|
Урок- дискуссия: « Эту мысль подтвердила история»Цели урока:
1.Познакомить учащихся с реалиями политических событий 16
декабря 1986. Показать сложность политической ситуации на
пути построения демократического общества в Казахстане.
2. Работать над формированием, умения вести дискуссию,
аргументированно отстаивать свое мнение.
3. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать
чувство любви к своему Отечеству.
Форма проведения: дискуссия.
Вступительное слово учителя.
Я стою на горе, Казахстан предо мной.
Я смотрю, напрягая вниманье и зренье,
И не в силах я скрыть своего изумленья
Перед этой прекрасной, могучей страной.
Нынешний независимый Казахстан появился не вдруг и не на пустом месте, во имя его свободы миллионы людей проливали кровь, отдавали жизни, вынесли неисчислимые беды и лишения. День, когда Казахстан обрёл свою государственную независимость, явился вековой мечтой наших предков, желанной мечтой жертв беспощадной колониальной системы, голода тридцатых и сталинских репрессий, тех, кто не вернулся с полей Великой Отечественной войны, и той нашей молодёжи, которая в памятные декабрьские дни решительно отстояла национальные честь и достоинство.
Трагичный и героический день 16 декабря память о котором никогда не изгладиться из сердец казахстанцев, 16 декабря 1986 года в Алма-Ате состоялся рекордно короткий пленум ЦК Ком.партиии Казахстана, длившийся всего 18 минут. Этого времени оказалось достаточно, чтобы взорвать спокойствие Казахстана. За неполные два десятка минут собравшиеся единодушно сняли с поста Д.А.Кунаева ( руководившего Казахстаном почти три десятка лет) и столь же единодушно избрали на его место присланного по рекомендации политбюро лидера Ульяновской парторганизации Г.В. Колбина.(работавшего до этого Первым секретарём Ульяновского обкома партии) Декабрьские события в Алма- Ате – это по сути дела, первое в стране столкновение двух сил: молодой не окрепшей демократии и административно – командной системы. Ни один из присланных центром после их освобождения или ухода на пенсию не пожелал оставаться в Казахстане. Пренебрежительное отношение центра иногда доходило до курьёзов. В своё время Н.С. Хрущёв прибыв в Казахстан воскликнул с трапа самолёта: «Пламенный привет Узбекскому народу». Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано, прежде всего политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум, добрую волю. Все важнейшие решения, повлёкшие за собой столь тяжкие последствия принимались без каких – либо письменных указаний. Постановлений, приказов. По просьбе Бюро ЦК КПК введены спец войска, по просьбе председателя КГБ Казахстана были задействованы курсанты пограничного училища КГБ СССР, отличившиеся особой жестокостью при разгоне демонстрации.
Вопрос классу. Что послужило поводом к волнениям казахской молодежи?
31 декабря 1986 года.
Конференц-зал Союза писателей Казахстана переполнен. Здесь сегодня находится вся литературная общественность республики. Помимо самих литераторов, есть тут также те, кто к литературе как к творческому процессу отношения не имеет, но обладает правом административной власти над ней и с удовольствием им пользуется и к месту, и не к месту. В президиуме известные все лица. Посередине сидит массивного телосложения человек с густыми бровями. Это – новый первый секретарь республиканской партийной организации Геннадий Васильевич Колбин. Он оживлённо переговаривается со своими соседями. Присутствующая тут публика впервые воочию видит этого руководителя, направленного в Казахстан Центром…
Нужно ли говорить о том, что это был 21-й, фактически, глава республики, пришедший со стороны?! Но назначение Г.В. Колбина оказалось примечательно тем, что оно вызвало бурное выступление масс людей, вошедшее в летопись страны как «декабрьские события в Алма-Ате». Собрание, о котором выше идет речь, состоялось вскоре после тех тревожных дней взбудораживших всю общественность республики, а особенно - её столицы.
