Главная страница

Разнообразие форм и методов работы с учащимися группы риска


Скачать 73.01 Kb.
Название Разнообразие форм и методов работы с учащимися группы риска
Дата 12.02.2016
Размер 73.01 Kb.
Тип Доклад

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

городского округа- город Камышин

Волгоградской области

Доклад на педагогический совет на тему:

«Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Докладчик: Иванова А.А.,

Классный руководитель 8б класса

г. Камышин 2011 год

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. В результате произошло отторжение значительной части детей из сферы внимания семьи и общества в целом. В новых условиях наименее защищенной категорией оказывается именно новое поколение. Данная ситуация способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения.

Особенно уязвимыми в современных условиях являются подростки. В плане девиантного поведения подростковый возраст считают периодом повышенного риска. Сказываются такие факторы, как: трудности переходного возраста, пограничность и неопределенность социального положения подростка, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли, а также акцентуированные черты характера (Бойко В.В., 2002).

В последнее время особое место занимают вопросы предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков и приведения его в соответствие с требованиями социальных институтов.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», современная школа должна стать «школой равных возможностей», «школой для всех», поэтому в образовательный процесс должны быть включены все категории детей (одаренные, с девиантным и делинкветным поведением и т.д.). В связи с этим, одним из ведущих требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) признается «способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности». Формирование данной «способности» требует изменения характера подготовки будущих специалистов. Школе требуются специалисты, которые смогут по-иному, в соответствии с новыми стандартами выстаивать образовательный процесс. В основе данного подхода лежит необходимость формирования личностных компетентностей у всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся, психологов и т.д.

При работе с «трудными» детьми и подростками педагоги не понимают причин, типов детей и подростков с трудностями адаптации. Зачастую стереотип «трудного» срабатывает как самосбывающееся пророчество и ребенок начинает вести себя в соответствии с ожиданиями окружающих. В результате образуется замкнутый круг, который не позволяет решить проблемы детей и подростков, а зачастую, приводит к возникновению более серьезных нарушений в развитии ребенка (психическом, социальном и т.д.).

Педагоги не всегда могут выработать оптимальную позицию во взаимодействии с ребенком, который испытывает трудности адаптации, они не осознают свою ведущую роль в возникновении дезадаптции. Для решения проблем в профессиональном становлении педагогов на данный момент существуют различные программы социально-психологических тренингов, которые направленные на формирование профессиональной позиции, развитие педагогической рефлексии, формирование навыков эффективного педагогического общения, педагогической осознанности и пр. В меньшей степени уделяется внимание вопросам подготовки педагога к психолого-педагогической поддержке детей и подростков с трудностями в адаптации. В связи с этим для решения данной проблемы нами была разработана методика подготовки педагогов к осуществлению эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с трудностями в адаптации.

Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы.
Классификация категории трудных детей

- одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью;

-дети–социальные сироты; дети из неполных семей; дети из неблагополучных семей; дети из семей, в которых ребенок подвергается насилию;

- дети, пришедшие в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); дети-подростки («кризис подросткового возраста»); дети-выпускники школы («кризис, вызванный вступлением в самостоятельную жизнь и необходимостью профессионального самоопределения»);

-социально-дезадаптированные дети; дети беженцев; дети мигрантов; дети из зоны военных конфликтов; дети – жертвы Интернет–зависимости.
ИНФОРМАЦИЯ О ТРУДНОМ РЕБЕНКЕ:

  • кто его воспитывает,

  • каковы отношения в семье,

  • успеваемость,

  • посещаемость занятий,

  • досуг,

  • интересы и склонности,

  • с кем дружит,

  • как складываются отношения с учителями.

  • личностные качества, проявляющиеся в поведении и деятельности.


Особенности работы на определенном возрастном этапе

1. «Трудный»: младший школьный возраст


  • Выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе.

  • Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».

  • Вовлекать в интересующую ребенка деятельность.

  • Учить правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, прощать друг другу слабости и недостатки.


2. «Трудный»: средний школьный возраст

  • Подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность.

  • Учить различать истинную и ложную красоту человека.

  • Воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку

  • Формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку.

  • Помочь подобрать ребенку интересное дело.

  • Создать ситуацию успеха в учебном процессе.


3. «Трудный»: старший школьный возраст

  • Необходимы обращение в микрогруппах

ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение.

  • Формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей.

  • Высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.


АНКЕТИРОВАНИЕ

По форме анкеты бывают:

  • открытые (свободный ответ формулирует ученик)

  • закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).



БЕСЕДА

  • Стандартизированная (заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности)




  • Свободная (позволяет изменять вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений; использование открытых вопросов)



При проведении беседы необходимо соблюдать следующие правила:
1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно этого ученика. Только в этом случае Вы можете почувствовать то, что чувствует Ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию.
2. Своей реакцией на слова ребенка Вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято Вами.

3. Необходимо держать паузу. После Вашего ответа ребенку необходимо помолчать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.
4. В тех случаях, когда ребенок возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит, «не закрывая рта», или же ему просто свойственно так разговаривать, а Ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребенка междометиями, короткими фразами типа: «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).
ТЕСТ_ПРОВЕРКА
Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

Виды тестов:

  • тесты интеллекта, способностей, личностные и т.д.




  • проективные методики - получение данных на основе анализа действий испытуемого с материалом (методика незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого либо события, разыгрывание ситуации и т.д.)



ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ


  • выявление отношения к делам, проводимым в классе, интересов и ожиданий ребенка от его жизнедеятельности




  • с помощью изобразительных средств, образных художественных форм, специальных знаков охарактеризовать свой класс, его достоинства, недостатки, достижения




  • посмотреть, может ли ребенок дать себе правильную самооценку и т.д.


НАБЛЮДЕНИЕ

Метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии личностных особенностей ребенка с целью изучения их изменений в определенных условиях.
Карта наблюдения


  • Учебная деятельность

  • Взаимоотношения со сверстниками

  • Взаимоотношения со взрослыми

  • Проведение свободного времени

  • Отношение к труду, профессиональная ориентация

  • Поведение и поступки


«Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи»