Главная страница

Система работы по правовому воспитанию дошкольников


Скачать 1.48 Mb.
Название Система работы по правовому воспитанию дошкольников
страница 1/8
Дата 14.02.2016
Размер 1.48 Mb.
Тип Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8


Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области


Методическая разработка на тему:

«Система работы по правовому воспитанию дошкольников»



Авторы-составители:

воспитатели ГБОУ ООШ № 34

Зудилина С.В.

Денисова В. Г.

Аннотация
В данной методической разработке представлен опыт работы по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются цели, задачи, методы и приемы правового воспитания дошкольников, система работы с детьми и система работы с родителями. Разработка содержит обширный материал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры, справочный материал по ознакомлению дошкольников с правами (загадки, детские песенки, стихи). Методическая разработка может быть полезна воспитателям и другим специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях, интересующихся данной проблемой, для пополнения теоретических знаний и совершенствования практических навыков работы – в качестве обмена опытом.
Содержание

1. Введение

2. Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном учреждении

2.1. Правовое образование дошкольников

2.2. Правовое просвещение родителей

3. Заключение

4. Список используемой литературы

5. Приложения

Приложение № 1 - Перспективное планирование деятельности детей подготовительной к школе группы по правовому воспитанию

Приложение № 2 - Перспективный план по формированию правовой культуры родителей

Приложение №3 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Новогоднее путешествие»

Приложение № 4 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Я имею право»

Приложение № 5 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Что означает твое имя»

Приложение № 6 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Моя семья»

Приложение № 7 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «У меня есть права»

Приложение № 8 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Здоровье – это бесценный подарок»

Приложение № 9 - Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Я – гражданин России»

Приложение № 10 - Конспект развлечения. Фестиваль детской культуры «Народов Поволжья – дружная семья»

Приложение № 11 - Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников

Приложение № 12 - Справочный материал:

- Загадки – сказки

- Детские песенки

- Что означают имена

- Стихи про имена

Приложение № 13 - Анкета для родителей «Знаете ли вы права ребенка»

Приложение № 14 - Анкета для родителей «Мой ребенок»

Приложение № 15 - Консультация для родителей «Как мы нарушаем права ребёнка?»

Приложение № 16 - Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказаний?»

Приложение № 17 - Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

Приложение № 18 - Памятки для родителей:

- «Четыре заповеди мудрого родителя»

- «3 способа открыть ребёнку свою любовь»

Приложение № 19 - Диспут «Защитим наших детей»

Введение

Дети - будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети - не будущие личности - они уже личности. Дети - существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью».

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей. Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: и у нас увеличилось число больных детей, детей, лишенных родительского попечительства при живых родителях, детей, чьи права нарушаются. Растет беспризорность, наркомания, насилие. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации. Для нашего общества существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, в котором взрослых призывают к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В этом документе провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

В Конвенции о правах ребенка впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание, развитие, активное участие в жизни общества. Этот документ увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам, считая, что образование ребенка должно быть направлено на: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам; на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает и цивилизациям, отличным от его собственной.

Но, не смотря на столь немалый срок выхода этих документов в свет, они пока еще мало знакомы не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность этих документов и, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Понимая, что именно мы, воспитатели, вносим с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты; закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего и именно нам, педагогам, надлежит быть наиболее грамотными в этой области, и делиться с другими своими знаниями. И начинать уже надо с дошкольного возраста, так как дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Именно поэтому мы вплотную занялись этой проблемой. И чем больше мы погружаемся в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше убеждаемся, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день. Новизна и значимость своей работы, считаем, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может самореализоваться и раскрыться как личность, что немаловажно для жизни в нашем обществе. Таким образом, все выше сказанное и определило тему нашей работы: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Теоретической основой нашей работы являются: «Всеобщая декларация прав ребенка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.),

« Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Декларация прав ребенка» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.), Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

За практическую основу взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами - методические пособия: «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях» (авторы – составители: Соловей С.А, Львова Т.Н., Дубко Г.И.), «Правовое образование в ДОУ» (Н.Н. Копытова), «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е.В. Соловьевой и др.) и «Я – ребенок, и я имею право» (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.).

Пропустив через свое понимание опыт данных российских педагогов, мы начали выстраивать систему своей работы, переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей в своей группе.