В Алма-Ате сохранялась тревожная атмосфера. По улицам ходили военные и милицейские патрули. Полным ходом шла крупномасштабная «охота» за теми парнями и девушками, которые по злому року судьбы 17-18 декабря так или иначе оказались во влечены в орбиту событий. Кого-то просто выгоняли с работы, а кого-то уводили под руки из общежитий или своей квартиры под покровом ночи, а то и в тихие предутренние часы. А бывало и так, что забирали человека и средь бела дня на глазах у соседей…
На фоне такой атмосферы проходило собрание. Но большинство подходивших к трибуне ораторов в своих речах старались обходить её стороной. Конечно, сейчас винить кого-то трудно. Ибо сознание афоризма «Бережённого бог бережёт» довлело над людьми. А время тогда было такое, что риск вполне мог обернуться непредвиденными последствиями. И все же правда о том, что происходило , не осталась невысказанной. Ветераны казахской литературы Жубан Молдагалиев, Азильхан Нуршаихов и Сафуан Шаймерденов в своих выступлениях прямо и недвусмысленно заявили о том, что не согласны со скоропалительной и поверхностной оценкой декабрьских событий, волевыми методами управления Г.В. Колбина. Особенно смел и откровенен был Жубан Молдагалиев. Зал внимал его словам с трепетом. Поэт говорил, не спеша, обстоятельно и долго. Он не собирался считаться с присутствием высокопоставленных лиц в президиуме и пользоваться дипломатическими выражениями. Говорил, как думал. Судил по справедливости. Его речь была проникнута любовью к своему народу, его дочерям и сыновьям. Он остановился конкретно на всех тех бедах и несчастьях, которые выпали на долю казахов за долгие десятилетия, накопившихся в республике проблемах. Раскрыл их корни и суть. Обличил коррупцию, опутавшую своей сетью все общество, эксплуатирующую безжалостно простой народ тоталитарную систему. Разоблачал командно- административный аппарат, который послушно и бездумно служит ей и готов пойти на что угодно во имя сохранения своей власти. « Меня беспокоят такие вопросы,- сказал он.- Можем ли мы быть уверены в том, что все те, кого органы власти пригласили помочь восстановить порядок и вооружили средствами усмирения, являются подлинными интернационалистами? Что не было среди них таких, кто, воспользовавшись сложившейся обстановкой, намеренно нагнетал атмосферу и провоцировал межнациональную рознь, будучи сам нечист на руку?! Очевидцы свидетельствуют , что там таскали за волосы и безжалостно избивали 17-18- летних девушек. Не на совести ли подобных горе- усмирителей такие случай? ..» ( Речь Ж. Молдагалиева опубликована в республиканском журнале «Парасат» №12, 1990 )Напряженность, годами копившаяся в национальных отношениях, неспособность и нежелание менять национальную политику при начавшемся реформировании общества в середине 80-х годов, привели к открытому столкновению молодой неокрепшей демократии с административно-командной системой в декабре 1986 года. В основе декабрьских событий в Алматы лежит комплекс исторических, социально-экономических и политических факторов. Исторические корни уходят в колониальную политику царизма. В прошлом веке видные представители миссионерского движения царской колониальной политики в Казахстане Сперанский и Ильминский, которые свою просветительскую деятельность в степном крае целиком и полностью подчиняли имперским интересам, писали в своих секретных докладных в столицу державы: «В аулах надо открывать школы, их истинные задачи должны быть тщательно замаскированы под названием « аульная школа». Постепенно следует расширять их сети. Поначалу, чтобы не вызвать подозрений у казахов, нужно направлять туда на работу учителей-казахов. Этим последним в обязательном порядке наказать чтобы они учили детей русской грамоте, говорили с детьми только по-русски и ни в коем случае не прибегали к казахскому письму, и таким образом сделать невозможным чтение казахских книг. Однако устанавливать такие порядки в законодательном порядке не стоит. Только в этом случае мы добьемся быстрого вытеснения казахской грамоты.В результате происходило неуклонное демографическое «размывание» нации, бесконтрольный грабеж общесоюзными министерствами и ведомствами национальных богатств, игнорирования экономических интересов казахского народа.
Какой характер носило выступление казахской молодежи?
Национальное по форме, оно не было националистическим. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержало призывов к свержению государственного строя. Оно не было направлено против других народов, в том числе против русского.
Вопрос классу: ДОПУСКАЛИСЬ ЛИ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА?
