, ни в журналах, ни в книгах... Не было переписки с родственниками на Западе. Частичная реабилитация начинается в 1964 г. - началось движение за восстановление немецкой автономии.
В 1958 - 1959 г. между ФРГ и СССР было заключено согласие об объединении семей.
По данным переписки 1989г. в бывшем СССР проживало до 2 млн. немцев. Большинство немецких сёл разбросано сегодня в Казахстане,
Средней Азии и Сибири .
Сегодня мы не можем говорить о дискриминации со стороны властей. Община "Возрождение" этому доказательство.
НКЦ народов Прибалтики «Янтарь».
«Янтарь» - это национальный - культурный центр народов Прибалтики. Последний (не в смысле того, что больше уже не будет, а в смысле, что создан позднее других) в «ожерелье» областной ассамблеи народов Казахстана. Создавался он труднее, чем остальные. Во-первых, прибалтийцев в нашей области было значительно меньше, чем украинцев, немцев, корейцев, татар и представителей других национальностей. Во-вторых, в начале 90-х большинство выехало на родину. Бывшим ссыльным в те годы возвращали их дома, хутора и прочее имущество - вот и хлынула волна переселенцев на постсоветский запад. Остались в основном бывшие целинники, к тому же успевшие «обрасти» на костанайщине многонациональной родней и в свое время ничего не оставившие на родине, кроме родных и детства.
Собирать народ было непросто, - рассказывает заместитель председателя Людмила Владимировна Мацупа - Женщины фамилии сменили, кучных поселений прибалтов нет. Но собрали. Люди обрадовались возможности общаться на родном языке - многие его помнят прекрасно - и вернуться к забытым традициям своего народа. В этом, кстати, больше женщины заинтересованы, они как-то крепче привязаны к чисто традиционной стороне национальной культуры. Помнят ритуалы проведения праздников, кухню, быт, одежду. Это и понятно: женщины всегда тесно связаны с домом.
Словом, собрали где-то 25-30 человек из Костаная и Затобольска в основном. В апреле зарегистрировали «Янтарь» честь по чести. Но еще предстоит работа по селам, райцентрам. Пока изучается опыт работы других центров. «Янтарь» принимает участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках Ассамблеи. Ко дню защиты детей нашли возможность оказать спонсорскую помощь некоторым семьям. Провели в соответствии со всеми национальными традициями летний праздник, именуемый, где Яновым днем, где Лиго, а у нас Иваном Купалой - с кострами, с народными песнями, хороводами. Не обходят вниманием и семейные праздники: дни рождения, юбилеи супружеской жизни. Думают ли о воскресной школе? Конечно, да только где же найти учителей, в совершенстве владеющих языком? И детишек, кстати, тоже не так-то много, в Костанае еще набирается маленький класс, а в селах что - с одним-двумя заниматься?
У председателя Сергея Якушевича неплохие связи со многими странами, в том числе и прибалтийскими. Но это по линии его основной работы. А центр только-только начал наживать контакты с Литвой, Калининградом. Появились в центре книги, календари на родном языке, национальные костюмы, литовский флаг. Планируются поездки в Астану для ознакомления с опытом работы тамошнего эстонского центра, в страны Прибалтики.
Кстати, там, на пресловутом постсоветском западе тоже народ капризный: мол, согласны бы работать с вами, да вот неплохо бы с конкретными центрами - эстонским, литовским, латышским. Самое главное, что «Янтарь» есть, он существует. В нем намерены оказывать помощь тем, кто уезжает на родину .
Еврейский центр «Вместе».
- Когда образовался Ваш центр?
- Еврейская община образовалась в Костанайской области в 1992 году. На тот момент в общине насчитывалось около 300 человек. В нее входили евреи всех возрастов. В настоящее время там числится не больше 140 человек.
- С чем связано такое сокращение численности?
- Уменьшение численности членов в общине связано с тем, что многие покидают Костанай и уезжают на свою родину, в Израиль. Это, как правило, молодые люди. Община всячески им помогает, существует воскресная школа, в которой обучаются дети дошкольного возраста; Молодежный клуб, где желающие могут обучаться родному языку - ивриту, обрядам, песням, танцам, еврейской кухне.
У молодежи есть возможность, пройдя тест, уехать в Израиль на бесплатное обучение, многие этим пользуются.
- Какие праздники отмечают в центре?