Наша разработка рассчитана на детей подготовительной к школе группы, т.к. считаем, что только к 6 – 7 годам дошкольник может управлять своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения, т.е., к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками. Иными словами, только в подготовительной группе, а не раньше, можно ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.

Основными принципами программы по правовому воспитанию являются:

- Принцип систематичности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.

- Принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

- Принцип интеграции: тематика работы по правовому воспитанию включается в тематику других образовательных областей, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.

- Принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным и непременно в игровой форме. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

- Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не заучивания материала, а перехода теоретических знаний в практические умения.

- Принцип наглядности: предлагаемый материал должен в обязательном порядке быть в доступном месте и меняться в зависимости от изучаемых тем.

Все эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Цели и задачи работы по правовому воспитанию дошкольников определяются требованиями, которые предъявляет современное общество с его демократическими тенденциями развития.

Цель: Признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способный на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Задачи:

- Дать детям представление о «Конвенции ООН о правах ребенка», как о доку-

менте, защищающем их.

- Сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права; познакомить с правами детей.

- Развивать у детей умения самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.

- Формировать у родителей понимание ответственности семьи за ребенка.

Работа по правовому воспитанию предусматривает 2 блока: работу с детьми и работу с родителями.

Блок «Работа с детьми»

Изучив материалы «Конвенции ООН О правах ребенка», мы из общего количества статей выбрали те, которые, с нашей точки зрения, были бы понятны и доступны детям. Вначале планируем познакомить детей с основными документами, защищающими права ребенка, сформировать понимание того, что права есть у всех детей. Далее, обучение планируем по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру: октябрь - «Право на имя», ноябрь – «Право жить в семье», декабрь – «Право на гражданство», январь – «Право на отдых, развлечение, досуг», февраль – «Право на медицинское обслуживание», март – «Право на образование», апрель – «Право на культуру, национальную самобытность и родной язык», т.е. каждый месяц посвящен изучению одного права. Закреплению содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Анализ произведений позволяем детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение. Поэтому в мае месяце знания о правах детей, полученные ими в течение года, закрепляем через сказки.

Есть одно неотъемлемое право ребенка – это право на игру. Но мы с грустью должны констатировать, что в настоящее время у наших детей (особенно в старшем возрасте) не остается свободного времени в режиме дня на игровую деятельность. Это объясняется рядом причин:

- во – первых, педагоги в большей степени увлекаются различными формами познавательно – интеллектуальной деятельности;

- во – вторых, родительские запросы направлены на дополнительные образовательные услуги в стенах ДОУ (коррекция речевых недостатков, изучение иностранных языков, обучение танцам и др.);

- в – третьих, и педагогов, и родителей волнует успешное поступление ребенка в элитную школу, гимназию, поэтому предпочтение отдается получению знаний, а не игре. Таким образом, игра, особенно сюжетно – ролевая, фактически уходит из жизни детского сада. А если дети и играют в игры, то сюжеты самостоятельных игр, как показывает практика, носят агрессивную направленность. Дети играют в боевики, игры – ужасы. Видя в этом серьезную проблему, мы наметили мероприятия, которые, на наш взгляд, позволяют улучшить положение дел: высвободить в режиме дня время для игр; выделить игровую деятельность как ведущую задачу в работе с дошкольниками; обучить родителей стратегии игрового взаимодействия с детьми в семье. Право на игру реализуем в течение всего года.

Работу с дошкольниками по формированию основ правового сознания осуществляем: через специально – организованное обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности, а также через совместную деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей.

НОД планируем 1 раз в месяц в первой половине дня. При проведении НОД используем разнообразные методы и приемы: беседы, дидактические игры, игры – тренинги, чтение художественной литературы, рассказывание, театрализации. Очень популярны и современные формы работы с детьми – мультимедийные презентации, детско – родительские проекты. Так, подготовка проекта «Генеалогическое древо», по словам родителей, подарила много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». В настоящее шоу вылилась презентация проектов «Я расскажу вам о своем народе», где взрослые и дети не просто рассказывали о своей национальности, костюмах, обычаях, но и разыгрывали отрывки из сказок разных народов, предлагали попробовать национальные блюда.

