Главная страница

Система работы по правовому воспитанию дошкольников


Скачать 1.48 Mb.
Название Система работы по правовому воспитанию дошкольников
страница 5/8
Дата 14.02.2016
Размер 1.48 Mb.
Тип Методическая разработка
1   2   3   4   5   6   7   8

Конспект развлечения

Фестиваль детской культуры « Народов Поволжья – дружная семья»

Цель:

1. Закрепить представление о многонациональности нашей Родины. Формировать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья (русских, татар, мордвов, чувашей, армян, таджиков) посредством ознакомления с народными песнями, танцами, народными подвижными играми.

2. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; чувство гордости за свой народ и его культуру.

3. Приобщать родителей, дедушек и бабушек к формированию у своих детей интереса к своей национальной культуре, к культуре народов ближайшего национального окружения; желание принимать участие в совместных праздниках.

4. Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.

Оборудование и материалы: мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, костюмы народов Поволжья (русские, татарские, мордовские, армянские, таджикские); атрибуты к народным играм (мячик, палки – лошадки, кнут), видеоклип «Давайте дружить» на слова и музыку С.Ю. Солнцевой, фонограммы песен С. Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга».

Ход развлечения:

Под фонограмму песни С. Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» дети в национальных костюмах выходят по 5 человек и выстраиваются в 4 звена; затем покачиваются вправо – влево; поднимают по – очереди по рядам руки, начиная с 4 ряда; хлопают; в конце покачиваются из стороны в сторону с поднятыми руками.

Ведущий: Добрый день, участники фестиваля «Народов Поволжья - дружная семья». Мы рады приветствовать вас в нашем зале!

Ребенок: Мой край родной

Здесь много наций.

Живем мы в дружбе и любви

Мордва, татары, и чуваши

Примером миру станем мы.

Под песню Л. Зыкиной «Издалека долго течет река Волга» входит Волга (воспитатель в костюме Волги).

Волга: Здравствуйте! Я – красавица Волга

Величава, стройна, широка.

Я сплотила народы Поволжья

Дружбой братской семьёй навека.

Не страшны нам злые силы

Мы живём семьёй единой.

А единство, дружба, братство –

Наше главное богатство!

Уважаемые участники и гости фестиваля. Наступает торжественный момент.

Фестиваль детской культуры « Народов Поволжья – дружная семья» объявляю открытым.

Ведущий: Все народы различны. Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура. Татарские беляши, русские щи, чувашский курник, народные песни, музыка и танцы. Перечислять можно долго... И все это национальное разнообразие в нашей Самарской области, в нашем родном городе Сызрани. Уважение к себе предполагает уважение к соседу, иной культуре, иному языку, обычаям и религии. Сегодня на наш фестиваль пришли дети - представители разных национальностей, которые посещают наш детский сад: русские, татары, мордва, армяне, таджики.

Ребёнок: Мы живем в стране большой-

Матушке - России.

В ней так много городов

И все они красивы,

Но среди родных простор

Есть одно местечко.

Сызранью его зовут…

Здесь мое сердечко.

Волга: Предлагаем участникам фестиваля занять свои места.

Участники фестиваля садятся у табличек, соответствующих представляемой национальности.

Ведущий: Наша родина - Россия. Столица - Москва. Большинство населения России и в том числе Поволжья составляют русские. К коренному населению относятся также татары, чуваши, мордва. Еще у нас в Поволжье, живут армяне, таджики, цыгане, молдаване, украинцы и другие народности. Каждый народ отличается своими традициями, кухней, языком, играми. Мы приглашаем представителей русской национальности.

Ребёнок: Нас узнали вы, конечно,

По костюмам нашим.

А на празднике на этом

Мы споём и спляшем.

- Мальчики старшей и подготовительной групп исполняют русский народный танец с ложками под русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько».

- Девочки старшей группы танцуют танец « Русские матрешки» (слова и музыка неизвестного композитора).

- Дети подготовительной группы поют русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени».

Волга: А сейчас мы приглашаем представителей мордовской национальности.

Ребенок старшей группы читает стихотворение И. Горбунова «Куко»:

Тундонь перть моткоди

«Ку - ку, ку – ку!» свал.

Пря шны, што сон соды,

Натой цела вал.

Затем мальчик и девочка в мордовских костюмах исполняют мордовский танец под народную мордовскую песню «Умарина».

Ребёнок: Вы, конечно, слышали,

Что весёлою игрой

Славится наш край родной –

Цветущая Мордовия –

Неповторимый край.

И всех на весёлую игру

Зовём мы, не скучай!

Ведущий: Предлагаем поиграть в народную мордовскую игру «Раю-раю».

Для игры выбирают двух детей – ворота, остальные играющие – мать с детьми. Дети – ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю, раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шёпотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела. Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Волга: Мы приглашаем представителей татарской национальности.

Дети в татарских костюмах исполняют татарскую народную песню «Эх, тала, тала, тала».

Ведущий: История татарских игр тесно связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную часть национальной культуры татарского народа.

Чтобы поиграть, мы должны выбрать ведущего. Подойдите ко мне.