Как рассматривались дела участников демонстрации известно из заключения комиссии, которая всесторонне исследовала декабрьские события и их последствия: из рядов КПСС были исключены 55 человек, из комсомола – 758, 210 коммунистов были наказаны по партийной линии, 1164 члена ВЛКСМ – по комсомольской. Помимо этого, 707 человек понесли административные наказания, против 1400 человек были применены органами правопорядка строгие меры, 99 человек были осуждены по статье 60 ( нарушение национального и расового равноправия) и 65 (массовые беспорядки) Уголовного кодекса Каз. ССР и отправлены в места лишения свободы. Двоих приговорили к расстрелу. Один из тех, кому определили высшую меру наказания, - студент 1 курса Алма- Атинского архитектурно – строительного института КАЙРАТ РЫСКУЛБЕКОВ. Если взять в руки Конституцию Казахской ССР и прочитать статью 48. Там есть такие строки: « В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Казахской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций». Чем не демократия? Однако товарищи из Москвы не собирались считаться с наличием у нас своей Конституции и придерживаться требований её статей. Центр не думал отказываться от своих имперских притязаний. Он был задержан в первый день Нового года, когда жители столицы продолжали отмечать праздник. В показаниях, которые дал прокурору , Кайрат писал: "Самое пожалуй серьёзное обвинение предъявлялось Кайрату Рыскулбекову в его причастности к смерти дружинника.В приговоре судебного процесса, проходившего с 25 мая по 16 июня 1987 года под председательством члена Верховного суда Каз.ССР Е.Грабарника, есть один момент, вызывающий недоумение. «…Рыскулбеков, Ташенов и лицо, не установленное следствием с целью умышленного убийства народного дружинника Савицкого подбежали к нему и стали наносить ему удары в жизненно важные органы». Что за неустановленное следствием лицо? И сколько было таких, как оно? Почему нельзя их обнаружить? А если то самое лицо не известно даже следствию, откуда это суд может знать, какое у него было намерение в отношении названного дружинника? И какая есть гарантия тому, что оно и подобные ему не есть «волки под овечьими шкурами»? Это мог быть и провокатор. В смутные дни декабрьских событий, когда трудно было понять, кто есть кто, имели место случаи , наводящие на мысль о них. К примеру, кто же интересно тогда привёз и оставил на площади машину за номером ФЖ 99 – 79, принадлежащую воинской части и груженую ручными дымовыми гранатами и патронами к автомату АК – 47? Для чего это было сделано? ( Из материалов уголовного дела № 31022 ) Как кому –то хотелось, эти боеприпасы в конце концов полетели в сторону здания ЦК Компартии Казахстана… Происшедшее с Кайратом сродни этой истории. Там, где сошлись десятки тысяч людей, и стояла сплошная неразбериха, дружинник вполне мог пасть от рук совсем другого человека. Согласно уголовному делу К.Рыскулбеков оказывался то среди избивавших дружинника, то вместе с другими нападал на автобус, то появлялся возле гостиницы Казахстан». А в общей сложности за короткий срок при его активном участии были сожжены 9 машин, 152 повреждены, ранено 326 милиционеров и 196 военных. Если верить заключению суда, он нанёс государству ущерб, оцениваемый в 302.644 рубля. Эти факты не перепроверялись, потому что распоряжением первого заместителя министра Юстиции Каз.ССР. М.Тетёркина , которое он огласил 19 января гласило « дела обвиняемых по ст. 60 и 65 на доследование не возвращать, привлечённых к ответственности наказать по всей строгости».Взывающий к справедливости голос Кайрата остался не услышан в официальных инстанциях. Кайрат узнал, что его помиловали постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1988 года. Хотя поздно, но он дождался этого. Но особой радости не было.
«…Как вы и сами слышали , расстрел заменили двадцатью годами. Такой поворот событий кого –то, быть может обрадовал бы или утешил бы. Но лично мне сообщение радости не принесло. Дорогая мама, ты не можешь понять меня! Мне невыносимо тяжело от мысли, что я должен сидеть и сидеть в этой темнице без вины. Одиннадцать месяцев ожидания рокового мгновения истощили меня до предела. У меня не осталось никаких сил. И я не хочу ни за что терпеть двадцать лет мучений…» Согласно заключению юристов из комиссии это короткое письмо написано К.Рыскуловым в состоянии аффекта, то есть в момент первоначальной реакции на сообщение о замене расстрела двадцатью годами заключения. Представьте себе состояние человека, около года каждую минуту ожидавшего исполнения приговора в камере смертников и вдруг узнавшего, что пришла «милость» в виде 20 летнего срока! 21 мая того же года К.Рыскулбеков погиб в камере № 21 Семипалатинской тюрьмы при весьма загадочных обстоятельствах. И тогда – то письмо послужило следствию основанием для закрытия дела о его смерти без дальнейших разбирательств. Но есть ряд обстоятельств, вынуждающих ставить под сомнение версию о самоубийстве. Кайрат должен был быть отправлен этапом через Караганду в Свердловск. Но первоначальный маршрут оказался почему – то изменён, и он попал в другую тюрьму. За день до рокового события к нему в камеру был пущен шестикратно судимый, отъявленный уголовник К.Власенко. Здесь речь может идти только о преднамеренно подстроенной акции. При подавлении беспорядков сила охраны порядка совершили нарушения законности- избиение задержанных вывоз полуодетыми за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы на несколько суток. При разгоне использовались дубинки, саперные лопатки, служебные собаки.
Итог дискуссии
В подтверждение тому, что страна не забыла о молодых декабристах Верховный совет Республики Казахстан выражая волю народа именно 16 декабря 1991 года принял Конституционный закон « О государственной независимости Республики Казахстан». Можно с уверенностью сказать, что Казахстан твердо продвигается по нелегкому пути обретения вслед за независимостью достойного места в мировом сообществе.
Независимость - серьезная категория,
Политический щит государства.
Эту мысль подтвердила история.
И с коварством и без коварства.
Пожелаем же нашей Республике
Продвигаться успешно вперед.
И в любой политической рубрике
Не споткнуться о гололед.
Классный час
Тема: Деловая игра посвящена годовщине декабрьских событий в
Алматы.
Казахстан: к 20-ти литию декабрьских событий в Алматы (к истории вопроса).
Цель урока: Познакомит учащихся с декабрьскими событиями произошедшими в Алматы ; Дискуссия о событиях произошедших в декабре в Алматы; Воспитывать чувство патриотического долга, чувство ответственности перед Родиной; систематизировать знания учащихся о субъектах гражданского права; уважение к культуре другого народа.
Оборудование: Конституция, карта Р.К.
Ход и условия игры:
Любой выбор – это принятие решения. Если человек непосредственно не участвует в политике, он всё равно является его объектом. Отчуждение в политике заставляет отдельные социальные группы осуществлять цели и задачи им чуждые, в реализации которых заинтересованы те, кто стоит у власти. Участникам деловой игры предстоит рассмотреть проблему участия студентов в декабрьских событиях в городе Алматы.
Вступительное слово учителя: Казахстан - молодое государство, признанное мировым сообществом, но это государство, имеющее свою древнюю историю.
Один из первых камней в фундамент независимости Казахстана, как и всех остальных нынешних, новых независимых государств, заложили декабрьские, события 1986 года в Алматы. Они всколыхнули весь бывший Советский Союз. Гласность, провозглашенная в 1985 году, разбудила в народах чувство уважения к своей истории, своим традициям. В людях проснулся протест против обезличивания народов и народностей, проживающих совместно на одном большом евразийском континенте.
16 декабря мы отмечаем один из главных государственных праздников нашей страны - День независимости. Этот праздник заставляет нас вновь и вновь возвращаться к истокам созидания нашей государственности, пройденным этапам становления и развития нашего государства. 10 лет движения по пути независимости по меркам истории срок небольшой, но он вместил в себя события огромного значения.
В короткий срок суверенная республика стала полноправным членом международного сообщества, установив тесные связи с развитыми странами. Этому способствовали политическая стабильность, межнациональное согласие, решимость Президента страны Н.А.Назарбаева активно проводить курс на рыночные реформы и демократизацию страны. Гражданский мир и согласие - главное достояние, которое всегда отличало нашу республику и служило мощным гарантом реализации программ социально-экономического развития.
Декабрьские события 1986 года стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотным моментом народной судьбы. Чем дальше в прошлое уходит декабрь 1986 года, тем более значительными становятся события и последствия тех дней. В книге Президента РК Н.А.Назарбаева "На пороге 21 века" подчеркивается: "В казахской истории было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Одними из таких драматических, высоких минут в новейшей национальной истории стали 3 декабрьских дня и ночи 1986 года".
События в Алматы были не только первым и во многом неожиданным явлением, но и своеобразным рубежом. Рушился с таким трудом созданный идеологизированный миф о бесконфликтном развитии социалистических наций. Полетели устои и подпорки мифа о некой новой исторической общности - "советский народ". Пленум ЦК КПСС в январе 1987 года дал жесткие политические оценки событиям в Алматы, затем последовало известное постановление ЦК "О работе казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию молодежи".
Декабрьские события в Алматы эхом отозвались во многих бывших советских республиках. Сохранить в такой обстановке политическую стабильность в стране, не допустить столкновений на межнациональной почве - стало архиважной задачей для только что избранного Президента Н.А.Назарбаева. В те годы немалую поддержку в сохранении мира и стабильности в стране оказали представители всех наций и народностей. Чуть позже по инициативе Президента страны была создана Ассамблея народов Казахстана (АНК). В 2000 году АНК отметила свое пятилетие.
В знак глубокого уважения к воле и мужеству молодых казахстанцев именно 16 декабря в 1991 году Президент страны подписал Закон о независимости, принятый парламентом страны и огласил его в тот же день на площади Республики в Алматы.
Своевременным и знаменательным стал факт появления на свет Закона Республики Казахстан "О внесении дополнения в Закон Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий". В нем подчеркивается, что безусловной реабилитации подлежат лица, к которым были применены репрессии за участие в событиях 16-18 декабря в Казахстане. Тем самым официально признано, что декабрьские события носили политический характер, на что и акцентировано внимание органов, надзирающих за законностью. Наибольшее количество лиц реабилитировано по Алматинской области - 6. В основном все они - бывшие студенты алматинских вузов. Участники декабрьских событий стоят в одном ряду со всеми категориями жертв политических репрессий. Это обязывает органы социальной защиты населения удовлетворять право реабилитированных на возмещения материального ущерба и другие льготы. Всего по Казахстану было привлечено к уголовной ответственности за декабрьские события 103 человека. На конец 2000 года поступили заявления о реабилитации от 92 лиц, все они были реабилитированы.
Как известно, Казахстан, находясь в составе Союза ССР, фактически не обладал государственным суверенитетом. Реальное осуществление Казахстаном своего государственного суверенитета берет свое начало с документа огромной исторической значимости - Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР,
принятой Верховным Советом Республики 25 октября 1990 года. Историческое значение Декларации о государственном суверенитете состоит, прежде всего, в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, обозначила собственную государственность Казахстана, имеющего многовековую историю, культуру и сложившиеся государственно-правовые традиции. В этой связи необходимость принятия Декларации о государственном суверенитете была продиктована целями закрепления и гарантирования суверенных прав Казахской ССР во всех сферах жизнедеятельности общества, обеспечения полноценного политического, социально-экономического и духовного развития народа Казахстана.
Проект Декларации о государственном суверенитете был вынесен на всенародное обсуждение. Именно эта поддержка идеи подлинного суверенитета Казахстана и позволила принять этот исторический документ.
Декларация о государственном суверенитете заложила основы независимой казахстанской государственности, став первым правовым актом, который дал целостное определение статуса Республики Казахстан как самостоятельного, суверенного государства. В ней были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: собственная территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти внутри республики; верховенство Конституции и законодательства, государственный бюджет, собственные силовые структуры; самостоятельность в международных отношениях, а также классические символы государственного суверенитета: герб, флаг и гимн.
Особую значимость имеют положения Декларации, закрепившие идеи гарантированности и защиты прав и свобод личности. Представителям всех наций и народностей, проживающим в Казахстане, гарантировались все конституционные права и свободы, а также правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни. При этом впервые на столь высоком уровне была облечена в нормативную форму и обязанность государства, проявлять заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Казахстана.
сообществе.
Конституционный закон Республики Казахстан "О государственной независимости РК" был принят 16 декабря 1991 года. Подчеркивая его значимость, свои рабочие встречи в канун этой знаменательной даты глава государства Н.А.Назарбаев провел в Алматы, в городе, где в 1986 году молодежь впервые выступила против тоталитарной политики Советского Союза, требуя признания независимости республики путем предоставления свободы выбора первого руководителя.
Огромную роль в укреплении независимости страны играют национальные, культурные центры. И не случайно к празднованию Дня независимости было приурочено проведение в Алматы под председательством Президента РК Н.А.Назарбаева 7 сессии Ассамблеи народов Казахстана. Ассамблея народов Казахстана в настоящее время оказывает большую поддержку в решении проблем национальных, культурных центров. АНК работает в тесном контакте с департаментом развития языков министерства культуры, информации и общественного согласия.
Учащиеся делиться на две группы в зависимости от позиции каждой группы, но в данном случае рассматривается только два варианта:
Первая команда А – сторонники молодёжи
Вторая команда Б – сторонники тех сто стоял у власти в СССР.
Рассмотреть ситуацию, которая возникла в декабре в Алматы. Группы должны аргументировать обосновать свои позиции ( заполнить таблицу преимуществ и недостатков тех событий произошедших в Алматы ).
Затем в парламентском пресс-центре обе партии ( команды ) должны обосновать выбор решения.