- В общине обязательно отмечаются все еврейские праздники: Рош-а-Шана (в сентябре), Сук пот (в октябре), Ханука (в декабре), Пурим (в марте), Пейсах (в апреле), Шавуот (в июне). Все эти праздники не имеют точной даты, так как отмечаются по еврейскому (лунному) календарю.
- Какую помощь оказывают Вашему центру?
- В год единства народов Казахстана Еврейская воскресная школа получила финансовую помощь от городского акимата.
Практически каждый год из Израиля, или из США, или из Англии, или из других стран приезжают Раввины. Они привозят с собой учебные пособия и подарки общинеУЛ.
Армянский центр «Эребуни».
- Как впервые армяне оказались на территории Казахстана?
- Армяне впервые оказались в Казахстане в период репрессии, начиная с 1937 года. До этого секретарем Коммунистической партии Казахстана был назначен Мирзаянов, который внес вклад в поднятие промышленности и экономики, и который пробыл на своем месте 3 года (с 1933-1936 гг.). В 1937 году он был расстрелян (Сталинские времена). В 50-х годах началось движение на Целинные земли. Все люди со всех концов СССР, в том числе и армяне, стали приезжать в Казахстан. Куда был направлен и Рафаил Давыдович Миносян, который внес большой вклад в строительство промышленных объектов, а так же в городостроение Казахстана и Костаная. На протяжении всей жизни работал в проектном институте города.
В основном в Костанайскую область, в период СССР, приезжали лица армянской национальности, после окончания институтов по расселению. И часть из них оставались здесь жить. Официально по статистике переписи населения в 2000 году в Костанайской области зарегистрировано 1930 армян. Армянская община официально зарегистрирована 9 февраля 1993 года, создана для поддержания культуры, быта, традиций, а так же для связи с национальными центрами Костанайской области.
- Какова деятельность НКЦ, и какие праздники отмечаются здесь?
- Открыта школа по изучению армянского языка и истории Армении в городах Рудном и Костанае. Праздники, которые более или менее справляют, живущие в Казахстане армяне - День материнства - 7 апреля (как 8 марта), где чествуют женщин, так же Армянская община проводит новогоднюю елку, куда приглашаются дети из малообеспеченных семей разных национальностей. Иногда армяне устраивают свадебные обряды по традиции (например, обручение может длиться 1-2 года, а свадьба 2-3 дня). Красные яблоки (их приносит жених родителям невесты после свадьбы) означают целомудренность женщины. По традиции уважение идет к старшим. Ни старым, ни молодым армянинам нельзя пить и курить, без разрешения вступать в разговор. Девушку, как и на Родине, так и здесь, с раннего возраста учат готовить пищу и убирать дом. Религия - Христианство (принята в III веке и является государственной). Спонсорская помощь со стороны общины была оказана в прошлом году интернатам сирот и умственно отсталых на сумму 164 000 тенге. Так же оказывают помощь лицам армянской национальности. Спонсировали учебу армянину, который своими силами поступил в КГУ. Армянская община участвует в культурно-массовых мероприятиях (В Костанае организовывали «Дискотеку от Фонаря» и КВН). В Костанайской области армяне в основном занимаются животноводством и строительством. В области есть внедренческая фирма «ТОРО», которая занимается животноводством, зерном и сельскохозяйственной техникой. Президентом фирмы является президент армянской общины, член ассамблеи народов Казахстана Тороян М.П. Также в области есть такие, как Шадикян СИ. - заместитель председателя Исполкома в Костанае, Никогосов А.В. - детский хирург, Каспаров - художник, Хачатрян, Волоян Н.Т. - заместитель Редактора, она же профессор, Деренник Г.Г. - геолог \6\.
Украинский национально-культурный центр «Ардагер».
История украинского народа уходит своими корнями в глубокое прошлое. Украинцы относятся к сренеевропейской расе большой европеидной расы, говорят на украинском языке восточной подгруппы индоевропейской семьи.
При наличии многих оригинальных самобытных черт традиционно-бытовая культура украинцев близка к культуре русских и белорусов, содержит много общеславянских элементов. Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев - пашенное земледелие, для них характерно приусадебное садоводство (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, малина).
- Кто были первыми украинцами на территории Казахстана?
- Первыми украинцами на Казахстанской земле стали участники антифеодального движения, задушенного царскими и польскими войсками в 1768 году.
