|
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
К.Л. Гаврилова
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР ДС №194
г. Челябинска
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
на занятиях по слушанию музыки.
«Эмоции энергетизируют и организуют восприятие,
мышление и действие»
К. Изард
Формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.
В процессе возрастного развития способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать. Психологические проблемы дошкольника, недостаточная сформированность эмоциональной сферы, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Особенности личностного развития дошкольников в МДОУ определяют круг задач по формированию у них эмоциональной сферы:
Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.
-
Организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя.
Обучение способам регуляции эмоциональных состояний.
Работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», главной целью которого является – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, уметь объяснить это состояние и дать ему словесное наименование.
В связи с этим, я попыталась создать психолого-педагогическую музыкальную концепцию по слушанию музыки с детьми 5-7 лет, которая бы явилась сопровождением психологического тренинга.
Задачи курса занятий по слушанию музыки я поставила следующие:
Формирование индивидуальной интерпретации музыки, обусловленной личным эмоциональным настроем.
Обобщение эмоциональных представлений о музыке.
Развитие самостоятельности мышления о роли выразительных средств в создании музыкального образа.
На примерах мировой классической музыки в театрализованно – игровой форме на занятиях по слушанию я решала следующие задачи:
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.
Развитие способности самостоятельно анализировать характер музыки.
Учить умению обобщать эмпирические представления о музыке.
Развивать способность слышать метро – ритм музыки и способность реагировать темпом передвижения в пространстве.
Развивать интонационно – мелодическое ориентирование дошкольника.
Темы занятий по слушанию музыки соответствуют темам психологического тренинга С.В. Крюковой «Радость», «Страх», «Злость», «Робость», «Стыд, вина», «Самодовольство», «Удивление», «Отвращение, брезгливость». Все занятия оригинальны, написаны в виде сценария с использованием игровых приемов. В предлагаемом мною варианте слушание музыки доминирует:
образность форм познания настроения в музыке;
-
разнообразность подачи ребенку варианта музыкального примера;
анонимность музыкального примера;
отсутствие детального разбора построения музыкальной формы;
преобладание аудиолизированного, т.е. фонового восприятия музыки.
Такие занятия по слушанию музыки отличаются от классического варианта в разделе «слушание музыки»:
-
плотностью чередования заданий, входящих в сценарный игровой ход музыкального занятия;
высокой динамикой;
большим объемом и разнообразием музыкального материала.
Занятия проводились мною параллельно с занятиями психолога, таким образом, мы пытались комплексно решать поставленные задачи. Проделанная нами работа дала положительные результаты: дети стали общительнее, повысилась их эмоциональная отзывчивость, появилось желание свободно общаться со сверстниками и педагогом в ходе обсуждения эмоциональных состояний (радость, злость и т.д.), выраженных в музыке.
Поэтому, в следующем 2008-2009 учебном году, мы планируем продолжать и углублять работу по внедрению психолого – педагогической концепции по слушанию музыки для детей 5-7 лет в качестве сопровождения психологического тренинга С.В. Крюковой параллельно с психологом МДОУ.
|
|
|