Главная страница

«Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе»


Скачать 60.83 Kb.
Название «Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе»
Дата 29.02.2016
Размер 60.83 Kb.
Тип Документы

Сообщение на тему: «Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе».

Стимулирование положительного отношения школьников к учению, формирование у них познавательных интересов, потребности в знаниях являются одним из важнейших дидактических принципов. По мнению К.Д. Ушинского, «учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к нему». При обучении учащихся методисты и учителя должны дать ответ на вопрос: как заинтересовать учащихся, как взять для начала материал, который «затронет» души учащихся, заденет ребёнка за живое, даст ему толчок, пробудит интерес? Это одна их важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе её развития, и заключается она в том, чтобы воспитать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний, научить пополнять их на практике, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления и стремление к самопознанию. В настоящее время эта проблема становится особенно актуальной применительно к обучению иностранному языку в средней общеобразовательной и профессиональной школе. Известно, что процесс самостоятельной работы школьника зависит, прежде всего, от его готовности к этому виду деятельности. А готовность к самостоятельному учебному труду предполагает определённый уровень его лингвистической подготовленности, наличие у него сформулированных навыков и умений, а также его желание учиться.

Мотивационная деятельность учащихся является одним из важнейших аспектов проблемы самостоятельной работы учащихся. Каждый учитель знает, что учение протекает более успешно, если у учащихся сформирована положительная мотивация: познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувства долга, ответственности и другие мотивы. Согласно психологическим исследованиям, одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой деятельности, т.е. когда учащемуся нравится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух. При положительной мотивации у учащихся доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания. Использование в работе актуального материала, включение в процесс познания различных аудиовизуальных средств, опор, схем, ключей, познавательных и ролевых игр, создание учебных ситуаций общения с личностной направленностью, вовлечение в проектную деятельность, стимулируют самостоятельную работу учащихся, позволяют развивать и поддерживать внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка. Познавательный интерес учащихся выражается в желании усугублять и расширять свои знания, в стремлении преодолевать трудности, возникающие в процесс изучения программного материала.