Исторические примеры говорят о весьма тяжелых условиях жизни переселенцев с Украины. В первые годы жили в землянках. Со временем контакты с местным населением крепли, налаживались цивилизованные торговые и другие отношения. Стали поставляться для сбыта кожа, деготь, саман, а потом одежда и обувь, появились школы, фельдшерские участки, церкви и мечети, стали постоянными ярмарки. Общение с коренным населением способствовало изучению казахами украинского языка. А переселенцами - казахского. 1954-1964 г.г.- период, когда Казахстанская Украинская диаспора пополнилась сотнями выходцев с Украины, навсегда сроднившимися с землей Абая. Только за первые годы с Украины в районы освоения целинных и залежных земель приехало 80 тысяч юношей и девушек. 151 украинец удостоен звания Героя Социалистического труда. Сейчас в Казахстане живет 898 тысяч украинцев. В Костанайской области в 1993 году создан Национально-культурный центр, который объединил украинцев, желающих изучать историю, обычаи, традиции, культуру и язык своего народа. Руководит центром Кирилюк Андрей Михайлович.
- Какова деятельность центра «Ардагер»?
- НКЦ уделяет большое внимание пропаганде народного творчества, литературы и искусства Украинского народа. Проводятся фестивали украинской культуры, вечера поэзии. Широко отмечают украинцы День Независимости Украины, День матери, День святого Николая, праздник Ивана Купалы, праздник славянской письменности и культуры.
28 июля 2001 года в городе Лисаковске прошел областной фестиваль, посвященный 10-летию независимости РК, 10-летию независимости Украины и 30-летию г. Лисаковска.
Украинской общиной области, при содействии общественного фонда «Арда-гер» для ветеранов войны, пенсионеров и малоимущих была оказана помощь в размере 200 тысяч тенге.
Корейский центр «Ен-Коди».
Известный казахский ученый С. Сатубалдин как-то сказал: «Корейцы за годы проживания на земле Казахстана заслужили своим трудолюбием, честностью и верностью уважение и любовь казахского народа». Очень справедливые, верные слова, отражающие единодушное мнение все казахстанцев.
Пребывание корейцев на территории Казахстана впервые зафиксировано в материалах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Первая советская перепись 1926 года отметила, что в Казахстане проживали 42 корейца. И все же история корейцев Казахстана начинается с 1937 года, когда все корейское население было спешным образом
депортировано из Дальнего Востока. В сжатые сроки, бросив все, взяв с собой только продукты питания из расчета пребывания в пути в течение месяца, а так же необходимую одежду. Все без исключения корейцы поголовно, включая тяжелобольных, стариков, беременных женщин, были посажены в вагоны, предназначенные для перегрузки грузов и скота, и отправлены за тысячи километров вглубь материка.
Казахи с открытой душой встретили корейцев, оказывали им посильную помощь, не смотря на запреты властей, на то, что сами находились в неимоверно трудных условиях. Казахи сами только что перенесли величайшую в своей истории трагедию голода начала 30-х годов, порожденную «Малым Октябрем». Вот как вспоминал о первых днях на казахской земле знаменитый корейский рисовод, герой Труда Ким Ман Сам: "Я со своими соотечественниками сильно сомневался, переживал. Распахнет ли чужой народ перед нами двери? Однако дастархан казахов оказался столь же широким, как и их степи. Об их гостеприимстве не я один могу говорить. Об этом скажут с такой же благодарностью все мои соплеменники".
Во время существования Советской власти корейцы превратились из "врагов народа" - в защитников страны, в трудные для Родины годы Великой Отечественной войны продемонстрировали подлинный патриотизм, внесли достойный вклад в дело Победы.
На первом Учредительном съезде, который состоялся 17 марта 1990 года в Алматы, была создана Республиканская Ассоциация Корейских Культурных Центров Казахстана. Её президентом был избран профессор Гурий Борисович Хан. Ныне она преобразована в Ассоциацию Корейцев Казахстана (АКК) во главе с Юрием Андреевичем Цхаем.
С 1989 года корейцы Казахстана принимают участие во Всемирном фестивале корейцев, который проводится раз в два года в Сеуле.
