Приложение № 2
Перспективный план по формированию правовой культуры родителей
месяц
|
Формы работы с родителями
|
сентябрь
|
1. Анкетирование родителей: «Знаете ли вы права ребенка?», «Мой ребенок».
2.Оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается»,
(где помещается теоретический материал о Конвенции по правам ребенка).
|
октябрь
|
1. Участие в детско – родительском проекте «Что означает мое имя».
2. Встреча у камина «Знаем ли мы права и обязанности детей» (с приглашением психолога).
|
ноябрь
|
1. Поместить в родительский уголок памятку по составлению родословной, включающей цели и задачи деятельности по составлению родословной.
2. Участие в выставке семейных фотографий.
3. Совместный спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
|
декабрь
|
1.Диспут «Защитим наших детей от…».
2. Памятка для родителей «Четыре заповеди мудрого родителя».
|
январь
|
1.Участие родителей в оформлении фотовыставки «Как мы отдыхаем».
2. Письменная консультация «Как мы нарушаем права ребенка».
|
февраль
|
1.Совместная продуктивная деятельность с детьми на тему «Если хочешь быть здоров».
2. Оформление папок – передвижек на тему: «О пользе закаливания», «Как уберечь детей от заболеваний».
|
март
|
1.Участие в оформлении стенда «»Наши родители тоже учились в школе».
2. Консультация «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
|
апрель
|
1. Участие в детско – родительском проекте «Я расскажу вам о своем народе».
2. Совместный праздник «Народов Поволжья – дружная семья».
3. Письменная консультация «Можно ли обойтись без наказания».
|
май
|
1.Родительское собрание «Детям – счастливое детство».
2. Памятка для родителей «3 способа открыть ребенку свою любовь».
|
Приложение № 3
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной
деятельности на тему «Новогоднее путешествие»
(с использованием мультимедиа)
Приоритетная образовательная область – «Познание».
Интегрируемые образовательные области – «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», « Чтение художественной литературы».
Цель образовательной деятельности: Формировать представления о Новом годе, как веселом и добром празднике, как начале календарного года.
Задачи:
Область «Познание»
1. Познакомить с традициями празднования Нового года в разных странах (Италии, Германии, Японии, Болгарии).
2. Закрепить знания о главных атрибутах встречи Нового года в России: елка, Дед Мороз со Снегурочкой, фейерверки, массовые гуляния.
Область «Социализация»
1. Расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу; о детстве ребят других стран; о правах детей в мире на имя, на образование, на жизнь без насилия, на гражданство, на защиту, право говорить на родном языке, на отдых и досуг, отраженных в Конвенции о правах ребенка.
2. Развивать умение придерживаться игровых правил в дидактических играх.
3. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей и их обычаям.
Область «Коммуникация»
1. Активизировать в речи слова и словосочетания: Конвенция о правах ребенка, названия стран - Германии, Японии, Болгарии, Италия. Обогащать словарь: волшебница Бефане, Санта Клаус, Петр I.
2. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, строя предложения разной конструкции.
3. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы взрослого, касающейся данной темы.
Область «Художественное творчество»
1. Развивать творческие способности детей, умение использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.
Область «Музыка»
1. Совершенствовать умение петь художественно – выразительно, чисто интонируя мелодию.
2. Воспитывать у детей интерес к пению.
Область «Чтение художественной литературы»
1. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, картинки прав ребенка, атлас, снежинка, картинки (волшебницы Бефани, трубочиста, Санта Клауса, Петра I, Деда Мороза и Снегурочки, терема Деда Мороза в В.Устюге), плакат свиньи без пятачка, видеоклип «О Японии», костюмы Зимы, альбомные листы по количеству детей, простые карандаши, изобразительный материал (цветные карандаши, пастель, сангина, фломастеры, гелевая ручка, гуашь и др.).
Ход НОД:
Зал празднично украшен в преддверии Нового года.
Воспитатель:
- Ребята, о чем мы с вами говорили утром?
Дети:
- О нашей планете, о разных странах.
Воспитатель:
- В разных странах живут разные дети: мальчики и девочки, брюнеты и блондины, с разными привычками, с разными характерами, с разным цветом кожи. Но у них много общего: игры, интересы, желания, мечты. А что еще очень важное объединяет всех детей в мире?
