|
Средневековая деревня
Урок: история
Класс: 6
Тема: Средневековая деревня
Цели:
-
Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.
Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.
Воспитывать уважение к крестьянскому труду.
Термины и понятия: Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.
№
|
ХОД УРОКА
|
Примечание
|
1
|
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Все мы с вами становимся не только знатоками средневековья, но и исследователями. Мне бы очень хотелось вместе с вами узнать о жителях средневековья и их образе жизни. Давайте постараемся узнать как можно больше нового и интересного.
На предыдущих уроках мы с вами исследовали жизнь феодалов, рыцарей, горожан и узнали об их жизни, занятиях, интересах.
А сегодня мы будем исследовать жизнь средневековых крестьян.
Тема нашего урока «Средневековая деревня и ее обитатели» (презентация)
|
|
2
|
Послушайте сказку и ответьте на вопрос Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
Эта волшебная страна вам наверняка знакома. Страна Кокань. Так средневековый европейский крестьянин называл страну «молочных рек и кисельных берегов», легенда о которой сохранилась в русских народных сказках. Здесь все не так, как в реальной жизни, всё наоборот. Лучше всех живет тот, кто меньше всех работает. Работать в стране Кокань вообще запрещено. Поэтому живется здесь вольготно всем.
Реки текут прекраснейшим вином. Проблем с питанием тоже не возникает: каждый ест, что захочет и сколько захочет. Урожай сам собой созревает четыре раза в год. Праздников так много, что даже Великий пост бывает только раз в 20 лет. Зато Пасху и Рождество празднуют четырежды в году. В стране Кокань нет старых: чудесный источник превращает всех в двадцатилетних.
Хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
Почему народ придумал сказку о волшебной стране Кокань?
|
|
3
|
Изучение нового материала.
- Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья? (В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала).
Вопросы:
Кому принадлежала тогда земля? Как назывались земельные владения?
Как они стали её владельцами?
Была ли земля у крестьян?
Каким образом они утратили на неё право?
Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?
Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?
- Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).
Сеньория (вотчина) – земля, принадлежащая феодалу и передающаяся по наследству.
|
Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”.
Представим себе, что мы решили пройти в одну из них. Для этого нам необходимо пройти через лес и по тропинке выйти на поляну, где паслись коровы и бродили свиньи. Вдали слева виднелась деревня. Она довольно большая. Число жителей, наверное, около 200. Крестьянские дома построены из дерева. Двор средневекового крестьянина представлял собой сложный комплекс: он включал дом с прилегающими строениями, сад, виноградник, небольшие участки, засеянные льном и коноплей. В центре деревни – площадь и колодец. Территория деревни обнесена изгородью; за пределами ограды селиться было запрещено. А вон там вдалеке – крестьянские поля. Земля здесь очень разная, поэтому каждая семья имеет несколько участков в разных местах. За крестьянскими полями, пересекая луг, протекала бурная речка, через которую был переброшен грубо сколоченный мост. За речкой и за деревней – поля феодала. А вдали виднеется господский дом.
Вопросы:
Как называлась земля, которую мы описали? Кому она принадлежала?
Что вы увидели здесь?
Кому принадлежали лес, луг, речка?
На какие две части делилась пахотная земля (поля)?
- За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности.
Повинности – принудительные обязанности перед сеньором.
|
Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами.
Барщина – даровой принудительный труд феодально-зависимых крестьян, работающих собственным инвентарём в хозяйстве феодала.
|
Задание №1. На основании документа №1 “Поэма о версонских вилланах” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы:
БАРЩИНА
|
ОБРОК
|
Косить луга и убирать сено
|
Сдавать хлеб
|
Чистить мельничные канавы
|
Нести поросят
|
Выгребать навоз
|
Выпекать лепешку к празднику
|
Пахать поля, сеять и убирать хлеб
|
Сдавать ячмень и пшеницу
|
Чем различаются барщина и оброк?
- Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.
Задание №2. Прочтите вторую часть документа и назовите их.
Пошлина (плата):
за вступление в брак;
на овец;
за помол зерна на мельнице сеньора;
за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие.
Вопросы:
1. Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)
2. В какой зависимости он находился? (Поземельной)
Категории зависимого крестьянства
поземельно лично и поземельно зависимые
зависимые (должники, преступники, пленники или потомки рабов)
крестьяне;
- Но ещё тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).
Задание №3. Прочтите документ №5. Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу, (налог королю, т.е. в пользу государства). Также крестьяне ещё несли повинность в пользу церкви. Как она называлась? (Церковная десятина).
- Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному, а это значит, что у одних барщина несколько раз в году, у других – несколько дней в неделю. Одни несли оброк только на великие праздники (2-3 раза в год), а другие – отдавали до половины урожая. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.
- Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Также защищала крестьян от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.
Функции общины
|
Хозяйственная
|
Взаимопомощь
|
Поддержание порядка
|
Судебная
|
Религиозная
|
Культурная
|
Определение порядка севооборота и использования угодий; строительство дорог и других объектов общего пользования
|
Помощь погорельцам, вдовам, сиротам
|
Поддержание порядка, защита от чужаков
|
Разбор споров членов общины; наказание нарушителей принятых норм (кроме случаев, подлежащих суду сеньора)
|
Содержание священника, строительство и ремонт церкви
|
Организация праздников
|
Община играла огромную роль в жизни крестьян во всех сферах жизни. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины
|
- Кроме крестьян в поместье проживали и ремесленники.
Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать?
- Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.
Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи их на рынке.
|
Задание №4. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?
- Урожайность была низкой в 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод.
Вопросы:
1. Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?
2. А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).
Причины:
1. Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.
2. Повсеместное производство одинаковых продуктов.
- Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.
Задание №5. Обратимся к документу №6. На основании его выберем те продукты, которые не производили в королевских поместьях.
|
|
II
|
Закрепление материала.
А теперь исследовав жизнь крестьян, скажите хорошо ли жилось крестьянам в средневековье?
Почему народ придумал сказку о волшебной стране Кокань?
Мечта о счастье и празднике, об избавлении от непосильного труда, от необходимости в поте лица обеспечивать средства для жизни отразилась в этой легенде, которую с удовольствием слушали в Германии и Франции, Англии и Италии. Крестьяне вообще любили рассказы, в которых бедный оказывается умнее и храбрее богатого, а злые сеньоры как огня боятся отчаянного смельчака, защитника обездоленных. Таковы, например, баллады о Робин Гуде, разбойнике из Шервудского леса.
|
|
III
|
Домашнее задание.
Составить рассказ “Один день из жизни зависимого крестьянина”.
|
|
Приложения
Документ №1.
Часть 1.
…Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом везти на барский двор, куда укажут….
Затем они должны чистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз….
Но вот наступает август, а с ним новая работа. Они обязаны барщиной, и её не следует забывать. Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к арабам…. Если их земли подлежат шампару ( оброку в виде части урожая), то…идут они искать сборщика и приводят его с великой неохотой… И вот нагружает он шампар на свою двуколку, не смея скинуть не единого снопа, везёт к амбару общего шампара… Сдав хлеб, виллан, наконец, уходит, кляня на своём наречии того, кто наградил его такой судьбой, а потом и допустил над ним такое измывательство.
А потом подходит время ярмарки “на лугу” и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят… Когда они распахали землю, то идут за зерном в амбар, сеют и боронят. На долю каждого приходится один акр. После этого они должны нести лепёшку к “вотчинному” Андрееву дню, что бывает за три недели до рождества… К рождеству надо сдавать кур… Затем идёт пивная повинность: ячмень и пшеница с каждого…
Часть 2.
… если виллан выдаёт дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – “кюлаж”. Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно везти сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность… Кроме того, на них лежит обязанность молоть на мельнице сеньора… Но вот наступает самое худшее – виллан должен заплатить ещё и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж (печной сбор, плата за выпечку хлеба)...
Э. Ле Гоз. “Поэма о версонских вилланах”
|
Документ № 5.
У нас есть много нахлебников, ожидающих нашего добра…. Произвол шествует по стране и вся рыцарская спесь опирается на труд бедняков. Они грабят бедняка, богатые лорды делают это без всякого права. А потом является судебный пристав, под видом штрафов они притесняют нас, охотясь за нами. Чтобы уплатить налог королю, я продал зерно, предназначенное для посева.
|
Документ № 6.
Со всяким тщанием наблюдать должно, чтобы всё изготавливаемое или совершаемое руками, именно: сало, вяленное мясо, окорока, свежепосоленное мясо, вино, виноградный уксус… рыбные консервы, горчица, сыр, масло, солод, пиво, мед – напиток, мед натуральный, воск и мука – всё это делалось и изготовлялось с величайшей опрятностью.
Женским помещениям нашим, как установлено, вовремя давать материал для работы, именно: лён, шерсть… алую и красную краски, гребень для чесания шерсти… мыло, жиры, сосуды и прочую мелочь.
Чтобы каждый управляющий имел в своём ведении добрых мастеров, именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров… людей, хорошо умеющих плести тенета для охоты и сети для рыбной ловли и ловли птиц.
|
|
|
|