«3 способа открыть ребёнку свою любовь»
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь:
Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2.Прикосновение.
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд.
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Приложение № 19
Диспут «Защитим наших детей»
Ход диспута:
Воспитатель: Уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на встрече по проблеме «Защитим наших детей». Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 года, т.е. 20 лет назад Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Т.о., к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной конвенции.
Вопрос: «А как Вы думаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?»
Ответы родителей: «Дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства. Сейчас есть телефоны доверия, но это для старших детей».
Видимо, еще и потому, что человечество с годами не становится лучше и добрее. Много зла на Земле. Хорошо, если у ребенка любящие и заботливые родители. А если нет, то кто защитит ребенка, его интересы. Даниил Хармс произнес недаром свою знаменитую фразу: «Дети – нацменьшинство в империализме взрослых». Проблема защиты детей затрагивает нас еще и потому, что в каждой стране детей не менее 20-25% населения.
Около 30 стран после принятия Конвенции создали службы уполномоченных по правам детей, рассмотрению их жалоб и контролю за соблюдением их прав. Наша страна только начинает заниматься этой проблемой.
Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?
Ответы родителей: «Обязательно. Дети должны осознавать свои права. Если дети осознают свои права, они вырастут свободными гражданами демократического государства».
Действительно, уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Обучение правам человека – процесс долгосрочный и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка.
Завтрашний день России во многом определяется тем, какое поколение мы вырастим сегодня. Главная направленность – признание человеческого достоинства, уважение жизни, права и свободы человека, равенство, неприкосновенность, братство, мир и согласие.
Вопрос: «Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?»
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно – правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.
Наша встреча проходит под девизом «Защитим наших детей от…» Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.
В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из иллюстраций: «Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезный для твоего организма!» «А я не буду!» - протестует внук, - не хочу!»
Вопрос: «А у вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?»
Ответы родителей: « Идет давление на ребенка». «Съесть апельсин после сухаря». «Не давить на ребенка». «Идем от противного: не заставляем, а запрещаем, и он делает все наоборот». «Стараемся объяснить, убедить, а не заставлять. Всегда учитываем мнение дочери».
Воспитатель: А вот часто повторяющаяся ситуация: «Каждое утро я собираю свою внучку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое легкое летнее платье, но я знаю, что в группе сейчас прохладно, и предлагаю ей надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. И вот так у нас каждое утро конфликт. Я знаю, Что если уступлю ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель».
Вопрос: «А как бы Вы разрешили эту конфликтную ситуацию?»
Ответы родителей: «Испачкалось платье, нужно постирать». «Предложить не одно теплое платье, а что - нибудь на выбор». «Нельзя же ходить все время в одном платье, оно быстро износится и будет не красивое».
Выход из ситуации предложил воспитатель: « Мы договорились, что если воспитатель скажет: «В группе прохладно в платье с коротким рукавом, - то ты (Настя) будешь ходить в кофте».
Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не солдаты. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются.
Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение (статья 13). А государства – участники уважают это право каждого ребенка (статья 14).
Воспитатель: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления,…
Это насилие или агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати «болтать» ногами… Что за привычка! Не копайся, ешь…!»
Вопрос: «Оцените стиль общения с пятилетней девочкой?» «Как вы думаете, с каким настроением придет девочка в детский сад?»
Ответы родителей: «Но мама может исправить свою ошибку по дороге в детский сад, попросить у ребенка прощение». «В плохом настроении родители говорят детям неприятные вещи, надо учиться просить прощения». «Раздражение матери передастся девочке и проявится агрессией по отношению к детям в детском саду». «Я всегда прошу прощения у дочери, этому учит христианство».
Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства – участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации… со стороны родителей,…опекунов…(статья 18).
В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражен : гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.
Все мы любим наших детей, хотя понимание этого у всех различно. Татьяна Федоровна, наш психолог, приготовила тест, с помощью которого Вы сами можете оценить Ваше отношение к ребенку.