Ведущий раскрывает ладонь, дети подставляют к ладони указательный палец правой руки. После слов «Раз, два, три, пальчик убери!» ведущий сжимает ладонь, дети убирают пальцы. Тот, кто не успел убрать, становится водящим.

Татарская народная игра называется «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Водящий Тимербай становится в центре круга. Водящий говорит: «Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, нашалились, наплескались, хорошенечко отмылись и красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали, друг на друга поглядели, сделали вот так!» С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Волга: Мы приглашаем представителей чувашской национальности. А представляют эту национальность наш повар: Надежда Тимофеевна. Она исполнит песню на родном языке.

Волга: Приглашаем представителей армянской национальности. Ребенок в армянском костюме читает стихотворение на армянском языке «Армянский язык» Рубэна Гарибьяна. («Люблю тебя, армянский язык. Как мама, сладкая ты. Тобою я восхищаюсь, читаю, пишу и радуюсь.» - перевод на русский язык).

Ведущий: Предлагаю поиграть в армянскую игру «Земля, вода, огонь, воздух» («Хох, джюр, крак, от»).

Играющие встают в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому – нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое - либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» - играющий отвечает названием какой – либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны повернуться быстро кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Волга: К нам на праздник пришел ребенок в таджикском костюме.

Ребенок: Я принес с собой вот такие лошадки и предлагаю поиграть в таджикскую народную игру «Игра в лошадки» (« Аспакбози»). Эта игра является подражанием взрослым в скачках на лошадях.

Трое игроков становятся в одну шеренгу у линии старта, которая чертится на одной стороне площадки. На другой стороне площадки на расстоянии 15 метров от линии старта чертится линия финиша. По сигналу игроки садятся на своих лошадок верхом. Левой рукой держатся за передний конец палки, а в правой держат веревочку (кнут). Игроки, произнося «чу», бегут к линии финиша. На стартовую линию дети возвращаются после объявления результатов скачки.

Волга: Вот и подошло к концу наше знакомство с национальными культурами народов, проживающими в нашем городе. И закончить наш Фестиваль мы бы

хотели следующими словами:

Будь толерантен -

Попросту терпим

К культурам и обычаям иным:

Все в мире важно,

Все - его лицо,

И все достойно быть

В конце концов.

1 ребенок: На свете живут разноцветные дети.

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

2 ребенок: Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Исполняется хоровод под песню на слова и музыку С.Ю. Солнцевой «Давайте дружить».

Приложение № 11

Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников

- Игра «Я имею право...»

Цель: Дать дошкольникам правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

Ход: Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право...» виде знака «+»). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

- Игра «Я не должен...»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Оборудование: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми взаимоотношениями в системах «взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — окружающий мир».

Ход: Дети раскладывают около шаблона «Я не должен...» (знак «−») картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

- Игра «Разрешено — запрещено»

Цель: Закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено — запрещено», выражать четко и ясно свою мысль.

Ход: Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т. д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т. д.). Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.

- Игра «Придумай правовой конец сказки».

Цель: Способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.

Ход: Воспитатель читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например:

1) Кощей похитил Василису. Конец такой может быть: пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису».

2) К сказке «Заюшкина избушка». «В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором были мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орёл. Заяц пришел к ним и рассказал о своей беде. Сова, Олень и Орёл хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик даже ей помогал». И т. п.

- Игра «Права детей и взрослых»

Цель: Закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации.

Ход: Воспитатель выкладывает картинки с изображением прав детей и взрослых. Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просят прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конвенции и Декларации.

Право на имя:

- Игра «Назови ласково»

Цель: Познакомить детей с ласковыми именами.

Ход: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать, как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка. В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.

- Игра «Найди себе пару».

Цель: Закрепить знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.

Ход: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

- Игра «Я знаю…» (со скакалкой).

Цель: Закрепить знание имен девочек и мальчиков, развивать память, мышление.

Ход: Ребенок прыгает через скакалку и на каждый прыжок называет имена девочек или мальчиков. Игра может проводиться в виде соревнования.

- Игра «Назови полное имя».

Цель: Закрепить знания «взрослых» имен людей; развивать речь.

Ход: 1 вариант. Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя.

Тема, Темочка – Артем.

Коля, Николенька, Колечка – Николай.

Настенька, Настюша – Анастасия.

Леша, Алешенька – Алексей.

2 вариант. Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную.

Людмила – Люда, Людочка, Мила.

Елена – Лена, Леночка

- Игра «Подрастающие имена»

Цель: Активизировать в речи полные мужские и женские имена.

Ход: 1 вариант: (на примере фотографий воспитателя в разном возрасте).Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает: «Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно. Звали эту девочку ласково Светочка. Девочка подросла, пошла в школу и стали ее звать Света. Сейчас она взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно - же о себе. Моя мама зовет меня по – прежнему ласково – Светочка. Мой сын зовет меня «мама». Мои друзья – «Светой». А в детском саду я для вас всех – «Светлана Владимировна». Вы растете, а имена растут вместе с вами. Далее Воспитатель называет имя, а дети его полное имя.