Дети:
- Все дети имеют одинаковые права.
Воспитатель:
- Где они записаны?
Дети:
- В Конвенции о правах ребенка.
Воспитатель:
- Какие права вы уже знаете?
Дети подходят к стенду с картинками и называют: право на жизнь, на имя, на жизнь без насилия, на гражданство, на защиту, на образование.
Читают стихотворение М. Шиманчика:
Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, всем, всем,
Что ребенок – тоже человек, только маленький совсем.
Никто не может меня оскорблять и к плохому направлять.
Могу учить все, что меня интересует, и имею право сам выбирать, с кем мне играть.
Никто не может меня бить, обзывать, и каждого могу к ответу призвать.
Если папа уже не живет с нами, нельзя запретить мне встречаться с ним временами.
Никто не может читать моих писем без разрешения, имею право на собственное суждение.
Хочу, чтобы каждый признавал мои права всегда. А если отличаюсь от других, то это не беда.
Права детей надо знать и никогда не забывать!
Воспитатель:
- А еще у всех детей есть право на отдых. Это очень важное право тоже записано в Конвенции о правах ребенка. Оно обозначает, что все дети имеют право отдыхать, участвовать в развлекательных мероприятиях, встречать праздники. К какому празднику мы готовимся сейчас?
Дети:
- К Новому году.
Воспитатель:
- Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по- особому. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как его празднуют. А поможет нам волшебная снежинка. На ней мы полетим над земным шаром.
Дети легко кружатся, звучит музыка, воспитатель прикалывает снежинку к Италии (используется большой атлас мира). Дети занимают свои места.
- Сейчас мы находимся в Италии. Здесь в новогоднюю ночь выбрасывают всю разбитую посуду, сломанную мебель, старые вещи. Говорят, что это принесет богатство. Через трубу дома прилетает волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки (демонстрируется слайд «волшебницы Бефане»). В мешочке у нее шоколад и угольки. Перемещается она с крыши на крышу прыжками, на лошади или метле. Бефане одаривает тех детей, которые хорошо себя вели в течение года сладостями, орехами, медом. А тем, кто был непослушен, она приносит уголь, луковицы и чеснок.
На какую русскую сказочную героиню похожа Бефане? Чем похожа?
Дети:
- На Бабу Ягу – нос крючком, большие, выступающие вперед зубы, длинный плащ, дырявые шерстяные чулки.
Воспитатель:
- А сейчас с помощью волшебной снежинки перенесемся в Германию.
Новогодним героем Германии является известный в Европе Санта Клаус (показ слайда «Санта Клаус»). Он появляется на ослике. Дети, перед тем как лечь спать, готовят специальную тарелку для подарков, а в башмаки положено класть сено – для ослика. Здесь можно встретить на улице трубочиста (демонстрируется слайд с изображением трубочиста). Считается большой удачей прикоснуться к нему и испачкаться сажей – это принесет счастье в новом году. Специально к празднику чеканят монеты, на которых изображен ребенок, сидящий на свинье, так как считается, что свинья – это символ благополучия.
Посмотрите, у нас тоже появился поросенок. (На доске плакат, на котором нарисована голова поросенка без пятачка). Давайте поиграем в веселую игру с поросенком. Ребенку закрывают глаза, а он должен с закрытыми глазами поставить пятачок на место.
А еще в Германии в 12 часов ночи принято «впрыгивать» а новогоднюю ночь, радостно крича «С Новым годом!» Предлагаю и вам поиграть в такую игру «Кто дальше прыгнет».
Несколько участников выстраиваются в одну линию и «впрыгивают» в Новый год, громко крича «С Новым годом!» Кто дальше прыгнет, тот и победитель».
Воспитатель:
- А сейчас мы перенесемся в Болгарию.
(Дети легко кружатся под музыку, а с ее окончанием занимают свои места, «переносятся» в Болгарию).
Воспитатель:
- Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца (показ слайда). С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот, кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутом розы, будет счастливым.
Дети, давайте сыграем в болгарскую игру, которая называется «Да, нет». Запомните, что в Болгарии все наоборот. «Да» - это когда мы отрицательно крутим головой. Нет – когда согласно киваем.
Дети стоят в кругу. Воспитатель задает вопросы:
- Вика, ты живешь в Самаре?
- Андрей, ты девочка?
- Лера, Баба Яга – добрая?
- Саша, у тебя есть друзья?
- Андрей, ты умеешь читать?
- Владик, ты любишь играть?
- Ксюша, ты помогаешь маме?
- Алена, ты живешь в Сызрани?
- Артем, ты занимаешься физкультурой?
- Даша, ты любишь рисовать?
- Вика, ты любишь животных?
- Амалия, у тебя есть домашнее животное?
- Лера, тебе нравится гулять?
- Аня, ты умеешь кататься на велосипеде?
Воспитатель:
- А сейчас с помощью волшебной снежинки мы с вами перенесемся в Японию. Посмотрите видео «О Японии» (звучит песня на японском языке и идет показ слайдов японской природы, памятных мест, национальных костюмов).
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют ровно 108 раз. А в это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний, 108-й раз. Расскажите, а что бы каждый из вас хотел получить в подарок? Мы сейчас после этого путешествия в Японию вернемся «в группу» и тоже нарисуем свои желаемые подарки.
Дети проходят за столы, на который разложены листы бумаги форматом А4, простые карандаши и разный изобразительный материал (цветные карандаши, пастель, сангина, гелевая ручка, гуашь и др.). Дети рисуют. По ходу рисования воспитатель дает указания, советы детям.
Воспитатель:
- Дети, догадайтесь, в какую страну мы перенесемся сейчас? (На экране демонстрируются пейзажи России). Правильно, ребята, мы отправляемся в Россию – нашу родную страну. Скажите, а почему нашу страну так назвали?
Ребенок читает стихотворение:
За ясные зори, умытые росами, за русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем тебя по-славянски назвали Россия.
Воспитатель:
- Как вы думаете, чем Новый год в России отличается от Нового года в других странах? Кто приходит к российским детям в Новый год?
Дети:
- Дед Мороз? (показ слайда)
Воспитатель:
- Какой в России Дед Мороз?
Дети:
- Российский Дед Мороз - это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.
Воспитатель:
- А с кем он приходит на праздник?
Дети:
- Со Снегурочкой (показ слайда).
Воспитатель:
- А где живет Дед Мороз?
Дети:
- В лесу, в сказке и т.п.
Воспитатель:
- Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великом Устюге (показ слайда).
Воспитатель:
- Как вы думаете, Дед Мороз всегда приходил к детям? Всегда русские люди наряжали елку?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Новый год, к которому мы так привыкли, совсем молодой праздник. Оказывается, празднование Нового года зимой в русские традиции ввёл Пётр I. (показ слайда). Тогда же начали наряжать елку. Но ёлка эта ещё не была новогодней - она называлась рождественской и украшалась лакомствами, игрушками, предназначенными в подарок гостям, и свечами, а макушку её увенчивала восьмиконечная рождественская звезда - серебряная или золотая. Ну а вслед за елкой появились Дед Мороз и Снегурочка (показ слайда).
Воспитатель:
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (появляется взрослый, одетый в костюм Зимы).
Дети:
- Зима.
Воспитатель:
- Давайте ее поприветствуем споем песню «Ой, зима» (дети поют песню).
Зима:
- Я – русская Зимушка-зима. Дарю вам пушистые сугробы, ледяные речки, морозные деньки. В традициях встречи Нового года в России одним из главных атрибутов является массовые гуляния. Какие зимние забавы вы знаете?
Дети:
- Игры в снежки;
- Катание с горки;
- Катание на лыжах, коньках, санках.
Зима:
- Я приглашаю вас на прогулку. Поиграю с вами в игры, посмотрю, какие вы ловкие, быстрые.
Воспитатель:
- С удовольствием, зимушка - зима. А наше путешествие ребята, подошло к концу.
Мы с вами побывали в разных странах, посмотрели, как живут и отдыхают дети. В разных странах Деды Морозы выглядят по-разному, разными могут быть традиции встречи Нового года, но главное то, что у всех людей на Земле принято прощать друг другу обиды, желать добра и здоровья. У многих народов есть традиция наряжать елку, дарить подарки, веселиться. Новый год - любимейший праздник и у детей, и у взрослых. И взрослым, и детям всегда хочется верить, что в новом году все сложится хоть немного, но лучше, удачнее, счастливее. Может быть, потому мы и готовимся к этому празднику так тщательно.