Психолог: Тест «Цветок». Уважаемые родители! Нарисуйте в центре листа кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.
Вопросы: «Посчитайте, сколько положительных и сколько отрицательных качеств Вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точное качество для Вашего ребенка. Почему Вы так считаете?»
Воспитатель: «Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка. Но есть в ней статьи, посвященные родителям. Прежде, чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.
- «В моей практике был такой случай. На родительском собрании в подготовительной группе выступал отец Алеши. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет».
Вопрос: «А как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей: папа или мама, а может быть детский сад?»
Ответы родителей: «Конечно родители». «Сыном должен заниматься отец, а дочерью – мать». «Дочь ближе к матери». «Должны заниматься родители, а бабушка с дедушкой – на втором плане». «У дедушки и бабушки второстепенная роль, позитивная. Наказывать и поощрять должны оба родителя». «Детский сад нужен для общения, познавательного развития. Детский сад второстепенный в воспитании детей».
- «А вот еще один пример из жизни. Пятилетняя Катя хочет умыться, просит маму согреть ей воду. Папа (по профессии врач), услышав просьбу Кати, заметил: «Надо, Катенька, умываться холодной водой, это полезно для здоровья. Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только теплой водой, холодной умываться нельзя: можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чем ты говоришь? Хочешь, чтобы ребенок действительно простудился? Катя и так у нас слабенькая, ее надо беречь».
- Катя у нас совсем не слабенькая. Ее рост, вес вполне соответствуют возрасту. Ребенка следует не нежить, а постепенно закалять, чтобы не болел.
- У нас с тобой разные мнения на этот счет.
- Ты, видимо, забываешь, что я врач, а ты с медициной не знакома.
- Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим.
Вопросы: «Кто из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?»
Ответы родителей: «Никто. Без ребенка нужно обсуждать проблему». «В принципе прав папа, но, видимо, он совсем не занимается своим ребенком». «Сначала надо подготовить ребенка морально, убедить, а потом менять что – то устоявшееся». «Постоянно надо заниматься воспитанием детей, а не от случая к случаю». «Очень плохо, если у родителей нет согласия по вопросам воспитания.
Воспитатель: «Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого – то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей».
Вопрос: «Если возникает ситуация развода, кто встает на защиту прав ребенка?»
Ответы родителей: «И мать и отец могут воспитывать ребенка». «Мать может запрещать встречи с отцом, заботясь об интересах ребенка».
Воспитатель: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства – участники предпринимают все возможные усилия, чтобы облегчить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы (статья 18)
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.
Прежде, чем встретиться с Вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, стили вашего общения с детьми. О результатах этой исследовательской работы расскажет Татьяна Федоровна Лычакова, наш психолог.
Психолог: Результаты работы с тестом «Хорошие ли Вы родители?» Было опрошено 50 человек из двух групп. При обработке материалов опроса были выявлены следующие проблемы:
Неумение родителей контролировать свои негативные эмоции в общении с ребенком – 78%;
Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций – 52%;
Авторитарность в воспитании – 55%;
Гиперопека как следствие тревожности родителей – 64%.
Одновременно с тестированием и анкетированием родителей, проводили тестирование детей (игра «Почта»). Цель: выявить уверенность, неуверенность ребенка в родительской любви, определить доминирующий стиль воспитания в семьях. Было опрошено 55 детей.
Авторитарный стиль воспитания – 7%;
Демократический стиль воспитания – 11%;
Авторитарно – демократический – 40%;
Демократическо – авторитарный стиль – 42%.
О результатах тестирования Вас и Вашего ребенка можно узнать у меня».
Воспитатель: Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей.
Очень хотелось бы знать Ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, которая будет проводиться в группе. В группе есть тетрадь «Изучаем Конвенцию о правах ребенка», в которой можно высказать свои пожелания, предложения, задать вопросы.
|