Знаменательным событием стал фестиваль Корейской культуры 14-15 августа 1994 года, который проходил в городе Уштобе Талдыкорганской области. Он состоял из двух частей: 14 августа был Днем выражения благодарности Казахстанскому народу, а 15 августа - День освобождения Кореи. В адрес фестиваля со специальными посланиями обратились Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев и Президент Республики Кореи Ким Ен Сам.
В своем послании Президент Республики Казахстан отметил, что "в Казахстане высоко ценят вклад корейцев в развитие экономического и духовного потенциала республики, хорошо знают корейцев — замечательных мастеров труда, деятелей науки, культуры, искусства. Я хотел бы выразить глубокую убежденность, что все наши корейские сограждане, опираясь на свои замечательные национальные качества - мудрость, трудолюбие, стремление к знаниям, духовность и высоту помыслов будут всегда достойно участвовать в экономической и общественно-политической жизни нашего государства".
Президент Республики Кореи говорил: "Дорогие наши соотечественники!
Ваша давняя дружба с народами Казахстана становится мостом сердечного добрососедства между нашими странами. Я надеюсь, что Вы с гордостью будете способствовать развитию корейской культуры и традиций и, как граждане РК, с честью выполняете свой гражданский долг. Я так же надеюсь, что Вы приложите максимум усилий для процветания и воссоединения нашей Родины" .
Костанайский филиал АКК «Ен-Коди» был создан 23 мая 1990 года. Основная цель деятельности центра - сохранение родного языка, возрождение национальной культуры, воспитание подрастающего поколения в духе интернационализма, дружбы с другими народами. Председателем центра стал Цхай Валерий Алексеевич, но в 1994 году он окончил работу в центре и его место занял Хан Владимир Николаевич, который оставил свой пост в 2001 году и передал его Паку Юрию Николаевичу.
Викторина «Мы - казахстанцы»
1.Назовите батыров, чьи образы значатся на денежных купюрах РК? - 3 бал.
2.Кто такие кыргыз-кайсаки? - 5 бал.
3.Дважды Герои Советского Союза - казахстанцы, кто они? - 3 бал.
4.Партизаны - казахи времен ВОВ, расскажите о них? - 4 бал.
5.Кто из Героев Советского Союза - казахов, повторил подвиг летчика
Николая Гастелло, что вы о нем знаете? - 5 бал.
6.Кто такой Малик Габдуллин и что вы о нем знаете? -4 бал.
7.Назовите Героев Советского Союза, выполнивших интернациональный долг в Афганистане? - 5 бал.
8.Где и когда была воздвигнута стелла (памятник) независимости народов Казахстана? - 4 бал.
9.Назовите нескольких поэтов и писателей Казахстана, в чьих произведениях « звучали (отражались) героические страницы истории Казахстана? - 5 бал.
10. Назовите космонавтов - казахов, что вы о них знаете? - 4 бал. 11. Кто такой патриот своей страны? - 5 бал.
12. Назовите имена военных полководцев, которые имеют высокое
Звание - генерал армии? - 5 бал.
13. Кто из военных деятелей был первым министром обороны РК и главнокомандующим? - 5 бал.
14. Кто из писателей - казахов в своих произведениях отражал психологию военных действий и войны? - 3 бал.
15. Назовите государственные и боевые символы Казахстана? - 5 бал.
16.Перечислите все военные учебные заведения, в которых готовят грамотных поенных специалистов для Вооруженных Сил РК
в Казахстане? - 5 бал.
Заключение:
События в Алматы были не только первым и во многом неожиданным явлением, но и своеобразным рубежом. Рушился с таким трудом созданный идеологизированный миф о бесконфликтном развитии социалистических наций. Полетели устои и подпорки мифа о некой новой исторической общности - "советский народ". Пленум ЦК КПСС в январе 1987 года дал жесткие политические оценки событиям в Алматы, затем последовало известное постановление ЦК "О работе казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию молодежи.
Декабрьские события в Алматы эхом отозвались во многих бывших советских республиках. Сохранить в такой обстановке политическую стабильность в стране, не допустить столкновений на межнациональной почве - стало архиважной задачей.
В те годы немалую поддержку в сохранении мира и стабильности в стране оказали представители всех наций и народностей. Чуть позже по инициативе Президента страны была создана Ассамблея народов Казахстана (АНК).
В знак глубокого уважения к воле и мужеству молодых казахстанцев именно 16 декабря в 1991 году Президент подписал Закон о независимости, принятый парламентом страны и огласил его в тот же день на площади Республики в Алматы.