На основании аргументов, выдвинутых в процессе обсуждения проблемы декабрьских событий в Алматы, партии составляют программный документ.
После ознакомления с программой представители от каждой партии ( команды ) выступают с докладом по документу.
Вырабатывается общая программа, удовлетворяющая обе стороны.
Разработка единого проекта документа, выдвигаемого для общенационального обсуждения в случае принятия решения о проведении референдума.
Учитель ( ведущий ) подводит итоги.
Порядок проведения игры:
Вступительное слово учителя.
Разбивка на партии ( команды ).
Подготовка к выступлению партии А.
Выступление партии А.
Подготовка к выступлению партии Б.
Выступление партии Б.
Вопросы к выступающим ораторам.
Обоснование решения по вопросу о референдуме.
Партия А.
Партия Б.
Разработка программы.
Обмен документами и обсуждение в командах.
Критическое выступление.
Партия А.
Партия Б.
Разработка совместного соглашения
Подписание документа обеими сторонами
Тема: «Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины, характер,
следствие».
Класс: 11-й
Тема урока: «Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины
характер, следствие».
Цель урока:
продолжить формирование знаний учащихся по данной теме и углубить их, используя интерактивные формы и методы;
-
развивать умения самостоятельно анализировать учебный и дополнительный материал по теме, в ходе дискуссии высказывать собственную точку зрения, опираясь на исторические факты, давать историческую оценку событиям, исходя из заданной политической позиции, обобщать, делать выводы;
воспитывать осознанное и вдумчивое отношение к национальной истории, потребность смотреть на исторические события с разных позиций и в споре приходить к истине, формировать патриотический настрой у учащихся и приоритет демократических ценностей.
Тип урока:
обобщение изученного при помощи интерактивной формы обучения – дискуссии.
Оборудование:
оформление доски – словарь, тема, основные знания и умения на уроке, проблемный вопрос;
мультимедийный комплекс;
особое расположение столов – деление класса на 2 «лагеря» - демократический и авторитарный, отдельно – стол для экспертов;
пояснительные таблички;
выставка дополнительной литературы по теме.
Ход урока.
I. Организационный момент, настрой на работу.
II. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы продолжим формирование знаний по теме «Декабрьские события 1986 г. в Казахстане». Надеюсь, вам в этом поможет интерактивная форма обучения, которую мы будем использовать – дискуссия. Она будет вестись между оппозиционными «лагерями» - демократическим и авторитарным – по следующему плану (на экране):
План дискуссии.
1. Причины и повод декабрьских событий в Алма-Ате.
2.Характер развития событий.
3.Последствия, итоги событий.
4.Значение декабрьских событий для дальнейшего исторического развития Казахстана.
Каждый «лагерь» разделен на микрогруппы (по 3 человека), готовые оппонировать друг другу в соответствии с пунктами плана и той политической позицией, которую они занимают.
За отдельным столом сидят два эксперта, каждый из которых в конце урока сделает выводы и обобщения с разных политических позиций (по 4-му пункту плана) и по-своему ответит на проблемный вопрос (на экране):
Проблемный вопрос.
Способствовали ли декабрьские события изменениям политической атмосферы в Казахстане и если да, то каким?
Не забывайте также использовать в своих выступлениях историческую терминологию.
Вам в помощь - словарь: административно-командная система
волюнтаризм
дефицит
русификация
национализм
репрессии
реабилитация
демократизация
III. Ход дискуссии (тезисы). Выступления микрогрупп. Время-5 минут.
Корректировка и направление дискуссии – учитель.
Демократический «лагерь»
|
Авторитарный «лагерь»
|
1. Причины и повод декабрьских событий в Алма-Ате.
|
Сохранение административно-командной системы.
Политический волюнтаризм властей.
Несамостоятельность экономики Казахстана.
Проблема дефицита, зависимости от импорта.
Незаинтересованность производителя в результатах и качестве труда.
Снижение доли казахского населения в результате миграции.
Игнорирование проблем национальной культуры, снижение роли казахского языка, русификация.
Игнорирование властью прав людей и целых народов (взрывы на Семипалатинском полигоне, низкий уровень жизни, нехватка объектов инфраструктуры, мест в общежитиях для студентов).
Повод к выступлению молодёжи 17 декабря – смена руководства республики на VI Пленуме ЦК Казахстана, снятие с поста Первого секретаря Кунаева Д.А. и назначение Колбина Г., не знавшего особенностей республики.
|
Несмотря на провозглашенный курс на перестройку, административно-командная система сохранялась в СССР, следовательно, была целесообразной.