Организации НОД предшествует предварительная работа. Ее желательно включать в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволит избежать их излишней заорганизованности.

Такого количества НОД (9) естественно не достаточно, чтобы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания. Поэтому знания детей должны быть закреплены и пополнены в других формах организации и видах детской деятельности: предусматривается проведение бесед, продуктивных видов деятельности, экскурсий, чтение и обсуждение художественных произведений, организация развлечений, спортивных праздников. Важно создавать условия для практического применения полученных знаний. Большую пользу в этом могут оказать:

- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Детский сад»;

- театрализованные игры: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Айболит»;

- дидактические игры: «Разрешено-запрещено», «Я имею право»; «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Найди себе пару», «Подрастающие имена», «Назови по – другому», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам», «Кем ты приходишься своим родным». «Обязанности в вашей семье», «Моих родителей зовут…», «Образуй отчество», «Паутина из имен, отчеств, фамилий» и др.;

- упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков: «Скажи другу комплимент», «Как поступят дети».

- Хорошие результаты дает организация проблемно - поисковой деятельности детей, в которой они воспроизводят усвоенные знания, могут увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.

- Очень интересно проходят праздники и развлечения, подготовленные совместно со взрослыми и школьниками. На Фестиваль детской культуры «Народов Поволжья – дружная семья» дети пришли в национальных костюмах. Они исполняли песни на своем языке, читали стихи, танцевали народные танцы, играли на музыкальных инструментах (гармони, ложках, флейте), вспомнили армянские, таджикские, русские подвижные игры. Повар нашего детского сада Н. Т. Назарова познакомила ребят со своим народом: вместе с внучкой в народном чувашском костюме они исполнили частушки на родном языке. Закончилось мероприятие совместным хороводом под песню на слова и музыку С.Ю. Солнцевой «Давайте дружить».

Очень запоминающее прошли встречи с выпускниками детского сада, ныне учащимися школы – лицея, прошли. На вечере досуга «Школа – дошкольник» учащиеся начальной школы делились своими воспоминаниями с дошкольниками о времени, проведенном в детском саду, рассказывали истории из своего раннего детства, загадывали загадки о школе и школьных принадлежностях. Дети подготовительной группе читали пословицы и поговорки об учебе, о знаниях; играли в игру «Кто быстрее соберет портфель»; пели песни. В заключении ребята обменялись подарками (дошкольники подарили школьникам цветы, которые сами вырастили, а ученики – закладки для книг). Еще одна встреча прошла в форме игры «Умники и умницы» по теме «Каждой птице свое гнездо». Ребята показали знания о перелетных птицах: описывали их, находили гнезда, читали скороговорки, вспоминали народные приметы, в которых упоминаются перелетные птицы. В перерывах между турами читали стихи, показывали сценки, пели песни. Закончилась встреча вручением дошкольникам скворечников, которые своими руками сделали школьники и развешиванием их на территории детского сада.

В целях формирования элементарных знаний детей о своих правах нами продумана и организована предметно – развивающая среда для самостоятельной деятельности детей. В групповой комнате созданы специальные пространства для активной познавательной деятельности:

  • В «Уголок государственной символики» внесли: карту Российской Федерации, портрет президента, кукол (девочку и мальчика) в национальных костюмах, иллюстрации флага и герба России и государственных символов (березки, самовара, матрешки, медведя, балалайки, гармонии и ложек). В перспективе внести кукол в национальных костюмах народов, проживающих в Поволжье.

  • В вестибюле оформлено панно «Я – человек! Я имею право». Вокруг детей, нарисованных на фоне земного шара, размещены картинки с героями сказок по

правам детей.

  • «Генеологическое древо» представляет собой дерево из ладошек. Каждая ладошка – это семья ребенка, посещающего группу.

  • Обязательными в интерьере группы являются карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальностями на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей.

  • Собран материал по ознакомлению с малой Родиной. Это макеты детского сада, микрорайона, где расположен детский сад; тематические папки с фотографиями, посвященными, достопримечательностям города и его знаменитым жителям; материалы об истории родного города.

  • В помещении группы продумали место для хранения "собственного имущества". Для этого сделали полку, где дети охотно стали хранить свои вещи в принесенных из дома красивых коробочках, шкатулках, ярких мешочках.

  • Имеются настольные дидактические игры: «Наши соседи, «Ступеньки образования» и др.

  • В книжный уголок систематически выставляются семейные фотоальбомы на темы: «Я и моя семья», «Как мы отдыхаем»; самодельные книги: «Герб моей семьи», «Генеологическое древо», « Мой папа в армии служил», «Кулинарная книга».

Блок «Взаимодействие с родителями»

Одним из важных звеньев по правовому воспитанию дошкольников является взаимодействие педагога и родителей детей, так как значение семьи в формировании основ правового сознания и поведения ребенка трудно переоценить, ведь родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

Начиная работу с родителями по правовому воспитанию ребенка проводится анкетирование с целью выявления информированности о Конвенции о правах ребенка. Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что из всего количества опрошенных, знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 25%; согласны со всеми перечисленными там правами – 20%; 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права; 40% считают это необязательным; 15% воздержались; в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны педагогов.

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, разработали план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями. Для этого использовали разные формы работы с родителями: оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается», где помещается теоретический материал о Конвенции по правам ребенка; памятки для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя», «3 способа открыть ребенку свою любовь», памятка по составлению родословной. Широко используются в работе папки-передвижки на тему: «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний», родительские собрания в форме диспута «Защитим наших детей от…»; консультации «Жестокое обращение с детьми: что это такое?». «Можно ли обойтись без наказания».

Наиболее интересны такие формы работы с детьми, как Встреча у камина «Знаем ли мы права и обязанности детей» (с приглашением психолога); выполнение домашних заданий, таких как участие в детско – родительских проектах: «Что означает мое имя», «Я расскажу вам о своем народе»; участие в организации выставок: «Семейных фотографий», «Как мы отдыхаем»; проведение совместных праздников: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Народов Поволжья – дружная семья»; совместная продуктивная деятельность с детьми на тему «Если хочешь быть здоров».
.Выводы

В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и пр.); дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Совместная работа педагогического коллектива и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее, теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а так же позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Новизна и значимость нашей работы, считаем, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ И РАСКРЫТЬСЯ КАК ЛИЧНОСТИ, что немаловажно для жизни в нашем обществе.
Список использованной литературы

1.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, я имею право!» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Соловей С. А., Львова Т.Н., Дубко Г.И. «Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях» – М.; Педагогическое общество России.

4. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» - Управление ДОУ. – 2002, №6.

5. Конвенция ООН о правах ребёнка.

6. Лопатина А., Скребцова М. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей» – М.: Амрита – Русь, 2008.

7. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» - Управление ДОУ. – 2002. - №6.

8. «Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Ответственный редактор Л.Е. Курнешова – М: Центр «Школьная книга», 2002.

9. Журнал «Дошкольное воспитание»2007 №12, стр. 45.

10. Интернет – ресурсы:

- http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/pravovoe-vospitanie-doshkolnikov;

- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/osnovy-pravovogo-vospitaniya-doshkolnikov;

-http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/Socially-personal-development/10781.html.

- http://knu.znate.ru/docs/index-450080.html/.


Приложение № 1

Перспективное планирование деятельности детей подготовительной к школе группы по правовому воспитанию

Месяц

Тема

Цели

Интеграция правового материала через различные виды деятельности

Сентябрь

«Твои и мои права»

Познакомить дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка. Формировать понимание того, что права принадлежат всем детям. Познакомить детей с понятиями «право» и «обязанность».

1. НОД на тему «Я имею право».

2. Дидактические игры: «Я имею право», «Разрешено – запрещено», «Я не должен», «Права детей и взрослых».

3. Прослушивание и исполнение детских песен по правам детей.


Октябрь

«Право на имя»

Довести до сознания детей, что каждый человек, проживаю -

щий на планете Земля, имеет право на имя. Познакомить с историей имен. Воспитывать уважение к имени другого человека.


1. НОД на тему «Что означают наши имена»

(с использованием мультимедиа и презентации детско – родительского проекта «Что означает мое имя»).

2. Дидактические и хороводные игры: «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Найди себе пару», «Подрастающие имена», «Назови по – другому», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам».

3. Продуктивная деятельность. «Слепим кружку и оформим ее узором и вензелем».

4. Развлечение «Праздник редких имен».