История народа не только учит, но и воспитывает. Это – прошлое и будущее нашей страны. История помогает делать человека мудрым, гордым за Родину, людей, народных героев.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической республики. Алматы, 1991.
2. Алма-Ата. 1986. Декабрь. Книга-хроника. Алматы, 1991.
3. Алма-Ата 1986. Декабрь. Книга-хроника (вторая). Алматы, 1992.
4. Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация народ. Алматы, 1997.
5. История Казахстана, М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жукешев, учебник 9 класс, 2005.
Урок истории для 11 класса
Декабрьские события в Алма-Ате: причины и следствие…
Кушнир С.А., учитель истории СШ№22
Тема: Декабрьские события в Алма-Ате: Причины и следствие…
Цель: На основе тематического повторения и анализа документального материала и текста учебника, научить учащихся формулировать свое собственное отношение к проблеме.
Основные знания: учащиеся должны знать причины, повод, характер событий 17-18 декабря 1986 г. и их последствия; должны знать точки зрения свидетелей событий.
Основные умения: уметь анализировать и сравнивать факты событий 17-18 декабря 1986 г. руководствуясь объективностью;
уметь давать оценку историческим событиям, роли личности Колбина, Кунаева, Рыскулбекова и др. в ходе этих событий;
уметь работать с периодической печатью, мемуарами;
сопоставлять точки зрения и обосновывать свое мнение;
работать в группе и индивидуально, оценивать свою работу и работу группы.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности за судьбу своей страны, казахстанский патриотизм, воспитывать устойчивый интерес к истории, положительное отношение к знаниям, дисциплинированность.
Оборудование: карта «Казахской ССР», опорная схема «Декабрьские события 1986 г.», таблица «Государственность: шаг за шагом», общий бланк оценки, материал к игре «снежный ком».
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного в форме игры «снежный ком».
э п и г р а ф:
«… гражданам СССР гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций»?
из ст. 50 Конституции СССР
ход урока
Организационный момент.
Проследить, чтобы у всех учащихся были маршрутные листы, рабочие листы, дополнительная литература.
Сообщение цели урока.
Вступительное слово учителя
В этом году исполняется ровно 20 лет со дня глубоко трагических и незабываемых для нашей страны декабрьских событиях 1986 года. Эти рубежные для Казахстана дни стали первым шагом к обретению подлинного суверенитета и государственности. Наверное, еще долго современные ученые, политики и правоведы, будут изучать, и анализировать события той поры. На нашем уроке, в ходе повторения текста учебника, в ходе работы с документальными фактами вы должны определить свое собственное отношение к этой проблеме и подумать, какой вариант решения декабрьской проблемы предложили бы вы, если бы вам была предоставлена такая возможность.
Эпиграфом к уроку мы возьмем отрывок из статьи 50 Конституции СССР, но произнесем эти слова с вопросительной интонацией. (эпиграф написан на доске)
Историческая разминка по датам.
Повторим главные события в истории суверенного Казахстана: шаг за шагом.
Мотивационная беседа под звуки песни «Земля отцов» в исполнении Розы Рымбаевой.
- Ребята, прислушайтесь к словам песни, в которой поется о земле отцов, о любви к своей Родине, к ее бескрайним просторам, к ее народу. Именно эта песня звучала тогда на площади 17 декабря 1986 года. Тогда перестройка, справедливость, равенство были объявлены только на словах, еще не оттаяла вечная мерзлота застоя, а молодая демократия еще не обрела силы. Но все же наивная казахская молодежь, поверив красивым высказываниям Горбачева, выйдя на мирную демонстрацию, выразила свое недовольство и несогласие с решением пленума ЦК КПК.
Эта была первая для Казахстана попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции. Тогда это было сродни героизму объявить о своем несогласии с решением верховной власти. Это был открытый вызов, на который последовала незамедлительная реакция.
Начинаем игру «Снежный ком. Игра проходит по модульной технологии обучения. М.М. Женпеисова «Модульная технология обучения как средство развития ученика» Алмата 2002 г.
Игра «Снежный ком»
Задания по группам разного уровня сложности
А
|
-
|
На основе фактов, изложенных в учебнике и материалов печати, выделите причины событий 1986 г. Составьте опорную схему.
|
Б
|
-
|
На основе текста учебника определите, что послужило поводом к началу событий. Составьте опорную схему.
|
В
|
-
|
Используя «Очерки Казахстана» стр. 379-380 и газетный материал, определите характер событий и итоги. Составьте опорную схему.
|
Г
|
-
|
На основе изучения выводов комиссии Президиума Верховного Совета Каз. ССР выделите факты нарушения законности на площади и во время следствия.
|
Д
|
-
|
На основе тезисов доклада Американской Хельсинской группы о волнениях в Казахстане составьте репортаж о событиях.
|
Цель самостоятельной работы в группах.
Учащиеся должны организовать совместную работу в группе для решения учебного задания и уметь правильно и рационально рассчитать время.
I тур
Цель I тура - учащиеся должны рассказать всем участникам временной группы основное содержание своего вопроса, обращая внимание на главные факты. Должны поделиться своими знаниями с другими, закрепить их при объяснении другим учащимся.
В заключении I тура учащиеся заполняют графу в маршрутном листе «номер лучшего выступающего».
II тур
Цель II тура. Учащиеся должны расширить, углубить и закрепить свои знания по основным вопросам всей темы.
После II тура учащиеся заполняют графу «номер лучшего выступающего» и сдают маршрутные листы. Консультанты заносят результаты в общий бланк оценки на доске.
|
-1-
|
-2-
|
-3-
|
-4-
|
-5-
|
всего
|
А
|
|
|
|
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
В
|
|
|
|
|
|
|
Г
|
|
|
|
|
|
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
Опорные схемы групп А,Б,В, вывешиваются на доске
Задание к классу: объяснить опорные схемы групп, сравните их со схемой «Декабрьские события 1986 г.» и сделайте вывод.
Опережающее задание 4 учащимся.
«Точки зрения свидетелей и участников событий».
Задание к классу: По ходу рассказа учащихся вы должны выполнить практическое задание: Сформулируйте позицию свидетеля или участника событий 17-18 декабря 1986 г. Определите основную мысль рассказа.
Заполните таблицу в тетради.
свидетель
|
Как он характеризует событие? Кто виноват?
|
Кунаев Д.Д.
|
|
Колбин Г.В.
|
|
Мирошник В.М.
|
|
Рыскулбеков К.Н.
|
|
Международным экспертом в оценке декабрьских событий в Алма-Ате стала Американская Хельсинская группа. Как эксперты ответили на вопросы:
Какова была численность участников?
Применялось ли насилие?
Как действовали дружинники и милиция?
Кто послал войска?
Роль власти в декабрьских событиях?
-
Возвращение к цели урока и эпиграфу урока.
Какие политические права по Конституции имели граждане СССР? Гарантировались ли на деле эти права?
Каково ваше собственное мнение о событиях 17-18 декабря 1986 г?
Какой вариант решения декабрьской проблемы предложили бы вы, если бы вам была предоставлена такая возможность? (творческое решение проблемы учащимися)
Зачитать слова Президента РК Н.А. Назарбаева из приветствия «Научно-теоретической конференции «Независимый Казахстан: декабрь 1986 г., посвященный 10-летию декабрьских событий».
Казахстанская правда, 1997, 18 декабря.
Заключительное слово учителя
Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Историческое значение декабрьских событий состоит в том, что это было первое выступление против существующей политической системы на территории бывшего СССР, которое открыло путь казахского народа к независимости.
Тестирование
-
Рефлексия.
Как я усвоил материал?
- получил прочные знания, усвоил весь материал;
- усвоил новый материал частично;
- мало что понял, необходимо еще поработать.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
- со всеми заданиями справился сам;
- допустил ошибки;
- не справился.
Как работала группа, учебная пара?
- дружно, совместно разобрали задания;
- не все активно участвовали в обсуждении;
- работа была вялая, неинтересная, много ошибок.
Сформулируйте ваше мнение об уроке. Что понравилось.
Учащиеся сдают рабочие листы.
-
Выставление оценок за урок - 3 оценки.
за «Снежный ком»
за таблицу
за тест
самооценка в листе рефлексии.
приложение к уроку
Опорная схема
Причины:
Отраслевая структура народного хозяйства приобрела уродливые формы.
Искривленная структура экономии Казахстана.
Наука и культура стали «служанками» официальной политики.
Сужение сферы применение казахского языка, закрытие школ с казахским языком.