Под управлением центральной власти экономика республики достигла высоких результатов.
Взаимозависимость республик в хозяйственных связях - естественное явление для такой мощной страны, как СССР.
Перестроечные процессы привели к ослаблению контроля над всеми сферами общественной жизни.
Многонациональный состав населения не требовал особого внимания к национальным вопросам.
Государство обеспечивало социальные потребности- жильё, стипендии, всеобщую занятость.
В начале перестройки смена руководства республики была актуальной, так как новыми процессами должен был руководить новый человек.
|
2. Характер развития событий.
|
Молодёжная демонстрация 17 декабря 1986 г. была мирной, носила политический характер.
Выступление не содержало призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов.
Демонстрация разрослась в толпу, потому что по указанию Москвы казахстанские власти приняли решение о проведении операции «Метель», разработанной МВД СССР. Её цель – изменить характер выступлений, перевести политический митинг с демократическими требованиями в русло националистических и уголовных столкновений. Таким образом, толпа была создана искусственно, и этому есть доказательства (ученики приводят выдержки из книги – хроники «Алма-Ата. Декабрь 1986 г.»).
Власть расправилась с безоружными людьми очень жестоко (примеры).
|
Демонстрация была опасной, т.к. была направлена против власти, а это могло привести к её разрастанию и вовлечению массы людей в это противостояние.
-
Выступление быстро превратилось в толпу, где отсутствовали общие цели, зато присутствовали состояние аффекта, агрессия, стихийность. У толпы не было настоящего лидера. Она была очень опасна, поэтому единственно правильным решением было – её разогнать (какую опасность в себе таит толпа, мы знаем из курса «Человек и общество»).
Многотысячные беспорядки привели к увечьям и даже убийствам (примеры). По свидетельствам очевидцев, имели место и националистические выпады, и пьяные драки, оскорбления, насилие даже в отношении женщин (примеры). Руководству республики было просто необходимо подавить этот хаос с помощью войск МВД.
|
На экране – документальные фотографии, кадры с места событий (из СМИ).
|
3. Последствия, итоги событий.
|
Приведение данных статистики – задержано, подвергнуто административному, уголовному наказанию, исключено из комсомола, вузов, вынесена даже высшая мера наказания (К. Рыскулбеков).
Показания свидетелей на судебном процессе над Рыскулбековым, Кузембаевым, Тайжумаевым, Ташеновым (1987 г.) очень противоречивы, а все обвиняемые отрицают свою вину и приводят веские аргументы в свою защиту. (выдержки из книги – хроники «Алма-Ата. Декабрь 1986 г.)
Масса нарушений выявлена была в уголовном деле Кайрата Рыскулбекова. По мнению советника Латвийской лиги по правам человека, юриста – эксперта Богданова В., это была преднамеренно подстроенная «акция». Комиссия М.Шаханова, проведя анализ ведения дела по факту смерти К.Рыскулбекова, доказала, что это был социальный заказ. Он был уничтожен, так как его помилование создавало для власти реальную угрозу разоблачения и возмездия – за искусственное создание уголовных дел в отношении невиновных людей.
Подход к социальным и национальным проблемам в конце 1980-х и был чисто формальным.
|
Наказание участников событий было неотвратимо, иначе такие выпады против государственной власти могли бы повториться.
Свидетели, выступавшие на суде над зачинщиками беспорядков, описывают агрессивный характер их действий (выдержки из книги – хроники «Алма-Ата. Декабрь 1986 г.»).
Постановлением Президента Верховного Совета СССР (1988.) К.Рыскулбекова помиловали и заменили смертный приговор на 20 лет лишения свободы. На суде было доказано, что он причастен к убийству дружинника Савицкого.
После декабрьских событий руководство республики стало уделять гораздо больше внимания национальным и социальным вопросам (приём в вузы осуществлялся с учётом процентного соотношения казахов и неказахов, в Советах организовывались отделы по проблемам межнациональных отношений, даже Г.Колбин обещал в короткие сроки изучить казахский язык; разработана программа по строительству жилья, меры по улучшению снабжения продуктами и т.д.)
|
4. Значение декабрьских событий для дальнейшего
исторического развития Казахстана
Выступления экспертов.