Ноябрь

«Право жить в семье»

Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, которые любят друг друга и заботятся о близких. Повысить уважение к членам семьи.

1. НОД на тему «Моя семья» (с использованием детско – родительского проекта «Моя родословная» и выставки семейных фотографий).

2. Сюжетно – ролевая игра «Семья». Варианты игры: «Приехала бабушка», «Встречаем гостей», «Новоселье».

3. Дидактические игры и игровые упражнения: «Кем ты приходишься своим родным». «Обязанности в вашей семье», «Моих родителей зовут…», «Образуй отчество», «Паутина из имен, отчеств, фамилий».

4. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Декабрь

«Право на граж-

данство»

Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт. Воспитывать чувство гордости своим гражданством.


1. НОД на тему «Я – гражданин России» (с использованием мультимедийной презентации «Без добрых дел нет доброго имени» и интеллектуальной игры «Звездный час»).

2. Экскурсия к зданию городской Администрации.

3. Чтение художественной литературы: С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалкова «Дядя Степа» и беседа по их содержанию.

4. Дидактические игры: «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге)», «Узнай, где я нахожусь».

Январь

«Право на отдых, развлечение, досуг»

Рассказать о праве на отдых и развлечения. Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья. Учить интересно проводить свое свободное время.

1. НОД на тему «Новогоднее путешествие» (с использованием мультимедиа).

2. Рассказы детей о семейном отдыхе с использованием фотовыставки «Как мы отдыхаем».

3. Экскурсии в Краеведческий музей, на главную площадь города, к зданию ЗАГСа.


Февраль

«Право на меди-

цинское обслужи-вание»

Развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Дать представление о том, что такое «здоровье». Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье. Воспитывать уважение к медицинским работникам.

1. НОД на тему «Здоровье – это бесценный подарок» (с использованием мультимедийной презентации о врачах нашей поликлиники и игры – тренинга «Как вызвать скорую помощь»).

2. Экскурсии в аптеку, на стадион.

3. Ежедневные традиции: проведение мини – гимнастик (самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна.

4. Сюжетно – ролевая игра «Больница», «Скорая помощь».

5. Рассматривание иллюстраций по валеологии и на тему: «Если малыш поранился» с проведением тренингов (о приемах оказания первой помощи при ушибах, порезах, ожогах и др.)

6. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей на тему «Если хочешь быть здоров!»

Март

«Право на образо-вание»

Познакомить с правом на образование и обучение. Формировать представление о необходимости и значимости образования в жизни каждого. Повысить мотивацию обучения.

1. НОД на тему «Грамоте учиться – всегда пригодится».

2. Экскурсии по городу: «Рассказы старого ученого» (знакомство с учреждениями, в которых осуществляется образовательный процесс: школами, музеями, библиотеками, театрами).

3. Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Школа».

4. Оформление фотостенда «Наши родители тоже учились в школе».

5. Игра на тему «Школа моей мечты» (Для детей нарисованы макеты школ в виде замков, ракет, а учителя представлены в виде принце, космонавтов и др. Дети обыгрывают каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить).

6. Встреча с выпускниками детского сада. Вечер досуга «Школа – дошкольник» (с участием дошкольников и учеников начальных классов).

Апрель

«Право на культуру, нацио -

нальную самобыт- ность и родной язык»

Дать четкое понятие о необходимости предоставления равных возможностей детям разных национальностей. Воспитывать в детях гордость и неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию толе-

рантности.

1. НОД на тему «Мы – дети разных национальностей».

2. Дидактическая игра «Наши соседи».

3. Презентация детско – родительского проекта «Я расскажу вам о своем народе».

4. Развлечение. Фестиваль детской культуры «Народов Поволжья – дружная семья» (с привлечением родителей).

Май

«Права детям через сказки»

Закрепить знания детей о «Конвенции о правах ребенка». Воспитывать понимание дошкольниками нравственных качеств и поступков героев сказок.

1. НОД в форме КВН «У меня есть права».

2.. Дидактические игры: «Собери сказку», «Узнай и назови», «Мир без тебя», «Узнай символ», «Что нарушено»; «Назови сказочного героя».

3. Театрализованные игры: «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка».

4. Совместная деятельность воспитателя с детьми по созданию книги «Конвенция о правах ребенка».
  1   2   3   4   5   6   7   8