В последние годы у детей резко возрос интерес к изучению английского языка. Объясняется это просто: развитие науки и техники, новых отраслей экономики сопровождается специальной литературой, которая издаётся на английском языке. В результате именно английскому языку отдаётся предпочтение в школах, техникумах, вузах, на различных курсах, т.е. сама жизнь заставляет молодых людей сделать выбор в пользу этого языка. Родители также, несмотря ни на что, хотят, чтобы их ребёнок изучал именно английский язык, и дети, действительно, начинают изучение языка с огромным оптимизмом. Очень важно, не упуская начального момента, поддержать в детях этот интерес и довести его до такой степени, чтобы у детей появлялась потребность самостоятельного овладения языком. Достичь этого нелегко, но используя международный и, особенно, отечественный опыт педагогики и методики преподавания иностранных языков, возможно. На начальном этапе изучения языка ученики часто сами подталкивают учителя на то, чтобы он знакомил их немножко больше с новой информацией, чем даёт учебник. Конечно, не все ученики так себя проявляют, но есть «пытливые умы», которые желая знать больше, активизируют своих одноклассников и автоматически пополняют их языковую копилку. Например, материал учебников “Forward” (авт. М. В. Вербицкая) предоставляет большое количество тематических полилогов, которые очень удобно использовать для развития самостоятельных речевых навыков учащихся. На этапе активизации новой темы мы не ограничиваемся предлагаемыми диалогами, а немного их расширяем, добавляя подходящий случаю словарь, чтобы ситуация была более комфортной и естественной. Конечно, на уроке на это уходит больше времени, зато, в результате, после самостоятельной доработки темы, все ребята на итоговых занятиях выдают свои собственные мини-диалоги с уже знакомыми клише. Также известно, что небольшие стихотворения, тематические песенки, рифмовки и считалки воспринимаются детьми больше, чем позитивно. Стараюсь, чтобы дети, овладевая ими, свободно использовали фразы из них в своей устной речи. Казалось бы, простая песенка “Good morning!“ (из УМК “Forward” для 2 класса), а даёт мощный эмоциональный заряд для работы, мои дети её всегда поют в начале и конце наших уроков, держась за руки в кругу. При разучивании вопроса “How are you? – Fine, thanks”, я даю ребятам песенку «How is your mother? – She is fine, thanks. How is your father? – He is fine, thanks” (из УМК “Happy English” для 2 класса), что позволяет не только закрепить лексику по теме «Семья», но и немного раньше закрепить в речи местоимения 3-го лица единственного числа. В этой связи играем в игру “Who is she/ he?”, где определяется не только пол ребёнка, но присваивается ему/ ей какая-либо профессия, игра занимает немного времени, но, с одной стороны играет роль физкультминутки, а с другой стороны – обучает. В 2010 году мы вошли в эксперимент по апробации учебников “Forward” в начальной школе. В этом плане содержание учебников “Forward” полностью акцентировано на личность маленького человечка и рассчитано на дальнейшее саморазвитие каждого ребёнка. Его содержание предполагает творческий подход к обучению, помощь со стороны родителей и общественности, а для учителя и для учащегося – это огромное поле деятельности. Так, при изучении техники написания личного письма другу (со 2-го класса), ребята не только учатся писать письма по образцу в классе, но и стараются затем самостоятельно познакомиться в сети Интернет с друзьями по переписке, а потом активно делятся с одноклассниками новостями от их новых друзей. Есть также ребята, которым всё же интереснее поделиться своими идеями и новостями в личных письмах героям нашего учебника, поэтому они пишут письма на заранее приготовленных и украшенных листах, и кладут их тоже в свои красиво оформленные конверты. Казалось бы, обычное задание, но для детей оно превращается в творческое занятие или даже игру. И, конечно же, учебник Forward, как и многие другие наши учебники по английскому языку содержит материал для применения проектной методики. Учитывая ранний возраст учащихся, учебник предлагает самые разные активные формы такой работы, преимущественно это работа по выполнению различных творческих поделок на темы разделов учебника, но есть и абсолютно отличающиеся по тематике задания. Так, например, тема “Еда” (УМК “Forward” для 3 класса, раздел 12) представлена очень интересными и далеко не самыми простыми заданиями: составить и записать свои рецепты приготовления различных блюд. Некоторые дети помимо выполненного письменного задания нашли ему практическое применение: испекли яблочный пирог, пиццу с сыром, блины со сметаной. Это доказывает лишь, что любое учение, применяемое с душой и необходимыми знаниями, позволяет в результате применения добиваться хороших результатов. Любое воспитание и обучение осуществимо только в общении. Дети чувствуют себя на таких уроках раскованно. Они эмоциональны, искренни и непосредственны, как в восприятии учебного материала, так и правил хорошего тона, культуры общения, чего так не хватает нашему обществу. Видя, с каким увлечением я веду урок, они стремятся быть рядом, быть вместе, сотрудничать. И такое «сотворчество» побуждает учеников с интересом изучать иностранный язык. Так, после изучения темы «Моя родная страна» (УМК “Forward” для 4 класса, раздел 12) ребятам представилась возможность рассказать о достопримечательностях своего родного края, места, где они живут. Некоторые учащиеся не только рассказали о красоте нашего родного села, но и показали это в электронных презентациях. Презентации получились не только разными по содержанию, но и взгляд каждого ребёнка на свою малую Родину тоже был особенным. Одни учащиеся представили весь наш край – Астраханскую область – во всей её многогранности и красе, другие - ограничились рассказами об истории, культуре и достопримечательностях нашего села – Красный Яр. Конечно, такая работа для младших школьников с медиасредствами пока сложна, поэтому многим из них с презентациями помогали родители. Но начало уже положено.

Учет индивидуальных способностей, работа по проектной методике, взаимодействие ученика, как полноправного партнера, и учителя – вот основные моменты нашего учебно-воспитательного процесса, который ориентирован на учащегося. Обучение при этом строится по схеме «от простого к сложному». К тому же я часто использую на уроках медиасредства, которые значительно облегчают усвоение новой информации. Итак, за включение детей в самостоятельную учебно-познавательную деятельность отвечают различные формы и методы обучения, основная цель которых – пробудить и удержать познавательный интерес к изучению иностранного языка не только на начальном, но и на более старших продвинутых этапах.