|
Оценив в 1987 году события в Алма-Ате как националистические выступления, власть показала свою несостоятельность. Удовлетворить демократические требова-ния молодёжи руководство республики не решилось, вопреки курсу на демокра-тизацию, провозглашенному в ходе перестройки. Гораздо легче было не вступать в диалог с молодыми людьми, а подавить их выступление, используя волюнтаристские методы административно – командной системы. Многие были репрессированы безвинно. И только благодаря деятельности комиссии М. Шаханова и партии «Желтоксан», образованной в 1990 г. осужденными за декабрьские события, стала возможной реабилитация незаконно репрессирован-ных. 12 декабря 1991 г. Президент уже суверенного Казахстана Н.А.Назарбаев отдал дань справедливости тем, кто был необоснованно наказан (Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 г. в Казахстане). Таким образом, официальная оценка событий изменилась: это было столкновение неокрепшей казахстанской демократии с административно – командной системой.
Так и не признавшему своей вины борцу за демократию К. Рыскулбекову, уничтожен-ному системой, посмертно присвоено звание «Халык кахарманы».
Отвечая на проблемный вопрос, можно с уверенностью сказать, что декабрьские события заставили тогдашнее руководство Казахстана дать ход демократическим процессам, остановить которые было невозможно. События изменили поли-тическую атмосферу в республике. С конца 1980-х годов в Казахстане стала формироваться многопартийная система, а это важный шаг на пути к демократии.
|
События в Алма-Ате приняли слишком масштабный характер. Многие их участники совершали противоправные действия. Руководство республики было вынуждено действовать силовыми мето-дами, чтобы в дальнейшем подобные действия не повторялись. В стране шла перестройка, и республику должен был возглавить новый руководитель. Выпады против него нужно было пресечь.
Переход к демократизации не мог произойти быстро, поэтому в данном случае власть была вынуждена подавить выступления молодёжи.
Кроме того, Указ Президента не распространялся на лиц, осужденных за умышленные противоправные действия. То есть далеко не все участники событий пострадали безвинно.
Если бы власть не подавила беспорядки, события могли бы привести к более серьёзным политическим последствиям – крушению основ самой власти. Кто бы тогда продолжил начатый курс на перестройку? Таким образом, отвечая на проблемный вопрос, можно сказать: процесс демократизации казахстанского общества мог бы приостановиться, если бы власти дали свободу действий участникам беспорядков и не пресекли этот хаос.
|
VI. Заключительное слово учителя.
Благодарю всех участников дискуссии. Мне кажется, что мы взглянули на это важное событие национальной истории с разных точек зрения. Только в споре может родиться истина. Убедительнее сегодня прозвучали выступления демократов. Они опирались на выводы авторитетной комиссии под руководством народного депутата СССР Мухтара Шаханова, которая, по словам Д.А. Кунаева, «внесла полную ясность в декабрьские события и положила конец различным слухам и кривотолкам». (Д. Кунаев «О моём времени»).
Демократия не терпит категоричных оценок. 20 лет назад представители казахской молодёжи всего лишь воспользовались своим правом на свободное выражение гражданской и политической позиции. Но власть попыталась лишить их этого права, задушить стремление молодых людей к правде, справедливости, поиску собственного пути развития для своей родины.
Хочу завершить наш урок словами Президента независимого Казахстана Н.А. Назарбаева, по инициативе которого Дни независимости отмечаются именно 16-17 декабря, в память о тех событиях, а Закон «О независимости Республики Казахстан» был подписан им 16 декабря 1991 г.
На экране:
«…казахстанский путь, поддержанный подавляющим большинством населения,- не слепое копирование схемы, а попытки поиска своего собственного пути. При этом главный принцип, из которого мы исходим во всех начинаниях,- демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность». Н.Назарбаев «На пороге ХХI века».
V. Выставление оценок за урок.
Конференция сабағы
10-шы сынып.
Айсина Б.Ж., Мусагалиева Ж.А.
Сабақтың тақырыбы: Тәуелсіздіктің ақ таңы.
Сабақтың мақсаты:
Мәтін, диалог арқылы еліміздің тәуелсіздігі туралы мағлумат беру, білімін толықтыру.
Түрлі әдіс тәсілдерді қолдану арқылы оқушылардың екі тілде коммуникативтік мүмкіндіктерін дамыту, сөздік қорын молайту.
Цель занятия: формировать чувство любви к своей стране, способствовать патриотическому воспитанию, общему политическому образованию, расширять кругозор учащихся и развивать познавательный интерес.
Көрнекті құралдар: ҚР Әнұраны, Жұбан Молдағалиевтің өлеңі, көрмелік бұрыш, дидактикалық материалдар.
|
|
|