Повод:
Назначение Г.В. Колбина первым секретарем ЦК Ком. Партии Казахстана, до назначения в республике не работавшего и неизвестного большинству населения.
Декабрь 1986 г.
Следствие
Выступление казахской молодежи
Отказ руководства республики вступить в равноправный диалог с молодежью
Трагедии
8,5 тысяч
1,7 тысяч
99 человек
К. Рыскулбеков
Тесты
Что не относится к предкризисному состоянию общества в политической жизни?
неспособность прежнего руководства не только осуществить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость
централизованное руководство всей экономической деятельностью и всеми аспектами общественной и личной жизни
слияние функций партийного и государственного аппарата и его бюрократизации
отсутствие гласности по важнейшим вопросам общественно-политической жизни
самостоятельность союзных республик в принятии крупных решений
-
Найдите ошибку в перечне Генеральных секретарей ЦК КПСС?
Хрущев Н.С.
Кунаев Д.А.
Брежнев Л.И.
Горбачев М.С.
Андропов Ю.В.
-
На каком пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития?
в феврале 1985 г.
в апреле 1986 г.
в марте 1985 г.
в апреле 1985 г.
в августе 1986 г.
-
Какой съезд Компартии Казахстана проходил в феврале-марте 1986 г.?
XV
XVI
XVII
XVIII
XIX
-
Сколько школ с казахским языком обучения было закрыто в республике с 1954 по 1986 гг.?
400
500
600
700
900
-
Назовите основной повод Декабрьских событий 1986 г.
Смена высшего руководства Казахстана
Ущемление национальных интересов казахов
Закрытие школ с казахским языком обучения
Искривленная, колониальная структура экономики
Формальный политический суверенитет республики
Найдите ошибку в перечне последствий Декабрьских событий 1986 г.?
Число задержанных составляло около 8,5 тысяч человек
Возбуждено 99 уголовных дел
50 человека были исключены из состава партии
271 студентов отчислены из учебных заведений
20 ректоров вузов освобождены от занимаемой должности
В каком году участнику декабрьских событий Кайрату Рыскулбекову посмертно присвоено звание «Халык кахарманы?»
1989 г.
1991 г.
1993 г.
1996 г.
1999 г.
Кто первым потребовал справедливой оценки декабрьских событий и оправдания несправедливо осужденных участников событий?
М. Шаханов
О. Сулейменов
Н. Назарбаев.
Общество «Желтоксан»
С. Абдильдин
10.Кто называл себя «солдатом партии» в истории Казахстана 80-х гг.?
Л.Брежнев
Д. Кунаев
Т.Колбин
М. Горбачев
М. Шаханов
Ключ к тестам
1-Е, 2-В, 3-D, 4-В, 5-С, 6-А, 7-Е, 8-D, 9-А, 10-С.
Критерии оценки
0-1 ошибка - «5»
2 ошибки - «4»
3-5 ошибок - «3»
6- ошибок - не справился с работой.
Историческая разминка «Главные события в истории суверенного Казахстана: шаг за шагом».
Технология проведения исторической разминки по датам. Учащиеся называют и записывают на доске даты подлежащие запоминанию и кратко характеризуют события.
1986 г. 16 декабря - смена главы республики; массовые волнения;
1990 г. апрель - Н.А. Назарбаев избран на должность Президента Казахской ССР.
1990 г. 25 октября - принята «Декларация о государственном суверенитете» Казахской ССР.
1991 г. - Казахская ССР преобразована в Республику Казахстан.
1991 г. 28 августа - подписан указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.
1991 г. 1 декабря - состоялись всенародные выборы Президента Казахстана.
1991 г. 12 декабря - издан Указ «О реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане».
1991 г. 16 декабря - принят Закон о государственной независимости Республики Казахстан.
Рабочий лист Ф.И. учащегося
Оценка за «снежный ком»
|
Оценка за таблицу
|
Оценка за тест
|
Самооценка в листе рефлексии
|
|
|
|
|
Литература
«Алма-Ата. Декабрь 1986 г. Книга-хроника» Перевод Н. Кенжегуловой. Алма-Ата 1992 г.
История Казахстана. Очерки. Алма-Ата 1993 г.
«Модульная технология обучения как средство развития ученика» М.М. Женпеисова, Алмата 1992 г.
История Казахстана. Учебно-методическое пособие. Алматы 2006 г.
|
|
|