2 вариант: Мы подрастаем и вместе с нами становятся полными наши имена, н-р: Саша – Александр, Света – Светлана. Далее, воспитатель называет имя, а дети – его «взрослое» имя.

- Игра «Назови по – другому».

Цель: Развивать умение общаться со сверстниками, по - разному называя их имена.

Ход: Воспитатель называет имя, а дети говорят, как можно назвать по – другому.

Например, Оля – Ольга, Оленька, Олечка, Леля. Владимир – Вова, Вовочка. Володя, Володечка. Ваня – Ванечка, Иван, Ванюша.

Право жить в семье:

- «Обязанности в вашей семье»

Цель: Способствовать развитию логического мышления детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т. д.)

- Игра «Паутина из имен, отчеств и фамилий».

Цель: Закрепить детьми знание своей фамилии, имени и отчества.

Ход: Воспитатель предлагает соткать паутину из ваших имен, отчеств и фамилий. Дети встают в круг и протягивают руки. Воспитатель говорит, что кого он будет опутывать, должен назвать свою фамилию, имя и отчество.

- Игра «Образуй отчество» (с мячом).

Цель: Упражнять в образовании отчества от мужских имен; развивать речь.

Ход: Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич)

- Игра «Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепить знания имени и отчества родителей.

Ход: Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

- Игра - пантомима «Помогаю взрослым».

Цель: Закрепить с детьми понятие «обязанности».

Ход: Ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.

Право на жилье:

- Игра с мячом «Кому, какой дом».

Цель: Закрепить названия жилищ зверей и насекомых и др. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.

Ход: Все становятся в круг. Воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.

Медведю – берлога, белке – дупло, волку – логово, птице – гнездо, пчеле – улей, человеку – дом и т. д.

- Игра «Я живу на…».

Цель: Закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Ход: Все встают в круг. Воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

Вариант: «Мой домашний адрес».

Право на образование:

- Игра « На одну букву».

Цель: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.

Ход: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)

- Игра «Ступеньки образования».

Цель игры: Закрепить знания детей о том, чему учат на каждой ступени образования: в детском саду, в школе, в вузе и на предприятии.

Ход: Игра представляет собой набор карточек - кукол людей разных возрастов: ребенка, подростка, юноши и мужчины и 4 картинки ступеньки, на каждой из которой наклеено какое либо учреждение: детский сад, школа, вуз, предприятие. Детям предлагается каждой карточке – кукле найти нужную ступеньку.

Право на отдых, развлечение, досуг:

- Игра «Назови виды спорта».

Цель: Закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь спортом, мы получаем здоровье, отдых.

Ход: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

Вариант: Играют от 2 до … человек. Ребёнок выбирает картинку и называет вид спорта. Если он назвал вид спорта правильно, то картинку он забирает себе. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт картинок.

- Игра «Угадай вид спорта по показу»

Цель: формировать умения выполнять движения, характерные для некоторых видов спорта, и узнавать их по показу.

Ход игры: Воспитатель или ребёнок показывает при помощи мимики и жестов какой- либо вид спорта, а дети отгадывают его.

- Игра «Я умею».

Цель: Закрепить знание видов спорта и спортсменов.

Ход игры: воспитатель говорит:

- Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. Однако есть люди, для которых спорт – профессия. И сейчас мы вспомним их.

Воспитатель начинает игру, передавая микрофон по кругу.

Я – лыжник, я умею кататься на лыжах, но не умею кататься на коньках, а ты?

Я – фигурист, я умею кататься на коньках, но не умею плавать, а ты?

Я – пловец, я умею плавать, но не умею кататься на велосипеде, а ты?

Я – велосипедист, я умею кататься на велосипеде, но не умею забивать мяч, а ты?

Я – футболист, я умею забивать мяч, но не умею играть в хоккей, а ты?

- Игра «Подбери спортивный инвентарь для каждого спортсмена».

Цель: Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровые правила. Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Ход игры. Взрослый рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняя их знания. Раздав детям картинки, взрослый предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, воланчик, ракетку, лодочку, весла и др. Дети называют их.

- А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того, как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

Право на жизнь:

- Игра «Спасатели».

Цель: Закрепить право на жизнь.

(Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине, на острове, в горящем доме. На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения).

Ход: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.

2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.

3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.

4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.

Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

- Игра «Я умею».

Цель: Закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Ход: Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.

Право на сохранение своей индивидуальности:

- Игра «Вопрос – ответ».

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход: Дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.

По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

Право на культуру, национальную самобытность и родной язык:

- Игра «Наши соседи».

Цель: Формировать знания о народах, живущих в Сызрани; развивать умение узнавать элементы культуры других народов; воспитывать симпатию к людям других национальностей.

Ход: Игра представляет собой пирамиду, состоящую из 4 граней и набор картинок с изображением элементов культуры народов нашего города – русских, татар, армян, чувашей. Играющим предлагается разместить на каждой грани 4 карточки (национальный костюм, национальный орнамент, национальное блюдо и государственный флаг), соответствующие определенной национальности.

Приложение № 12
1   2   3   4   5   6   7   8