Приложение № 4
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности на тему «Я имею право!»
Приоритетная образовательная область - «Социализация»
Интегрируемые образовательные области - «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка».
Цель образовательной деятельности: Формировать основы правового сознания дошкольников.
Задачи:
Область «Социализация»
1. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, стремление активно участвовать в играх-соревнованиях, уметь действовать в команде, быть доброжелательными и отзывчивыми.
Область «Познание»
1. Познакомить детей с понятием – Закон.
2. Уточнить и обобщить начальные правовые знания у детей. Дать общее представления о Конституции, как основном документе, в котором отражены права и обязанности граждан страны.
3. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих
прав и обязанностей.
Область «Коммуникация»
Развивать речевые навыки дошкольников: умение проговаривать скороговорки, как в медленном темпе, так и в ускоренном темпе («Запилила пила,
зажужжала, как пчела. Лопнула и стала - начинай сначала»).
2. Совершенствовать умения детей составлять слова из слогов.
3. Продолжать развивать умение выражать свои мысли; отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию.
4.Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы, составлять краткий рассказ о происшедшем.
5. Активизировать словарь по теме: «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека», обязанности, право на жизнь, право на имя, право на семью, право на жилье , право на сохранение здоровья, право на образование, право на сохранение своей индивидуальности, право на национальную самобытность и родной язык, право на гражданство, право на отдых.
Область «Чтение художественной литературы»
Формировать нравственные отношения и интерес, эмоциональный отклик на
изображение сказочного образа в русских народных сказках.
2.Совершенствовать умения понимать и воспроизводить образный язык народных сказок, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных героев сказок.
Область «Музыка
Развивать музыкально-двигательные способности детей, чувства ритма и
памяти, речевой интонации, певческих навыков, музыкального слуха.
Область «Безопасность»
1. Формировать умения осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для детей ситуациям и способам поведения в них: называть телефоны службы спасения - 01, 02, 03 и телефон единой службы спасения -112.
2. Совершенствовать умение соблюдать правила безопасности с предметами, которые могут быть опасны для жизни детей, как дома, так и на улице
Область «Здоровье»
1. Расширять представления детей о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Область «Физическая культура»
1. Совершенствовать общую и мелкую моторику: согласовывать координацию движений с речью.
2.Формировать правильную осанку во всех видах деятельности, умение осознанно и творчески выполнять движения по заданию: строиться в круг, браться дружно за руки, ходить на носочках, в указанном воспитателем темпе.
Материал и оборудование: презентация на тему «Я имею право», раздаточный материал: кружочки синего и красного цвета, кукла, картинки-символы по правам, эмблемы, заготовки прав на каждого ребенка, кубики на которых прикреплены картинки- символы с изображением прав.
Ход НОД:
Воспитатель:
- У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы разных здесь героев.
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва:
Хоть мал ты, есть у тебя права! (слайд №1)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с вами с необычной книгой (слайд №2 – книга «Конвенция о правах ребенка»). Кто знает, что значит «Права человека?» (ответы детей). Верно, права - это то, что разрешено человеку обществом и государством, это то, что человек может делать без вреда для других людей. У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.
Воспитатель: Дети, послушайте, пожалуйста, легенду. «Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Все они тогда были добрыми и хорошими, им замечательно жилось, было много еды, все росло на деревьях, только руку подними. Люди жили дружно и никогда не ссорились. Но вот однажды произошло небывалое событие, два друга Алекс и Стас впервые поссорились и, как вы думаете, почему? Оказывается, Алекс сорвал яблоко и Стас вдруг закричал: «Я тоже хочу именно это яблоко, оно большое” – так произошла первая на земле ссора. И началось… Люди стали скорее срывать с деревьев плоды и складывать их возле себя, но яблок было так много, а люди съесть их не могли, но каждому хотелось, чтобы его куча была больше. Так появилась жадность. Они хватали яблоки и впервые подрались – так появилась жестокость. И неизвестно, что было бы дальше, но один мудрый старик, который прожил уже много лет, много знал и много видел в своей жизни, сказал:
– Люди, вы же люди, опомнитесь! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать не только о себе, но и о своих близких, ведь мы же все Люди. Так появились слова «должен» и «обязан», «хорошо» и «плохо».
- Вы все имеете Право на эти плоды, но вы должны делить их по справедливости.
Так люди услышали слова «справедливость» и « право».
И они вдруг опомнились, прислушались к старику и стали спрашивать его, какие у нас есть еще права? Что мы еще обязаны делать, а чего не должны? Старик долго говорил с людьми, а они слушали и понимали. И все что они услышали от старика, записали в книгу и назвали ее «Наши законы». Так люди учились жить по правилам, по Закону».
Воспитатель: Приведите пример того, что вы можете делать, не причиняя вреда другим?
Дети: «Наши права»
1. Играть.
2. Есть.
3. Заниматься: рисовать, петь, читать и т.д.
4. Веселиться.
5. Иметь свои секреты
6. Иметь свое мнение
Воспитатель: Обязанность - это то, что человек должен делать. Кто знает свои
обязанности? (ответы детей).
Обязанности:
1.Не драться,
Не кричать.
Не мешать другим.
Слушать и слышать себя и других
Воспитатель: Правильно, помогать взрослым, родителям, учиться. Из этой книги «Конвенция о правах ребенка» можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
Игра «Знаешь ли ты? » (Детям предлагается выбрать из ряда книг, показываемых поочередно воспитателем, документ, защищающий права ребенка: если Конвенция - красный кружок, другая книга - синий).
Воспитатель: Мы познакомимся с этим важным документом, и будем знать все о
своих правах. Давайте приложим руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье – жить и радоваться жизни! Ваши родители дали вам право на жизнь. На земле живет очень много жителей, и всем им дано право на жизнь, и никто не может нарушить это право. В Декларации прав человека – это
первое и самое главное право - Право на жизнь (слайд №3). Давайте вспомним любимую песню всех детей: (слайд №4)
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
(во время проговаривания этой песни на слайде появляются - солнце, небо, мама, дети).
Воспитатель: А давайте вспомним героев наших сказок, нарушалось ли в сказках право на жизнь ? (сказки «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Красная Шапочка».)
Кем из героев сказок нарушалось право на жизнь? (Ответы детей, слайд № 5)
Воспитатель: Если вдруг случиться какое - нибудь несчастье, то какие службы придут нам всегда на помощь? (ответы детей, слайд №6).
Верно, это службы спасения. Назовите телефоны этих служб? (дети называют –
01, 02, 03).
Воспитатель: А еще – телефон единой службы спасения - 112.
Воспитатель: Скажите, ребята, может ли человек сам создать опасную для жизни ситуацию? (ответы детей). Посмотрите на экран (слайд №7) и ответьте.
Воспитатель: Какие предметы могут быть опасны для жизни? (ответы детей).
При назывании опасного предмета, на нем появляется красная зачеркнутая линия.
Игра «Знакомство» (слайд №8) Дети становятся в круг, воспитатель знакомит их
с игрушкой – куклой Ирой. Ребята по кругу передают куклу и знакомятся: называют свое имя.
Воспитатель: Вы все - дети, чем-то похожи, чем-то отличаетесь. Но у каждого из
вас есть свое имя, которое дается человеку при рождении. И я знакомлю вас еще с одним правом - право на имя (слайд №9)
Воспитатель: читает стихотворение:
Много нас живет на свете, только все мы вместе - дети!
И куда ни бросишь взгляд - дружат Саша и Азат.
Дружат Ксюша и Гюлай, Каролина и Иван,
Настя, Юра, Алия - вместе - дружная семья.
Вы в группе дружите со всеми ребятами?
Игра «Дружба». Воспитатель предлагает «глазками» найти себе друга и по команде «Дружим по двое» стать с ним в пару. Проговаривается скороговорка с движениями: «Запилила пила, зажужжала, как пчела. Лопнула и стала - начинай сначала (усложнение: проговаривание в ускоренном темпе). «А теперь дружим по
четыре» (условия игры те же).
Воспитатель: Скажите, ребята, а кто о вас заботиться дома? Разгадайте ребус и вы узнаете, как можно назвать всех родных одним словом» (слайд №10). В «Конвенции о правах ребенка» записано еще одно право – право на семью (слайд №11)
Игра «Соедини слоги и прочитай слова» (члены семьи: ма-ма, па-па, ба-буш-ка,
бра-тик и т.д.) (слайд №12)
Воспитатель: Дети, вспомним сказку «Заячья избушка».
Вопросы детям: Из чего был построен дом Зайца? Кто выгнал его из дома? Правильно ли она поступила? Как вы думаете, какое право нарушила Лиса, выгнав его из дома? Верно, право на жилье (слайд 13) Такое право есть у каждого из вас, и никто не может его нарушить. А чтобы посторонние не могли забраться в дом, каждый хозяин его закрывает на ключ. Наш заяц потерял ключ от своего дома, помогите его найти среди всех ключей, предложенных на картинке (слайд 14).
А сейчас назовите жилище каждого из животных (слайд №15) .
Воспитатель: Посмотрите на героев следующих сюжетов (слайд №16) и составьте краткий рассказ о происшедшем.
Воспитатель задает вопросы по картине. Кто помогал Зайцу сохранить здоровье? А могла ли «скорая помощь» отказаться лечить больного? Знаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Каждый из вас имеет право на сохранение здоровья (слайд №17). Но сохранять свое здоровье вы должны и сами. Назовите помощников здоровья (ответы детей). Да, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, и еще правильное питание.
Игра «Что лишнее?» (слайд №18)
Воспитатель: Сейчас вы дошкольники, а на следующий год вы станете кем? (школьниками). Верно, пойдете в первый класс. А может вам кто-нибудь запретить идти в школу? Нет, потому что вы все имеете право на образование (слайд №19). Что возьмете с собой в школу? Как можно назвать все предметы? (слайд №20) (Школьные принадлежности).
Двигательная активность. «Выполни движение по словесному указанию».
Игра «Узнай по описанию» (дети подходят к зеркалу). Вы все-дети, похожие, но и
разные. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (размышления детей). Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и общаться. Никто не может заставить нас быть одинаковыми. В Конвенции записано «Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности» (слайд №21). И настроение у нас может быть разным. (слайд №22) Когда бывает такое настроение? (рассуждения детей)
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях дети разных национальностей (дети называют свои национальности, при необходимости воспитатель задает вопросы, уточняет). Каждый народ имеет право разговаривать на родном языке, но если приезжает в другую страну, то должен выучить язык этой страны, чтобы легко можно было общаться. Познакомьтесь еще с одним правом «Право на национальную самобытность и родной язык» (слайд 23) .У каждого народа своя культура, национальная одежда, любимая еда. Коренные народы живут в своих домах. Как вы думаете, люди какой национальности живут в этих домах? (слайд№24, в избе – русский, в чуме - ханты, в юрте – казахи).
Воспитатель: Посмотрите на глобус, как велика и необъятна наша Родина! Она
больше любой страны в мире. Все страны имеют свои гербы и флаги. Граждане России гордятся своим гербом, гимном, флагом. Вспомним стихотворение «Флаг
России» (слайд №25)
Стихотворение читает ребенок:
Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,…
Воспитатель: Каждый ребенок является гражданином своей страны - имеет право на гражданство.(слайд 26) Посмотрите на картинку (слайд №27) и скажите: «Есть ли здесь ребенок из России? » (ответы детей).
Всех нас вместе соединяет в России – ДРУЖБА (дети становятся в круг и берутся
за руки).
Чтоб сказать нам слово «дружба»,
Знать язык порой не нужно.
Крепко руки мы пожмем.
Ведь земля - наш общий дом!
Воспитатель: Вспомните и назовите права, с которыми мы сегодня познакомились? (воспитатель при необходимости показывает картинку – символ, дети называют право; из кубиков, на которых прикреплены картинки- символы, дети строят «Дом прав» (слайд 28).
Домашнее задание. Дети получают конверты с картинками-символами для изготовления аппликации «Дом прав» и задание: нарисовать в этом доме себя.
Приложение № 5
|